Урок музыки 7 класс "Музыкальные образы"
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме
Открытый урок по музыке 7 класс по теме "Музыкальные образы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.22 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Музыкальные образы в музыке.
Цели:
Показать, что любое произведение обязательно содержит музыкальные образы они бывают различны, и воплощают в музыке, какую-то частицу жизни, уметь определять развитие образа произведения
Развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ на примере вальсов И.Штрауса и Е.Дога.
Познакомить с творчеством И.Штрауса.
Прививать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус.
Музыкальный материал: И Штраус «Сказки Венского леса», И.Штраус Вальс из оперетты «Летучая мышь», вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
Этапы урока | Ход урока | Примечания |
1. Орг.момент Сообщение темы и целей урока. | Ни слова. И только мельканье Бегущим по клавишам рук. Невидимых струн рокотанье- За звуком взлетающий звук. То звуком рождённые трели, То лепет ручья по утру, То голос поющей свирели, То птиц щебетанье в лесу. Н.Браун. Песня без слов. Сегодня мы поговорим о музыкальных образах в музыке, а именно о романтических образах на примере творчества Иоганна Штрауса. - Каждое новое произведение должно приводить нас к тому, что музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, хотя бы небольшая её частица; чувство, переживание, мысль, размышление, поступок, действие человека, какое-либо проявление природы; какое-либо событие из жизни человека. Этот урок мы посвятим чудесному танцу – вальсу. В середине прошлого века в некоторых странах Европы, особенно в Австрии и Германии, широкое распространение, стал приобретать хорошо нам известный танец – вальс. Небольшие вальсы для фортепиано сочиняли ещё Моцарт и Бетховен – они называли их просто «Немецкими танцами». Потом появились чудесные лирические вальсы Шуберта, а вслед за ними ещё более совершенные, поэтичнейшие вальсы гениального польского композитора Шопена. В Вене в прошлом веке появилась удивительное семейство по фамилии Штраус. И .Ш.-сын родился в Вене в 1825г. Уже Иоганн Штраус-отец прославился как сочинитель вальсов, а потом знаменитыми стали его три сына, все сочинявшие только танцы, главным образом вальсы. Самым талантливым из сыновей оказался старший, названный по имени отца – Иоганн. Он превзошёл и отца и двух братьев, и всех своих современников, тоже сочинявших входивший в моду танец. Его прозвали «королём вальсов» и, чтобы не путать с отцом, стали называть Иоганн Штраус-сын. По примеру своего отца Ш. стал сочинять вальсы для симфонического оркестра и не только для баллов, где под них танцевали, но и для концертных залов, где их слушали, как любую симфоническую музыку. О том, как успешно началась музыкальная жизнь Ш., говорит хотя бы тот факт, что в первом же концерте в котором он выступал как композитор, как скрипач, и как дирижёр, его вальс, которым начиналась программа, по требованию публики был повторён 4 раза, а заключительный 19 раз! Просто невероятный успех! Штраус написал 500 танцев для оркестра – полек, галопов, но более всего – вальсов. Он сочинил 16 оперетт, в музыке которых господствует танцевальность. Летом 1854г. К Ш. явились с деловым предложением представители русской железнодорожной компании. Маэстро получил предложение выступать вместе со своим оркестром в роскошном Павловском вокзале и в парке, где располагались дворцы царя. Деньги предлагались немалые и Ш согласился. 18 мая 1856г. Начался его первый сезон под русским небом. Помимо своей музыки, дирижировал сочинениями русских композиторов; Глинки, Чайковского. В России Ш. пережил немало романов, однако супружеское счастье нашёл в Вене, женившись на Етти Трефц, уже имевшей до него трёх дочерей и четырёх сыновей. Это ничуть не помешало ей стать не только его возлюбленной, но также музой, сиделкой, секретаршей, деловой советчицей. При ней Ш. ещё выше вознёсся и ещё больше окреп духом. На летний сезон Етти вместе с мужем поехала в Россию. К тому времени, ставшего в Вене известным композитором, И.Ш. создаёт свои шедевры – вальсы «Сказки Венского леса» и « Голубой Дунай». Его вальсы передают глубоко опоэтизированное восприятие мира. В них ощущается слияние человека с природой, которое так характерно для романтиков. Вальсы Ш. проникнуты возвышенным настроением, они просты и сердечны. Более 100 лет прошло со дня рождения штраусовских вальсов, но они и сегодня звучат во всём мире, радуя и восхищая людей – и взрослых и совсем молодых. Вашему вниманию предлагается, послушать вальс «Сказки Венского леса». Вальс обрамлён широким вступлением и большим финалом. Музыка пронизана солнечным теплом и светом, яркая, сочная звучит как апофеоз юности и любви. Давайте не забывать , что тема урока «Музыкальный образ. Романтический образ в музыке» Мы знаем, что в каждом музыкальном сочинении, заключена какая-то частица жизни, мы называем её музыкальным образом. -Какое настроение передаёт эта музыка? -Какой музыкальный образ можно нарисовать?(в воображении) (- Лёгкость, танцевальность, молодость и изящество, хрупкость, пластичность – выразительная сторона музыки.)(светлая , яркая, сочная, изображающая юность и любовь -Какое время года можно изобразить, слушая это музыкальное произведение? Романтический образ создаёт ? Вальсы чаще всего звучали на балу. Красивые звуки вальса, сверкающие наряды, кружащиеся пары – как романтично. - Сейчас прозвучит один из самых лучших и один из самых знаменитых вальсов Штрауса – вальс из оперетты «Летучая мышь». Этот вальс захватывает слушателей красотой своих бесконечно развивающихся мелодий, богатством неожиданных для вальса ритмов, яркостью и блеском оркестрового звучания. - Какие чувства вызывает эта музыка?(музыка передаёт чувство счастливого человека: восторженную радость, нежность, щедрую любовь к окружающему миру; красота этого мира, прежде всего, -красота человеческого сердца.) - Какую мысль утверждает вальс? В чем его сила? («Жизнь прекрасна») -Образ какого человека можно нарисовать? (красивого, счастливого, радующегося жизни…) - У вас на партах карточки с разными стрелочками. Давайт е покажем как развивается музыка. Если мы слышим спокойные интонации музыки .Какой стрелочкой укажем? Если звук нарастает интонации становятся более порывистыми и т. д. - Не только для многих композиторов, но и для многих поэтов, писателей, сценаристов и режиссеров вальс стал высоким образцом музыки, на фоне которого разворачиваются лирические, драматические и даже трагические события. Вальс стал символом юности, весны, любви, символ нежности, поэтических чувств. - Например, в какой атмосфере происходит знакомство Наташи Ростовой с Андреем Болконским в романе Толстого «Война и мир» - на балу под звуки вальса! Или у Лермонтова в драме «Маскарад» героиня пьесы погибает на фоне вальса. Встреча Ромео и Джульетты в опере Гуно тоже проходит на фоне вальса. -Припомните сами и вы удивитесь, как много вальсов «звучит» в литературе, в театре, кино, опере, балете. Послушайте стихотворение С.Есенина «Вальс». Образ какого человека изображается… Вальс. Этот вальс танцевал я с зимой. С красивой, холодной, ледяной. Я застыл в её чарах холодных, роковых… Я утоп в снегах пустоты, как в болотах больших. Этот вальс танцевал я с весной. С доброй, нежной, зелёной, смешной. Я попал под пристальный взгляд любви… Где же ты , мама моя? Мама мне помоги. Этот вальс танцевал с летом я. Зелень кружилась пургою вокруг меня. Солнце и горы прельщали своей красотой… Морской прибой манил бурлящей рукой. Этот вальс я танцую сегодня, завтра, вчера. Этот вальс – просто жизнь моя… Люблю я её – скажу вам не тая! (Образ романтика) В музыке, литературе. Изобразительном искусстве существует направление, которое называется РОМАНТИЗМ. Что же такое романтизм? На партах у вас имеются карточки с определением романтизма. Прочитайте самостоятельно и дайте определение. РОМАНТИЗМ – идейное и художественное направление культуры конца 18 и начала 19 века. Романтики большое внимание уделяли раскрытию внутреннего мира человека, его чувств и переживаний. Композиторов особенно интересовали такие жанры, как песня, песня без слов, танец, баллада, в которых наиболее полно можно было бы рассказать о человеке. | Фото И. Штрауса Фото Москвы Фото Етти Трефц Наглядные пособия карточки Слушание фонохрестоматии И.Штраус «Сказки Венского леса» Картина изображающ. летний пейзаж. карточки Слушание Вальс из оперетты «Летучая мышь» Карточки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/19/picture-610876-1597819550.jpg)
урок музыки «Драматический образ».
Тема урока: « Драматический образ».Цель урока: формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/26/picture-696402-1445865919.jpg)
Презентация к уроку музыки "Драматические образы в музыке"
Данная презентация предназначена для учащихся 7 класса....
Урок музыки «Музыкальные образы в творчестве Л.Бетховена»
Развернутый план-конспект урока музыки....
Урок музыки «Музыкальные образы в песенном творчестве Ф.Шуберта»
Разработка урока музыки. Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с песенным творчеством Ф.Шуберта; создать условия для свободных высказываний по теме «Музыкальный образ»; спос...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-267041-1371669013.jpg)
Презентация к уроку музыки "Музыкальный образ и мастерство исполнителя"(Ф.И.Шаляпин)
Краткая биография выдающегося русского певца и главные образы, созданные на сцене....