Отчет о проделанной работе за аттестационный период2014-2019 гг
презентация к уроку по музыке

Вдовина Людмила Мухарамовна

Аналитический отчет, по большей части развития собственного опыта, для возможности реализовать себя. как специалиста, в работе с детьми.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Отчет о проделанной работе за аттестационный  период 2014 - 2019 гг

музыкального руководителя ГКУСОМО Ивантеевский СРЦН «Теремок»

Вдовиной Л.М.

Пояснительная записка


Основная цель социально-реабилитационных центров и центров помощи семье и детям – это адаптация, реабилитация и социализация детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в социально-опасном положении и(или) иной трудной жизненной ситуации, которые оказались безнадзорными (беспризорными), лишёнными своего семейного окружения, либо не имеющие возможности оставаться в таком окружении, и поэтому имеют право на особую защиту и помощь государства.

Главные задачи всех специалистов учреждений социальной сферы – воспитание, развитие и, при необходимости, коррекция личностных особенностей детей и подростков. Одной из ведущих задач всех специалистов и основой содержания реабилитации и социализации является формирование у воспитанника базовой культуры личности.

В социальных центрах все задачи реализуются комплексно, в целостном социально-педагогическом процессе, каждым специалистом в отдельно взятой области.

Направление деятельности музыкального руководителя – используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности, с учётом индивидуальных, возрастных, а также творческих способностей воспитанников, способствовать коррекции выявленных нарушений нравственно-эстетической сферы, формированию и развитию социально-личностных компетенций в области эстетической культуры, которое осуществляется в процессе эстетического воспитания.

Эффективность и интеграция в социальной реабилитации несовершеннолетних - понятия сложные, но очень нужные. Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. В реабилитационной работе с детьми важно не только не создавать условия для развития отрицательных эмоций, не менее важно не задавить положительные - ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека. Ребенку необходимо специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений.

Конечно, за  кратковременный срок пребывания невозможно обучить и воспитать ребенка, но посеять, привить, познакомить, приоткрыть дверь в мир прекрасного и доброго — это возможно.

По глубокому убеждению В.А.Сухомлинского, «музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности».

 Музыкальному руководителю в этом вопросе отводится особая роль, так как музыкальная деятельность носит не только творческий  характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития. Поэтому цель работы педагога-музыканта – сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.

Из пояснительной записки

 «Работа музыкального руководителя на современном этапе наполняется новым содержанием.  Его  задача – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Учитывая особенности детей, они должны искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития».

Из пояснительной записки к требованиям по организации и проведению музыкальных занятий в ДОУ, согласно требованиям нового государственного стандарта образования в РФ

Профессиональная деятельность музыкального руководителя является необходимым звеном коррекционного, воспитательного процесса всех специалистов центра, формирует положительные эмоции.

Взращенные с любовью…

Любить детей, играть с ними, доставлять детям удовольствие быть успешными. Творить вместе.

 «Эмоциональная сфера ребенка – фундамент его общения с окружающим миром и развития интеллекта. Эмоциональная сфера ребенка в современном обществе становится похожей на испорченный аппарат; который накапливает в основном деструктивный опыт эмоциональных переживаний, что искажает дальнейшее развитие эмоциональной отзывчивости ребенка, деформирует его структуру психоэмоционального развития».

                                                            В.П. Анисимов

Проблема:

В практике образования и жизнедеятельности в целом, мы имеем массу примеров крайне низкой культуры самовыражения, проявляющейся в различных формах их асоциального поведения, грубых варварских действиях, утверждении «себя» и «своего» на фоне отрицания культурно-ценностных ориентиров. Ориентированность подростков на визуальный ряд, нарушение слухового восприятия.

Как увлечь дошкольников, младших школьников, как сформировать коммуникативную компетенцию для успешной социализации, как ввести в творческий процесс школьников, мальчиков-подростков? Ведь часто приходится слышать: скучно, не интересно, не умею, не хочу (показатель девиантного поведения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию). А ведь это первый признак комплексов, выработанных в негативных условиях.

Для себя, как для специалиста, важным способом преодоления проблем взаимопонимания с подрастающим поколением определила постоянное самообразование, повышение квалификации.

Владение музыкальным руководителем разнообразными методами и приемами, знание разнообразных направлений в музыке дает возможность заинтересовать, включить в творческую деятельность, взаимодействовать - общаться средствами музыки. Создание неформальной обстановки на занятиях развивает креативность воспитанников.

Благодаря пропаганде прогрессивных и продуктивных методов талантливыми и небезразличными специалистами, педагогами, мастерами, в музыкально-образовательном процессе происходят положительные изменения. Невозможно, прикоснувшись к новым знаниям, не изменить свое мировоззрение, видение и не применить полученное, лучшее, в личной практике. 

Проработав шесть лет в реабилитационном центре,  на протяжении всего этого времени занимаясь самообразованием и поиском продуктивных методик, открыла для себя образовательные порталы «Преемственность в образовании» и «Орф-фокус».

 За отчетный период  для «Отделения диагностики и социальной реабилитации» и «Отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» мною были разработаны планы музыкальных занятий, мероприятий и кружковой деятельности, разработаны авторские программы «Музыкальная гостиная» и  «Музыкально-коррекционная работа с  детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации»

(поточный метод работы)

    Для построения педагогического процесса были использованы следующие  программы, технологии, методические пособия:

  • «Настроения, чувства в музыке» О.П. Радынова;
  • «Тутти» программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. А.И.Буренина, Тютюнникова Т.Э.
  • «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» Музыкальные игры. Упражнения, песенки.  Нищева Н.В.
  • «Мы друг другу рады!» Музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста. Котышева Е.Н.

В течении всего отчетного периода проводилась активная работа по самообразованию и саморазвитию с использованием видео, аудио и печатного материала на различных образовательных сайтах и каналах.

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации музыкально-художественной детской деятельности, была направлена на решение следующих задач:

  • создание условий, предоставление шанса каждому ребенку для поиска, индивидуального для него, способов общения с музыкой;
  • творческое развитие его природной музыкальности;
  • высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
  • помощь в формировании внутреннего мира и самопознания (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция);
  • выявление и развитие творческих способностей, формирование духовного потенциала личности.

Были определены задачи по реализации цели:

  • обучение воспитанников простейшим элементам музыкального языка и умению применять его на практике;
  • развитие импровизационного обращения детей со знакомым материалом и умения использовать его по-своему;
  • формирование навыков сотрудничества и сотворчества в детском коллективе;
  • ориентирование воспитанников на успешность.

Для реализации намеченных в плане мероприятий была проделана следующая работа:

Соответственно плану работы проводились интегрированные, групповые и индивидуальные музыкальные занятия с детьми отделения диагностики и социальной реабилитации.

В процессе музыкальной деятельности дети занимались по следующим разделам:

  • Музыкально-ритмические движения.
  • Логоритмика.
  • Хоровое и индивидуальное пение.
  • Музыкальные игры и хороводы.
  • Танцевальное, танцевально-игровое творчество.
  • Театрализация.
  • Элементарное музицирование.

  • По режиму и плану работы, проводились индивидуальные и подгрупповые занятия в отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Соответственно плану велась работа кружка «Музыкальная гостиная».
  • Соответственно перспективного плана велась работа по подготовке и проведению календарных и тематических мероприятий.
  • По режиму и плану работы, проводились индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия в отделении реабилитации несовершеннолетних.
  • Был подготовлены доклады по специализации «Музыка» и, совместно со специалистами центра, проведены семинары:
  • «Организация работы Отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» (2017 г)
  • «Как обрести гармонию» (2016 г) 
  • "Приглашение в страну фольклорию" (2015 г)
  • Была разработана и представлена на ХV Международной Ярмарке Педагогических инноваций программа социальной реабилитации «Познать, почувствовать, полюбить» и приложение к ней, содержащее печатный, аудио и видео материал.
  • Совместно со специалистами центра были разработаны проекты и представлены:

На конкурс «Православная инициатива» - проект «Познать, Почувствовать, Полюбить»

На конкурс «Наше Подмосковье»  -  проект «Умный пешеход».

  • Совершались посещения воспитанников центра приюта для престарелых людей «Золотая осень» с концертной программой и подарками.
  • В течении всего отчетного периода проводилась активная работа по самообразованию и саморазвитию с использованием видео, аудио и печатного материала на различных образовательных сайтах и каналах.
  • В рамках основной реабилитационно-образовательной деятельности были разработаны авторские программы и краткосрочные проекты : программа «Музыкальная гостиная», подпрограмма  «Музыкально-коррекционная работа с  детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации»(поточный метод работы), проект «Мы против терроризма!», проект "Юный пешеход", проект ко Дню матери, проект к 9 мая.
  • Была проведена работа по выявлению одаренных детей. В рамках фестиваля «София 2018» «София 2019», фестиваля детского творчества «Капелька неба»(2017 и 2018)  и всероссийского творческого конкурса «Мир без границ»(2018) дети приняли участие в конкурсных программах, в рамках муниципального этап конкурса для граждан пожилого возраста «Ты супер!» дети приняли участие в развлекательной программе с музыкальными номерами, для участников конкурса.
  • Совместно со специалистами центра ежегодно планировалась и проводилась летняя оздоровительная работа, которая включала в себя:
  • ежедневную утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
  • подготовку и проведение развлечений и театрализованных представлений силами взрослых и воспитанников центра;
  • были организованы выезды воспитанников на экскурсии;

 Подготовка и проведение мероприятий включала в себя:

  • пошив сюжетно-ролевых костюмов
  • изготовление шапочек-масок и других атрибутов (платочки, ленточки, листочки, шарфики и т.п.)
  • оформление музыкального зала
  • написание сценария
  • подборка музыкального оформления мероприятий и репертуара
  • подборка сюжетных, сюрпризных и театрализованных моментов
  • оформление собственных мультимедийных проектов

Регулярно обновлялись и пополнялись методические пособия, дидактические игры и атрибуты, обновлялась фонотека.

В рамках самообразования в 2018 году успешно прошла обучение на курсах повышения квалификации «Музыкальное воспитание в современном мире: основы интегрированных концепций и методик» (144 часа) и «Введение в орф-педагогику» (24 часа).

В апреле 2019 года приняла участие и  вышла в финал конкурса министерства социального развития Московской области «Лучший по профессии» в номинации «Лучший новатор».

В течение всего периода регулярно велась работа по укреплению внутрисемейных связей воспитанников, улучшению эмоционального климата семьи. Применялись различные формы досуга, общения взрослых и детей. Родители с детьми участвовали в конкурсных и праздничных мероприятиях, игровых программах, мастер-классах

Запланированный результат:

  • Развитие коммуникативных навыков, социализация. Обогащение детей новыми впечатлениями, развитие инициативы и самостоятельности средством пения, элементарного музицирования, музыкально-ритмической деятельности. Научить сдерживать активность, когда поют хором, музицируют в оркестре, двигаются в заданном направлении, подчиняться общим правилам.
  • Гармонизация психоэмоционального состояния ребенка Танцевальные занятия влияют на физический потенциал занимающихся. Через занятия танцами осуществляются попытка к эмоциональному восприятию себя в новом качестве, попытка отношения к себе как к полноценной личности и восстановления психологического комфорта в обществе, что является одним из важнейших условий реабилитации.
  • Развитие индивидуальности детей, их способности к творчеству, сотворчеству, сопереживанию. Использование музыкально-театральной деятельности в форме драматизации в процессе социальной реабилитации  не только позволяет ребятам приобрести те или иные навыки и умения, но и подключает элемент соревнования, саморепрезентативности, свойственной публичным выступлениям. Кроме того, сценическая деятельность тренирует способности общения, позволяет устранить коммуникативные проблемы.            
  •   Восстановление контакта в семье, улучшение социального статуса семьи и ребенка. Активизируя участие детей на празднике, имеем возможность проследить динамику развития каждого ребёнка за определённый период времени и наметить следующие ориентиры. Кроме того, проведение праздников и других массовых мероприятий мобилизует включение в активную социокультурную деятельность и детей, и взрослых(специалистов центра и родителей).

Качественный анализ реабилитационно-образовательного процесса: И опыт- сын ошибок трудных…

За аттестационный период мне, как специалисту социального центра, раскрылась многогранная возможность музыкальных занятий в воспитании и развитии личностных качеств детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, имеющих девиантное поведение, неудачный жизненный опыт, детскую психологическую травму. Постоянно наблюдая за качественным изменением поступающих к нам детей,  я нахожусь в поисках нужного, интересного детям, эффективно воздействующего материала, методов, технологий, мотивирующих детей на творческий процесс, получение положительного результата. Специфика социальной работы заключается в постоянном взаимодействии с детьми, не только на занятиях, но и в быту. Проекция семейного воспитания.

План работы музыкального руководителя загружен мероприятиями. И все эти мероприятия направлены на 25 разновозрастных воспитанников (от 3 до 18 лет). Причем, все они прибывают в разные сроки и на разные сроки реабилитации.  Владея различными методами и приемами, мне удается на 80-85 %, реализовывать намеченное. При составлении плана занятий или сценария мероприятия, я учитываю способности всех детей, их настроение, возможности, консультируюсь с ними по выбору репертуара, ориентируюсь на их предпочтения. И только при таких доверительных отношениях происходит полное раскрытие внутреннего содержания ребенка.

Постоянно в работе использую большое количество детских музыкальных инструментов, атрибуты для самовыражения в музыке (шарфики, платочки, ленточки, палочки, бумажные и пластмассовые стаканчики), шляпы. В костюмах, в кукольном театре, происходит перевоплощение детей, реализуется принцип удовольствия и эмоционального  подъема.

В работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ действуют те же принципы индивидуального подхода и гуманистической парадигмы. Вариативность в использовании одних и тех же методов и приемов дает положительное развитие и приносит результативность.

По итогам проведенной работы наблюдается следующая динамика:

В результате самообразования, изучения и внедрения в свою практику новых, продуктивных технологий, разработки собственных методов сотрудничества с детским коллективом, развитие сильных сторон каждого воспитанника (индивидуальный подход) в мероприятиях и на занятиях, использование современного музыкального материала, активно возрос интерес воспитанников к художественно-творческому процессу, у детей появилась регулярная потребность культурного самовыражения через музыкально-творческую деятельность.  В процессе подготовки и участия в конкурсах, внутренних фестивалях и праздничных мероприятиях происходит развитие личностных качеств детей. Все дети охотно участвуют в мероприятиях, применяя полученные в процессе музыкальной деятельности навыки, проявляют творческую инициативу. А также проявляется положительная динамика в решении задач адаптации, социализации, развития коммуникативных качеств.  

Применение передовых опытов на практике:

  • Музыкальное воспитание в современном мире. Элементарное музицирование – основа прогрессивных методик.
  • Русский народный игровой фольклор – как основа для элементарного музицирования.
  • Психологические и практические особенности работы с импровизационно-творческим материалом.
  • Художественное творчество как потенциал развития личности ребенка.
  • «Сопровождение детей с ОВЗ. Место музыкальных занятий в системе коррекционно-развивающей работы»
  • Музыкотерапия – как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. (доклады, семинары, информационные сайты)
  • Элементарное музицирование как средство адаптации и социализации. Терапевтическое воздействие музыки и движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет о проделанной работе методического объединения

о работе методического объединения...

Отчет о проделанной работе учителя - логопеда

отчет о работе учителя-логопеда за учебный год...

Публичный отчет о проделанной работе за 2011 год.

Публичный отчет о проделанной работе за год....

Отчет о проделанной работе

Акция "Кораблик детства" проводился у нас в школе второй раз. Акция основана на совместной деятельности летей и взрослых...