"Чудо музыки в рассказе К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками", 6 класс
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Интегрированный урок литературы и музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_integr._korzina_s_elovymi_shishkami.doc66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и музыки

«Чудо музыки в рассказе

К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Цели:

Выявление роли прекрасного в культурном и духовном обогащении личности

Развитие представление учащихся о своеобразии музыки в сравнении с художественной литературой

Развитие понимания роли писателя, способного глубоко постичь образную сущность других видов художественного искусства

Развитие эстетического вкуса учащихся, понимания прекрасного в искусстве, влияния искусства на душу человека

 Задачи:

Продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского как «музыкального писателя»

Развитие речи учащихся

Анализ  художественного текста с точки зрения средств художественной выразительности; выявление идеи рассказа

Анализ средств музыкальной изобразительности в произведениях Э.Грига

Углубление знаний о жанре концерта

«Художники, как Бах и Бетховен, воздвигали храмы на высотах. Я же хотел строить для людей жилища, в которых они чувствовали бы себя уютно и счастливо». Э. Григ.

Ход урока

Мы с вами продолжаем знакомство с рассказами К.Паустовского.  Этого писателя называют «музыкальным». Почему? (писал о великих композиторах)

 Сегодня наш разговор пойдет об Э.Григе. Мы с вами обратимся к рассказу «Корзина с еловыми шишками», посвященному норвежскому композитору Э.Григу и девочке Дагни.  

        Берген… Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озера и чистые фьорды, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин. Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ. Конечно, он не мог оставаться равнодушным к этим пейзажам, которые окружали его с детства. Если бы он был художником, он изображал бы их на картинах, если бы он  был поэтом, то писал бы о них стихи. А Григ был композитором. Он сочинял музыку. Недаром рассказ К. Г. Паустовского, посвященный музыке Грига, начинается с описания осеннего леса около моря.

Прочитаем описание осени. На что обращает внимание писатель, описывая лес? (На звуки осеннего леса: шелест листьев, шум прибоя, эхо, подхватывающее каждый звук, птичий свист).

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.

Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.

Какие средства художественной выразительности использует автор? (сравнения, метафоры)

При чтении рассказа Паустовского нельзя не обратить внимание на то, что писатель рисует два вида пейзажа: морской и лесной. Если бы вы были композиторами, то какой музыкой озвучили бы этот текст? Какой характер музыки выбрали бы? (нежная, трогательная, страстная, загадочная, игривая, восторженная).

Перед тем как прослушать отрывок из произведения Э.Грига, осталось выяснить его жанр. В тексте я нашла подсказку: «Дагни слушала симфоническую музыку», «Рояль мог петь обо всем».

Слушание фрагмента « Концерта для фортепиано с оркестром»(1868 г.) Грига.

Как вы думаете, ребята, можно ли эти звуки изобразить в музыке и какими музыкальными средствами это можно сделать?

Как можно определить настроение в музыке? (Оно меняется: то нежное, спокойное, то вдруг порывистое, взволнованное, музыка звучит то громко, то тихо).

Музыка Грига, которая прозвучала, так и называется - концерт. Слово «концерт» латинское, в переводе означает «соревнование». Кто же соревнуется в музыке Грига? ( Фортепиано и оркестр). Это сочинение Грига так и называется « Концерт для фортепиано с оркестром», и именно оно стало подарком для главной героини рассказа Паустовского.

Поэт В. Боков так отзывался о музыке Грига:

Фиорды Грига пахнут хвоей.

От них в душе моей светает.

Как вы понимаете эти слова?

-     В том лесу, который так выразительно описывает писатель, и встретились осенним днем композитор Эдвард Григ и маленькая дочь лесника Дагни. Что привлекло  его в этой девочке?

У нее были красивые глаза. «Зрачки у нее зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва»

Чем же объяснить желание композитора сделать девочке подарок?

Его поразила ее  открытость, красота, наверное, понравились размышления о маминой кукле…В ее глазах отражалась красота, которую Григ видел вокруг.

Почему Дагни, когда пригласила композитора в дом, рассказывает именно о Стеклянной лодке, вышитой скатерти и рыжем коте? (Они дороги ей, она хочет поделиться своими радостями).

Что можно сказать о девочке, для которой эти вещи являются настоящим сокровищем? (Ей присущи естественность, открытость, доброта, мечтательность, поэтичность, душевная красота). Эти качества и разглядел в девочке великий композитор.

Теперь перенесемся в дом Грига в Берне. Что из себя представлял этот дом? (В нем не было ничего, кроме рояля и дивана). Почему? (Чтобы ничего не мешало, не отвлекало от музыки).

Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.

Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль.

Что Паустовский пишет о рояле? С чем он его сравнивает? ( С голосом человека: «Рояль мог петь обо всем - о порыве человеческого духа к великому и о любви».).

Давайте послушаем, о чем вам рассказали звуки рояля.

МУЗЫКА 

Что вы услышали в музыке? О чем она вам рассказала?

- Что вы услышали в этой музыке?

- А как пишет об этом Паустовский?

«Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу».

- Как пишет Паустовский об игре Грига? («Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали. Тогда в тишине еще долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная сестрами »).

О чем это говорит? ( Григ играл с большим чувством, вкладывая в свою игру душевные переживания).

Понравилось ли вам это описание? Какие еще звуки жили в доме? (песня сверчка, звуки капающей воды)

Интересно, что Григ был неплохим пианистом и даже много раз выступал на сцене. Вот что писали газеты после одного из таких концертов: «Григ – настоящий Орфей за фортепиано. Он очаровывает своих слушателей. Он играл необычайно мягким, красивым звуком…». Так описывали игру Грига журналисты. А как писатель Паустовский в своем рассказе показывает волшебную, покоряющую силу музыки Грига? (Чтение фрагмента рассказа со слов: «Каждый слушал по-своему» и до конца).

Каждый слушал по-своему.

Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.

Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и поглядывал в щелку за Григом.

Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига.

Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.

Музыка Грига понятна и близка этим простым людям. Почему? Композитор берет свои мелодии из звуков природы, его музыка о простых человеческих чувствах, о любви, о красоте, о добре).

Музыка какого композитора была также понятна и близка простым людям (Чайковский, «Скрипучие половицы», Феня и Василий).

Давайте обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете эти слова Грига? ( Музыка Грига доступна пониманию каждого, она говорит о близком и понятном, пробуждает простые человеческие мечты и стремления).

О чем же была музыкальная пьеса, посвященная Дагни? ( О прелести молодости, о красоте окружающего мира).

Что как бы говорил Дагни композитор своей музыкой? Давайте послушаем отрывок из рассказа.

Чтение наизусть:

«Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.

Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты – блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце.

Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься»

- С чем сравнивает композитор девушку? (с ранним утром, с белой ночью, с ее загадочным светом, со счастьем, с блеском зари).

- Какая метафора подчеркивает ощущения девочки, когда она слушает музыку (у тебя на сердце расцвел белый цветок»)

- Почему именно белый цвет постоянно встречается при описании Дагни? (это цвет чистоты, девочка- светлое, чистое создание)

- Какую мысль хотел вложить Григ в свою музыку? («Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна».).

Перенесемся на десять лет вперед. Какой мы теперь видим Дагни? ( Чтение портрета).

«Дагни была уже стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами»

- Каково ее увлечение? ( Театр). Как это характеризует Дагни? ( В ней остались те качества, которые мы в ней видели прежде - отзывчивость, понимание прекрасного). Она верила всему, что происходит на сцене.

-     Кто поддерживает Дагни в ее отношении к театру? (Нильс).

Что необычного в увлечении Нильса? ( Он умел различать пароходы по их гудкам).

Пароходы весь день покрикивали в открытые окна. Дядюшка Нильс так изучил их голоса, что, по его словам, безошибочно знал, кто гудит – «Нордерней» из Копенгагена, «Шотландский певец» из Глазго или «Жанна д'Арк» из Бордо.

Как это его характеризует? (Человек с тонким слухом и с тонкой поэтической душой). На кого была похожа Дагни, по его словам? Почему? ( «Она похожа на первый аккорд увертюры» - Дагни молода, она только начинает жить, увертюра – вступление к муз.произведению).

Когда проходит концерт?

«Был теплый июнь. Стояли белые ночи. Концерты проходили в городском парке под открытым небом»

Случайно ли автор устраивает концерт, на который собиралась Дагни, в пору белых ночей? (С белой ночью ее сравнивал Григ, сочиняя посвященную ей музыку).

«Ты – белая ночь с ее загадочным светом»  

Как вы представляете себе ту музыку, которую сейчас услышит Дагни?

( Мечтательная, возвышенная, нежная, загадочная).

Слушание фрагмента из « Концерта для фортепиано с оркестром».

      -    Какие чувства переполняли душу Дагни?

      -    Какие средства музыкальной изобразительности использует композитор? (музыа волнообразная, динамичная).

Как слушала Дагни музыку? («Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни картины, похожие на сны»). Какие картины возникают перед мысленным взором Дагни?

   Чтение текста:

Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!

Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.

 Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась легкая рябь. Сквозь нее светили звезды.

Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.

В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты – счастье, – говорил он. – Ты – блеск зари!»

Музыка стихла. Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты

     -     Почему музыка так сильно взволновала девушку? (она напомнила ей мир детства, разбудила лучшие воспоминания, надежды на лучшее, стремление к красоте, добру, веру в счастье, любовь).

Почему Дагни смогла услышать и увидеть все это? (Музыка, как живопись и поэзия, способна вызывать пространственные картины в сознании человека, наделенного, как Дагни, богатым воображением, умением чувствовать, мечтать, но иначе - гармоническим сочетанием звуков или их дисгармонией, мелодией, интонацией).

Как Паустовский показывает, что музыка, передавая чувства композитора, вызывает ответные переживания слушателя? (Сравнение двух отрывков из 2 и 4 глав рассказа).

2 глава:

Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Спасибо!» – говорит она, сама еще не зная, за что она благодарит его.

 4 глава (наизусть Даше от 1 лица?):

«Он умер! – думала Дагни. – Зачем?» Если бы можно было увидеть его! Если бы он появился здесь! С каким стремительно бьющимся сердцем она побежала бы к нему навстречу, обняла бы за шею, прижалась мокрой от слез щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: «Спасибо!» – «За что?» – спросил бы он. «Я не знаю… – ответила бы Дагни. – За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек».

Чем отличаются эти фрагменты? ( В представлении Грига Дагни говорит «спасибо», не зная, за что. Сама Дагни во время мысленного разговора с Григом благодарит его за «щедрость», за то, что он открыл ей то «прекрасное, чем должен жить человек». Значит, она поняла все, что хотел сказать ей своей музыкой великий  композитор).

Как вы понимаете значение слова «щедрость» в данном контексте? (щедрость души, композитор вложил душу в свою музыку)

В чем смысл такого близкого сходства двух фрагментов рассказа? (Музыка звучит, когда композитора уже нет в живых, утверждая бессмертие души и победу того «прекрасного, чем должен жить человек». Эта волшебная сила маленького, хрупкого человека преодолела не только время, но и саму смерть. И в этой победе торжество великого Божьего дара – дара искусства, зовущего в ту страну, где  «никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимет друг у друга счастье».

Как понимать заключительные слова рассказа?

«Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром».

 (Нильс понял, что жизнь Дагни будет полна добра и света, в ней будет любовь, а сама  

  Дагни станет таким же щедрым человеком, как  и Григ).

 - Как вы думаете, за что Дагни любила жизнь?  (за то что просто живет, что можно наслаждаться красотой мира, что она счастлива)

Так в чем же заключался подарок, полученный Дагни? И всегда ли подарок представляет из себя нечто материальное, может быть, не менее важен дар, обогащающий нас духовно, внутренне, «облагораживающий душу и нравы», как писал Григ?

- «Все хорошие книги сходны в одном – когда вы дочитываете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда останется при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места…».  А что осталось у вас на душе после того, как мы прочитали и обсудили рассказ Паустовского?

- Какой урок дает нам писатель?

-    Что сближает рассказы К. Г. Паустовского «Старый повар», «Скрипучие половицы» и «Корзина с еловыми шишками»? ( В том и другом рассказе речь идет о музыке, способной влиять на жизнь человека, изменять ее, вызывать глубокие чувства, переживания, преодолевать время и пространство. В центре каждого рассказа – образ великого композитора, наделенного душевной щедростью, способного создавать музыку, делающую людей счастливыми, отдающего людям свой талант, приносящего им радость).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...

Интегрированный урок по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Интегрированный урок литературы и музыки в 5-м классе....

Презентация к уроку по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Презентация к интегрированному уроку по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...

Рассказ К. Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

привитие любви к творчеству К. Паустовского и развитие воображения при работе с текстом....

Рассказ К. Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Интегрированные уроки музыки и литературы...

Урок по теме "Музыка в рассказе К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» "

План - конспект урока по теме "Музыка в рассказе К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками" ( Базовый учебник  Т.И.Науменко , В.В.Алеева)Цель урока: формирование у учащихся умения следить за...

Конспект интегрированного урока чтения и музыки по произведению К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками", 6 класс коррекционная школа-интернат.

Интегрированный урок чтения и музыки в 6-м классе.Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»«Волшебная сила бессмертной музыки»(обобщающий  урок по теме)     Цели: 1. ...