Урок музыки в 7 классе тема "Драматические образы"
план-конспект урока (7 класс) по теме

Васильева Нина Ивановна

Данная тема урока построена на произведении "Лесной царь" Ф.Шуберта, стихи И.В.Гёте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dramaticheskiy_obraz.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Урок музыки

 в 7 классе

Тема: « Драматический образ в музыке» 

 


                   Данный урок музыки для учащихся 7 класса разработан на основе программы «Музыка (авторы Т.И. Науменко, В.В. Алеев)

                Урок проектировался с учётом тех умений и способов действий, которые детям уже знакомы: музыкальные приветствия, имеют опыт эмоционального ощущения различного характера. На предыдущем уроке дети прослушали «Прелюдию» С.В. Рахманинова, смотрели фрагменты оперы Римского-Корсакова «Садко» и узнали, что в музыке есть различные музыкальные образы – лирические, эпические.

     Цель урока: - формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта. - выявление средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа.

    Тип урока: Изучение нового материала

   Задачи урока: 

 

1.Образовательные: 

а) продолжать обучать учащихся сравнивать и сопоставлять поэзию, музыку и изобразительность,

б) выйти на новое понятие «баллада».


2. Развивающие:

 а) дальнейшее развитие слушательской культуры,

 б) продолжать развивать активное, прочувствованное, осознанное восприятие учащимися музыки, поэзии, изобразительного искусства,

 в) развивать навыки кантиленного пения.

 

3.Воспитательные:

  а) вызвать интерес к творчеству композитора Франца Шуберта, поэзии Гете.

 

Методы и приёмы: 

 

Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (портреты, иллюстрации)

Слушание музыки

Пение

 

 

Наглядность: 

 

Презентация, фрагменты выступлений. Портреты Франца Шуберта, Иоганна Гете, иллюстрации.


Ход урока


Организационный момент

  I. Учащиеся входят в класс, приветствуют учителя музыкальным приветствием

II. Актуализация опорных знаний:

- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор может отразить окружающую действительность (мелодия, темп, регистр, динамика).

- С какими музыкальными образами вы знакомились на предыдущих уроках?

(лирическими, эпическими)

 

Основная часть

Учитель: Драматические образы, как и лирические, представлены в музыке очень широко. С одной стороны, они возникают в музыке, основанной на драматических литературных произведениях (таковы опера, балет и другие сценические жанры), однако значительно чаще понятие «драматический» связывается в музыке с особенностями характера, музыкальной трактовкой героев, образов. Что такое музыкальный образ? Нам поможет ответить на этот вопрос одно из произведений австрийского композитора Франца Шуберта.

Великий австрийский композитор Франц Шуберт – современник Бетховена. О жизни композитора мы посмотрим фильм, который так и называется «Франц Шуберт».

Просмотр фильма

Учитель: Сейчас мы послушаем балладу на языке оригинала – немецком, и вы должны будете определить – сколько действующих лиц в этом произведении? Прислушайтесь внимательно к интонации исполнителя. Музыкальный язык понятен без перевода. И, несомненно, прослушав балладу, по звучанию самой музыки можно почувствовать, что это – неторопливое повествование автора или взволнованный разговор нескольких действующих лиц.

Прослушивание баллады «Лесной царь» на немецком языке

Задание:

-  В каком исполнении прозвучало произведение ?

( мужской голос в сопровождении ф-но)

- Характер – взволнованный, тревожный Темп - быстрый Лад – минорный - - - Регистр – низкий

- Динамика – f , mp

Учитель: Сколько действующих лиц в этой балладе?

Ученики: Четыре.

 Учитель: Какие интонации вы услышали?

Ученики: Рассказчик – взволнованный;

Отец – встревоженный;

Сын – испуганный, задыхающийся;

 Лесной царь – сладостно-завлекательный.

Учитель: Что вы услышали в аккомпанементе?

                Можно ли это увидеть?

Ученики: Стремительное, напряжённое движение (скачет всадник)

Учитель: Музыка выразительная или изобразительная?

Ученики: И выразительная и изобразительная.

Учитель: Теперь послушайте, как эта баллада звучит на русском языке в переводе Василия Андреевича Жуковского – великого русского поэта, современника Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт дал такую трактовку «страшного» видения Гете.

(на фоне иллюстраций прочитать балладу в переводе В. Жуковского)

Прослушивание баллады на русском языке


Учитель: Сегодня на уроке часто звучит слово «баллада». На уроках литературы вы уже говорили об этом жанре. И в музыке особое место в песенном жанре занимает баллада. В далёкой древности балладами называли танцевальные песни. В средние века они стали песнями повествовательного характера. В них нашли своё отражение народные предания, истории о таинственных событиях, заповедном мире духов, фантастические, мистические образы. 

Создателем вокальной баллады считается Франц Шуберт.

Подведём итоги: Цель нашего урока было - выявление средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа. Какими средствами композитор, поэт и художник пришли к созданию единого драматического образа?

 Ученики:

Композитор – с помощью средств музыкальной выразительности;

 Художник – гаммой красок;

 Поэт – созданием сюжета, различных интонаций.

 Учитель: Значит, мы можем сделать вывод.

Вывод: Как мы видим и в стихах, и в музыке, и в живописи нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышали отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением чувств, главных  действующих лиц.

 Учитель: Драматический образ широко представлен не только в классической музыке, но в песенном жанре – примером может послужить песня «Эх, дороги».

Исполняется песня.

Домашнее задание:  Подобрать материал для составления кроссворда «Музыкальные образы»

 Учитель: На этом наш урок закончен.

Спасибо вам за работу. (Вставление оценок)

 Прощаются с учителем, выходят из класса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки 7 класс. Драматический образ.

Методическая разработка урока музыки  по теме "Драматический образ" в 7 классе. знакомясь с произведением Ф.Шуберта "Лесной царь", мы убеждаемся в том, как может музыка влиять на внутреннее состо...

Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"

разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...

Урок музыки 7 класс "Музыкальные образы"

Открытый урок по музыке 7 класс по теме "Музыкальные образы"...

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...

урок музыки в 6 кассе" Образ мира и образ войны в творчестве Сергея Прокофьева и Тотурбека Хосроева."

Пронаблюдать учащимися, как музыка раскрывает два важных образа-образ мира и войны, в которых слиты воедино судьбы отдельных людей и судьба народов....

урок музыки 7 класс "Лирические образы в музыке"

Разработан на основе программы "Музыка" Науменко, Алеев...