Конспекты уроков среднее звено
план-конспект урока по музыке

Гарипова Элина Азатовна

Конспекты уроков среднее звено

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bardovskaya_pesnya2.docx34.55 КБ
Файл shaherezada.docx40.7 КБ
Файл bardovskaya_pesnya.docx39.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Авторская песня

Цель: продолжить знакомство с авторами-исполнителями бардовских песен.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с понятием авторской (бардовской) песни, историей возникновения этого жанра в русской культуре, его особенностями, представителями жанра, развивать творческие и исполнительские способности, формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

Личностные: воспитывать чувство любви к Родине, к русской культуре; формировать эмоционально-нравственное отношение учащихся к миру, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и деятельностью, формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития

Тип занятия: Урок углубления знаний

Методы и приемы: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии, метод погружения, эвристический метод.

Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, аудиозаписи

Муз.репертуар: Ю. Визбор «Милая Моя», В. Высоцкий «А сыновья уходят в бой», О. Митяев «Изгиб гитары желтой»

Структура урока: 1.Орг.момент.

                              2.Актуализация знаний.

                              3.Открытие «нового знания».

                              4. Организация слушательской деятельности.

                              5. Организация исполнительской деятельности.

                              6. Итог урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1

Организационный момент 

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем знакомство с бардами и их творчеством. 

Дети заходят в класс и садятся на места.

1 мин

2

Актуализация знаний.

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека)

П (усвоение знания материала прошлого урока)

К (уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог)

- Кто такие барды? Что означает слово бард?

- В наши дни бардами называют создателей авторской песни.

-А что же такое авторская песня? 

-Расскажите мне про истоки зарождения авторской песни в Древней Руси, как называли таких людей?

певец или поэт; как правило, одиночный исполнитель песен собственного сочинения

своеобразный городской фольклор, который можно назвать и бардовская песня, самодельная песня, поэзия под гитару.

БАЯНЫ, так звали на Руси этих певцов, несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты. В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали ваганты (шутники).

Среди них были студенты, монахи, философы – актеры и певцы, рассказчики и акробаты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах. Большинство писали свои стихи на латыни. В своем творчестве они опирались не только на традиции церковных и речевых жанров, но и опыт народной лирики

3мин

3

Открытие «нового знания»

П (открытие новых знаний, нового материала)

Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

Л (проявление эмоциональной отзывчивости)

-Сегодня мы продолжаем знакомство с авторской песней и её исполнителями.

-Авторские песни поначалу исполнялись в дружеских компаниях, в туристических походах, в студенческих общежитиях и предназначались для узкого круга слушателей. Авторская песня называлась ещё туристической, походной, студенческой, гитарной, самодеятельной.

Со временем некоторые из авторов начали выступать с публичными концертами (чаще всего неофициальными), еще больше расширили их аудиторию магнитофонные записи. Поющих поэтов стали слушать (и петь) тысячи незнакомых им людей во всей стране. Главное проявление барда – это умение выразить общие настроения, чувства и мысли современников.

-Хочется рассказать вам о Юрии Иосифовиче Визборе-советский бард, автор-исполнитель песен. Юрий Визбор родился 20 июня 1934 года в городе Москва. Окончив школу в 1951 году молодой человек поступил в Педагогический институт. Тогда же сочинил свою первую песню «Мадагаскар». Во время учебы в вузе написал десятки песен, в том числе гимн Московского городского педагогического университета.Далее, в 1962 году принял участие в создании радиостанции «Юность». В это время песни Визбора, распространяемые в неофициальных магнитофонных записях, приобретают популярность среди студентов, туристов и интеллигенции вообще, сперва в Москве, а затем и по всей стране.

Всего им написано более трех сотен песен. Почти на пятьдесят его стихотворений положили музыку другие композиторы.

-Ребята, скажите может вы знаете самую популярную песню Юрия Визбора. Как она называется?

«Милая моя»

7мин

4

 

5

Организация слушательской деятельности

Организация исполнительской деятельности

Р (научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости)

Л (личностное отношение при восприятии музыки)

Р (Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра)

П (Изучение нового музыкального материала)

Л (Корректировать собственное исполнение)

-Песню «Солнышко лесное», больше известную как «Милая моя» Юрий Визбор начал сочинять на фестивале в 1972 году. Работа шла сложно, и закончить песню он смог только через год, уже в Москве. В дневнике Визбора появилась такая запись: «Наконец-то я написал песню, которую был обязан написать давным-давно, „Лесное солнышко“. Я посвятил ее моей дорогой Поляне. Кажется, песня у меня получилась. Буду рад, если ее примет Поляна». Вот так и оказалось, что песня Визбора стала посвящением вовсе не любимой девушке, а поляне, где проходили фестивали бардовской песни.
-Я вам предлагаю вспомнить эту песню и послушать ее, если же вы знакомы с ней подпевайте. Кто впервые слышит эту песню, задумайтесь и ответьте, какие чувства она у вас вызывает.(Слушание песни)
-Какие чувства возникли от прослушанного?

-Вот так и оказалось, что песня Визбора стала посвящением вовсе не любимой девушке, а поляне, где проходили фестивали бардовской песни. Где бы сегодня не исполнялась песня «Солнышко лесное», и сколько бы зрителей не было в зале, все начинают подпевать и по какой-то внутренней команде зал встаёт. Возможно, люди воспринимают её как бардовский гимн, а возможно, Юрий Визбор действительно вложил в неё всю свою душу.
-Внимание бардов привлекают люди мужественные, смелые, стойкие. Россия испокон веков славилась доблестными сынами. Дружба, выбор друга очень волнует бардов. Многие авторы - исполнители благоговейно относятся к природе, восхищаются ей. Тема природы неразрывно связана с темой Родины. Звучит тревога за ее судьбу, восхищение ее красотой.

И, конечно же, любовь! Чувство, которое помогает жить, делает нас чище, добрее. Ради любви мы готовы сдвинуть горы. Любовь - это счастье и горы, радость и слезы, ревность и доверие. Все оттенки этого чувства представлены в авторской песне.

Но есть на свете слово - короткое и жесткое, за ним - страх, слезы, боль, смерть. Это - слово … война. Она всегда жестокая, бесчеловечная, порой бессмысленна, какая бы ни была - афганская, чеченская, первая или вторая мировая. Почти все барды пишут о ней. Некоторые воевали сами.

- Кто из бардов принимал участие в военных сражениях?

-  Для настоящих поэтов осмыслить годы войны - долг перед собой и другими людьми. Тема войны звучит, и в музыке, и в поэзии.

-А теперь внимание, сейчас прозвучит песня автора-исполнителя, а вы догадайтесь кто бы это мог быть?(Слушание)

-Кто может ответить?

- Вы прослушали песню «А сыновья уходят в бой…» Владимира Высоцкого.

-Ребята, что вы чувствовали, когда слушали эту песню?

- Как вы думаете, В. Высоцкий воевал?

-Он никогда не воевал, никогда не был на войне, а ветераны войны писали ему письма. Спрашивали, где он воевал, благодарили за песни. Высоцкий умел почувствовать образ изнутри, с ним слиться. Посмотрите, как он, пережил это военное время. Насколько тонко прочувствовал войну, почувствовал этот образ изнутри, слился с ним и донес это до нас.

-Нашу с вами встречу хочется закончить уже полюбившей нами песней нашего земляка Олега Митяева.

(Исполнение песни «Изгиб гитары желтой»)

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Плавное движение мелодии

Показ звуковысотности, дирижерский жест, сравнение

Четкое проговаривание слов

Собственный показ

Согласные звуки

Собственный показ, пение acapella

Восторг, нежность, что-то открытое и солнечное происходит в этот момент в душе. Песня очень воодушевляет.

Вдадимир Высоцкий.

Нет

10 мин

15 мин

6

Итог урока

-Давайте подведем итог сегодняшней теме урока.

Какую роль играет бардовская песня в искусстве?

-Назовите имена знаменитых бардов

-Я думаю, что, начиная с сегодняшнего дня, ваш интерес и

уважение к авторским песням станет выше. И, вполне возможно, что вы полюбите эти песни и будете петь их не только на уроках музыки, но и в кругу своих друзей и близких.

Очень важную роль: в приобщении людей к искусству, свое переживание, свой взгляд на мир.

Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Визбор, О. Митяев.

2 мин



Предварительный просмотр:

Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов»

Цель: понять интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов на примере симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шахерезада»; понимать специфику музыки сюиты; выявлять родство художественных образов и различать особенности видов искусства музыки и литературы.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь сопоставлять произведения разных видов искусства, давать характеристику героев; уметь выразительно читать; воспринимать и анализировать музыку и соотносить её с характерами героев.

Личностные: формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости; развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Тип занятия: Урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии.

Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, аудиозапись «Дорога добра».

Муз.репертуар: Симфоническая сюита Н.А Римского-Корсакова «Шахерезада»; «Дорога добра» сл. Ю. Энтин., муз. М. Минков.

Структура урока: 1.Орг.момент.

                              2.Актуализация знаний.

                              3.Открытие «нового знания».

                              4. Организация слушательской деятельности.

                              5. Организация исполнительской деятельности.

                              6. Итог урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1

Организационный момент 

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: “Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?”

Дети заходят в класс и садятся на места.

1 мин

2

Актуализация знаний.

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека)

П (усвоение знания материала прошлого урока)

К (уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог)

- На предыдущем уроке мы убедились, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ – пение без слов. Исчезли бы и балет, и опера, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения.

И одной из граней соприкосновения на прошлом уроке было воплощение в музыке литературного фольклора – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности (сказки, легенды, предания)

-Вспомните, с каким музыкальным произведением вы познакомились на прошлом уроке?

-Скажите, что послужило литературной основой этой миниатюры?

-Да, верно. Русский композитор А. К. Лядов передал своё видение этого произведения, главных персонажей с помощью музыкальных средств выразительности. А как вы представили себе образы этого сказания? (Ребята показывают свои рисунки, которые они нарисовали дома)

Симфоническая миниатюра «Кикимора»

Основой стало народное сказание.

3мин

3

Открытие «нового знания»

П (открытие новых знаний, нового материала)

Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

Л (проявление эмоциональной отзывчивости)

-На этом уроке мы продолжим с вами путешествие по жанрам литературы и музыки, и выявим их взаимосвязь.

- Ребята, попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?

«У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево – сказку говорит…»

 Любите ли вы сказки?

Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка является главным действующим героем.

«Что за прелесть эти сказки!»

- Ребята, можете ли вы сказать, кто является автором этого сказочного высказывания?

- Музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песню. Писателями и поэтами написано очень много различных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке.

- Это, прежде всего сказки, которые можно назвать "Музыкальными сказками".

- Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку

-Мы сегодня с вами поговорим о сказочнике, но не о том , кто сочиняет сказки и записывает их на бумаге. Мы поговорим о сказочнике, который сочиняет сказки с помощью музыки.

-Мы с вами познакомимся с симфонической сюитой, которая называется «Шехерезада»

-Вспомним с вами – что из себя представляет жанр сюиты?

-Автором сюиты является знакомый вами композитор Н. А Римский-Корсаков.

-Вот мы сегодня с вами постараемся поближе познакомиться с одной из частей сюиты, и узнаем – что же такого интересного в ней придумал композитор.

-Давайте с вами вспомним - что мы знаем об этом композиторе?

-Николай Андреевич Римский-Корсаков –великий русский композитор, дирижёр, педагог. Его имя носит консерватория в Санкт-ПетербургеРодился будущий композитор в городе Тихвине Новгородской губернии. Мама, Софья Васильевна, научила маленького Нику любить и почитать природу. А отец Андрей Петрович Римский – Корсаков был вице-губернатором Новгорода.

-Давайте с вами вспомним, где учился Николай Андреевич?

-Действительно, родители хотели ,чтобы их сын стал военным (также как его старший брат и дядя). Поэтому в 12 лет его отдают учиться в Морской корпус.

Пройдя курс обучения, гардемарин Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — АнглиюНорвегиюПольшуФранциюИталиюИспаниюСШАБразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях с помощью музыки.

Римского-Корсакова называют музыкальным сказочником.

-Почему? Давайте вспомним, с какими произведениями композитора мы с вами уже знакомы?

-Какие сюжеты лежат в основе произведений композитора?

-Правильно, сказки.

-Например, сказка «Снегурочка» написана о мотивам русской народной сказки.

Ответы детей

А.С Пушкин

это цикл из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.

Русский композитор

Он учился в Морском корпусе

Опера «Сказка о царе Салтане». Опера «Золотой петушок», Опера «Снегурочка»,  «Садко».

Сказки.

7мин

4

 

5

6

Организация слушательской деятельности

Организация исполнительской деятельности

Р (научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости)

Л (личностное отношение при восприятии музыки)

Р (Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра)

П (Изучение нового музыкального материала)

Л (Корректировать собственное исполнение)

-А какая же музыка лежит в основе нашего произведения «Шехерезада», мы сейчас и выясним.

-Давайте послушаем и подумаем, похожа эта музыка на русскую музыку или в ней звучат мотивы совсем других народов.(Звучит фрагмент сюиты).

-Что вы можете сказать о мелодии, она напоминает вам русские песни?

-Действительно, и это не случайно. Симфоническая сюита «Шехерезада» была сочинена по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Вспомните ,пожалуйста, какие сказки из этого сборника вы знаете? 

-Восточные сказки «101 ночь» не оставили равнодушным и Николая Андреевича Римского – Корсакова, который по их мотивам  написал симфоническую сюиту «Шахерезада», состоящую из 4-х частей. Несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика – Шахерезады. Ведь она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.

-. Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение. Римский-Корсаков предпослал произведению краткую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи;

но султанша Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

-Давайте представим, что мы находимся в театре. Занавес ещё закрыт. Зрители рассаживаются, а оркестранты настраивают свои инструменты. Постепенно гаснут люстры. Сейчас за пультом появится дирижер, и мы услышим фрагменты из симфонической сюиты  «Шахерезада».

Мы послушаем 1 часть симфонической сюиты «Шахерезада», которая называется «Море. Синдбадов корабль».  

Музыка изображает главных героев: султана Шахриара и красавицу Шахерезаду.Хочу заметить, что музыка сюиты – это не только серия живописных восточных картин, но и поединок двух противников: Шахриара и Шахерезады.

Я попрошу определить характеры этих героев и их оружие.

   Звучит музыка 1 части сюиты.

-Каковы характеры главных героев?

-Как звучит тема Шахриара?

- Похожи ли их характеры?

-Сейчас мы еще раз прослушаем произведение и вы попробуете мне сказать какие инструменты исполняют темы главных героев.(ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ)

-какие же инструменты вы услышали?

Мальчики теперь я вам предлагаю встать и попробовать с помощью мимики и жестов изобразить Шахрияра.

-Молодцы! А теперь девочки таким же образом покажут нам Шехерезаду.

-Умницы! А как вы думаете какой инструмент создаёт образ девушки?

-Верно!

-Обширный финал, который служит заключением 1 части рисует самостоятельную картину величественного грозного моря и корабля, разбивающегося о скалу. Рисуя море так удивительно красочно и точно, Римский-Корсаков, несомненно, обращался к своим воспоминаниям, связанным с морскими путешествиями. 

-Ребята, давайте представим себе, что каждый из нас – это волна. И, слушая музыку, мы попробуем показать – как двигаются волны на море. Встаньте со стульчиков, вытяните руки в стороны и под музыку мы будем качаться, изображая волну. (Звучит фрагмент первой части сюиты – дети имитируют движение волн).

(В эпилоге сюиты  тема Шахриара становится мягкой и спокойной, ведь жестокий султан умиротворён. В последний раз, как завершение сказки, звучит тема юной Шахерезады. Ею заканчивается сюита)

-Конечно, каждому из нас хочется, чтобы чудеса встречались не только в сказках, но и в реальной жизни. Давайте вспомним песню, которую разучили на прошлом уроке и исполним ее. Песня "Дорогою добра" из кинофильма "Приключения маленькогоМука"

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Плавное движение мелодии

Показ звуковысотности, дирижерский жест, сравнение

Четкое проговаривание слов

Собственный показ

Согласные звуки

Собственный показ, пение acapella

Нет, она больше напоминает восточную музыку.

Али-Баба и сорок разбойников», «Волшебная лампа Алладина», «Синбад – мореход».

Шахрияр грозный, властный, настойчивый. Шехерезада-красивая, грациозная, умная. Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Энергичные ритмы придают теме черты суровости. Музыкальное высказывание напоминает повелительную речь).

Нет. Они контрастны

Шахриар – струнные и медные духовые инструменты в низком регистре).Шахерезада – скрипка соло

10 мин

3мин

15 мин

7

Итог урока

-Сегодня мы с вами познакомилиь с симфонической сюитой Шахерезада.

-Какой композитор написал ее?

-Что же такое сюита?

-Каких два главных героя изображает композитор в произведении?

Молодцы ребята, спасибо за урок! До свидания

2 мин



Предварительный просмотр:

Тема урока: Авторская песня

Цель: Раскрыть тематику бардовской песни; показать её огромный, воспитательный потенциал, заключённый в сочетании стихов и искренней музыки.

Планируемые результаты:

Предметные: Ознакомить с историей становления и развития бардовской песни, мотивировать учащихся к осознанию «собственного – Я» на лучших ценностных идеалах бардов, через песенную музыку.

Личностные: Способствовать формированию у подростков высокодуховной активной жизненной позиции для адаптации в обществе, побудить детей к выразительному и исполнению песен, путем осмысления музыкальной и литературной речи в песнях бардов.

Тип занятия: Урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии.

Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, аудиозапись

Муз.репертуар: А. Розенбаум «Мы живы», Б. Окуджава «Нам нужна одна победа», В. Высоцкий  «Все ушли на фронт», О. Митяев «Изгиб гитары желтой»

Структура урока: 1.Орг.момент.

                              2.Актуализация знаний.

                              3.Открытие «нового знания».

                              4. Организация слушательской деятельности.

                              5. Организация исполнительской деятельности.

                              6. Итог урока

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

1

Организационный момент 

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки вести у вас буду я. Зовут меня Элина Азатовна .

Дети заходят в класс и садятся на места.

1 мин

2

Актуализация знаний.

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека)

П (усвоение знания материала прошлого урока)

К (уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог)

-Наш мир дарит нам очень много чудес, но мы их просто не замечаем. Сегодня я хочу показать вам настоящее чудо, мимо которого вы проходите и не замечаете. Сейчас вы услышите один звук. Закрыв глаза, вслушайтесь в его звучание внимательнее, чем обычно (звучит нота соль бемоль второй октавы). А теперь попробуйте представить его форму, нарисуйте ее на листочках. (повторяю звучание ноты, ученики делятся на группы и рисуют форму )

-Я соглашусь с теми, кто нарисовал объемную форму. А теперь скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, эта форма полая или заполненная?

-Кто – то услышал в этом звуке море, кто – то гул самолета. Кто – то улетел вместе со звуком  к звездам. Форма звука оказывается, наполнена нашими мысли – формами! Если вы будете внимательны, обязательно уловите эти мысли – формы.  Скажите, а разве это не чудо, вдруг, казалось бы, из ничего, возникает мир образов?  Вот это чудо, так чудо! И это чудо называется звуком! А звуки рождают музыку!  Значит, звуки музыки несут в себе значительно больше, чем вы думаете.

 -Почему я сегодня говорю вам об этом? Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их. Так часто происходит с авторской песней.

- Авторская песня – это то чудо, которое  открывается  только чуткому сердцу. Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, взглядов, стремлений – всю философию жизни. И сильна она тем, что несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слов. Я приглашаю вас сегодня убедиться в этом самим.

ответы детей

3мин

3

Открытие «нового знания»

П (открытие новых знаний, нового материала)

Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

Л (проявление эмоциональной отзывчивости)

-Сегодня мы познакомимся с одной из составляющей нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека, и наша задача ответить на вопрос, в чем заключается эта сила? Наша задача ответить на вопрос, что такое авторская песня, почему ее называют – философией жизни, что она несет вашим сердцам, в чем заключается сила воздействия авторской песни на человека?

 -У вас будет урок – открытие, вы познакомитесь с удивительным явлением отечественной музыкальной культуры,

-Русь славилась авторами - исполнителями еще с давних времен,  по городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Люди их очень любили, и, завидев их, бросали все свои дела и внимали им с глубокой сердечностью.

-БАЯНЫ, так звали на Руси этих певцов, несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты.

https://pandia.ru/text/80/088/images/image001_126.gif

-В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали ваганты (шутники).

Среди них были студенты, монахи, философы – актеры и певцы, рассказчики и акробаты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах. Большинство писали свои стихи на латыни. В своем творчестве они опирались не только на традиции церковных и речевых жанров, но и опыт народной лирики. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов.

-Песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов», которая и открыла наш с вами урок, рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра. В 60-е годы прошлого века в России зародилась новая волна авторской песни. Это своеобразный городской фольклор, который называют по - разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Многообразные явления жизни получили свое выражение в текстах и мелодиях людей, не имеющих специального музыкального образования. Лучшие песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Галича, Александра Дольского и других авторов, заняли достойное место в отечественной музыкальной культуре. И сегодня их встречают равно как Баянов в древней Руси, называя их БАРДАМИ, они являются и авторами и исполнителями своих песен.

-В их песнях та же искренность, доверительность, безупречная верность высокому духовному выбору.

 -В середине 20 века в нашей стране зародился новый жанр – авторская песня. Создатели нового жанра напоминали слушателям о первоначальном союзе слова и музыки. В этих песнях авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви и воспевали дружбу. Много было в этих песнях шуток, юмора, даже сатиры.

Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который можно назвать и бардовская песня, самодельная песня, поэзия под гитару. Сначала авторские песни чаще называли студенческие и туристические. Их сочиняли и пели в основном студенты и туристы.

Авторскую песню 40 - 50-х годов можно назвать самодеятельной. Импульс к развитию данного направления дал музыкально-поэтический опыт предыдущих поколений, возможно, в какой-то мере фольклор, городской романс. Хотя, конечно же, у бардовской песни был новый стимул к творчеству, новая социальная задача, новые формы, обусловливавшиеся политической ситуацией в России. Несомненно, что бурный всплеск народного творчества произошел из-за ослабления тоталитарного гнета, так называемой «оттепели».

-Кто же авторы-исполнители этих песен? Сейчас их имена знают все: Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Розенбаум, Владимир Высоцкий, Андрей Макаревич…

В чем же ценность авторской песни?

Какой образ в песнях?

Что силу несут песни?

Для чего нужны авторские песни?

7мин

4

 

5

Организация слушательской деятельности

Организация исполнительской деятельности

Р (научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости)

Л (личностное отношение при восприятии музыки)

Р (Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра)

П (Изучение нового музыкального материала)

Л (Корректировать собственное исполнение)

-Я предлагаю вам послушать несколько авторских песен и мы вместе попробуем ответить на этот вопросы.

-В чем же ценность авторской песни?

 Звучит песня: А. Розенбаум «Мы живы»,

-В чем же ценность авторской песни? Это искренность, доверие, с которыми она звучит; доступность для исполнения и восприятия любым человеком. И в то же время это настоящая поэзия и музыка. Мелодии авторских песен интересны и сами по себе, но главное, что они живут внутри стихотворения. Это особенная песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный.

-Первым по значимости российским бардом считается Булат

Шалвович Окуджава (1924-1997). Его песни внесли новое

представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они о любви и надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости. Своими песнями он и рассказывал о войне и выступал против

неё. Сейчас я вам предлагаю послушать песню «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал».

-После вы мне скажете о чем же она?(Слушание песни)

-О чем она?

-Песни Булата Окуджавы получили широкое и бесспорное признание и

оказали влияние на творчество других самодеятельных

-В истории бардовской песни есть печальное событие. В 1967 г. Валерий Грушин с друзьями ушел в водный поход на байдарках. На водном маршруте ребята заметили детей, барахтающихся в ледяной воде. Валерий бросился их спасать, но сам выплыть не смог. Чтобы сохранить память о нем, в 1968 г. родился фестиваль авторской песни, который стал носить имя Валерия Грушина, так называемый «Грушинский фестиваль». Приезжают сюда люди из всей России. Фестиваль проходил ежегодно до 1980 года. И только лишь в 1986 году Грушинский фестиваль вновь возродился и живет до сих пор.

Скажите, знакомо ли вам имя Олег Митяев?

-Верно, он является нашим земляком.

-Все вы, наверное, слышали, а может кто-то и знает песню «Как здорово». Песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» была написана и впервые исполнена Олегом Митяевым в 1978 году на Ильменском фестивале. Митяев стал Лауреатом Ильменского фестиваля (1978), а песня является своеобразным гимном бардовского движения.

Исполнение песни «Как здорово…»

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Плавное движение мелодии

Показ звуковысотности, дирижерский жест, сравнение

Четкое проговаривание слов

Собственный показ

Согласные звуки

Собственный показ, пение acapella

-Величие, возвышенность, живость, радость.

-О радость! Я знал, я чувствовал заранее, что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг!

о стремлении изгнать врага с родной земли любой ценой, и это стремление объединило всех от мала до велика.

Да, он является нашим земляком.

10 мин

15 мин

6

Итог урока

-Сегодня мы с вами говорили об авторской песне, исполняли их. Для чего нужны авторские песни и нужны ли они?

Да, вы сейчас сказали правильные слова. Авторская песня несет в себе:

- помощь в понимании человеческих ценностей,

- помощь в понимании единства человека и Мира,

- авторская песня очищает наши сердца,

- музыка авторской песни обогащает своей красотой,

- она призывает к высоким чувствам, помогают духовному становлению.

 Урок закончен, спасибо вам за искренность, до свидания!

Эти песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Развитие навыков, технических приемов игры в баскетбол у школьников среднего звена»

Конспект урока «Развитие навыков, технических приемов игры в баскетбол у школьников среднего звена»...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Среднее арифметическое нескольких чисел"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  "Среднее арифметическое нескольких чисел" по учебнику Математика 5 Г.К. Муравин, О.В.Муравина – Москва - Дрофа, 2014 год...

План- конспект урока. Среднее арифметическое нескольких чисел. 5 класс.

Тема "Среднее арифметическое нескольких чисел является "благодатной" для обучения учащихся решению проектных задач и навыкам исследовательской работы. Как я подводила пятиклассников к этой работе - вы...

Конспект урока "Среднее арифметическое"

Урок по математике для 5 класса "Среднее арифметическое" с использованием космических технологий. Это урок закрепления материла по данной теме. Содержит интересную развлекательную паузу....

План-конспект урока "Среднее арифметическое нескольких чисел"

Научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое нескольких чисел», «правило нахождения среднего арифметического»....

План-конспект урока "Средняя линия трапеции"

Данный урок помогает учащимся получить целостное представление от средней линии  фигур. Организовано повторение в виде блиц-опроса по теме "Средняя линия треугольника", затем рассматрив...