Консультация для родителей и педагогов. «Развитие речевых и певческих навыков с помощью артикуляционных, дыхательных, речевых и ритмических упражнений и игр».
консультация по музыке

Трайзе Майя Владимировна

Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции. Таким образом, обучение пению детей является мощным

средством их воспитания и развития. Развитие детского певческого голоса начинается с развития речи и речевого аппарата.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие речевых и певческих навыков с помощью  артикуляционных, дыхательных, речевых и ритмических  упражнений и игр».

Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции. Таким образом, обучение пению детей является мощным

средством их воспитания и развития.Развитие детского певческого голоса начинается с развития речи и речевого аппарата.

Содержание деятельности по развитию певческого голоса дошкольников

Работа по развитию певческого голоса проводится поэтапно:

1 этап – подготовительный, речевой.

2 этап - основной, переход от речи к пению

3 этап-исполнение песенных произведений

Основными видами деятельности на подготовительном этапе являются:

  • - артикуляционная гимнастика;
  • - игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;
  • - развивающие игры, «рисование голосом»
  • -речевые игры, ритмические игры, пальчиковая гимнастика.

Цель, которых легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:

Задачи:

  • - «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата;
  • - обострить интонационный слух;
  • - подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков;
  • - сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.

   Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идет параллельно певческому этапу. На речевом этапе удобно работать над формированием таких  певческих навыков, как  дикция и дыхание. Артикуляционная гимнастика  эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка язычка».

Наш забавный язычок –

Щелк, щелк, щелк, щелк.

Чистим зубки мы умело

Вправо, влево, вправо, влево.

Мы нисколько не устали

Вверх и вниз им двигать стали.

Словно пчелы пожужжали,

Ж-ж-ж-ж-ж….

Как машины порычали.

Р-р-р-р-р-р….

Как лошадки вскачь пустились

Вовремя остановились!

Тпр-р-р-р-р-р…

Упражнение «Гуси»

на устранение зажатости нижней челюсти.

Педагог. Гуси, гуси,

Дети.  Га-га-га

Педагог. Петь хотите?

Дети. Да-да-да

Педагог. Ротик открывайте

Дети. Га-га-га.

Педагог. Песню запевайте.

Дети. Га-а-га.

Игровая  дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям.

«ЧАСИКИ»

Часики вперёд идут,

За собою нас ведут.

И. п. - стоя, ноги слегка расставить.

1 взмах руками вперёд «тик» (вдох)

2 взмах руками назад «так» (выдох)

«ПЕТУШОК»

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

Встать прямо, ноги слегка расставить,

руки в стороны - (вдох), а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»

повторить 5-6 раз.

«НАСОСИК»

Накачаем мы воды,

Чтобы поливать цветы.

Руки на поясе. Приседаем - вдох, выпрямляемся - выдох.

Можно выпрямляясь произносить - «с-с-с»

«ПАРОВОЗИК»

Едет, едет паровоз

Деток в садик он привёз.

Дети двигаются по кругу. Руки согнуты в локтях и прижаты к телу, пальцы сжаты в кулачки.

Делая соответствующие движениядети приговаривают «чух-чух-чух».

Упражнение выполняется 20-30 сек.

«ДЫХАНИЕ»

Тихо - тихо мы подышим,

Сердце мы своё услышим.

И. п. - стоя, руки опущены.

1 медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнёт расширяться - прекратить вдох и сделать паузу (2-3 сек). 2 - плавный выдох через нос.

Развивающие игры  «Рисование голосом» Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям интонациями голоса «рисуем» различные образы (ветер, волны, облака, дождь, солнце и т.д.), Все эти упражнения  помогают детям легко переходить границу от речевой к певческой интонации.

Игры на развитие звуковысотного слуха.

Большая и маленькая собачка. (Лает низким высоким голосом)

Высоко –низко (самолет поднимается вверх и вниз. На звук А голос поднимается вверх вниз)

Речевые и ритмические игры.


 «Имена»

                Дети располагаются по кругу и выполняют следующие игровые действия:

  • Каждый друг за другом называет свое имя.
  • Каждый называет свое имя, проговаривая четко каждый слог.
  • Затем проговаривая свое имя, каждый его слог отмечает хлопками.
  • Проговаривая свое имя и шлепая по коленям.
  • Закрывать глаза и произносить имя друг за другом.
  • Как еще можно произнести свое имя ? (шепотом, тихо, громко, высоким      голосом, низким, медленно, быстро и т.д.)
  • Дети свободно ходят по комнате, каждый тихо произносит свое имя, но по сигналу все должны сесть на свои места или встать у окна.
  • Дети в кругу произносят свои имена одновременно, получается небольшой шум. Если у педагога широко расставлены ладони, то произносят громко, а если ладони близко - тихо. В этой игре дети слышат речевое многоголосие, изменяя его динамику по руке ведущего.

  «Камушки»

Тук-тук камушки, (2 удара камушками-руки вперед)

Тук-тукзвонкие,  (2 удара камушками-руки вперед)

Буль-буль-буль,  шумит волна,-(3 удара, показать волну)

А где рыбки ти-ши-на. (2 удара, руки опустить на колени)

 «Барабан»

Педагог. Мне купили барабан

Дети. Бам-бам-бам!(3 хлопка по коленям, или по барабану)

Педагог. Я на нем играю самДети. Бам-бам-бам!

(3 хлопка по коленям, или по барабану)

2-этап. Основной  - переход от речи к пению.

Виды деятельности

  • Музыкально-дидактические игры.
  • Игровые  распевания, валеологические распевания, разучивание песни.
  • На втором этапе можно  беседы по темам: «Что такое хор?», «Кто такой дирижер?».
  • Знакомство  детей с певческой установкой.

Весёлые клоуны.

Первый клоун.  Если хочешь стоя петь - головою не вертеть!

Встань красиво, подтянись, и спокойно улыбнись.

Второй клоун. Если хочешь сидя петь-не сутулься, как медведь,

Сядем прямо, ровно, спину держим стройно, Ноги твердо в пол упрем-и поем!

Третий клоун.

Делать мягким вдох старайся,

Вдыхай носом, а не ртом.

Да смотри,  не  отвлекайся,

Сделал вдох – замри потом.

Выдох делай тихим, плавным,

Как кружение листа –

Вот и выйдет песня славной,

И свободна и чиста!

Словно волны у реки, звуки гласные легки,

Будто птицы на лету -А-Э-И-О-У

Спинки-тростинки.

Мы проверим спиночку

Спиночку- тростиночку.

Вот она какая -

Спиночка прямая!(Сл.М. Картушина)

«Сидит дед».

Сидит дед ему сто лет,

Затем садятся прямо и весело поют:

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие.

Валеологические песенки-распевки. Несложные, добрые тексты  и мелодия, состоящая  из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат  во время проведения образовательной деятельности, подготавливают голос к пению.

Литература:

  • Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992
  • М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду» 2004 год