Тема урока: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс.
учебно-методический материал по музыке (5 класс)

Урок музыки: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс.

 Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Цели урока:

 -Образовательная цель: Прикосновение к высоким искусствам, расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов. (симфония, боян, баатар)

-Развивающая цель: Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, ассоциативно-образного мышления.

-Воспитательная цель: Формирование уважения к традициям своего народа. Расширение кругозора и познаний о творчестве композиторов, художников.

Формирование УУД:

-Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

-Познавательные УУД: анализ  музыкального  произведения, знакомство с новым музыкальным материалом,  новыми понятиями и способами действий;

-Личностные УУД: работа с мотивированными и творчески одарёнными учащимися;

-Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

На уроке использовалось оборудование: мультимедиа (презентация по теме), раздаточный материал (имена прилагательные), фортепиано;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_bogatyri.doc54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Тема богатырей в музыке в разделе

«Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс.

 Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Образовательная цель: Прикосновение к высоким искусствам, расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов. (симфония, боян, баатар)

Развивающая цель: Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, ассоциативно-образного мышления.

Воспитательная цель: Формирование уважения к традициям своего народа. Расширение кругозора и познаний о творчестве композиторов, художников.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

Познавательные УУД: анализ  музыкального  произведения, знакомство с новым музыкальным материалом,  новыми понятиями и способами действий

Личностные УУД:  работа с мотивированными и творчески одарёнными учащимися.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1-2 минуты)

слайд1

Три богатыря с эпиграфом Эпиграф урока: “Я часто, когда глядел на них, явственно слышал бетховенские или баховские звуки”. В.Васнецов

Звучит музыка М.Мусоргского «Богатырские ворота».

Учитель: «Здравствуйте, люди добрые! Сядьте на места, да послушайте.               Собрались мы с Вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А расскажу я Вам о ………..».

О ком хотел рассказать вещий Боян? (о богатырях)

2. Актуализация знаний:

Учитель: Ребята, назовите, пожалуйста,  имена известных Вам  богатырей?

Ученики: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Учитель: Предлагаю вместе составить словесный портрет этих      богатырей.

Какие главные качества характеризуют богатырей?

Ученики: Сила, стать, ум, смекалка, храбрость, решительность.

Учитель: Где могут проявиться эти качества?

Ученики: В бою, защищая других.

Целеполагание.

Предположите, какова тема нашего урока?

Тема нашего урока звучит так: тема богатырей в музыке.

- Что мы хотим узнать сегодня изучая тему?

- Мы узнали какой образ богатырей создает картина Васнецова «Три богатыря»

- а какой же образ богатырей создает музыка?

- А хотите ли вы узнать, как музыка передает образ богатырей?

Давайте поставим цель нашего урока:

- узнать какой образ богатыря создает музыка.

Итак, сегодня на уроке мы будем знакомиться с «Богатырской темой в  музыке».

Слайд 2. тема и цели

- А кто исполнял былины о богатырях на Руси, как называли такого человека?

Слайд 3 словарная работа: Боян — сочинитель и исполнитель песен на Руси в конце XI - нач. XII вв. Впоследствии оно приобрело нарицательное значение - так стали называть певцов, сказителей, поэтов. (запись в тетрадь)

Сегодня мир окружающих нас звуков будет новым и неожиданным.

4. Новый материал.

Народ хорошо помнил песни о богатырях, и еще совсем недавно их можно было слышать на Севере нашей Родины от старых людей, в деревнях. В старину былины пели под звон гуслей, пели торжественно при большом стечении народа. Великий русский писатель Лев Толстой пересказывал былины о богатырях.

Когда великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов завершил свою работу над картиной «Три богатыря», он говорил, что ему хотелось написать так,    чтобы картина «звучала как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня». И, действительно, картина зазвучала  музыкой великих русских композиторов

 Слайд 4 Слушание фрагмента « Богатырской симфонии» А. Бородина. (видеоролик)

 - Ребята, сколько музыкальных инструментов вы услышали в этой музыке: один инструмент или несколько?

 - одновременное звучание нескольких инструментов называется…? (оркестр)

Словарная работа

Слайд 5 Слово “симфония” от греческого значит “созвучие” - произведение для оркестра. (запись в тетрадь)

Учитель: Что можно сказать о характере музыки? Какие выразительные средства использовал композитор?

Ученики: Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый, маршевый. Звучит в низком регистре у струнных, передает клич, призыв, воплощает неодолимую силу героев.

- Значит, образ кого у вас возникает, слушая эту музыку?

- Действительно она называется “Богатырская симфония” композитора А.П Бородина.

Слайд 6  портрет    А. П. Бородин

Метод пластического интонирования

Учитель: «Богатырскую» симфонию можно не только слушать, но и показать пластическими движениями выразительность музыки.

Встали. Будьте внимательны.

Учитель: Попробуем вместе (учитель и дети дирижируют).

Учитель: Что вы почувствовали? Кем вы себя чувствуете?

Ученики: Музыка жила в нас, переполняла, почувствовали себя сильными., богатырями…

Резерв (графические знаки)

Учитель: Те пластические движения, которые мы выполняли, попробуем изобразить графическими знаками. Они    могут быть самыми разными, главное, эти знаки должны выражать характер музыки.

Ученики выбирают нужную запись и еще раз пластически интонируют у доски.

Учитель: Мы научились создавать графическую партитуру.

Учитель: Какую работу мы выполнили, слушая симфонию Бородина?

Ученики: Мы слушали, пластически интонировали (и создавали графическую партитуру.)

Учитель: Всё это помогло выразить сущность богатырской натуры. Силу, волю, мужество. Картина Васнецова и симфония Бородина связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины.

Сравнительный анализ.

Слайды 7 Гэсэра

(без обьявления…. Богатыри бурятского народа

Слушание арии Бумал-хана из оперы «Энхэ-Булат батор» )

Учитель: -

-О чем эта музыка?

-как вы определили?

-есть созвучие с богатырской симфонией Бородина? в чем?

Слайд 7 Вы услашали арию Бумал-хана из оперы «Энхэ-Булат батор». Это первая национальная бурятская опера композитора Маркиана Петровича Фролова сочиненная в 1940 году.

Учитель: -Сопоставляя эти два шедевра русской и бурятской классической музыки какой вывод мы можем сделать?

Вывод: и в русской и в бурятской классической музыке есть богатырская тема о защитниках родной земли.

Учитель: Ребята, а в наше время есть богатыри? А дети-богатыри? Маленький богатырь-какое интересное сочетание слов!

Слайд 8. Физкультминутка «Богатырская наша сила»

- Давайте представим себя маленькими богатырями и споем вместе маршируя под ритм богатырской песни.

ФИЗКУЬТМИНУТКА

Учитель: Можно ли  маленького человека,  назвать богатырем, героем, патриотом своей земли?

Ученики: Да. Потому что совершив  подвиг,  Подвиг с большой буквы, и маленький человек  может быть богатырем, героем. У подвига нет возраста.

Учитель: Такие разные вы приходите в этот мир, и в ваших руках сделать этот мир лучше. Именно вы, дорогие ребята будущее  России, защитники нашей Родины.

Когда-то богатырь Добрыня Никитич, собирая войско, произносил богатырскую заповедь.

Слайд 9 Заповедь: Добро на земле творить; и не для себя – для людей жить. Добру силы прибавить.

Учитель: Какие верные слова «добру силы прибавить».

И хочется добавить: «когда ты смел и чист душой, то доброта всегда с тобой».

Учитель: Что доброго вы можете совершить сейчас?

Ученики: помочь родителям, пожилым людям, перевести через дорогу, и т.д.

9. Вокально-хоровая работа 

Слайд №10. Текст песни

разучим песню «Дорога Добра» (текст песни на партах и слайде)

9.Итог урока.

Подведем итог урока

-Вернемся к цели нашего урока: узнать какой образ богатыря создает музыка?

Слайд 11

Для этого поработаем в группах, разделимся на 3 группы по рядам:

Все группы будут создавать образ богатыря с помощью имен прилагательных, выберите подходящие имена прилагательные у себя на столах:

1 группа – образ богатыря в симфонии Бородина

2группа – образ богатыря в опере «Энхэ Булат Батор»

3 группа – образ богатыря в картине Васнецова «Три богатыря»

(на магнитах на доске)

Вывод:

-Какой вывод делаем?

-Таким образом,  Сегодня на уроке мы пришли к выводу, что и бур и русс классическая музыка также как и живопись создает единый образ богатыря, как храброго, сильного, мужественного….защитника родной земли.

10.Рефлексия

На сколько вы были активны сегодня на уроке?

Оцените себя.

оценивание: -самооценка с помощью жестов, -взаимооценка: сосед по парте согласен ли ты с ним? Обними соседа если согласны!

 -Оценивание учителем.  

Домашнее задание. Вместе с родителями найти современные песни о героях.

Спасибо. Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

 УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1.                 Показать учащимся на...

Урок музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Данный урок раскрывает взаимосвязь музыки с другими видами искусства (с живописью в частности) на примере импрессионизма....

Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...

Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание...

Урок музыки в 5 классе. тема " Музыкальная живопись и живописная музыка

Урок музыки в 5 классе . Тема " Музыкальная живопись и живописная музыка"...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)

Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...