Многоголосное пение в школе.
опыты и эксперименты по музыке (9 класс)

Жердецкая Галина Николаевна

Важная задача певческого развития школьников — до­стижение унисона. Однако при этом у ребят активно развивается лишь мелодический слух. Ограничить этим музыкальное разви­тие значит лишить учащихся возможности ощущать выразитель­ность гармонического языка музыки. Формированию гармони­ческого слуха способствует многоголосное пение, которое начинает­ся с воспитания у детей внимания к исполнению своему и товарищей, с развития умения воспринимать качество звука на слух (легкий, чистый, светлый, тусклый, крикливый, зажатый и т.д.). Параллельно развивается способность слы­шать про себя (внутренним слухом) отдельные элементы простой одноголосной мелодии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogogolosie.docx17.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие навыков многоголосного пения

Важная задача певческого развития школьников — достижение унисона. Однако при этом у ребят активно развивается лишь мелодический слух. Ограничить этим музыкальное развитие значит лишить учащихся возможности ощущать выразительность гармонического языка музыки. Формированию гармонического слуха способствует многоголосное пение, которое начинается с воспитания у детей внимания к исполнению своему и товарищей, с развития умения воспринимать качество звука на слух (легкий, чистый, светлый, тусклый, крикливый, зажатый и т.д.). Параллельно развивается способность слышать про себя (внутренним слухом) отдельные элементы простой одноголосной мелодии.

Как же я готовлю детей к восприятию двухголосия?

  1. Прежде всего, необходимо научить детей чисто, стройно петь в один голос добиться слитного звучания голосов. Только чистый унисон даёт стройное звучание. Это фундамент, на котором строится двухголосное и многоголосное пение. №1
  2. Пение без сопровождения является одним из ведущих средств развития и воспитания вокального слуха и голоса, так как заставляет подмечать малейшие оттенки исполнения. Оно способствует достижению чистоты интонирования, формированию у детей музыкально-слуховых представлений.(Ветер)
  3. Развиваю у детей музыкальную восприимчивость то есть умение слушать и слышать, сознательно воспринимать песенный материал. Для этого разбираемся в характере мелодии песни, в строении музыкальных фраз, находим встречающие повторения, подмечаем изменения в мелодическом и ритмическом рисунке музыкальных фраз, находим различия в их окончаниях.

На первом этапе работы нужно подбирать такие песни, где второй голос представлял бы вполне самостоятельную и интересную мелодию «Как пошли наши подружки» «У меня во садочке», и «Как у наших у ворот».

Очень хорошо развивает слуховое внимание исполнение песен по фразам, по цепочке, по партиям, по рядам и т. д. Если дети научились это делать свободно, то можно начинать петь каноны. Форма канона стала постоянно использоваться в практике развития навыков многоголосного пения.

Переход к пению двухголосия a cappella  в качестве «Игровых партитур» пения на два-три голоса, можно предложить детям «озвучить» разные музыкально-игровые ситуации: например: «Часовой магазин», где все часы поют свои мелодии на одном-двух звуках с разными длительностями, на звуках трезвучия.

       Начинать работу над многоголосием лучше с произведений включающих эпизодическое  двухголосие. Следующим этапом освоения двухголосия могут стать произведения подголосочного склада, а также песни с косвенным и противоположным движением голосов.

     Одним из эффективных приёмов в работе над формированием навыка двухголосного пения, является исполнение музыкальных произведений дуэтом с преподавателем.  Дети должны одновременно прислушиваться к звучанию другого голоса и, не сбиваясь, петь свою партию.

     Петь одной партией (например, сопрано) с закрытым ртом, а другой со словами.
    Постепенно можно привлекать учащихся к слуховому анализу небольших двухголосных мелодий.  «Куда движется нижний голос? Какой из голосов является главным?»

     Приступая к разучиванию простейших двухголосных мелодий, необходимо стремиться к тому, чтобы школьники учились слушать оба голоса, исполняя один из них. (С дедом на парад)

Если учащиеся владеют навыками двухголосия, пение на три голоса уже не представляет для над особой трудности. (Кукушка)

Список литературы

Абелян Л., Попов В. «100 канонов» для детского хора.  – М.: Музыка, 1969.

    Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Учебник для пед.училищ «Методика музыкального воспитания в школе». – М.: Просвещение, 1989.

    Любский С.М. «Двухголосное пение в школе». – М.: Акад.Педагогических наук РСФСР, 1950.

    Луканин А. «Начало двухголосного пения в школе». – М.:Москва, 1966.

    «Проблемы хорового строя», вып.3 авт. – сост. И.В.Роганова. – СПб.: Композитор, 2015.

    Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения» вып.1. - М.: Музыка, 1986.

    Соколова О.П. «Двухголосное пение в младшем хоре. – М.: Музыка, 1987.

     Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». – Спб.: Лань, 1997.

     Струве Г.А. «Школьный хор». – М.: Просвещение, 1981.

     Стулова Г.П. «Хоровое пение, методика работы с детским хором». – СПб.: Планета музыки», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение народной манере пения в детской школе искусств.

Развитие музыкальных способностей  детей младшего школьного возраста.  Методика работы по обучению детей народному пению.Заключение....

РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ В ПЕНИИ С УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Методическая статья, обобщающая опыт работы с учащимися начально школы по развитию их вокальных способностей, привитию интереса к музыкальному искусству....

Развитие навыка многоголосного пения a cappella в вокальном ансамбле. (младшие классы)

Хоровое или ансамблевое  пение в музыкально-эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало.Большая, если не решающая роль в музыкальном развитии учащихся принадлежит хоровому многог...

Формирование навыков многоголосного пения у учащихся подросткового возраста на занятиях вокального ансамбля

Данная работа создана на основе анализа психологической, педагогической и методической литературы. Цель данной работы - выявить приемы и методы, направленные на формирование навыков многоголосного пен...

Включение духовно-нравственного компонента в содержание рабочей программы по музыке и пению в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ИН).

Статья опубликована в сборнике "Ценностные ориентиры духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи": в материалах Восьмых областных Благовещенских чтений (Воронежский государственный пед...

Конспект занятия «Работа над ансамблем. Пение многоголосных упражнений, канонов» в образовательном объединении «Эстрадный вокал»

Конспект занятия «Работа над ансамблем.  Пение многоголосных упражнений, канонов» в образовательном объединении «Эстрадный вокал»...

Конспект занятия «Работа над ансамблем. Пение многоголосных упражнений, канонов» в образовательном объединении «Эстрадный вокал»

Цель занятия: Формирование навыков многоголосного пенияЗадачи:Обучающие:познакомить с понятием «многоголосие»,  разновидность голосовдобиться интонационной точности в пении без сопров...