Активизация слухового внимания в работе над чистотой интонирования в классе хорового пения
методическая разработка по музыке

Каменная Евгения Александровна

Семинар "Активизация слухового внимания в работе над чистотой интонирования в классе хорового пения"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР (30.10.2019)

Место проведения: МАУ «Школа искусств» г. Когалыма

Докладчик: Каменная Евгения Александровна, преподаватель по классу хорового пения

Тема: Активизация слухового внимания в работе над чистотой интонирования в классе хорового пения.

В последнее время всё актуальнее становится проблема осмысленности музыкального исполнения среди обучающихся игре на разных инструментах. Это касается и тех учащихся, кто планирует сделать музыку своей профессией, и тех, кто занимается «для себя», проходя  курс обучения в Детской музыкальной школе или Детской школе искусств. На сегодняшний день разработаны специальные дифференцированные программы для учащихся детских музыкальных школ, рассчитанные на детей, занимающихся для «общего развития» (ОРП), и детей, проходящих курс «предпрофессиональной подготовки» (ФГТ).

Уровень сложности исполняемых произведений среди учащихся, занимающихся по программе «предпрофессиональной подготовки», растёт с колоссальной скоростью. Музыка приближается к спорту – теперь дети ставят рекорды: по технической оснащённости, беглости пальцев, скорости реакции, по количеству запоминаемого текста. При этом исполнение всё реже проникнуто чувством, глубиной содержания, яркостью музыкально-художественных образов. Т.е., музыкальное исполнительство перестаёт быть искусством, теряя самое главное – творческую составляющую исполнителя.

Винить в данной проблеме можно многое: слабую музыкальную одарённость конкретного ребёнка, общее падение культурных ценностей в современном мире, приближение музыки к спорту по количеству «соревновательных» мероприятий: фестивалей, конкурсов, «отборов» на различные концерты. Работу педагога часто оценивают по количеству лауреатов в классе. Нередко педагог использует единственного способного ученика для продвижения себя в карьерном плане: ученик, обладающий незаурядными техническими возможностями, годами исполняет выученную однажды сложную программу, выступая на международных конкурсах и делая «имя» своему педагогу.

Корень проблемы бессмысленности исполнения часто кроется в самом начале обучения игре на инструменте: именно в этот период ребёнок либо приучается «слушать себя» (контролировать исполнение слухом), либо нет. Научить этому не всегда получается у педагогов, работающих в системе дополнительного образования, хотя правильно учить необходимо всех – и тех, кто занимается по программе «предпрофессиональной подготовки», и тех, кто занимается для «общего развития». Есть музыкально одарённые дети, которые изначально «живут в музыке»: играя, они сразу «включаются» и всегда контролируют исполняемое – их слух нужно только развить до необходимого уровня. Но есть и другие дети, которых нужно научить слушать. Это ни в коем случае не означает, что эти дети музыкально «ущербные» и им нельзя быть музыкантами. Часто из них вырастают прекрасные исполнители, но при правильном подходе к процессу обучения.

Хотелось бы заострить внимание именно на взаимосвязи «слух – музыкальная интонация – музыкально-художественный образ», поэтому мы умышленно не касаемся здесь многих профессиональных аспектов начального периода обучения игре на инструментах: постановки рук, посадки, разбора нотного текста и пр., ничуть не умаляя их значения.

Ребёнку трудно понять, что он себя «не слышит». В этом есть определённый конфликт обучающего и обучаемого: каждый вкладывает в понятие «слышать» - своё, а в итоге нет главного для педагогики – взаимопонимания между преподавателем и учеником. Для педагога понятие «слышать себя» означает контроль качества звукоизвлечения, слуховой самоконтроль музыкальной выразительности исполняемой фразы или сочинения в целом. Для ребёнка «слышать себя» означает фиксирование слухом той ноты или созвучия, которое он только что нажал на инструменте, т.е. ребёнок слышит только момент удара по клавише, но не слышит «протяжённости» звука, того, что длится после непосредственного нажатия. Именно поэтому многим детям свойственна несвязная игра  «по одной ноте»: звуки у них не объединяются в мелодическую линию. В итоге, педагог упрекает ребёнка в том, что тот «себя не слышит», а ребёнок справедливо возражает, что он себя слышит прекрасно. И результата от такого занятия нет, потому что учитель и ученик друг друга не понимают.

Иногда детям с «абсолютным» звуковысотным слухом бывает труднее слушать себя, чем детям с «мелодическим» или  «гармоническим» слухом. Объясняется это тем, что «абсолютники» бывают менее музыкально восприимчивы: предельная звуковысотная чёткость мешает им уловить интонационное или гармоническое богатство музыки. Подобные индивидуальные особенности учеников необходимо учитывать педагогам-музыкантам.

Великий педагог и исполнитель Г.Г. Нейгауз писал: «Музыка – искусство звука. Она не даёт видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками. Но говорит так же ясно и понятно, как говорят слова, понятия и зримые образы» [2, 71]. Постоянная и поэтапная работа над звуком – неотъемлемая часть обучения игре на инструменте.

Мы считаем, что самый первый этап в развитии слуха ребёнка – научить его слышать длинный звук. Следующий этап – использовать этот навык при разучивании любых простейших одноголосных «песенок-попевок»: заострять внимание ребёнка на «протяжённости» звучания, а не на моменте удара по клавише. Выдающийся пианист-педагог современности И.И. Юдович говорит: «Сначала нужно уметь слышать один звук, потом – все звуки. Так, постепенно, они выстраиваются в мелодию».

В быстрых пьесках передать характер произведения ребёнку проще, чем в медленных, распевных. Это объясняется тем же: медленные пьесы требуют особой интонационной выразительности, которая возможна только в том случае, если ребёнок хорошо слушает себя и объединяет звуки между собой, «вытягивая» мелодию. Это уже следующий этап работы над развитием слуха. Полезно научить ребёнка постоянно петь про себя, вести мелодию как бы «внутри себя». Развитый «внутренний» слух – очень важный навык для будущего музыканта.

Особое «слуховое» внимание (слуховой самоконтроль) к передаче выразительности музыкальных интонаций во время исполнения способствует большему погружению ребёнка в музыкально-художественный образ произведения, развивает учащегося в творческом отношении, подогревает его интерес к музыкальной деятельности и к музыке в целом

Интонация – самая малая смысловая ячейка в музыке, образуемая последовательностью  двух  (и больше)  звуков.

Кроме понятия интонации, как частицы мелодии, существует еще понятие – интонация исполнительская, т.е. передача высоты звуков при исполнении.

Точное  интонирование  или  чистая  интонация – верная передача высоты музыкальных  звуков.

Эти два определения – интонация как частица мелодии и интонация исполнительская – связаны между собой, т. к. исполнение даёт возможность услышать музыкальную интонацию.

В фонетической лаборатории сектора музыки и пения педагогами - практиками было проведено специальное исследование причин фальшивого пения. Удалось установить, что основной причиной чаще всего является отсутствие у таких детей координации между слухом и голосом. Специальные занятия с фальшивящими детьми показали, что этот недостаток возможно устранить, причем наиболее успешны занятия с детьми в возрасте до 8-10лет. Опытные педагоги и методисты В.К Белобородова, А.А. Луканин, А.Г. Раввинов, Г.П. Стулова, Д.Е. Огородный также подтверждают необходимость занятий с неточно интонирующими детьми, преимущественно в подгруппах.

Чтобы приучить детей внимательно прислушиваться к звучанию произведения нужно создать благоприятную атмосферу. Большую роль здесь играет создание эмоциональности, яркости восприятия детьми художественного образа. На первый план выступает качество её исполнения. При слушании вокального произведения, звучание мелодии, аккомпанемент, словесное содержание затрагивают различные  стороны восприятия: дети воссоздают содержание, переживают чувства, отраженные в произведении, запоминают мелодию.

Важное значение в организации внимания детей имеет слово педагога. Его беседы, пояснения, указания способствуют целенаправленному процессу слушания, развивающему эмоциональную отзывчивость детей и осознанность восприятия ими музыки.

При слушании эту цель ставит перед детьми педагог. Можно объяснить детям — что слушать в произведении, для чего слушать. При этом дети привыкают не просто слушать, но слышать в музыке всё, что доступно для их понимания; следовательно, учатся сознательно воспринимать музыку. Тогда и музыкальные представления становятся полнее и  ярче, определённее.

Характер объяснений педагога, конечно же, должен соответствовать уровню развития детей, иначе указания не достигнут цели. Эффективными будут те пояснения, указания или краткие беседы, сопровождающие слушание музыки, в которых педагог опирается на опыт детей, оживляя этим путём ранее известные впечатления, представления, связывая жизненный опыт детей с содержанием музыкального произведения.

В передовой практике наряду со словом педагога успешно используют при слушании музыки и другие виды искусства: показ картин или чтение стихов, близких по сюжету к песне. Но существует мнение, что при обучении детей старше 6 лет излишне пользоваться такими приёмами, т. к. дети уже настолько развиты музыкально, что сама музыка достаточно эмоционально воздействует на них.

Существуют особенности показа приёмов пения, благодаря которым в процессе разучивания резче выступает как вокальная специфика каждой песни, так и учебная задача, которую преследует тот или иной приём. Это, например:

  • подчёркнуто чёткое начало;
  • особая протяжённость звука при пении напевных песен;
  • особенно чёткий ритм при пении быстрых песен;
  • выделение(динамическое или темповое) трудных для произношения слов;
  • выделение  интонационных  оборотов;
  • протягивание  концов  музыкальных  фраз или чёткого снятия звука;

В процессе работы над чистотой интонирования и активизацией слухового контроля нельзя забывать и о правильном, свободном звукоизвлечении, обращать внимание учащихся на качество исполняемого звука (не форсировать звук).

Приёмы, используемые в процессе работы активизации слухового внимания:

  • Неоднократные иллюстрации голосом отдельных фраз
  • Показ голосом различных вариантов исполнения
  • Фонопедические упражнения (глиссандирование на звуке) в сочетании с движениями рукой
  • Ритмические упражнения (прохлопывание  ритмического рисунка фразы)
  • Упражнение «Зеркало» (повторить фразу, пропетую педагогом)
  • Упражнение «Ручеёк» (пение в унисон, на одном звуке)
  • Упражнение «Паровозик» (поочерёдное вступление голосов со сменой динамики и темпа)
  • Упражнение «Сломанный телевизор» (чередование пропевания текста с пением закрытым ртом)

Особенности показа приёмов пения:

  • подчёркнуто чёткое начало;
  • особая протяжённость звука при пении напевных песен;
  • особенно чёткий ритм при пении быстрых песен;
  • выделение(динамическое или темповое) трудных для произношения слов;
  • выделение  интонационных  оборотов;
  • протягивание  концов  музыкальных  фраз   или чёткое снятие

Условия активизации слухового внимания:

  • Эмоциональный настрой на прослушивание произведения
  • Слово педагога (беседа, пояснение, цель и задачи прослушивания)
  • Соответствие репертуара возрасту обучающегося
  • Использование других видов искусства (картины, стихи)
  • Качественный показ произведения при первом прослушивании (эмоциональное исполнение педагогом, музыкальное сопровождение)

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха, они основа пения, необходимое и важное условие в зарождении певческого процесса, которым необходимо сознательно управлять. В предлагаемой работе освещен...

конспект открытого урока на тему: "Активизация слухового контроля в процессе освоения репертуара в младших классах"

Независимо от направленности музыкального образования управление всей музыкальной деятельностью происходит с помощью слуха. Именно навыки слухового контроля обеспечивают развитие музыкально-творческог...

Программа по классу хорового пения (адаптированная и вариативная)

Программа по хоровому пению, нацеленная на формирование музыкального мышления, овладение музыкальным языком, музыкальной терминологией, вокально-хоровыми и слуховыми навыками....

«Вокально-хоровая работа как средство возрождения традиция хорового пения: мой опыт работы», Славнецкая Л.В.

В своей работе, я всегда учитываю то, что учащиеся 1-6 классов любят петь. Они нуждаются в активной деятельности и творческом самопроявлении....

Конспект проведения открытого занятия по теме «Работа над правильной чистотой интонирования»

Приобщение детей к миру певческого искусства, заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса...

Активизация слухового внимания в работе над чистотой

Активизация слухового внимания в работе над чистотой 30.10.2019...

Особенности работы концертмейстера в младших классах хорового пения

Современные требования к профессиональной деятельности концертмейстера в УДОД...