Программа по музыке
рабочая программа по музыке (7 класс)

Капранова Наталья Николаевна

программа по музыке 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_muzyke_7_b_klass_2016-2017.docx55.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная  рабочая  программа составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  06.10. 2009 №373 (от «17» декабря 2010 г. № 1897);
  • авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год).
  • Примерной образовательной программы основного общего образования;
  • Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ №569.

Данная рабочая программа ориентирована на учебник Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка. 7 класс» (Музыка: 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.П. Сергеева,Е.Д. Критская. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012.- 159с.)

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Рабочая программа имеет целью развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры, и способствует решению следующих задач:

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; навыков рефлексии и саморефлексии;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; сознательного отношения к обучению, умения преодолевать трудности самостоятельно; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Краткая характеристика контингента учащихся.

В 7 «Б» классе основными особенностями контингента являются:

  • низкий уровень развития познавательной активности и учебной мотивации;
  • многие учащиеся недостаточно владеют устной речью;
  • уровень внимания низкий;
  • класс дисциплинированный;
  • многим учащимся необходим дополнительный стимул к изучению музыки.

Количество часов, в том числе контрольные, лабораторные и т.д.

В Федеральном базисном учебном плане в 7 классе на изучение музыки   отводится  1 час  в  неделю,  всего  34 часа (34 учебные недели). Контролем знаний являются устные опросы, проверка знаний в форме викторин, кроссвордов, тестирований.

Учебно-методическое (литература основная и дополнительная) и материально- техническое обеспечение

Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
  • Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 20010г.
  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  6 класс», М., Просвещение, 2010г.
  • Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp3,  М., Просвещение, 2010 г.
  • Учебник «Музыка. 7 класс», М.,  Просвещение, 2012г.

Список научно-методической литературы

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2012г.
  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2010г.
  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2009г.
  4. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2010г.
  5. Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе У.Д. Крупской, Г.П.Сергеевой/авт. сост. А.П. Сигаева, С.Н. Сидорова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.
  6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  9. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  10. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 2010г.
  11. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  12. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  13. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  14. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2012г.
  15. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 2013г.
  16. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,2014г.
  17. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,2012г
  18. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», М., Просвещение, 2012г.
  19. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2013г.

20.  «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

21. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2012г.

Максимова Т.С. «Поурочные планы», Волгоград, Учитель, 2004г.

22. Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 1-4 класс», Волгоград, Корифей, 2013г.

23. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

24. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

25.Песенные сборники.

26. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

27. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.

28. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.

29. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

Печатные пособия

Портреты композиторов.

Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал:

Карточки с признаками характера звучания.

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.

Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий».

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».

Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».

Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.

Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».

Технические средства обучения

Музыкальный центр.

Компьютер.

Экран, проектор.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.

Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.

Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.

Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.

Нотный и поэтический текст песен.

Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.

Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

Оборудование кабинета

Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.

Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.

Стол учительский с тумбой.  

Фортепиано

Содержание  предмета

В содержании предмета  рассматриваются  вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок - опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.

Тема 1 полугодия:

«Особенности драматургии сценической  музыки» (16 часов)

        Этот раздел знакомит с произведениями сценических жанров разных стилей и направлений музыки (опера, балет, рок-опера, музыка к спектаклю). Современное музыкальное искусство отличается от классического многообразием стилей и направлений, подчас очень разных по духу и техническим приемам. Полистилистика в современной музыке.

Урок  1.  Классика и современность. Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это  тот опыт, который  донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают  отношение автора к жизни.

           Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» (эпохи, национальный, индивидуальный).

Урок  2-3. В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля

          Расширение и углубление знаний учащихся  об оперном спектакле, понимание  его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

Урок  4-5. Опера «Князь  Игорь». Плач Ярославны. Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. 

         Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.

Урок 6-7. В музыкальном театре. Балет «Ярославна». Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.

Урок  8.  «Героическая тема в русской музыке. Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры.

Урок 9.  В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .

        Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция). Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка.

Урок  10-11. Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».

           Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Урок  12-13. Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».

Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности,  затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление  фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.            

Урок  14. Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».

Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова.

Урок 15. Рок - опера  Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.

Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.

Урок 16. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты.  Музыканты – извечные маги…». (1ч)

Изучение особенностей  музыки к драматическим спектаклям; роль музыки в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных  героев спектакля и его сюжетных линий.

Тема  2  полугодия

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»(18 часов)

     Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки.

Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Урок 17. Музыкальная драматургия – развитие музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Урок 18. Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка.

                Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной (хорал, знаменный распев) и светской музыки. Закрепить понимание таких приёмов развития как полифония и фуга.

Урок 19-20. Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция.

           Особенности развития  музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и  Ф. Шопена.

Понятие «транскрипция»,  «интерпретация». Выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.

Урок  21 – 22. Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке.    Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».

Урок 23. Соната. Л.В.Бетховен «Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».   Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.

Урок  24 – 25. Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта.

Знакомство  с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»

на  основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.  

 Урок  26 - 30. Симфоническая музыка. Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича» Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.  

Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения.Черты стиля, особенности симфонизма композиторов.Ощутить современность художественных произведений, посвящённых  судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа  и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).

Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника. Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки  и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.

Урок 31. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».

Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере  сочинения Дж.Гершвина.

Урок 32. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!».  

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

Урок 33-34. Резервные уроки. Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

Результаты изучения курса

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций;
  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • владениеметодами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты:

В результате изучения музыки ученик будет:

знать/понимать:

•        роль музыки в жизни человека;

  • жанры духовной и светской музыки;
  • имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
  • триединство музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
  • особенности музыкального языка, музыкальной драматургии;
  • средства музыкальной выразительности;
  • крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

уметь:

  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
  • узнавать на слух наиболее значимые произведениявыдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания;
  • проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.

Учебно - тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Виды учебной деятельности

(на уровне учебных действий)

Основные требования на уровне знания, понимания, умения

Практика

Контроль (диагностика)

1

«Особенности драматургии сценической  музыки»

16

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполнять песни о школе, родном крае.

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, пластике, в театрализации.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Владеть музыкальными терминами и понятиямив пределах изучаемой темы.

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Рассуждать о выразительных средствах музыки.

Определять специфику деятельности композитора, поэта, писателя, исполнителя.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации).

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Делитьсявпечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями.

Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.

знать/понимать:

•        роль музыки в жизни человека;

  • жанры духовной и светской музыки;
  • имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
  • триединство музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
  • особенности музыкального языка, музыкальной драматургии;
  • средства музыкальной выразительности;
  • крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

уметь:

  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
  • узнавать на слух наиболее значимые произведениявыдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания;
  • проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

2

Тема 2-го полугодия «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

18

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Исследоватьинтонационно-образную природу музыкального искусства.

Самостоятельно подбиратьсходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.).

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Использовать различные формы творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре, пластике.

Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в сети Интернет.

Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность своих сверстников.

Календарно-тематическое планирование

Дата прохождения

Количество часов

Тема каждого урока

Виды и формы контроля

Тип/форма урока

по плану

факти

чески

«Особенности драматургии сценической музыки» (16 ч.)

1.

1

Классика и современность

ИНМ

Вводный

2.

1

В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин».М.И.Глинки.

ЗИМ

3.

1

В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

ИНМ

4.

1

А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь». «Плач Ярославны».

СЗУН

5.

1

А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь». «Плач Ярославны».

ОСЗ

6.

1

В музыкальном театре. Балет «Ярославна».

ИНМ

7.

1

В музыкальном театре. Балет «Ярославна».

ЗИМ

Опрос

8.

1

Героическая тема в русской музыке.

ОСЗ

9.

1

В музыкальном театре. Порги и Бесс.

СЗУН

10.

1

Опера Ж.Бизе «Кармен».

ИНМ

11.

1

Опера Ж.Бизе «Кармен».

ОСЗ

Тест

12.

1

Балет Р.Щедрина «Кармен-сюита».

ИНМ

13.

1

Балет Р.Щедрина «Кармен-сюита».

СЗУН

Опрос

14.

1

Сюжеты и образы духовной музыки.

ОСЗ

15.

1

Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда».

ЗИН

16.

1

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».

КЗУ

Концерт

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 ч.)

17.

1

Музыкальная драматургия - развитие музыки.

ИНМ

18.

1

Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка.

ОСЗ

19.

1

Камерная инструментальная музыка.

СЗУН

20.

1

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке.

ИНМ

21.

1

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке.

СЗУН

22.

1

Соната.  Л.В. Бетховен «Соната №8», В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».

ИНМ

23.

1

Симфоническая музыка. Симфония  № 103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта.

ОСЗ

24

1

Симфоническая музыка Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева.

СЗУН

Викторина

26.

1

Симфоническая музыкаСимфония №5 Л.Бетховена.

ОСЗ

27.

1

Симфоническая музыка Симфония №1 В. Калинникова.

ЗИМ

28.

1

Симфоническая музыка Симфония №7 («Ленинградская»)  Д.Шостаковича.

ИНМ

29.

1

Симфоническая картина.  «Празднества» К.Дебюсси.

СЗУН

30.

1

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

ОСЗ

31.

1

Рапсодия в стиле блюз Дж. Гешвина.

ИНМ

32.

1

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!

ЗИМ

33.

1

Резервный урок.

ОСЗ

Концерт

34.

1

Резервный урок.

ОСЗ

Концерт

Принятые сокращения:

ИНМ – изучение нового материала

ЗИМ – закрепление изученного материала

СЗУН – совершенствование знаний, умений, навыков

ОСЗ – обобщения и систематизации знаний

КЗУ – контроль знаний и умений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...