Технологическая карта "Музыка в рассказах К. Паустовского"
статья по музыке

Технологическая  карта  "Музыка в рассказах К. Паустовского"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

                                                                                                                                  5     класс

Тема раздела: «Музыка и литература. Что стало бы с литературой. если бы не было музыки.»

Тема урока: « Музыка в рассказах К. Паустовского.

                      Писатели и поэты о музыке и музыкантах.»

Тип урока: комбинированный

Учитель: Холопова Татьяна Борисовна

Цели и задачи:- показать значение  музыки в прозе и  роль музыки в жизни человека.

                           - активизация эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей;

                           - воспитание эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке;

                           - расширить представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии таких видов искусства как «Музыка» и «Литература» на примере творчества В. Моцарта и К. Паустовского;

Планируемые результаты

Предметные

-эмоционально откликаться  на музыку

- сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке

-представлять взаимосвязь  музыки и литературы

- уметь называть имя композитора

Метапредметные

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

Регулятивные:

- развитие умения осмыслить полученную информацию

Познавательные:

-извлечение из литературного  и  музыкального произведения необходимой информации;

Личностные

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки и литературы

Межпредметные связи: музыка. литература.

Ресурсы урока (оборудование): презентация.  компьютер, раздаточный материал. портреты Моцарта и Паустовского, доска.

                                                                                                                               Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

УУД

                                             Организационный момент. мотивация познавательной деятельности

1.Приветствие учащихся

- Здравствуйте, ребята! Очень рада снова видеть вас!

 - Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу

2.Беседа с классом

- Верите ли вы в счастье?

- А что такое, по-вашему, счастье?

- Приведите примеры посетившего вас чувства счастья? 

.- А для меня будет счастьем спеть любимую песню

3.Обратите внимание на таблицы  на доске:

1.На уроке                           2.      Чем вам понравился урок?                             3. Самооценка

Я узнал…                                    О чем заставил задуматься?

Мне понравилось…                   Доволен ли ты своей работой на уроке?

Мое настроение…

К этим таблица мы с вами вернемся в конце урока.

Приветствуют учителя.

Высказывают предположения  участвуют в беседе 

  Отвечают – счастье, музыка

Поют песню «Дорогою добра»

Личностные:

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

 

                                                                                     Актуализация  необходимых знаний

Повторение изученного материала ,определение темы урока, постановка целей и задач.

Давайте вспомним, как звучит тема  этой четверти?

- А как вы думаете, что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

- Да, действительно музыка и литература очень тесно связаны друг с другом.

Музыка часто становится  главным героем литературных произведений и в этом мы с вами  убедились  на прошлых уроках. Она способна проявлять свою волшебную силу.

Учитель зачитывает эпиграф рассказа  К.Паустовского «Фенино счастье».

Просит выделить главные слова.

-А теперь постарайтесь определить  тему и задачи  нашего урока.

Помогает определить тему  урока: «Музыка в рассказах К.Паустовского»

Мы послушаем сейчас музыкальное произведение, упоминающееся в рассказе К. Паустовского «Старый повар». А вы. прослушав  его, ответьте на вопрос: можно ли увидеть, услышать или почувствовать счастье?(звучит фрагмент симфонии 40 Моцарта)

- Кто увидел счастье?

- Кто услышал счастье?

Кто почувствовал счастье?

Размышляют и рассуждают о роли музыки и литературы.

Дети внимательно слушают, отвечают.высказывают свои предположения.

Участвуют в определении  темы  и  задачи урока, обосновывают свой выбор ответа

Внимательно слушают музыку.

Ответы детей.

Познавательные: 

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

- высказывают собственные предложения.

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

- высказывают собственные предложения.

Регулятивные:

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-волевая  саморегуляция в ситуации затруднения .

Личностные:

-эмоционально откликаться  на музыку, , сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке

  1. Организация познавательной деятельности

1.Вот краткое изложение рассказа «Старый повар» К. Паустовского

-Каких героев вы запомнили из этого произведения?

Какую роль  сыгрвла музыка в этом рассказе? Какое чудо она сотворила?

- А можно ли ее назвать главным героем?

-Музыка, буквально, заколдовала всех вокруг, включая самого исполнителя…

Итак, сегодня вы прослушали рассказ, главным героем которого является музыка.

Перед вами портрет австрийского композитора  18 века Вольфганга Амадея Моцарта, музыку которого вы слышали во время прочтения рассказа.
Сказать о том, что это  замечательный  музыкант, всё равно, что ничего ни сказать

Его называли гением в детстве, а композитор Рубинштейн про него сказал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт»

Физминутка. Цель этапа: снятие усталости и напряжени, внесение эмоционального заряда.

                         (Предлагает музыкальную зарядку)

-.Послушайте еще раз музыку и нарисуйте образ счастья, услышанный в музыке (заранее подготовит листы на парте) и назовите свою иллюстрацию.

Выбираются самые яркие иллюстрации.

-Музыка помогает стать счастливым?

Дети внимательно слушают рассказ.

Отвечают(Моцарт. повар.дочь Мария.жена Марта)

Высказывают свои предположения

 

Выполняют практическую работу.

Высказывают свои предположения

Познавательные:

-извлечение из литературного  и музыкального произведения необходимой информации

- размышлять над содержанием музыкального и литературного произведений,  

-построение логической цепи рассуждений, доказательство

Личностные: 

 - проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии рассказа и симфонии.

 Коммуникативные: 

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

  1. Рефлексия, подведение итогов

Закрепление изученного материала. ,отметки за урок, домашнее задание.

-Прочитайте еще раз эпиграф.

Отражает ли он то,  о  чем мы говорили на уроке?

Кто помог нам увидеть, услышать, почувствовать счастье?

- С каким рассказом мы сегодня с вами познакомились? Кто здесь главный герой? Почему?

- Что вы можете сказать о К.Г. Паустовском? О его творчестве?

- Музыка какого композитора звучала в рассказе «Старый повар» К. Паустовского?

Давайте вспомним, какова была задача нашего урока? Справились ли мы с этой задачей?

-А что было главнее на нашем уроке: музыка или литература?

Рефлексия.

-  Как вы можете оценить свою работу?

 

1.На уроке                           2.      Чем вам понравился урок?                             3. Самооценка

Я узнал…                                    О чем заставил задуматься?

                                                     Доволен ли ты своей работой на уроке?

Мое настроение….

 

- Спасибо вам за работу на уроке. Мне было очень интересно в нашей совместной деятельности. Вы меня очень порадовали своей активной работой

-У вас осталось на парте солнышко. Я еще раз включаю музыку, а вы пол ее звуки изобразите условно ваше настроение от урока.

Подведение итогов, закрепление материала, домашнее задание.

Делают выводы.

Отвечают на вопросы. аргументируя свое мнение.

Подводят игоги.

-И музыка и литература, они взаимообогащают друг друга, усиливают переживания.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, делают выводы, определяют домашнее задание

Регулятивные:

- развитие умения осмыслить полученную информацию

Коммуникативные:

 - формирование  умения грамотно строить речевые высказывания..

Познавательные:

- умение структурировать  полученные знания.

Личностные:

- высказывание собственной точки зрения, самоанализ

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

 -самооценка на основе критерия успешности;

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Дополнительный материал к уроку :презентация,  раздаточный материал

Диагностика достижения планируемых результатов: анализ ответов учащихся

Дополнительные творческие задания: Прослушать произведение Моцарта(по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...

Урок по теме "Музыка в рассказе К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» "

План - конспект урока по теме "Музыка в рассказе К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками" ( Базовый учебник  Т.И.Науменко , В.В.Алеева)Цель урока: формирование у учащихся умения следить за...

Урок "Волшебная сила музыки" (по рассказу К. Г. Паустовского "Старый повар")

Урок литературы  с использованием элементов технологии развития критического мышления (чтение с остановками)...

Урок музыки "Музыка в рассказах Паустовского

Конспект урока музыки в 5 классе, посвящённый рассказу Паустовского "Старый повар" и музыке В.Моцарта франмент "Юпитер"...

интегрированный урок музыка-литература по рассказу К.Паустовского Старый повар

Разработка открытого интегрированного урока музыки и литературы для методического объединения учителей музыки и словесности...

Конспект интегрированного урока (литература-музыка) по рассказу К.Паустовского "Старый повар"

Формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар» и музыкальной пьесы Моцарта «Фантазия»...