Драматический образ (7 класс)
учебно-методический материал по музыке (7 класс)

Эмоционально осознанное восприятие музвкального образа на примере баллады "Лесной царь" Ф.Шуберта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Драматический образ37.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

7 класс

Тема: ДРАМАТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

Цель: формировать эмоционально осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

Музыкальный материал: «Лесной царь» Ф. Шуберта, «Песня туристов»            К. Молчанова из оперы «А зори здесь тихие...».

Дополнительный материал: портрет Ф. Шуберта (1797—1828).

Ход урока

Как много прекрасного ни

принесло бы время, второго

Шуберта даст оно не скоро.

Р. Шуман

I. Вступительное слово учителя о Ф. Шуберте.

Франц Шуберт за свою короткую жизнь написал столько чудесных произведений, что они с трудом поместились в 37 толстых томах: симфонии, вокальные циклы, фортепьянные пьесы и т. д.

Главное место в его творчестве занимал жанр песни (около 600), который он поднял на высокий художественный уровень.

Песня Шуберта — это всегда живая сцена, драматичная картина, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.

Ф. Шуберта зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.

Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: «Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге... В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».

В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души.

II. Прослушивание баллады Ф. Шуберта «Лесной царь» и беседа о ней.

- Сегодня на уроке часто звучит слово баллада. На уроках литературы мы уже говорили о балладах. Что это за жанр?

Вокальная баллада - это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматический. В нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.

Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.

Звучит баллада «Лесной царь» Ф. Шуберта.

Опережающее задание — произведение звучит на немецком языке, определите количество действующих лиц. (Если мнения ребят разделяются, можно прочитать текст В. Жуковского.)

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с НИМ сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник,

Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» —

«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

Он в темной короне, с густой бородой». —

«О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;

Веселого много в моей стороне:

Цветы бирюзовы, жемчужны струи,

Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит!». —

«О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы!»

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из темных ветвей». —

«О нет, все спокойно в ночной глубине:

То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой». —

«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет — летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок погоняет, ездок доскакал...

В руках его мертвый младенец лежал.

— Сколько действующих лиц? (4.)

— Если бы вы были композиторами, какие мелодии сочинили бы для персонажей баллады? Мелодия какого героя будет самой красивой? Почему?

— Давайте еще раз послушаем балладу «Лесной царь» и сравним «вашу» музыку с композиторской.


- Охарактеризуйте темы, интонации героев. У кого они меняются, а у кого остаются неизменными? (Рассказчик — взволнованный; отец — встревоженный; сын — безумно испуганный, задыхающийся, напряжение усиливается к концу произведения; лесной царь — сладостно-завлекательный).

- Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть?

(Стремительное, драматически напряженное движение.)

-Музыка выразительная или изобразительная? (И выразительная, и изобразительная.)

- Сравните свое видение, чувство с описанием И. Кошминой первого исполнения баллады «Лесной царь» немецким певцом Фоглем: «... С первых звуков фортепиано все поддались магическому действию музыки. Перед слушателями предстала тревожная, беспокойная картина. В зал ворвался зловеще завывающий ветер, шум деревьев, топот стремительно скачущего всадника. Бурное, порывистое движение увлекает вперед. Несущийся поток музыки пронизан упругим пульсирующим ритмом. Низкие рокочущие пассажи сгущают мрачные краски. Постепенно звуки фортепиано затихают, теперь они доносятся как бы издалека, приглушенно и едва слышно. После большого фортепианного вступления Фогль запел...».

Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть ее содержание.

Вывод: Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ,объединенный стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих ЛИЦ.

III. Итог урока.

В заключение урока учащиеся могут по собственному выбору

спеть ранее выученные песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки 7 класс. Драматический образ.

Методическая разработка урока музыки  по теме "Драматический образ" в 7 классе. знакомясь с произведением Ф.Шуберта "Лесной царь", мы убеждаемся в том, как может музыка влиять на внутреннее состо...

"Драматический образ в музыке"

Презентация к уроку музыки в 7 классе по теме "Драматический образ в музыке" по программе В.В. Алеева...

Урок музыки в 7 классе тема "Драматические образы"

Данная тема урока построена на произведении "Лесной царь" Ф.Шуберта, стихи И.В.Гёте...

урок музыки «Драматический образ».

Тема урока: « Драматический образ».Цель урока: формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта....

Урок музыки в 7 классе "Драматические образы в музыке". Презентация.

Презентация к уроку музыки в 7 классе "Драматические образы в музыке"...

Технологическая карта урока по музыке для 7 класса по теме "Драматические образы в музыке"

Данный урок музыки в 7 классе по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева "Искусство. Музыка."...

Урок музыки в 7-м классе по теме «Драматический образ в музыке»

Урок музыки в 7-м классе по теме «Драматический образ в музыке»....