Урок музыки 7 класс "Музыкальные образы"
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Карташова Светлана Николаевна

Открытый урок по музыке 7 класс по теме "Музыкальные образы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_muzyke_7_klass_muzykalnye_obrazy.rar2.22 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Музыкальные образы в музыке.

Цели:

Показать, что  любое  произведение обязательно содержит музыкальные образы они бывают различны, и воплощают в музыке, какую-то частицу жизни,  уметь определять развитие образа произведения

Развивать воображение и фантазию,  умение определять музыкальный образ на примере вальсов И.Штрауса и Е.Дога.

Познакомить с творчеством И.Штрауса.

Прививать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус.

Музыкальный материал: И Штраус «Сказки Венского леса», И.Штраус  Вальс из оперетты «Летучая мышь», вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Этапы урока

                                                 Ход урока

            Примечания

1. Орг.момент

Сообщение темы и целей урока.

Ни слова. И только мельканье

Бегущим  по клавишам рук.

Невидимых струн  рокотанье-

За звуком взлетающий звук.

То звуком рождённые трели,

То лепет ручья  по утру,

То голос поющей свирели,

То птиц щебетанье в лесу.

                      Н.Браун. Песня без слов.

Сегодня мы поговорим о музыкальных образах в музыке, а именно о романтических образах на примере творчества Иоганна Штрауса.

- Каждое новое произведение должно приводить нас к тому, что музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, хотя бы небольшая её частица; чувство, переживание, мысль, размышление, поступок,  действие человека, какое-либо проявление природы; какое-либо событие из жизни человека.

Этот урок мы посвятим чудесному танцу – вальсу. В середине прошлого века в некоторых странах Европы, особенно в Австрии и Германии, широкое распространение, стал приобретать хорошо нам известный танец – вальс. Небольшие вальсы для фортепиано сочиняли ещё Моцарт и Бетховен – они называли их просто «Немецкими  танцами». Потом появились чудесные лирические вальсы Шуберта, а вслед  за ними ещё более совершенные, поэтичнейшие вальсы гениального польского композитора Шопена.

В Вене в прошлом веке появилась удивительное семейство по фамилии Штраус.  И .Ш.-сын родился в Вене в 1825г.  Уже Иоганн Штраус-отец прославился как сочинитель вальсов, а потом знаменитыми стали его три сына, все сочинявшие только танцы, главным образом вальсы. Самым талантливым из сыновей оказался старший, названный по имени отца – Иоганн. Он превзошёл и отца и двух братьев, и всех своих современников, тоже сочинявших входивший в моду танец. Его прозвали «королём вальсов» и, чтобы не путать с отцом, стали называть Иоганн Штраус-сын.

По примеру своего отца Ш. стал сочинять вальсы для симфонического оркестра и не только для баллов, где под них танцевали, но и для концертных залов, где их слушали, как любую симфоническую музыку. О том, как успешно началась музыкальная жизнь Ш., говорит хотя бы тот факт, что в первом же концерте в котором он выступал как композитор, как скрипач, и как дирижёр, его вальс, которым начиналась программа, по требованию публики был повторён 4 раза, а заключительный 19 раз! Просто невероятный успех!

Штраус написал 500 танцев для оркестра – полек, галопов, но более всего – вальсов. Он сочинил 16 оперетт, в музыке которых господствует танцевальность. Летом 1854г. К Ш. явились с деловым предложением представители русской железнодорожной компании. Маэстро получил предложение выступать вместе со своим оркестром в роскошном Павловском вокзале и в парке, где располагались дворцы царя. Деньги предлагались немалые и Ш согласился.   18 мая 1856г. Начался его первый сезон под русским небом.  Помимо своей музыки, дирижировал сочинениями русских композиторов; Глинки, Чайковского.

В России Ш. пережил немало романов, однако супружеское счастье нашёл в Вене, женившись на Етти Трефц, уже имевшей до него трёх дочерей и четырёх сыновей. Это ничуть не помешало ей стать не только его возлюбленной, но также музой, сиделкой, секретаршей, деловой советчицей. При ней Ш. ещё выше  вознёсся и ещё больше окреп духом. На летний сезон Етти вместе с мужем поехала в Россию. К тому времени, ставшего в Вене известным композитором, И.Ш. создаёт свои шедевры – вальсы  «Сказки Венского леса» и « Голубой  Дунай». Его вальсы передают глубоко опоэтизированное восприятие мира. В них ощущается слияние человека с природой, которое так характерно для романтиков. Вальсы Ш. проникнуты возвышенным настроением, они просты и сердечны.

 Более 100 лет прошло со дня рождения штраусовских вальсов, но они и сегодня звучат во всём мире, радуя и восхищая людей – и взрослых и совсем молодых.

Вашему вниманию предлагается, послушать вальс «Сказки Венского леса». Вальс обрамлён широким вступлением и большим финалом. Музыка пронизана  солнечным теплом и светом,  яркая, сочная звучит как апофеоз юности и любви. Давайте не забывать , что тема урока «Музыкальный образ. Романтический образ в музыке»

Мы знаем, что в каждом музыкальном сочинении, заключена какая-то частица жизни, мы называем её музыкальным образом. 

-Какое настроение передаёт эта музыка?

-Какой музыкальный образ можно нарисовать?(в воображении)

(- Лёгкость, танцевальность, молодость и изящество, хрупкость, пластичность – выразительная сторона музыки.)(светлая , яркая, сочная, изображающая юность и любовь

-Какое время года можно изобразить, слушая это музыкальное произведение?

Романтический образ создаёт ?

Вальсы чаще всего звучали на балу. Красивые звуки вальса, сверкающие наряды, кружащиеся пары – как романтично.

- Сейчас прозвучит один из самых лучших и один из самых знаменитых вальсов Штрауса – вальс из оперетты «Летучая мышь». Этот вальс захватывает слушателей красотой своих бесконечно развивающихся мелодий, богатством неожиданных для вальса ритмов, яркостью и блеском оркестрового звучания.

- Какие чувства вызывает эта музыка?(музыка передаёт чувство счастливого человека: восторженную радость, нежность, щедрую любовь к окружающему миру; красота этого мира, прежде всего, -красота человеческого сердца.)

- Какую мысль утверждает вальс? В чем его сила? («Жизнь прекрасна»)

-Образ какого человека можно нарисовать? (красивого, счастливого, радующегося жизни…)

- У вас на партах карточки с разными стрелочками. Давайт е покажем как развивается музыка. Если мы слышим спокойные интонации музыки .Какой стрелочкой укажем? Если  звук нарастает интонации становятся более порывистыми и т. д.

- Не только для многих композиторов, но и для многих поэтов, писателей, сценаристов и режиссеров вальс стал высоким образцом музыки, на фоне которого разворачиваются лирические, драматические и даже трагические события. Вальс стал символом юности, весны, любви, символ нежности, поэтических чувств.

- Например, в какой атмосфере происходит знакомство Наташи Ростовой с Андреем Болконским в романе Толстого  «Война и мир» - на балу под звуки вальса! Или у Лермонтова в драме «Маскарад» героиня пьесы погибает на фоне вальса.  Встреча Ромео и Джульетты в опере Гуно тоже проходит на фоне вальса.

-Припомните сами и вы удивитесь, как много вальсов «звучит» в литературе, в театре, кино, опере, балете.

Послушайте стихотворение С.Есенина «Вальс».

Образ какого человека изображается…

Вальс.

Этот вальс танцевал я с зимой.

С красивой, холодной, ледяной.

Я застыл в её чарах холодных, роковых…

Я утоп в снегах пустоты, как в болотах больших.

Этот вальс танцевал я с весной.

С доброй, нежной, зелёной, смешной.

Я попал под пристальный взгляд любви…

Где же ты , мама моя? Мама мне помоги.

Этот вальс танцевал  с летом я.

Зелень кружилась пургою вокруг меня.

Солнце и горы прельщали своей красотой…

Морской прибой манил бурлящей рукой.

Этот вальс я танцую сегодня, завтра, вчера.

Этот вальс – просто жизнь моя…

Люблю я её – скажу вам не тая!

(Образ романтика)

В музыке, литературе. Изобразительном искусстве существует направление, которое называется РОМАНТИЗМ.

Что же такое романтизм? На партах у вас имеются карточки с определением романтизма. Прочитайте самостоятельно и дайте определение.

РОМАНТИЗМ – идейное и художественное направление культуры конца 18 и начала 19 века.

Романтики большое внимание уделяли раскрытию внутреннего мира человека, его чувств и переживаний.

Композиторов особенно интересовали такие жанры, как песня, песня без слов, танец, баллада, в которых наиболее полно можно было бы рассказать о человеке.

Фото И. Штрауса

Фото Москвы

Фото Етти  Трефц

Наглядные пособия

карточки

Слушание фонохрестоматии И.Штраус «Сказки Венского леса»

Картина изображающ. летний пейзаж.

карточки

Слушание

Вальс из оперетты «Летучая мышь»

Карточки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки «Драматический образ».

Тема урока: « Драматический образ».Цель урока: формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта....

Презентация к уроку музыки "Драматические образы в музыке"

Данная презентация предназначена для учащихся 7 класса....

Урок музыки «Музыкальные образы в творчестве Л.Бетховена»

Развернутый план-конспект урока музыки....

Урок музыки «Музыкальные образы в песенном творчестве Ф.Шуберта»

Разработка урока музыки. Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с песенным творчеством Ф.Шуберта; создать условия для свободных высказываний по теме «Музыкальный образ»; спос...

Презентация к уроку музыки "Музыкальный образ и мастерство исполнителя"(Ф.И.Шаляпин)

Краткая биография выдающегося русского певца и главные образы, созданные на сцене....