Урок музыки в 5 классе Импрессионизм в музыке и живописи
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Басова Ирина Сергеевна

Урок музыки в 5 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой на тему: "Импрессионизм в музыке и живописи"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      Конспект урока музыки (5 класс)

 раздел: «Музыка и изобразительное искусство» тема

"Импрессионизм в музыке и живописи".

Цели урока: познакомить учащихся с направлением в искусстве 19 века «импрессионизм».

Задачи:  выделить основные  черты стиля «импрессионизм» в изобразительном искусстве и в музыке; показать взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере произведений художников-импрессионистов и музыки К.Дебюсси; развивать мышление, речь, умение анализировать музыкальное произведение (интонационно-образный анализ музыки); воспитывать эстетический вкус и интерес к искусству.

Применяемые образовательные технологии: технология проблемного обучения, технология развития процессов восприятия, технология развития ассоциативно-образного мышления, технология формирования певческой культуры.

Методы и приемы: словесный, наглядный, обобщение, работа в группах, проблемные вопросы и задания, творческое задание, анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы; хоровое исполнение песни.

Материалы к уроку:

-компьютерная презентация, включающая в себя репродукции картин: К.Моне «Восход солнца. Впечатление», Э.Дега «Звезда», О.Ренуар «Нини в саду», К.Писсаро «Бульвар Монмартр в Париже».

- музыкальный материал:  К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна», прелюдия «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты»,  нотный материал песни «Рисунок» муз. А.Куклина, сл. С.Михалкова.

-альбомные листы и краски (ученики должны принести на урок).

  Оборудование:

компьютер;

проектор;

звукоусиливающая аппаратура (колонки);

фортепиано.

        Ход урока:        

I.Организационный момент, музыкальное приветствие.

II. Актуализация опорных знаний

Слушание  «Ноктюрна» Ф. Шопена.

Со слушания какого музыкального произведения мы начали наш сегодняшний урок?

В каком музыкально-историческом стиле писал этот композитор? (музыкальный романтизм, изучение этого стиля мы закончили на прошлом уроке)

С какими странами связано имя Ф.Шопена? (он родился и вырос в Польше, а вторую половину жизни прожил и умер во Франции).

Сегодня я приглашаю вас именно во Францию. Мы продолжаем с вами говорить о музыкально-исторических стилях. И мне хочется, чтобы сегодня на уроке мы прониклись духом Франции конца 19 века. Духом страны, необычной, очень чувственной и поэтичной, страны, которая подарила миру большое количество деятелей культуры, открыла миру своё видение искусства и своё впечатление.

III. Формулировка темы урока детьми совместно с учителем в процессе рассматривания картины.

На экране картина К.Моне «Восход солнца. Впечатление» 

Ребята, что вы можете сказать об этой картине? (картина красивая, на ней изображена природа, встает солнце).  Как бы вы ее назвали? (дети высказывают  предположительное название картины).

Именно эта картина молодого французского художника 19 века Клода Моне,  в  одной из выставок. И она сыграла особую роль в появлении нового направления в искусстве того периода. Группа молодых художников отказалась от участия в Салоне, ежегодной французской традиционной выставке выпускников Академии художеств и в качестве протеста организовала свою. Люди, пришедшие туда, а среди них были и преподаватели Академии, и ценители высокого искусства, и просто зеваки, были настроены по-разному. Кто-то из них восхищался работами, кто-то был шокирован, кто-то считал все происходящее бредом, а кто-то – всего лишь скандальным способом обратить на себя внимание. Но все посетители были под большим впечатлением. В том числе и от картины, которую мы только что рассматривали. Она называется «Восход солнца. Впечатление». Именно оно, впечатление, сопровождало всех, никто не остался равнодушен. С ним, с впечатлением от увиденного, все посетители уходили с выставки. Стало ясно, что на свет появилось новое направление в искусстве, которое просто впечатляет. По-французски впечатление – «импрессион». И как же, на ваш взгляд, назвали это новое направление? (импрессионизм). Совершенно верно. О нем мы и поговорим сегодня на уроке.  Представителями этого направления были  Клод Моне, Вансент Ван Гог, Пабло Пикассо, Эдуард Мане и другие. Их картины необычайно музыкальны.

IV.Открытие новых знаний в процессе творческой работы в группах

Импрессионизм в изобразительном искусстве просуществовал недолго, чуть больше 30 лет. Но до сих пор он завораживает, удивляет, впечатляет.

Проблемно-поисковая ситуация: Но давайте разберемся, что такого необычного в картинах этих художников. Сейчас вы разделитесь на группы, и будете рассматривать иллюстрации к картинам художников-импрессионистов по примерному плану (слайд 2):

  1. Впечатление от картины
  2. Свое название картины
  3. Название автора (в сравнении со своим)
  4. Особенности или то, что привлекло и удивило

Затем мы обсудим ваши впечатления и попытаемся понять, чем же так необычны работы художников-импрессионистов.

(Эта работа проводится в среднем 3-4 минуты. Затем на экране проецируется каждая из иллюстраций, рассматриваемых учениками. Дети выступают согласно своим группам, называя автора и делясь своими впечатлениями. После этого учитель подводит итог, выделяя вместе с детьми черты импрессионизма в изобразительном искусстве).

V. Первичное восприятие и усвоение нового материала

Итак, что чаще всего изображено в работах художников? (люди, быт, природа (слайд 3)

Какую цветовую гамму они используют? (пастельные, но разнообразные, с многочисленными оттенками).

Но ведь и раньше художники изображали людей и природу (слайд 4). И палитра красок была разнообразной. Что же все-таки отличает эти работы? (контуры как бы размыты, расплывчатые, линии нечеткие; в образах из-за этого есть какая-то загадка, что-то неуловимое).

Действительно, художники-импрессионисты, работая на открытом воздухе старались отразить в своих картинах мимолетные впечатления от реально- существующего мира, добиваясь ощущения растворенности предметов в сверкающем солнечном свете, вибрации воздуха, в радужном сиянье водяных струй, в прозрачности голубого неба. Вот почему нет четких линий.  Все это порождало светлую, трепетную живопись.

   Именно это так потрясло весь профессиональный мир, за это их невзлюбили и вместе с тем восхищались. Но эти молодые художники вопреки всему, вооружившись тем, чему их учили педагоги в Академии художеств, поднялись на новую ступеньку творчества. И до сих пор радуют своих поклонников. Богатые люди могут позволить себе иметь дома многомиллионные картины и радовать себя и своих близких их великолепием. Ну а те, кто не может себе это позволить, имеют возможность наслаждаться великими творениями, посещая крупные музеи мира. А как вы думаете, мог ли импрессионизм с его основными чертами, которые мы выделили, проявиться в музыке?

Давайте послушаем одно музыкальное произведение, которое поможет нам в этом разобраться. Для начала, дайте название этой музыке в соответствии с ее звучанием.

Слушание К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»

Дети делятся впечатлениями, предлагают свои названия. На доске записываю варианты названия произведения. Какое название было ближе всего к авторскому- узнаем чуть позже.

Композитор, а имя его Клод Дебюсси (слайд 5), назвал свою музыку «Девушка с волосами цвета льна». Как видите. Ваши названия несколько отличаются, но тоже интересные. Согласитесь, довольно необычное название, но мы чуть позже к этому вернемся. А пока. Давайте еще раз послушаем это произведение и попробуем нарисовать словесный портрет этой девушки, что она делает, какое у нее настроение.

Повторное слушание

Итак, какую девушку вы нарисовали? (она спокойная, задумчивая).

А как это слышно в музыке? (музыка неторопливая, небыстрая)

А темп все время звучит одинаково неторопливо? (Нет, музыка как бы покачивается, то чуть ускоряется, то замедляется и даже как бы зависает).

А какое настроение у девушки: она смеется, плачет, сердится? она спокойна, может быть мечтает или что-то вспоминает).

А какие краски вы бы подобрали, если бы хотели изобразить ее на холсте? (неяркие, но красивые; светлые, пастельные)

А какие музыкальные краски использует композитор: гармонию, тембр, регистр? (Гармония светлая, но насыщенная и разнообразная, мелодия плавно переплывает из верхнего регистра в нижний и обратно. Музыку исполняет фортепиано, но такое ощущение, что тембр его меняется).

А как бы это можно было отразить в картине? (наверное, не конкретизируя детали, чтобы чувствовалось дыхание, свобода).

Так значит, черты какого направления мы уловили в этом произведении? (импрессионизма)

А с чертами какого жанра перекликаются черты импрессионизма? (свободный темп, переменный лад, украшения – это черты романтизма).

Абсолютно верно, но что отличает романтизм от импрессионизма? (у романтиков выражаются чувства, переживания, а у импрессионистов – впечатления).

И что может являться подтверждением этих впечатлений в  произведении? (наверное, цвет волос девушки?). Конечно.

Французский композитор Клод Дебюсси (слайд 6) – один из ярчайших представителей импрессионизма в музыке. И он, так же как и художники-импрессионисты, передавал в своей музыке впечатления от увиденного, прочувственного, пережитого им. У него- прекрасного пианиста, написаны разнообразные произведения, которые раскрывают тайны бытия и души человека. Клод Дебюсси родился в 1862 году, был из семьи мелких буржуа. Хотя занятия музыкой начались не в столь раннем возрасте, но за несколько лет он достигает больших успехов в исполнительстве на фортепиано и поступает парижскую консерваторию. Уже там он отличался незаурядностью музыкальной мысли и даже имел из-за этого проблемы.

В течение всей своей жизни он очень интересовался музыкой разных народов. В особенности русской народной и композиторской. Несколько раз приезжал в Россию, по приглашению русской меценатки Надежды фон Мек, которая была близким другом П.И.Чайковского, лично общался со многими русскими композиторами.

В музыке Клода Дебюсси проявляется самобытность его таланта. Он стремился сблизиться с новыми направлениями в искусстве. Творчество Дебюсси может быть охарактеризовано как искусство ощущений, точнее – воспоминаний о пережитых ощущениях.

«Есть воспоминания, которые для меня гораздо дороже действительности», – писал он.

VI.Первичное закрепление новых знаний

Сейчас в нашем классе прозвучит ещё одно произведение К.Дебюсси, этого необычного композитора, который рисует картины, часто пейзажи, с помощью звуков. Останьтесь сейчас наедине со своими мыслями, эмоциями, импрессией, закройте глаза и постарайтесь понять, что за картину написал композитор.

Слушание прелюдии «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты»

Какое впечатление произвела на вас эта музыка? Какие ассоциации у вас возникли? Композитор назвал произведение «Лунный свет».

В каком художественном жанре написано данное произведение? (музыкальный пейзаж).

Какие цвета использовал композитор? (неброские, приглушённые тона)

Посмотрите на экран и выберете слова и словосочетания, которые характеризуют музыкальную ткань этого произведения.

(На слайде слова – изысканность, оригинальные созвучия, словно повисают в воздухе, прозрачная, кружевная оркестровка).

Есть ли в этом сочинении ярко выраженная мелодия? (она как-бы завуалирована, смешана с другими красками). Каковы особенности её строения? (взлет-падение, вопросительные интонации). Какие особенности ритма передают мгновенность впечатлений? (чередование движений и остановок).

Проблемное творческое задание «Рисуем музыку»

Сейчас вы ещё раз услышите эту музыку, и во время ее звучания я попрошу вас  изобразить в цвете возникшее у вас настроение.  Возьмите лист, краски -  выберите из всего многообразия цветов, находящихся перед вами, именно тот, который характеризует ваше впечатление.

Повторное слушание и изобразительная импровизация. – обсуждение работ, подведение итогов.

Художники- импрессионисты используя цветовую палитру, а композиторы – импрессионисты, используя звуковую палитру передают игру света и тени, сверкание солнечных бликов, радужное сиянье водяных струй и чистую прозрачность голубого неба. Каждый человек в душе- художник. Скажите, ребята, а вы любите рисовать? Я и не сомневалась в этом, именно поэтому сегодня я хочу познакомить вас с песней, которая называется «Рисунок», ее сочинил композитор А.Куклин на слова С.Михалкова.

VII. Вокально-хоровая работа

Показ песни «Рисунок» -исполняю на фортепиано.

Понравилась песня? Какое настроение оно вызвало у вас?

Разучивание песни – 1-ый куплет. Вокально-хоровая работа (обратить внимание на ритмический рисунок, паузы, характер звуковедения, отработать скачки в мелодии).

VIII. Домашнее задание

Молодцы! Этот «рисунок» мы продолжим на следующем уроке. А вот дома я попрошу вас создать свой рисунок в стиле «импрессионизма».

IX. Обобщение полученных на уроке знаний. А сейчас давайте вспомним черты импрессионизма в музыке и изобразительном искусстве

Дети называют черты, которые появляются на экране в виде таблицы (слайд 7)

Вот теперь наверняка никто из вас не сомневается в том, что импрессионизм проявился в равной степени в музыке и изобразительном искусстве. Но тем и интересно искусство. Ведь наш мир настолько разнообразен и посмотреть на то, что в нем происходит, можно по-разному и через призму разных видов искусств и жанров.

X.Рефлексия

Выходя из класса, на нотном стане закрепите красную нотку, если вы работали на уроке плодотворно и узнали много нового, желтую – если вы немного ленись, но все-таки довольны уроком, ну а черную – если вам было скучно и вам на уроке не понравилось. На этом наш урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Четырехактный урок по МХК "Импрессионизм в музыке", 11 класс

Слушаем и анализируем пьесу "Море" Дебюсси....

Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....

Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.

В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....

Урок в 5 классе ФГОС по музыке. Тема урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

В классе 13 учеников. Разделились на 4 группы, которые выполняют  задания по карточкам.  В каждой группе выбран учитель, который оценивает работу группы. Для выразительного чтения, заранее д...

МХК 11 класс. «Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи».

«Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи». Урок представляет собой виртуальное путешествие, совершаемое с привлечением материалов интернет-ресурсов www.school-cоllection.edu.ru и http://www...