Тема урока «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Юрочкина Олеся Николаевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_muzykalnaya_zhivopis_i_zhivopisnaya_muzyka.doc96.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка»
5 класс, Программа «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.


Цель урока:обнаружить возможные связи музыки и изобразительного искусства

Задачи урока:

  • раскрыть значение понятий «живописная музыка» и «музыкальная живопись»
  • показать связь музыки и изобразительного искусства: музыка и живопись не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают, заложенные  в них смыслы;
  • создать условия для размышления  о музыкальном и живописном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве.
  • способствовать развитию детского воображения, развитию эмоциональной отзывчивости на произведения живописи и музыки; творческого мышления; вокально-хоровых навыков.
  • воспитывать любовь к искусству.

Оборудование и материалы

  1. Таблица соответствий цвета и звука.

Приложение1.

Цвета радуги

Стихи

Эмоциональный словарь

(заполняется самостоятельно)

КРАСНЫЙ

В огороде, как костер,

Вспыхнул красный помидор.

Вслед за ним пример беря,

Стала красной и заря.

Цвет свой радуге отдали

И гвоздика, и пион.

Красный цвет – в её начале

Самый-самый первый он.

ОРАНЖЕВЫЙ

В руке у меня – апельсин,

Оранжевый Африки сын.

Всегда он считает за честь,

Что цвет его в радуге есть.

ЖЁЛТЫЙ

Желтое солнце и желтый песок.

Жадно я пью апельсиновый сок.

В знойном дыхании летней поры

Желтые даже глаза у жары!

ЗЕЛЁНЫЙ

Смотри: на лугу зеленеет трава.

В лесу зеленеет опушка.

В зелёном болоте – «Ква-ква» да «Ква-ква»-

Зеленая очень лягушка…

ГОЛУБОЙ

Голубое небо, голубое море,

Ветерок играет голубой волною,

А на горизонте в голубом просторе

Целый день маячит

Парус голубой.

СИНИЙ

Смотрит в небо синий василек,

Радости не пряча, не тая:

- В этом мире я не одинок!

В радуге есть синева моя!

ФИОЛЕТОВЫЙ

Фиолетовыми тучами тяжелыми

Дождь пролился на луга и на поля.

Он прошел. И вдруг фиалками веселыми

Засветилась, как улыбками земля.

Это радуга прислала нам привет-

Свой седьмой, свой фиолетовый букет.

  1. Таблица образно-эмоциональных характеристик.

Приложение 2.

Радость

Светлая  лирика

Меланхолия

Энергия

Волнение

Драматизм

Юмор

Фантастика

Весёлый

Праздничный

Приподнятый

Бодрый

Игривый

Лёгкий

Безоблачный

Полётный

Задорный

Ослепительный

Яркий

Торжественный

Величественный

Триумфальный

Победный

Величавый

Ликующий

Восторженный

Пышный

Помпезный

Бравурный

Горделивый

Грандиозный

Уверенный

Возвышенный

Мечтательный

Одухотворенный

Сердечный

Задушевный

Окрыленный

Проникновенный

Пленительный

Чарующий

Нежный

Ласковый

Мягкий

Благоговейный

Трогательный

Чувствительный

Целомудренный

Спокойный

Безмятежный

Умиротворенный

Безыскусный

Наивный

Непринужденный

Светлый

Простодушный

Смущённый

Робкий

Элегантный

Изящный

Утонченный

Грациозный

Изысканный

Капризный

Прихотливый

Хрупкий

Самозабвенный

Пасмурный

Сумрачный

Тоскливый

Приглушенный

Блеклый

Задумчивый

Элегичный

Унылый

Грустный

Печальный

Жалобный

Тоскливый

Щемящий

Горестный

Скорбный

Тягостный

Безутешный

Безысходный

Трагичный

Фатальный

Траурный

Усталый

Обессиленный

Хмурый

Угрюмый

Мрачный

Зловещий

Бесстрашный

Скованный

Сдержанны

Мужественный

Решительный

Воинственный

Властный

Настойчивый

Неукротимый

Неумолимый

Безудержный

Кипучий

Буйный

Героический

Страстный

Порывистый

Пылкий

Пламенный

Стремительный

Нетерпеливый

Лихорадочный

Патетичный

Возбуждённый

Тревожный

Смятенный

Испуганный

Трепетный

Резкий

Грубый

Яростный

Грозный

Бешенный

Исступленный

Неистовый

Дикий

Жесткий

Бурный

Смятенный

Гневный

Неистовый

Страдальческий

Скерцозный

Насмешливый

Иронический

Шутливый

Гротескный

Засцентричный

Таинственный

Причудливый

Загадочный

Призрачный

Вкрадчивый

  1. Таблица сравнения музыкальных и живописных средств выразительности

Приложение 3.

Музыка

Живопись

ФОРМА музыкальная КОМПОЗИЦИЯ

КОМПОЗИЦИЯ, художественная ФОРМА

мелодическая  ЛИНИЯ, мелодический РИСУНОК

ГРАФИЧЕСКИЙ образ музыки

линия рисунка

графика

ритмический РИСУНОК

РИТМ композиции, РИТМ формы

звуковая ПАЛИТРА

цветовая ГАММА

АККОРД, КЛАСТЕР («клякса»)

ГАРМОНИЯ цветового колорита, цветовое пятно

тембровые КРАСКИ

КОЛОРИТ

нота (точка) ФАКТУРА

холст, мазок, ФАКТУРНОСТЬ живописного письма

темп, развитие

громкость, динамический уровень

СТАТИКА – ДИНАМИКА

яркость, ГРОМКИЙ цвет

  1. проектор, компьютер, музыкальный центр.

Музыкальный материал  (слушание):

  • П.И.Чайковский «Баба Яга»
  • К. Дебюсси Симфоническая картина «Море» ч.3

Методические комментарии (правая колонка) призваны продемонстрироватьгибкую взаимодополняемость применяемых педагогических технологий. Комментарии выделены разными цветами: технология РКМЧП – синим цветом, «Образ и мысль» - красным.

Технологический прием

Ход урока

Методические комментарии

Фаза вызова: пробуждение имеющихся знаний, интересов к получению новой информации

Здравствуйте ребята.  Надеюсь, что  у вас хорошее настроение? Давайте друг другу  улыбнёмся и постараемся сохранить такое настроение в течение всего урока.

Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через связь с другим искусством.

С каким именно искусством, вы поймёте, прочитав эпиграф урока:

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь! (Г. Гессе)

Вопрос:

С каким искусством тесно связана музыка?

Что именнопомогло вам правильно определить вид искусства? Ответы детей

Выявление черт сходства и различий разных объектов;

Верно. Слова «цвет», «оттенки цвета» употребляются в изобразительном искусстве. Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы ответим в конце урока.

Вопрос:

Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.

Поиск новой информации через вопросы (технология РКМЧП).

Предположения детей.

Верно, тема нашего урока «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.

Для художника видимый цветной мир – это мир наших жизненных переживаний, наших чувств и представлений о красоте.

Вы все видели, когда после дождя выглядывает солнышко, на небе появляется чудесное цветное явление.

Вопрос: Что это за явление? (радуга)

Вопрос: А кто помнит, из скольких цветов состоит радуга?  (из семи цветов)

Для ответа можно предложить вспомнить слова « Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», где первая буква каждого слова является первой буквой названия цвета)

Вопрос: Кто сможет перечислить их по порядку? (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.)

Вопрос:  Ребята, как  вы думаете, что общего у радуги с музыкой? (радуга состоит из семи цветов, а музыкальный звукоряд из семи нот.

На экране проектора появляется изображение радуги с названиями нот.

Распевание (пение звукоряда)

Создание психологического

уровнякомфортности.

Создание атмосферы эмоционального благополучия (технология «Образ и Мысль»)

Один ученик читает вслух, остальные следят по тексту. Текст проецируется на экран.

Алгоритм вопросов

Фокусирующий приём сравнения:  выявление черт сходства и различий разных объектов (технология РКМЧП).

Дети рисуют радугу.

Самостоятельная работа учащихся сопровождается песней « Семь дорожек»

Фаза: реализация смысла (получение новой информации)

А теперь вернемся к нашей радуге и определим, существует ли переложение цвета в звуки. Для этого возьмите таблицы и заполните их. Напротив каждого цвета пишем понятия из словаря эстетических эмоций, который представлен перед вами на экране, и подбираем каждому цвету звук.

Проверяем таблицу: какому цвету, какие эмоции соответствуют.

Цвета радуги

Стихи

Синонимы из словаря эстетических эмоций

КРАСНЫЙ

В огороде, как костер,

Вспыхнул красный помидор.

Вслед за ним пример беря,

Стала красной и заря.

Цвет свой радуге отдали

И гвоздика, и пион.

Красный цвет – в её начале

Самый-самый первый он.

Победно,

весело

ОРАНЖЕВЫЙ

В руке у меня – апельсин,

Оранжевый Африки сын.

Всегда он считает за честь,

Что цвет его в радуге есть.

Затейливо,

ласково

ЖЁЛТЫЙ

Желтое солнце и желтый песок.

Жадно я пью апельсиновый сок.

В знойном дыхании летней поры

Желтые даже глаза у жары!

шаловливо

ЗЕЛЁНЫЙ

Смотри: на лугу зеленеет трава.

В лесу зеленеет опушка.

В зелёном болоте – «Ква-ква» да «Ква-ква»-

Зеленая очень лягушка…

бодро

ГОЛУБОЙ

Голубое небо,

голубое море,

Ветерок играет

голубой волною,

А на горизонте в голубом просторе

Целый день маячит

Парус голубой.

задумчиво

СИНИЙ

Смотрит в небо синий василек,

Радости не пряча, не тая:

- В этом мире я не одинок!

В радуге есть синева моя!

ликующе

ФИОЛЕТОВЫЙ

Фиолетовыми тучами тяжелыми

Дождь пролился на луга и на поля.

Он прошел. И вдруг фиалками веселыми

Засветилась, как улыбками земля.

Это радуга прислала нам привет-

Свой седьмой, свой фиолетовый букет.

благородно

Вопрос:

- Какого цвета получились ваши ноты? (обучающиеся озвучивают результаты своей работы в таблице)

Давайте сравним результаты вашей работы, вашего художественного видения со «Стихотворением о нотах»

Какого цвета нота ДО?

Ей больше всех идет бордо.

В бордовом платьице она

Всем больше во сто крат слышна.

У нотки РЕ наряд речной,

Он синевато-голубой.

Журчит она как ручеек,

То низок тон, а то высок.

У ноты МИ вуаль полей,

Зелёный цвет сверкает в ней.

Ми как волшебная волна,

Несет всем людям мир она.

Фа обожает фиолет

Заката солнечного цвет.

Жаль только, ФА слегка грустна,

Но любит погрустить она.

СОЛЬ, словно солнца яркий луч,

Который светит из-за туч.

В наряде желто-золотом

Приносит нотка радость в дом.

А нотка ласковая ЛЯ,

Как разноцветная земля.

В ней красочный букет полей,

Нет нотки этой красивей.

СИ– неба синего краса,

В ее наряде небеса,

В ее звучании полет,

ввысь нотка эта нас зовет.

Все нотки – жители страны,

Где звуки с красками дружны.

В стране неповторимой этой

Любого встретит море света.

Вопрос: Какой же можно сделать вывод?

У художников существуют большие возможности для «переложения» цвета в звуки.

Таблицы, заранее подготовленные учителем, раздает один из учеников. (см. приложение 1,2.)

Работа учащихся в группах с таблицей.

Дети читают и пишут

Фаза: рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет. Давайте в этом убедимся. Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует портрет…

Актуализация собственного субъективного (музыкального) опыта.

Побуждение вслушиваться в каждый звук, (инструмент), искать ответ в самом произведении, создавать собственный образ. (технология «Образ и мысль)

А вот чей это портрет, вам нужно узнать. Кто это: обычные люди, наши современники, или персонажи сказки?

Слушание: пьеса «Баба-Яга» П.И.Чайковского

Вопросы:

Что вы услышали в этой музыке?

В каком характере звучит музыка?

Какой образ рисует нам музыка, о ком она рассказывает?

Этап наблюдения, анализа и синтеза. (технология «Образ и мысль»)

Какой характер у этого незнакомца?

Осмысление содержания – коммуникация. (технология «РКМЧП»)

Давайте еще раз обратимся к словарю эстетических эмоций и подберем подходящие слова для определения характера музыки:

Работа с визуальной и слуховой информацией, а также с текстом. ( технология «РКМЧП»)

Направленность на развитие речи (технология «Образ и мысль»)

Вопрос: Какие эмоции вы выбираете для характеристики этой музыки ?  (таинственно, зло, резко, ласково, грозно, мягко, стремительно.)

Вопрос: Чей же портрет рисует нам эта музыка? (портрет Бабы Яги)

Действительно, это Баба Яга. Обратите внимание на то,  как её изобразил известный художник Иван Билибин.

Приём многообразия - произведения изобразительного искусства. (технология «Образ и мысль»).

В образе Бабы-Яги – ужасной старухи с костяной ногой, запечатлелось отношение человека к миру иному. Этот образ пугает, отталкивает.

Вопрос: Какой же можно сделать вывод?

Суммирование и систематизации новой информации, ее оценка, ответы на поставленные вопросы. (технология «РКМЧП»).

Вывод: Есть такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картины. Это живописная музыка.

А есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими или музыкальными.

Перед вами пейзаж художника И. Айвазовского «Черное море»

Вопросы:

- Какие краски он использовал?

- Какое настроение передал в нём художник?

- Какая музыка может звучать, когда мы смотрим на эту картину? (Ответы детей)

Предлагаю послушать вам музыку, которую сочинил французский композитор К.Дебюсси, когда увидел море перед штормом, и сравним ваши предположения.

Слушание: пьеса «Море» Дебюсси.

Вопрос:

- Созвучна ли пьеса с пейзажем и верны ли ваши предположения? (Ответы детей)

Вывод: Есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими. Это музыкальная живопись.

Алгоритм работы с музыкальным текстом.

Вызов – предкоммуникация. Чего достичь? (технология РКМЧП).

Эмоциональный уровень. Определение характера музыкального произведения, настроения, эмоций (технология РКМЧП).

Вопрос «открытого» характера, направленный на первоначальное знакомство с произведением, определение хотя бы в общих чертах того, что мы слышим. (технология «Образ и мысль»

Вариативность. Решение одной задачи на нескольких примерах.

( Технология «Образ и мысль»)

Стратегия вопросов из технологии «Образ и мысль»

Вариативность. Решение одной задачи на нескольких музыкальных примерах. (технология «Образ и мысль»)

Вопросы «открытого» характера.

Мотивационный вопрос. Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. (технология «ркмчп»-

На экране - словарь «эстетических эмоций»  

Первичное закрепление новой информации.

Рождение нового знания.

Многие понятия из области живописи вошли в музыку и наоборот.

Предлагаю вам заполнить таблицу и провести соответствие между музыкальными понятиями и живописными.

Учащиеся делятся мнениями друг с другом, так как выполняют данное задание в группах. За счет этого в классе создается атмосфера эмоционального благополучия.

(технология «Образ и мысль»)

 Учащиеся обсуждают задание в группах, а заполняют (пишут)таблицу каждый у себя в тетради.

 Саму таблицу учитель выводит на проектор.

(см. приложение 3.)

Реализация полученных знаний и повторение.

Дети читают высказывание М.П. Мусоргского: «Художник верит в будущее, потому что живет в нем»

Вопрос: Как вы думаете, кого М.П. Мусоргский назвал художником? Только ли того, кто пишет картины?

Ответы детей: И композитора, и писателя, и живописца и скульптора часто называют художником, мастером.

Послушайте, какие слова записал в своем дневнике русский художник Виктор Борисов-Мусатов( читает ученик) :

«Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски… Я импровизирую… Мечты мои всегда впереди… они мне создают целые симфонии… Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…».

О единстве всех творческих начал в человеке сложено немало песен.Давайте её споем одну из них: «Мир, который нужен мне».  Но прежде ответьте: Что будет, если соединить много рисунков и музыку? (получится клип)

Сейчас мы споём замечательную песню «в сопровождении» клипа

Текст высказывания М.П. Мусоргского выводится на экран

Исполнение песни А. Ермолова «Мир, который нужен мне»

Фаза: рефлексия. Осмысление, рождение нового знания

Ребята, вы сегодня все молодцы! Очень хорошо работали на уроке. Давайте еще раз скажем, какую проблему мы обсуждали сегодня на уроке?

Ответ: Что роднит музыку с изобразительным искусством?

И музыка и живопись могут создавать картины. Музыка – с помощью звука, а живопись – цветом.

Подведём итоги: напишите кластер с ключевыми понятиями урока.

Д/З: Подобрать примеры «музыкальной живописи» и «живописной музыки. На следующем уроке мы проведем выставку-концерт и обсудим свои впечатления.

Прояснение смысла нового материала.  Суммирование и систематизация новой информации, её оценка. (технология «РКМЧП»).

Ученики записывают «кластер»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Музыкальная живопись и живописная музыка. Импрессионизм»

Урок №5 по теме 4 четверти «МОЖЕМ ЛИ МЫ УСЛЫШАТЬ ЖИВОПИСЬ?»...

Разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка".

Данный урок входит в систему уроков по теме «Музыка и изобразительное искусство». Его цель – формирование интереса к произведениям музыки и живописи, расширение и углубление  «ассоциативного поля...

Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...

Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание...

Тема урока: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс.

Урок музыки: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс. Тип урока:  Урок «открытия» нового знанияЦели урока: -Образова...

Урок музыки в 5 классе. тема " Музыкальная живопись и живописная музыка

Урок музыки в 5 классе . Тема " Музыкальная живопись и живописная музыка"...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)

Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...