Музыкальный портрет. Урок музыки в 5 классе.
план-конспект урока по музыке (5 класс)

семенихина татьяна игоревна

Конспект урока для 5 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Учащиеся знакомятся с музыкой Н.А.Римского-Корсакова из оперы "Садко", сцена Новгородского торга. Используются технологии ассоциативно-образного мышления, развития певческой культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnyy_portret._razrabotka_uroka_dlya_5_klassa.doc71.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ

 ( разработка урока по музыке для 5 класса)

Семенихина Т.И., учитель музыки

МБОУ СОШ №7 г.Пушкино

Тема: Сцена Новгородского торга из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко»

Цель: Раскрыть перед учащимися богатые изобразительные и выразительные возможности симфонического оркестра. Закрепить за учащимися мнение, что музыка и ее музыкальные средства помогают глубже почувствовать и познать мир человека, ярче ощутить красоту морской стихии.

Задачи:

- знакомство с музыкой Н.А.Римского-Корсакова;

- рассмотреть выразительные и изобразительные возможности музыки;

- познакомить с выразительными возможностями симфонического оркестра;

- проследить особенности взаимодействия музыки, поэтического текста и произведений живописи;

- закрепление пройденного материала.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

- Коммуникативные (К) - умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции, участие в хоровом исполнительстве, умение слушать, вести диалог, умение встать на позицию другого человека.

- Личностные (Л) - стремление в реализации своего творческого потенциала, готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции.

- Познавательные (П) - поиск и выделение информации, развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке, воспитание патриотизма.

- Регулятивные (Р) - постановка цели, выделение информации, прогнозирование, анализ муз. произведения и средств выразительности, оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей, оценка собственной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Метапредметные:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность,

Предметные:

- расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию;

- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

Педагогические технологии:

- Технология формирования певческой культуры

- Технология развития ассоциативно-образного мышления

- Технология развития процессов восприятия музыки

- Технология диагностики формирования музыкальной культуры

Зрительный ряд:

- рисунки детей с изображением моря (домашнее задание к уроку);

- репродукции картин: А.Руссо «Заклинательница змей» (1907г.), И.К.Айвазовский «Среди волн» (1898г.), «Ледяные горы в Антарктиде» (1870г.), К.Лоррен «Отплытие царицы Савской» (1648г.), Жерико «Берег моря» (1823г.) и другие по выбору учителя.

Музыка для слушания: Н.А Римский-Корсаков опера «Садко» - «Песня Варяжского гостя», «Песня Веденецкого гостя», «Песня Индийского гостя» (на английском языке).

Песни для исполнения: Б.Терентьев, слова В.Харитонова – «Море надо понимать», И.Космачев, слова Л.Дербенева – «Сторона моя», А.Зацепин, слова М.Пляцковского – «Ты слышишь, море?»

План урока.

  1. Вход в класс.
  2. Слушание «Океан-море синее» Н.А.Римского-Корсакова.
  3. Пение «Море надо понимать».
  4. Слушание «Песня Варяжского гостя»
  5. Слушание «Песня Веденецкого гостя».
  6. Слушание «Песня Индийского гостя» на английском языке.
  7. Пение «Сторона моя»
  8. Пение «Ты слышишь, море?»
  9. Выход из класса.

План-конспект урока.

Содержание раздела урока

Технологии

Вход в класс. Здравствуйте. Давайте настроимся на урок. Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой – «Погончики», «Насос».

Распевание: на одном звуке ма-мэ-ми-мо-му; нисходящее движение от3 к 1 ступени – ми-и-я, скороговорка – «Бык тупогуб»

Технология формирования певческой культуры

Слушаем «Океан-море синее». Вы узнали, что это за произведение? А кто его написал?

Учащиеся: Это вступление к опере «Садко»  Римского-Корсакова. «Океан-море синее».

Учитель: А что вы знаете об этом человеке?

Учащиеся: Он был моряком, совершил кругосветное путешествие, в своей музыке отобразил впечатления от морского плавания на судне «Алмаз».

Учитель: А кто такой был Садко? И зачем он отправился в путешествие?

Учащиеся: Это русский былинный герой. Он отправился искать счастье.

Учитель:  В этой музыке образы русской былины соединены с великолепными картинами моря. Я предлагаю вам тоже совершить путешествие по морю. Конечно, все страны мы с вами на успеем посетить, но в некоторых побываем. А узнать, куда мы попали, нам поможет замечательная музыка Римского-Корсакова. Потому что « морем мало восхищаться, море надо понимать».

Технология развития ассоциативно-образного мышления (формирование установки на восприятие музыкальных произведений).

Поем «Море надо понимать».

Работа над звукоизвлечением, дыханием, интонацией, дикцией, ансамблем.

Технология формирования певческой культуры

Учитель: Итак, вместе с Садко мы отправляемся  в путешествие по морям и странам. Первая наша остановка будет… А где она будет – вы сами мне скажете, послушав музыку. (Звучит вступление к  песне Варяжского гостя). Итак, куда же мы попали? Какое здесь море? Какие люди живут в этой стране? С какой картины звучит эта музыка?

Учащиеся: Музыка суровая, холодная. Звучат картины Айвазовского и Жерико.

Учитель: Почему вы так решили?

Учащиеся: Краски темные, холодные, изображено бурное, северное море.

Учитель: Теперь давайте послушаем, что гость рассказывет о своей стране, как он назывет себя и людей живущих в этой стране? (Звучит целиком).

Учащиеся:  Это варяги. Они воины. Страна варягов на берегу холодного северного моря. У них много врагов, но они умеют защитить себя.

 Учитель: Какими музыкальными красками Р-К рассказывает о варягах?

Учащиеся: Музыка медленная, звуки низкие, интонации грозные.

Учитель: Какой голос исполняет? – Бас.

Учитель: В чем счастье варягов? – В битве, в победе. Останется ли Садко здесь? – Нет.

Технология развития процессов восприятия музыки (интонационно-образный анализ).

Технология развития ассоциативно-образного мышления.

Учитель: Отправляемся дальше. (Вступление к песне Веденецкого гостя). А это какое море? Какая музыка?   С какой картины звучит эта музыка?

Учащиеся:  – Мягкая, теплая, нежная. Покачивающаяся. Похожа на баркаролу. Звучит картина К.Лоррена. Краски светлые, теплые, море южное, ласковое, спокойное, много солнца.

Учитель: Это Италия. Послушаем музыку. Как называется этот город и что главное в нем?(Слушаем целиком). Это город Веденец, так во времена Садко называли Венецию. Что главное в Венеции и почему ее так любят? Какие музыкальные краски использует Р-К?

Учащиеся:  Темп подвижный, звуки среднего регистра, интонации мягкие, теплые. В чем же счастье этих людей?

Учащиеся:  – В красоте.

Учитель: Мог бы Садко остаться в этой стране? - Да. -А почему не остался?

Учащиеся: Море хорошо, но не все время, русский человек больше привык жить на земле.

Технология развития процессов восприятия музыки.

Технология развития ассоциативно-образного мышления.

Учитель: Отправляемся дальше. Сейчас прозвучит песня на английском языке, но не пугайтесь – слушайте музыку и она вам все подскажет. В какую страну мы попали, какое там море и какие люди живут? (Звучит песня Индийского гостя целиком).   С какой картины звучит эта музыка?

Учащиеся: Это Индия. Море тихое, еле колышется. Музыка покачивается, убаюкивает, похожа на колыбельную. Звучит картина А.Руссо. Картина завораживает.

Учитель: Какой голос исполняет? – Тенор, высокий.

Учитель: В чем же счастье? - В покое, тишине, сне.

Учитель: По душе ли такое счастье Садко? – Нет.

Учитель: А почему?

Учащиеся:  Может быть потому, что как бы хорошо не было в других странах, но все равно человек помнит и любит только одну – ту, где он родился.

Поем «Сторона моя».

Работа над звукоизвлечением, дыханием, интонацией, дикцией, ансамблем.

Технология развития процессов восприятия музыки.

Технология развития ассоциативно-образного мышления.

Технология формирования певческой культуры

Учитель: Итак, мы вернулись из нашего путешествия. Мы сегодня слушали музыку из оперы Р-К «Садко», но в самой опере Садко не путешествует по этим странам, он только собирается. А для того, чтобы выбрать куда отправиться он слушает песни-рассказы заморских гостей. Вспомним, где мы побывали и что за гости были у Садко

Учащиеся:  – Варяжский, веденецкий, индийский.

Учитель: Все они очень разные, но есть одно, что их объединяет. Что это?

Учащиеся:  – Море.

Учитель: Эта загадочная стихия во все времена привлекала и ,наверное, еще будет привлекать тысячи мальчишек, потому что всегда интересно узнать, что же там за горизонтом.

Поем «Ты слышишь, море?»

Работа над звукоизвлечением, дыханием, интонацией, дикцией, ансамблем.

Технология диагностики формирования музыкальной культуры.

Технология формирования певческой культуры

Учитель; Постарайтесь отметить, с каким  настроением вы работали на уроке.

Кто оцениваете свою работу на «5», а на «4»?

А работу класса в целом?

Закончите фразу:

 -Я узнал…

 -Новые знания мне пригодятся…

- Дома выполните рисунок моря, понравившегося вам номера

Всем спасибо за урок. До свидания

Технология диагностики формирования музыкальной культуры (самооценка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное путешествие (Урок музыки 1 класс)

На уроке учащиеся в игровой форме знакомятся с основными ступенями звукоряда....

"Музыкальный портрет". Урок музыки в 5 классе.

Урок построен на традиционном материале по теме "Можем ли мы увидеть музыку?"и  разработан с применением следующих технологий: технология деятельностного метода, социоигровые технологии....

Презентация урок музыки 1 класс "Русские народные музыкальные инструменты"

Данная презентация помогает учителю в проведении урока музыки в 1 классе по теме : " Русские народные музыкальные инструменты".Слайды помогают учащимся наглядно представить русские народные музыкальны...

Портрет в музыке 3 класс

Презентация содержит материалы, интересные для учащихся 3 класса...

Портрет в музыке 3 класс

Разработка урока в 3 классе по теме "Портрет в музыке"...

Удивительный мир музыкальных образов Урок музыки в 6 классе урок 1

Данный урок по программе "Музыка" в 6 классе авт Сергеева ГП, Критская ЕД. Конспект дополнен презентацией с интерактивным кроссвордом.Тема урока. Удивительный мир музыкальных образов....