Презентация Хоровая музыка 5 класс
презентация к уроку по музыке (5 класс)

Музыкальное приветствие.

Учитель: Сегодня у нас очень серьезная тема урока, поэтому я попрошу вас настроиться на работу, сосредоточиться, и активно отвечать на вопросы и выполнять задания. Прошу обратить внимание на новые слова, мы к ним вернёмся в конце урока.

2.Повторение изученного:

Учитель: Мы  уже знакомы  с русской народной песней, с музыкой разных народов мира. Сейчас  слушая фрагмент песни ,  определите ,  к какому  песенному жанру относится данная песня. 

фрагмент песни «Есть на Волге утёс», варианты жанров.  

 Эпическая песня

 Духовная песня

      Авторская (бардовская) песня

      Календарно-обрядовая

      Семейно-обрядовая песня

      Романс

      Народная  песня

     Лирические песня

     Народная хоровая

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horovaya_muzyka.pptx2.5 МБ
Файл 0008b78d-6e6060e4.docx35.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Р.н.п. «Есть на Волге утёс»

Слайд 2

Слушая фрагмент песни, определите к какому песенному жанру она относится?

Слайд 3

Эпическая Духовная Авторская Календарно-обрядовая Романс Народная Лирическая Народная хоровая

Слайд 4

«Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Слайд 5

Слово «хор» произошло от греческого « choros » и латинского « chorus »- толпа, собрание, коллектив людей, исполняющий вокальную музыку. Но не всякий коллектив можно назвать хором. Хор – это сообщество людей, которые не просто вместе поют, они должны объединить свои души в едином порыве, чтобы создать по-настоящему прекрасную музыку. Руководит хором дирижёр или хормейстер .

Слайд 6

Откуда произошла хоровая музыка? Ответ найдите в учебнике на стр 79-80

Слайд 7

Одноголосное исполнение; Многоголосное исполнение; А капельное исполнение; Исполнение с сопровождением. Разновидности хорового пения

Слайд 8

Отче наш

Слайд 9

Что слышится в хоровом церковном пении? Ответ найдите на стр. 80 учебника

Слайд 10

В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так: смешанный хор (состоит из женских и мужских голосов); хор мальчиков и юношей; мужской хор женский хор детский хор

Слайд 11

Смешанный хор

Слайд 12

Хор мальчиков и юношей

Слайд 13

Мужской хор

Слайд 14

Женский хор

Слайд 15

Детский хор

Слайд 16

С точки зрения манеры пения различают: академические хоры — поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона; народные хоры — поющие в народной манере; церковные хоры – основная их деятельность — участие в церковных службах.

Слайд 17

Академический хор

Слайд 18

Народные хоры

Слайд 19

Церковные хоры

Слайд 20

По количеству участников различают: камерные хоры — от 12 до 30-50 участников; большие хоры — от 50 до 120 участников; сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов.

Слайд 21

Жанры хоровой музыки: песня хоровая миниатюра хор крупной формы (оратория, кантата, сюита, поэма, месса, реквием и др.) обработка, переложение самостоятельный хоровой номер или сцена в опере.

Слайд 22

Певческие голоса Мужские голоса Тенор (высокий) Баритон (средний) Бас (низкий) Женские голоса Сопрано (дискант) — высокий Меццо-сопрано (средний) Контральто (низкий)



Предварительный просмотр:

                                       ХОД УРОКА

1.Организационное начало учебного занятия:

Музыкальное приветствие.

Учитель: Сегодня у нас очень серьезная тема урока, поэтому я попрошу вас настроиться на работу, сосредоточиться, и активно отвечать на вопросы и выполнять задания. Прошу обратить внимание на новые слова, мы к ним вернёмся в конце урока.

2.Повторение изученного:

Учитель: Мы  уже знакомы  с русской народной песней, с музыкой разных народов мира. Сейчас  слушая фрагмент песни ,  определите ,  к какому  песенному жанру относится данная песня.  

фрагмент песни «Есть на Волге утёс», варианты жанров.  Слайд 1.

 Эпическая песня

 Духовная песня

      Авторская (бардовская) песня

      Календарно-обрядовая

      Семейно-обрядовая песня

      Романс

      Народная  песня

     Лирические песня

     Народная хоровая

Учитель: Итак, к какому жанру относится это произведение?

Дети: Эта песня  относится к жанру народной хоровой музыки.

  1. Актуализация темы урока:

 У: Скажите, а где вы можете слышать хоровое пение?

Дети: В школе, на концерте, в храме.

(Включается фрагмент хоровой музыки, звучащей в храме)

У. А сейчас что прозвучало? (хоровая музыка в храме)

А теперь назовите тему нашего урока. (хоровая музыка в храме) Слайд 2. 

У: Ребята ,а вам интересно узнать, как  появилась  музыка в храме,  проведём исследование этапов становления  и формирования  хоровой музыки.

4. Усвоение новых знаний

Происхождение хоровой музыки

У. Формулируем понятие «Хор» .  Слайд 3 

 Слово «хор» произошло от греческого «choros» и латинского «chorus»-

Вопрос: Как вы думаете, что такое хор?

Ответы- большой коллектив людей, исполняющий вокальную музыку.

У. Но не всякий коллектив можно назвать хором.

 Скажите, а вас можно назвать хоровым коллективом?

(да , потому что нас много в классе).

У. И всех можно сразу поставить на сцену для исполнения  песни на  концерте?

(нет, потому что для того чтобы петь на сцене, нужны специальные знания и умения в вокальном исполнении) 

У. Некоторые девочки из класса ходят на занятия вокальной группы.  Вокальная группа- это хор?  (нет, в ней немного человек)

В нашем селе часто проходят разные концерты с участием  детей и,   конечно, взрослых.  Посмотрите на слайд и  скажите, на какой фотографии  вокальные группы, а где фотография хора?  слайд 4. 

Значит,  не всякий коллектив можно назвать хором. Хор отличается большим числом исполнителей.

- Вспомните и назовите виды хоров. (ответы уч-ся)

Слайд 5.  с  фотографиями различных составов хоров.

У. Видите, разные  хоры, и конечно,   певческие голоса  в хоре тоже разные.

 У: Вы знаете классификацию певческих голосов,  назовите их. (ответы уч-ся)

Для чего, по-вашему, в хоре участвуют разные голоса? (Рассуждения учащихся, подвести нужно к тембровому богатству, как особому выразительному средству хорового исполнения).

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые  партии: сопраноальтытенорабасы.  Слайд 6. 

Эти же  голоса входят и  в состав хора церковного пения

У: Ребята,  как вы думаете, откуда произошла хоровая музыка? 

Ответ найдите  в учебнике на стр. 79-80.

Когда появились храмы - хоровая музыка поселилась и в них.  

-Что слышится в хоровом церковном пении?  Найдите ответ на стр.  80 учебника.  

Далее,  на стр. учебника найдите  о роли церкви в жизни людей. (читают)

Звучат отрывки храмовой музыки,  при слушании дети  определяют  способы  хорового исполнения.

- многоголосное  исполнение ( отметить исполнение а капелла)

 - одноголосное  исполнение 

У: Одноголосное исполнение  и является наиболее древним в храмовой хоровой музыке. Одноголосие  пришло на Русь из Византии и стало тем корнем, из которого впоследствии   выросло и развилось   «Древо храмовой хоровой музыки»

(учитель открывает доску с изображением на ватмане  корней и ветвей  Древа, а  прикрепляет слово «Одноголосие»  в любом месте классной доски.)

Мы узнали,  как  появилась хоровая музыка в храме,  а как   она формировалась ,  мы проследим через вот такое   «Древо храмовой хоровой музыки». Но этапы становления я  буду располагать на доске  в разных местах,  а в конце урока мы  это древо  вместе  и взрастём. 

У: Усвоение византийского хорового наследия происходило, прежде всего, в русских монастырях – Киево-Печерском, Псково-Печерском, Валаамском, Соловецком,  Троице-Сергиевой Лавре.   ( слайд 7 )

У: Сейчас мы послушаем  византийский распев  «Достойно есть», 

 После слушания ответьте,  какой  способ   хорового исполнения   в этом произведении?

(Показывается видеофрагмент песни «Достойно есть», дети слушают. Слушание).  

 Ответы учащихся - исполняет  один голос  на фоне мужских голосов, которые поют с закрытым ртом. Исполнение  с чувствами преклонения, благоговения, радости, уважения, благодарности.  Пение а капелла.

У. Обратите внимание на такой приём хорового пения, как пение с закрытым ртом. Давайте вместе попробуем так пропеть.  Как называется пение без  слов (вокализ). А такое пение можно назвать вокализом? (нет, не было  слогов). Правильно, такой приём пения так и называется- пение с закрытым ртом , которое   часто применяется и в духовной музыке.

У. Это раннее русское многоголосие. – при этом учитель показывает детям иллюстрацию со словами «Раннее русское многоголосие» и прикрепляет его на доску.

Вопрос- Что слышится в хоровом церковном пении?

В помощь – стр.  82 учебника –ответы из текста учебника.

Учитель делает вывод: Развитие храмового хорового пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом исполнение становилось все более сложным и объемным.

Включается видео- «Тропарь Покрову Пресвятой Богородице» и фрагмент песни «Покров Богородицы». 

Вопрос. О чём эти произведения? (о празднике Покрова). 

Почему именно эта музыка прозвучала? (потому что сегодня 14 октября- Покров Пресвятой Богородицы)

Кто изображён  на фресках и иконах? ( Богородица. Богоматерь. Дева Мария.

 В христианстве – мать Иисуса Христа, Матерь Божья , Царица небесная)

Какое из этих произведений должно звучать в храме?   (Тропарь)

Ответы - (потому что есть аккомпанемент и это песня- куплет,  припев , чего нет  в молитвах ).

У. Молитва обращена к Богу, к Божьей Матери, к святым и к небесным силам. Песня же поётся, в основном, для людей.

 Слайд 8.   Тропа́рь  в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо.  

-  Как вы думаете – а почему хоры в храмах   звучат без сопровождения?

(Православные  богословы запрещают использование инструментов во славу Господа т.к. у инструментов нет  души.)

А сейчас посмотрите видео, на котором в нашей церкви звучит тропарь в исполнении  отца  Валерия  и отца Дмитрия, который  был войсковым священником 3 отдела . З. К. В.,  а сейчас он владыка Нерчинской и Краснокаменской епархии.

После просмотра видео- У.-  мы  надеемся , что наша церковь будет восстановлена ,  и мы часто будем слышать пение тропарей,  разных песнопений и молитв.

В 1054 г. с  разделением христианства на католицизм и православие, римско-католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных инструментов, а  Византийская православная церковь выработала церковный хоровой стиль без сопровождения «а капелла» и запретила инструментальную музыку в церкви.

Слайд 15. Считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с голосами человеческими, воссоздают божественный образ. Хоровое церковное пение воспринималось как стремление к гармоническому  единству человека с Богом.

Физкульминутка.

У. Какой ударный музыкальный инструмент  является неотъемлемой частью православной архитектуры (храмов , церквей)?  – (колокол)

Ну а раз сегодня у нас праздник Покрова, давайте  движениями рук покажем  Праздничный звон.  

Учащимся предлагается  имитация  действий звонаря- Праздничный звон. (включатся запись звона)

 У. В 19 веке значительный вклад в развитие храмового хорового пения внесли русские композиторы М И Глинка, П.И. Чайковский, С. В. Рахманинов,  А. Т. Гречанинов, Павел Григорьевич Чесноков (слайд   16,17 ,18   - портреты).

 Музыка звучит не только в православном храме, но и в католическом. Зарубежные композиторы тоже обращались к этой стороне жизни. Некоторые из них служили в церкви в качестве музыкантов (например, И.С.Бах), некоторые имели сан священника (Ф. Лист). (слайд  19) 

Но с появлением  в  католическом храме  (слайд 20)  органа,  хоровое пение    обрело невиданную силу и красоту.  

(Звук органа)

Это единственный  музыкальный   инструмент, который был допущен в храм!  Почему? (звук органа  возвышает, облагораживает,  звучание воздействует на слушателей состоянием покоя, свободой от всего суетного, повседневного.)

А высота колонн и стен органа подчёркивает устремлённость к небу.

У:- Давайте послушаем один из примеров зарубежной духовной музыки.

 Ф.Шуберт «Ave Maria»

 Обратите внимание, как голос выражает все чаяния души, как тонко показывает  состояние человека. (Слушание).  

При слушании  самостоятельная работа-   на карточках учащиеся подчёркивают музыкальные термины , характеризующие это произведение.

Вопросы:

- Какой образ изобразил композитор в этом произведение?

- А в каких   произведениях  искусства запечатлен этот образ?

- Кто участвовал в исполнении этого произведения? (Голос, орган).

  Учитель:  Русские и зарубежные композиторы внесли значительный вклад в развитие храмовой хоровой музыки, обогатили ее средствами  музыкальной выразительности -  учитель прикрепляет  надпись - «Композиторская хоровая музыка»  на доску.

А теперь нам надо  взрастить это древо,  давайте вспомним, с  чего всё началось? … (приглашается ученики )

У. Вот такое дерево у нас выросло!

5. Этап рефлексии. Самопроверка знаний.

Вы на урок принесли  словарики,   эти словарики будут вам в помощь  на протяжении всего  учебного года.  Сейчас вы  начнёте его оформление и  сделайте первое оглавление- «Духовная музыка»

Выберете   из предложенных на слайде терминов и  словосочетаний   те,  которые касаются темы    «Духовная музыка и хоровая музыка в храме»

Учитель: В молитве человек обращается  к  Богу  со своими самыми сокровенными мыслями , с  просьбой поддержать в трудные минуты жизни, помочь найти верное решение. Мы с вами молитву исполнить не сможем, но у нас есть песня, которая  соответствует  теме нашего урока.

Обобщение урока:

Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью.

Мы с вами молитву  и песнопение исполнить не сможем, но у нас есть песня, которая  соответствует  теме нашего урока.

6. Выставление оценок

7. Домашнее задание. Слайд  

В словариках впишите другие музыкальные термины и словосочетания по тему «Духовная музыка»

 

Исполнение: «А над ней парили ангелы»

1Вслед за летом осторожно осень в тихий парк вошла.

Золотятся листья клёна, как у церкви купола

в храме робко и несмело девочка в церковном хоре пела,

эхом отзывались купола.

Верила, что день наступит, горя на земле не будет,

верила, надеялась, ждала.

припев: А над ней парили ангелы,

Чтоб уберечь дитя.

Ангелы, парили ангелы,

От невзгод и бед её храня.

2. Сложный мир - добро и зло. Вера придавала сил.

Годы шли, она взрослела, и господь её хранил.

Год за годом, день за днём девочка мечтала о своём

Пела, отзывались купола

Верила, что день наступит, горя на земле не будет

Верила, надеялась, ждала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....

Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....

Самоанализ урока музыки для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Самоанализ составлен для урока по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"...

Список музыкального материала для презентации по музыки 5 класс по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Список музыкальных композиций разбитый по номерам слайдов, необходим для полного представления презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"....

Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

презентация составленна по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе Алеева,Науменка в 5 классе....