План работы с одаренными детьми
рабочая программа по музыке

Комладзе Светлана Тристановна

Цель:

1.   Выявить музыкально  способных детей.

2. Способствовать развитию индивидуальных музыкально-певческих и танцевально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста.

 

Основные задачи:

1.Создание условий для формирования творческой индивидуальности ребенка, расширение спектра возможностей апробации и реализации интересов, наклонностей и  музыкальных способностей воспитанников.

2. Развивать вокальные способности (эмоциональное исполнение, чистота интонирования); развивать музыкально – ритмические движения (способность ритмично двигаться в характере музыки, ритме).

3. Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

4. Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать. Развивать творческое воображение.

5. Помочь ребёнку владеть приёмами игры на различных музыкальных инструментах и подбирать по слуху несложные мелодии на детских музыкальных инструментах.

Индивидуальная или подгрупповая  работа с музыкально – одарёнными детьми планируется на основе наблюдений музыкального руководителя, диагностики, сотрудничества с семьёй и воспитателями.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_s_odarennymi_detmi_.doc81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка»

План работы

 с одаренными  детьми старшего дошкольного

возраста (5-8 лет)

по развитию музыкальности.

                                               Музыкальный руководитель:

                                                         Комладзе С.Т.

г. Рославль

2019г.

Цель:

1.   Выявить музыкально  способных детей.

2. Способствовать развитию индивидуальных музыкально-певческих и танцевально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

1.Создание условий для формирования творческой индивидуальности ребенка, расширение спектра возможностей апробации и реализации интересов, наклонностей и  музыкальных способностей воспитанников.

2. Развивать вокальные способности (эмоциональное исполнение, чистота интонирования); развивать музыкально – ритмические движения (способность ритмично двигаться в характере музыки, ритме).

3. Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

4. Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать. Развивать творческое воображение.

5. Помочь ребёнку владеть приёмами игры на различных музыкальных инструментах и подбирать по слуху несложные мелодии на детских музыкальных инструментах.

Индивидуальная или подгрупповая  работа с музыкально – одарёнными детьми планируется на основе наблюдений музыкального руководителя, диагностики, сотрудничества с семьёй и воспитателями.

План работы с музыкально – одарёнными детьми включает 3 этапа:

1. Диагностический.

2. Развивающий.

3. Заключительный.

1.Диагностический этап включает:

- наблюдение музыкального руководителя за работой детей,  результаты диагностики в образовательном процессе, отношение  их к музыке.

- выявление способных детей.

2.Развивающий этап включает:

- систематическую планомерную работу с ребенком, наделенным музыкальными способностями, который любит музыку, желает научиться красиво петь, ритмично двигаться под музыку, играть на музыкальных инструментах. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к музыкальному творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, само реализоваться в творчестве, научиться голосом и в танцевальных движениях передавать внутреннее эмоциональное состояние.

-  Основные формы и способы поддержки развития ребёнка (Приложение)

3.Заключительный этап включает:

Планируемый результат.

  • Наличие повышенного интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках, участие в утренниках, праздничных поздравлениях);
  • Владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • Уметь двигаться под музыку,  не бояться сцены,  формировать культуру поведения на сцене;
  • Стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание, совершенствовать свой голос;
  • Умение исполнять более сложные песни (соло).

Приложение.

Основные формы и способы поддержки развития ребёнка:

  1. Фонопедические  упражнения .

Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели в процессе занимательной музыкальной деятельности провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

В артикуляционную гимнастику входит:

• работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

• с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.

Игра – любимый вид деятельности ребенка. В игре он само утверждается,  как личность, у него развивается фантазия. Сами того, не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

После проведения артикуляционной гимнастики, использую интонационно–фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует, как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание необходимо обращать на раскрепощение подбородка. ''Проверка'' осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом звучит гласный звук [у].

  1. Игры со звуком

Игры со звуком являются непременным условием в процессе занимательной музыкальной деятельности. Ребенок должен получить о нем совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри – в общем, все то, что подскажет фантазия педагога.

Например, игра ''Волшебная коробочка''.

Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.

3. Работа с руками

Работа с руками– обязательное условие в процессе занимательной музыкальной деятельности. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. В процессе занимательной музыкальной деятельности создаются ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает сознательно управлять процессом звукоизвлечения.

В вокальной работе используются упражнения с ладо вокальными  жестами. При помощи жестов дети учатся петь устойчивые ступени от любого звука.

Используется приём выразительное чтение стихотворения. Работа над стихами проводится таким образом: ребенок читает стихотворение под дирижирование (как будто музыкальное произведение). Повторяет эти движения, которые предлагают несколько вариантов контрастных образов (добрый, злой, плаксивый, радостный и т.д.). Для занятий подбираются стихи, содержащие яркий игровой образ или диалог.

Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях вокального кружка. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.

4. Игры с пением.

Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г.Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагается поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь, а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям, приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

5. Музыкально – ритмические движения.

Музыкально – ритмические движения позволяют ребёнку ритмично двигаться соответственно музыке, стараясь отобразить характер музыки, использовать язык жестов и мимики, самостоятельно придумывать небольшие танцевальные композиции.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и кружковая работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.

План   индивидуальной (подгрупповой) работы

  1. (с одаренными детьми старшего дошкольного возраста)
  2. по музыкальному воспитанию.
  1. Цель музыкального воспитания:
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать.
  • Развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, приучать придумывать небольшие танцевальные композиции

                                    Перспективный план работы

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь-октябрь

- Расширять диапазон детского голоса.

- Закреплять у воспитанников умение точно передавать ритмический рисунок хлопками и на металлофоне.  

- Способствовать прочному усвоению воспитанниками разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх-вниз) и различные интервалы.

- Учить воспитанников точно попадать на первый звук мелодии песни.

- Учить воспитанников петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией.  

- Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами.

 - Учить слушать и слышать себя и товарищей по пению.

- Учить петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него.  

- Учить петь, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук.

 - Добиваться выразительного исполнения песен.

 - Учить детей передавать характер и смысл каждой песни.

 - Поощрять сочинение собственных мелодий, марша, колыбельной (без текста).

- Совершенствовать умение правильно сидеть и стоять во время пения

- Уточнять умение воспитанников различать высокие и низкие звуки в пределах терции;

- Упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз;

Дыхательные упражнения: «Ладошки»,

«Погончики»,

«Насос»,

«Кошка»,

«Обними плечи»,

 «Маятник»,

«Повороты головы».

 Артикуляционные упражнения:  

Подвижные игры:

«Ёлочка»,

«Синий шар»,

«Каша».

Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Кукушка» Е.Тиличеевой, «Бубенчики»

Е.Тиличеевой,

«Качели» Е.Тиличеевой.

Песни:

 «Кукушка» А.Варламова,

«Если добрый ты»

Б.Савельева,  

«Мама» Н.Тимофеевой, «Улыбка» В.Шаинского.

Творческие задания:  «Самолёт» Т.Бырченко,

сочинение марша, колыбельной.      

Ноябрь-декабрь

- Уточнять умение воспитанников различать высокие и низкие звуки в пределах терции;

- Упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз;

- Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии;  

- Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки;  

- Учить детей удерживать интонацию на одном звуке.  

- Продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом.

- Удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко.  

 - Правильно выполнять логические ударения.  

- Продолжать учить детей чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вверх вниз на квинту и кварту.  

- Упражнять в точном интонировании трезвучий (фа-ля-до, ре-фа-ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх.

- Петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая и т.д.).  

- Побуждать воспитанников импровизировать простейшие мотивы определённого характера, жанра (вальс, марш, полька).

- Контролировать певческую установку во время пения.

Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Барабан» Е.Тиличеевой,

 «Как под наши ворота» (р.н.п.),

«Вальс» Е.Тиличеевой.

Песни:

 «Голубой вагон» В.Шаинского,  

«Спляшем Ваня» А.Варламова,

 «Гномики» К.Костина.

Творческие задания:

«Снежок» Т. Бырченко,

«Вальс»,

«Полька»,

«Марш»,

«Плясовая».

Январь-февраль

- Петь с музыкальным сопровождением и без него.

- Подводить воспитанников к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение.

- Продолжать стимулировать и развивать песенное творчество воспитанников.

- Учить воспитанников самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст.

- Развивать ладотональный слух, используя интонационно-фонетические, речевые упражнения.

Дыхательные упражнения: «Восход-заход»,

 «Стокатто»,

«Удивлялки»,

«Знакомство»,

«Веточка»,

«Кукушонок»,

«Певец».

Артикуляционные упражнения:

Подвижные игры:

«Конь»,

«Мамочка»,

«Ворона»,

«Петух».

Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:

«Небо синее» Е.Тиличеевой, «Бубенчики» Е.Тиличеевой,

 «Труба» Е. Тиличеевой.

Песни:

Где водятся волшебники?» М.Минкова,  «Дождь пойдёт по улице» В.Шаинского,  

«Три весёлых зайчика» К.Костина,  

«Бабочка» А.Варламова.

Творческие задания:

«Зайка, зайка, где бывал?» М.Скребковой.

Март-апрель - май

- Закреплять умение воспитанников различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки, выкладыванием ритмического рисунка мелодии на фланелеграфе;  

- Продолжать упражнять в умении удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке;  

- Закреплять навык звуковысотной ориентировки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мелодического оборота выше – ниже.

- Учить воспитанников распознавать на слух движения мелодии, определять повторность звуков, наличие скачка в начале.

- Упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке (до, ре).  

 - Петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения.

- Закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно, без напряжения.

- Следить за правильным дыханием.  Удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую.

 - Продолжать учить воспитанников импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно (по картинке, исходя из словесного образа и т.д.).

- Добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций воспитанники использовали свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню – марш, песню – вальс, песню – польку, грустную и весёлую песни и т.д.

Дыхательные упражнения: «Свечи»,

«Воздушный шарик»,

«Сова»,

«Аист»,

«Шапка»,

«Гармошка»,

«Деревья»,

«Зоосад».

 Артикуляционные упражнения:

Подвижные игры:

«Зайка»,

«Звери»,

«Медвежонок»,

«Грузовик»,

«Бабочка».

Интонационно-фонетические упражнения.

Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Смелый пилот» Е.Тиличеевой,

«Скок-поскок» р.н.попевка, «Вальс» Е.Тиличеевой.

Песни:

«Самая счастливая»

Ю. Чичкова,

«Дорога добра» М.Минкова,

«Кот Мурлыка» Л.Олифировой,

«Кашалотик» Р.Паулса.

Творческие задания:   «Осенью»,

«Весной» Г.Зингера,  

«Весёлая песенка»,

«Грустная песенка»

В. Агафонникова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Документ поможет организовать работу с талантливыми учащимися. отражает специфику работы с ними....

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Здесь отражены основные моменты и направления по работе с детьми увлекающимися предметом география и биоогия...

План работы с одаренными детьми

Представленный материал может быть использован в качестве примера     внеурочной занятости учащихся...

План работы с одаренными детьми

Этот план поможет скоорденировать работу с одаренными детьми....

План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии

В работе указаны отличительные особенности и  принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми на 2012-2013 учебный год...

План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.

Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах.    Тр...