Тема урока «Музыкальный сказочник» - 4 класс.
план-конспект урока по музыке

Юрочкина Олеся Николаевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_muzykalnyy_skazochnik_-_4_klass.doc485.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Музыкальный сказочник» - 4 класс.

Программа «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.


Цель:  расширить понятие «музыкальная сказка», познакомить с творчеством композитора Н. А. Римского – Корсакова.
Задачи
Образовательные:  познакомить с сюитой как музыкальным жанром. 
Воспитательные:  приобщать детей к сокровищам отечественной музыкальной классики. 
Развивающие:  развивать познавательные и мыслительные навыки, формирование музыкального вкуса.
Оборудование и материалы:

  1. компьютер, проектор.
  2. Текст (начало) сказки «Тысяча и одна ночь»

Приложение 4.

Жил-был когда-то злой и жестокий царь Шахрияр. Он каждый день брал себе новую жену, а наутро убивал ее. Отцы и матери прятали от царя Шахрияра своих дочерей и убегали с ними в другие земли.

          Скоро во всем городе осталась только одна девушка — дочь визиря, главного советника царя, - Шахразада.  Грустный ушел визирь из царского дворца и вернулся к себе домой, горько плача. Шахразада увидела, что он чем-то огорчен, и спросила:

         - О батюшка, какое у тебя горе? Может быть, я могу помочь тебе?

Долго не хотел визирь открыть Шахразаде причину своего горя, но наконец рассказал ей все. Выслушав своего отца, Шахразада подумала и сказала:

        - Не горюй! Отведи меня завтра утром к Шахрияру и не беспокойся - я останусь жива и невредима. А если удастся то, что я задумала, я спасу не только себя, но и всех девушек, которых царь Шахрияр не успел еще убить.

Сколько ни упрашивал визирь Шахразаду, она стояла на своем, и ему пришлось согласиться.  А у Шахразады была маленькая сестра — Дуньязада. Шахразада пошла к ней и сказала:

      - Когда меня приведут к царю, я попрошу у него позволения дослать за тобой, чтобы нам в последний раз побыть вместе. А ты, когда придешь и увидишь, что царю скучно, скажи: «О сестрица, расскажи нам сказку, чтобы царю стало веселей». И я расскажу вам сказку. В этом и будет наше спасение.

  А Шахразада была девушка умная и образованная. Она прочитала много древних книг, сказаний и повестей. И не было во всем мире человека, который знал бы больше сказок, чем Шахразада, дочь визиря царя Шахрияра.

На другой день визирь отвел Шахразаду во дворец и простился с ней, обливаясь слезами. Он не надеялся больше увидеть ее живой.

Шахразаду привели к царю, и они поужинали вместе, а потом Шахразада вдруг начала горько плакать. - Что с тобой? —спросил ее царь.

- О царь,— сказала Шахразада,— у меня есть маленькая сестра. Я хочу посмотреть на нее еще раз перед смертью. Позволь   мне   послать   за   ней,   и   пусть   она   посидит   с   нами.

- Делай как знаешь,— сказал царь и велел привести Дуньязаду.

Дуньязада пришла и села на подушку возле сестры. Она уже знала, что задумала Шахразада, но ей все-таки было очень страшно.

А царь Шахрияр по ночам не мог спать. Когда наступила полночь, Дуньязада заметила, что царь не может заснуть, и сказала Шахразаде:

- О сестрица, расскажи нам сказку. Может быть, нашему царю станет веселей и ночь покажется ему не такой длинной.

-  Охотно,  если  царь  прикажет мне,— сказала  Шахразада.

Царь сказал:  - Рассказывай,  да смотри,  чтобы  сказка была  интересная.  И

Шахразада начала рассказывать. Царь до того заслушался, что не заметил, как стало светать.

А Шахразада как раз дошла до самого интересного места. Увидев, что всходит солнце, она замолчала, и Дуньязада спросила ее:

-  Ну, а дальше что было, сестрица?

- Дальше я расскажу вам вечером, если только царь не велит меня казнить,— сказала Шахразада.

        Царю очень хотелось услышать продолжение сказки, и он подумал:    «Пусть   доскажет   вечером,   а   завтра   я   ее   казню».

 Утром визирь пришел к царю ни живой ни мертвый от страха. Шахразада встретила его, веселая и довольная, и сказала:

     -  Видишь, отец, наш царь пощадил меня. Я начала рассказывать ему сказку, и она так понравилась царю, что он позволил мне досказать ее сегодня вечером.

      Обрадованный визирь вошел к царю, и они стали заниматься делами государства. Но царь был рассеян — он не мог дождаться вечера, чтобы дослушать сказку.

  Как только стемнело, он позвал Шахразаду и велел ей рассказывать дальше. В полночь она кончила сказку.

      Царь вздохнул и сказал:

      -  Жалко, что уже конец. Ведь до утра еще долго.

-  О царь,— сказала Шахразада,  куда годится эта сказка в сравнении с той, которую я бы рассказала тебе, если бы ты мне позволил!

- Рассказывай скорей! — воскликнул царь, и Шахразада начала новую сказку.

А когда наступило утро, она опять остановилась на самом интересном месте.

     Царь уже и не думал казнить Шахразаду. Ему не терпелось дослушать сказку до конца.

Так было и на другую, и на третью ночь. Тысячу ночей, почти три года, рассказывала Шахразада царю Шахрияру свои чудесные сказки. А когда наступила тысяча первая ночь и она окончила последний рассказ, царь сказал ей:

      - О Шахразада, я привык к тебе и не казню тебя, хотя бы ты не знала больше ни одной сказки. Не надо мне новых жен, ни одна девушка на свете не сравнится с тобой.

Так рассказывает арабская легенда о том, откуда взялись чудесные сказки «Тысячи и одной ночи».

  1. Фрагмент сказки «Тысяча и одна ночь».

Приложение 5.

Давным-давно жил в городе Багдаде купец, которого звали Синдбад. У него было много товаров и денег, и его корабли плавали по всем морям.

 Капитаны кораблей, возвращаясь из путешествий, рассказывали Синдбаду удивительные истории о своих приключениях и о далеких странах, где они побывали.

Синдбад слушал их рассказы, и ему все больше и больше хотелось своими глазами увидеть чудеса и диковины чужих стран.

И вот он решил поехать в далекое путешествие. Он накупил много товаров, выбрал самый быстрый и крепкий корабль и пустился в путь. С ним поехали и другие купцы со своими товарами.

Долго плыл их корабль из моря в море и от суши к суше, и, приставая к земле, они продавали и выменивали свои товары.

И вот однажды…

  1. Кластер в виде кораблика.

Приложение 6.

Технологические этапы

Ход урока

Методические комментарии

Фаза вызова: пробуждение имеющихся знаний, интересов к получению новой информации

Фаза реализации смысла.

получение новой информации

Фаза: рефлексии, осмысления, рождения нового знания

Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть!

- Скажите, любите ли вы сказки? Много ли сказок  знаете? - Зачем нужны сказки? - Какие самые любимые?

Конечно, сказки любят все. Сегодня мы послушаем такую сказку, которую любят и дети, и взрослые во всем мире.

Давайте её почитаем.

Те, кто не читает в данный момент вслух, следят по тексту и выделяют слова, обозначающие характер каждого  персонажа.

Слова-характеристики выписываются на доске.

Шахриар

Шехерезада

Злой

Жестокий

Умная

Образованная

Весёлая

Довольная

Учитель:

   -  Какой может быть музыка, которая расскажет нам о каждом из этих персонажей будущей сказки?

   - Какие инструменты могли бы передать характер каждого из героев?

   - Сейчас мы послушаем, как музыка нам расскажет сказку, что нового мы узнаем про наших героев?

Слушание…

Давайте дополним характеристики сказочных персонажей из словаря образных характеристик. (см. Приложение 2.)

Шахриар

Шехерезада

Злой

Жестокий

Резкий

Грубый

Яростный

Грозный

Бурный

Умная

Образованная

Весёлая

Довольная

Нежная

Ласковая

Мягкая

Светлая

Давайте назовём музыкальные средства выразительности, которые помогают нам точно услышать и понять музыкальную речь героев сказки.

      - Чей голос мы слышим прежде всего? Это голос Шахриара. Как можно определить его характер?

(музыка звучала грозно и величественно, с волевым и энергичным ритмом, с тяжёлыми акцентами)

      - Тембр, каких инструментов передает нам такое ощущение? (низкие струнные и духовые инструменты)

      - В  каком регистре звучал голос Шахриара? (низкий, средний регистр)

Да, конечно именно все это и передает нам черты суровости, музыкальная интонация напоминает повелительную речь Шахриара.

 А теперь давайте охарактеризуем музыкальную речь Шехерезады.

        -  Вы написали, что она ласковая, нежная, светлая…,  а как вы это поняли? (Изменилось настроение музыки, она стала более легкой, плавной, изящной)

        - Какими инструментами композитор передает нам такой образ? (скрипка, арфа).

А также соло скрипки, с аккомпанементом арфы, сочетает в себе черты восточного инструментального наигрыша и напевной интонации.

        - Скажите, в каком регистре звучала музыкальная речь Шехерезады ? (в высоком)

        - Менялся ли ритм? (ритм в основном был ровным)

Действительно, ритмическая ровность хорошо передает нам женственную мягкость образа Шехерезады.

Итак, именно музыка помогла нам более точно услышать и почувствовать характер главных сказочных персонажей.

А теперь давайте слушать саму сказку, которую рассказывает ШехерезадаШахриару, но прежде, я дам вам маленькую подсказку. У вас на столах есть еще один листочек с началом этой сказки. Внимательно прочитайте его. (см. Приложение 5.)

      - Как имя у главного героя этой сказки? (Синдбад)

      - И вот однажды…  (пауза). Что же произойдёт дальше?  Интригующая ситуация.

     - Запишите у себя в тетрадях, о чем вам расскажет музыка

     - Услышим ли мы что-то новое, может быть, появятся новые персонажи?

Слушание музыки…

Работа в тетради…

       - Что нам расскажет музыка дальше? Слушаем дальше и до конца (звучит реприза).

       -  Голос Шахриара звучит так же, как в начале?

       - Почему музыкальная сказка заканчивается темой Шехерезады, её мелодией?

Действительно, в самом конце музыкальной сказки, звучит мелодия Шехерезады. Ведь она закончила свою первую сказку о Синдбаде, но для того чтобы продолжить её снова в следующую ночь.

        - Знаете ли вы, кто сочинил эту музыкальную сказку?

Это замечательный русский композитор Н.Римский-Корсаков. Вы наверно удивитесь, когда узнаете, что прежде, чем стать композитором, он был настоящим военным офицером. И хотя в детстве у него был абсолютный музыкальный слух, и он уже с 6 лет играл на рояле,  больше всего в это время он мечтал о море – играл в морские игры, рисовал и строил корабли.В 12 лет отец привёз его в Санкт-Петербург и определил в морской кадетский корпус. Там он учился и стал гардемарином. На корабле «Алмаз» он совершил кругосветное плавание, а вернувшись из путешествия, окончательно решил стать композитором.

Симфоническую сюиту «Шехерезада», первую часть которой мы послушали,  Римский-Корсаковыйнаписал всего за два месяца в 1888 году.

Теперь  нам понятно, почему композитору удалось  так ярко и мощно создать звуковую картину моря, показать могучую водную стихию. Ведь он сам пережил сильнейшие впечатления во время плавания на корабле.

Внимательно прочитайте определение «Сюита», и запишите себе в тетрадь.

Сюита– это музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом.

Четыре части сюиты Н.А. Римского-Корсакова это четыре сказки, рассказанные юной Шехерезадой

Ребята, а сейчас посмотрите на две картины художника И.К.Айвазовского, и выберете ту, которая наиболее соответствует музыкальному образу моря.

    - Чем отличаются эти картины? (море спокойное, море буйное)

     - Какая картина, на ваш взгляд, больше соответствует музыкальному образу моря?

(Учащиеся приходят к выводу, что обе картины подходят.)

- Что именно в музыкальном повествовании позволяет нам сделать такой вывод?

-  Какому именно моменту сказки соответствует каждая из картин моря?

 Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на уроке, и чтобы ваши знания закрепить, давайте распишем вот такие (показать) кораблики. На парусах нужно написать название сказки, перечислить музыкальные инструменты, голоса которых мы слышали в музыкальной сказке, имена персонажей и ключевые слова сегодняшнего урока.

Домашнее задание на выбор:

- нарисуйте любого персонажа этой сказки и обязательно прочитайте сказки о путешествиях Синдбада, а я дома прочитаю ваши истории.

- сочините синквейн по материалам урока

Создание атмосферы комфортности (доброжелательная интонация)

Текст сказки у каждого учащегося на парте. (См. Приложение 4).

Организация работы с текстом.

Учащиеся по очереди читают по абзацам.  

Метод моделирования.

Чтение с разметкой.

Запись на доске и в тетради.

Универсальность (решение нескольких задач на одном музыкальном произведении)

Размышления о прочитанном.

Работа с таблицей-словарём (чтение, письмо)

Контакт с новой информацией.

Слушание: Римский-Корсаков. Сюита «Шехеразада»  1 часть.

Сопоставление полученной информации с уже имеющимися записями и опытом.

Учащиеся перечисляют средства музыкальной выразительности.

Повторение.

Анализ и обсуждение услышанного и прочитанного.

Приемперефразирования

Вопросы «открытого» характера.

Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания  и прогнозом развития сюжета.

Учащиеся записываютсвою версию продолжения сказки.

Слушание: Море и Синдбадов корабль (до репризы)

Чтение записи сказки в тетради  (по желанию учеников)

.обсуждение

Слушание: Море и Синдбадов корабль (реприза)

Активация внимания и поиск ответов на возникшие вопросы.

Получение новой информации

Учащиеся читают и пишут (имя, дата, название произведения, определение)

На экране - определение «Сюита»

Многообразие образов

(произведения изобразительного искусства)

На экране представлены две картины И.К.Айвазовского.

«Буря на море ночью»  и «Лунная ночь» (1849)

Алгоритм вопросов

Прояснение смысла нового материала.

Заполнение кластера.

Желающий ученик раздает кораблики (заранее приготовленные)

(см. Приложение 6.)

Ребята пишут на парусах

Учащиеся сдают тетради и кораблики

Педагогические технологии «Образ и мысль» и «РКМЧП» в условиях урока музыки действительно открывают новые методические возможности по организации драматургии всего урока, позволяют более эффективно использовать учебное время, способствуют созданию психологически комфортной обстановки, активизации внимания и учебной деятельности учащихся, позволяют учитывать индивидуальные особенности и объективно оценивать работу каждого ученика. Существенным результатом являются также метапредметные результаты, такие как,  установление содержательных параллелей между целым рядом дисциплин – литературой, историей, изобразительным искусством.

При исключении из учебных планов дисциплины Мировая Художественная культура урок музыки, построенный на принципах и приёмах данных технологий, в определённой мере позволяет эффективно и не формально восполнить возникающий «пробел» в художественном кругозоре учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...

Тема урока: «Музыкальная драматургия"

Тема урока: «Музыкальная драматургия"Цель: сформировать представление учащихся о развитии образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии Задачи:Воспитывающая Воспитывать эстетические чувства....

Конспект фрагмента урока музыки в 1 классе (этап - первичное усвоение новых знаний). Тема урока: Музыкальная азбука"

Тема: «Музыкальная азбука»Тип урока: урок ознакомления с новым материаломЦель урока: ознакомление детей с элементами музыкальной грамоты.Задачи урока: познакомить детей с названиями н...

Тема урока: «Мой дом». Класс: 2б. Вид урока: урок развития навыков устной речи.

Цель урока: научить учащихся рассказывать о своем доме....

Конспект урока по музыке для 1 - 2 классов с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологии. Тема урока: «Музыкальные инструменты. Свирель и рожок».

Конспект урока по музыке для 1-2 классов. "Музыкальные инструменты. Свирель и рожок". Адресован учителям музыки....

Тема урока:Музыкальный сказочник.

Урок музыки для обучающихся 4 класса...