Разработка урока по теме: "Полифония в музыке и живописи"
методическая разработка по музыке

Цель: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_polifoniya.docx49.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Полифония в музыке и живописи.

(В музыке Баха слышатся мелодии космоса…)

Цель: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха.

Задачи:

реализация гуманистической направленности в воспитании детей на примере личностных качеств и творчества И.С. Баха;

развитие творческой и двигательной активности на уроке музыки;

формирование вокально-хоровых навыков и нотной грамотности;

восприятие детьми созвучности поэтических произведений, используемых на занятии, стилю и духу И.С. Баха.

Основные направления музыкально-культурного развития:

Восприятие – знакомство с богатством выразительных звуковых возможностей органа; произведениями из музыкального наследия И.С. Баха, духовно-образным содержанием его творчества;

Вокал – выразительное исполнение произведения “Весенняя песня” И.С. Баха.

Формы работы учащихся: беседа, дискуссия, работа с учебником, слушание и анализ, вокализация, работа в парах, вокально-хоровая работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, синтезатор, мультимедийная презентация, диски с музыкальными произведениями.

Ход урока

1. Музыкальное приветствие с классом.

2. Путешествие в полифонию.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, что было задано на дом? («Песня о ласточке»). Сейчас мы споем эту песню на оценку(пение).

 

«Мозговой штурм»

1. Как называют музыканта, играющего на пианино? (Пианист)

2. Как называют музыканта, играющего на трубе? (Трубач)

3. Как называют участников хора? ( Хористы)

4. Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (Солист)

5. Как называется окраска звука в музыке? (Тембр)

6.Как называется диапазон звучания? (Регистр)

7. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. (Оркестр)

8. Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты)

9. Музыкант, руководитель оркестра. (Дирижёр).

         О творчестве великого немецкого композитора 18 века можно сказать словами поэта : «Есть люди с голосом глубоким и призывным».  

       Чтобы узнать о ком идёт речь, давайте с вами отправимся в путешествие по Германии, чтобы выяснить его имя. (Германия).

Биография Баха (О композиторе читает ученик)

        Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, органист, музыкальный педагог, мастер полифонии. Творчество Баха включает в себя более 1000 произведений различных жанров.

        Родился (21) 31 марта 1685 года в городе Айзенах. В маленьком Бахе изначально была заложена страсть к музыке, ведь его предки были профессиональными музыкантами.

         В десятилетнем возрасте после смерти родителей, Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе.

         В 15 лет Бах поступил учиться в вокальную школу Имени Святого Михаила, в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 начинается музыкальная биография Иоганна Себастьяна Баха. Им была написана первая органная музыка.

         После окончания учёбы Иоганн Себастьян был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его поменять работу. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. Краткое содержание статьи не даёт возможности подробно остановиться на творчестве великого композитора, но именно в это время им было создано много талантливых произведений. Сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, придворным музыкантом Телемахом обогащало музыку новыми мотивами. В 1707 Бах переезжает в Мюльхузен, продолжает работать церковным музыкантом и заниматься творчеством. Власти довольны его работой, композитор получает вознаграждение.

         В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. Он снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются шестеро детей. Трое умерли в младенчестве, а трое в будущем становятся известными музыкантами.

         В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм. Счастливая семья имела 13 детей.

        В 1717 году Баха переходит на службу к герцогу Анхальт – Кётенскому, высоко ценившему его талант. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).

        В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты.

        В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»)

        В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона.

Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным.

Учитель: Итак, мы с вами в Германии, а именно в городе Айзенахе, где родился великий немецкий композитор И.С. Бах.

Кому не известно это имя? Я думаю, что мало найдётся таких людей, которым не знакомо имя Баха. А музыку этого гения не спутаешь ни с какой другой; она возвышает, облагораживает, заставляет слушателя задуматься о смысле жизни, о её высоких ценностях и идеалах.

Звучит музыка И.С. Баха “ Органная Прелюдия ”.

УЧИТЕЛЬ.

            Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот лет со дня его смерти, а интерес к его музыке по-прежнему возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Он много лет проработал в церкви Святого Фомы органистом.

           Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона  было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею»

 Его наследие включает в себя произведения разных жанров. Среди них мессы и кантаты, хоралы и произведения для органа, клавиры и вокальные сочинения, в том числе и пьесы для детей. Любимым инструментом для Баха был орган.

(Об органе читает ученик) Орган

У этого термина существуют и другие значения,

         Орга́н (с латинского означает ― инструмент, орудие) — это  клавишный духовой музыкальный инструмент. Большие концертные органы превосходят по габаритам все прочие музыкальные инструменты.

         В русском языке слово «орга́н» по умолчанию обозначает духовой орган, но также используется по отношению к другим разновидностям, в том числе электронным (аналоговым и цифровым), имитирующим звук органа. Органы различают:

  • по устройству — духовой, язычковый, электронный, аналоговый, цифровой;
  • по функциональной принадлежности — концертный, церковный, театральныйкиноорган (использовался для озвучивания немых фильмов), ярмарочный, камерный (портативный, салонный) и др.;
  • по диспозиции — барочный, французский классический, романтический («симфонический»)[3];
  • по количеству мануалов — одномануальный, двух-, трёх- и т. д.

История

       Орган — один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Гуго Риман считал, что родоначальником органа является древняя вавилонская волынка (XIX век до н. э.): «Мех надувался через трубку, а с противоположного конца находился корпус с дудками, имеющими, без сомнения, язычки и по несколько отверстий»[5]. Зародыш органа можно видеть также во флейте Пана, китайском шэне и других аналогичных инструментах. Считается, что орган (водяной орган, гидравлос) изобрёл грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 285—222 гг. до н. э.Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона. Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII векахПапе Виталиану традиция приписывает введение органа в католическое богослужение. В VIII веке Византия славилась своими органами. Византийский император Константин V Копроним в 757 году подарил орган франкскому королю Пипину Короткому. Позже византийская императрица Ирина подарила его сыну — Карлу Великому орган, который звучал на коронации Карла. Орган считался в то время церемониальным атрибутом византийской, а затем и западноевропейской императорской власти.

        Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Повсеместное распространение в западной Европе орган получил начиная с XIV века. Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число труб.

       Древнейшим образцом средневекового органа с относительно целостной механикой (трубы не сохранились) считается орган из Норрланды (церковный приход на острове Готланд в Швеции). Этот инструмент обычно датируется 1370—1400 гг., хотя у некоторых исследователей столь ранняя датировка вызывает сомнения. В настоящее время норрландский орган хранится в Национальном историческом музее в Стокгольме.

        В период позднего Возрождения и в эпоху барокко органостроение в западной Европе приобрело невиданный размах. В Италии XVI—XVII веков наиболее известной была династия органостроителей Антеньяти[it]. В последней четверти XVII и в начале XVIII веков около 150 органов создал или реконструировал легендарный органный мастер Арп Шнитгер (1648—1719), который работал преимущественно в Северной Германии и Нидерландах. Выдающийся вклад в немецкое органостроение внесла династия Зильберманов, их главные мастерские находились в Саксонии и Эльзасе. Расцвет деятельности Зильберманов пришёлся на XVIII век.

         Композиторы того же периода, которые успешно писали для органа, нередко выступали в качестве консультантов по настройке инструмента (А. БанкьериДж. ФрескобальдиИ. С. Бах). Такую же функцию выполняли теоретики музыки (Н. ВичентиноМ. ПреториусИ. Г. Нейдхардт), а некоторые из них (как, например, А. Веркмейстер) выступали даже в качестве официальных экспертов в «приёмке» нового или отреставрированного инструмента.

          В XIX веке благодаря, прежде всего, деятельности французского органного мастера Аристида Кавайе-Колля, который задался целью конструировать органы именно таким образом, чтобы они своим мощным и богатым звучанием могли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра, стали возникать инструменты ранее небывалого масштаба и мощности звучания, которые иногда называют симфоническими органами.

          Многие исторические органы континентальной Европы были уничтожены во время Второй мировой войны — особенно в Германии, в результате бомбардировок храмов «союзниками». Старейшие сохранившиеся немецкие органы находятся в церквах Святого Якова в Любеке (2-я половина XV века), Святого Николая в АльтенбрухеСвятого Валентина в Кидрихе (оба — рубежа XV—XVI веков).

УЧИТЕЛЬ: Его органная музыка созвучна величию соборов. Её звучание прежде всего связано с такой формой выражения чувств и мыслей, как полифония.

Этот термин «полифония» для вас является новым. Так, что же такое полифония?

   Полифония - это вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов, в которой каждый голос имеет самостоятельное значение. Их объединение подчиняется законам гармонии. В полифонии главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. По словам самого Баха, каждое полифоническое произведение – это беседа разных голосов. Если одному из голосов сказать нечего, он некоторое время помолчит, пока не придёт время вновь вступить в беседу. Самое главное в полифонии, никто не должен вмешиваться в разговор голосов в середине разговора или говорить без надобности. Это высказывание, ребята, относится к такой музыкальной форме, как фуга. Фуга – является вершиной полифонической музыки. В фуге главная мысль или тема повторяется в разных голосах, по очереди, или переплетается – сначала в голосах сходится, а затем расходится

СЛУШАНИЕ: Прелюдия и фуга до мажор

Ребята, на слайде вы видите Реймский и Кёльнские соборы. Глядя на эти соборы, наш взгляд непроизвольно тянется выше, к небесам, тоже само происходит и во время слушания музыки Баха. Наша душа стремится к возвышенному, чистому, божественному.

СЛУШАНИЕ: ОРГАННАЯ ПРЕЛЮДИЯ СОЛЬ МИНОР

УЧИТЕЛЬ

1. Что свойственно музыке И. С. Баха, какие музыкальные особенности?

2. Какой музыкальный образ несет это произведение?

Вслушиваясь в это стихотворение, можно добавить, что великий ученый А. Эйнштейн слышал в музыке Баха “Гармонию вселенной”.

Помимо инструментальной музыки у И.С. много вокальных произведений. Послушайте одно из них.

СЛУШАНИЕ: Ария альта «Агнец божий»

Разбор картины «Фуга» Чюрлёниса.

Какие схожие черты можно определить, всматриваясь в картину и слушая это произведение?

А сегодня мы с вами познакомимся с его «Весенней песней»

РАЗУЧИВАНИЕ

ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ

Солнышко в мае весь день сияет,

Льётся на наши мирные пашни

Щедрым потоком живительный свет.

Сердцем счастливым приветствуем нивы,

Озимь в цветенье под небом весенним.

О, как нам дорог твой скромный рассвет.

Радостны взору родные горы,

Нежная зелень сосен и елей,

Благоухающей жизни полна.

Кружатся пчёлы с гуденьем весёлым.

Ты вся сиянье, ты вся ликованье,

О, лучезарная гостья весна!

РАЗУЧИВАНИЕ

Исполняется песня И.С. Баха “Весенняя песня”

(исполнять песню, слушая друг друга, верно брать дыхание, следить за ровным звучанием хора, обратить внимание на звукообразование и чистоту интонирования).

ИТОГ УРОКА:

Учитель: Сегодня мы с вами посетили Германию  и стали свидетелями жизни и творчества замечательного композитора И.С. Баха. Мне хочется, чтобы, рассматривая этот памятник вы поняли, какой это был человек, и в какое время он родился, жил и творил. И почему Л.В. Бетховен о нём сказал: “ Не ручей, а море имя ему”?

Дети: Фамилия Бах в переводе обозначает “ручей”, а поскольку композитор написал множество замечательных произведений, которые востребованы и в наше время, поэтому ему имя “море”. Рассматривая портрет, видишь человека, сильного характером, волевого, пережившего много жизненных трудностей. Его произведения полны философских размышлений, диалога, драматургии и красоты.

 

Учитель: 10. Как называется инструмент-оркестр? (Орган)

(слушание фрагментов произведений: «Шутка», «Весенняя песня», «Токката и Фуга ре минор» И. Баха, не называя композитора)

- Кто автор?

- Какие инструменты?

- Вокальная или инструментальная музыка?                                                                                                        

- Сходства и различия?

1. Какое слово по-итальянски означает «труд», «сочинение»?

2. Что является основой балета?

3. Как называется ансамбль из четырёх музыкантов?

4. Какой музыкальный жанр является древнейшим?

5. Назовите известные вам жанры живописи.

6. Что такое автопортрет?

7. Кто является автором известной картины «Богатыри»?

8. Какие цвета называют тёплыми?

 Сегодня наше путешествие подошло к концу. Понравился ли вам урок? Что наиболее познавательным и интересным было на уроке? Какой фрагмент урока для вас представлял наибольшую сложность?

Спасибо за внимание! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка по теме "Музыка и музыканты", 9 класс.

Данный урок разработан к УМК Кузовлева В. П. 9 класс.Учащиеся учатся монологическому высказыванию на основе прочитанного текста, знакомятся с интересными фактами из жизни знаменитых композиторов и муз...

разработка урока по теме "Портрет в литературе и живописи"

Разработка интегрированного урока внеклассного чтения по литературе, развития речи и ИЗО с использованием ИТ  по теме «Портрет в литературе и живописи». 11 класс....

Методическая разработка урока "Взаимопроникновение "серьезной" и "легкой" музыки".

Интегрированный урок в 8 классе по программе Д.Б.Кабалевского. Урок ведут три учителя: музыки, истории и литературы....

Разработка урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

       Писатели и поэты - мастера слова -  пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому. Недаром русский композитор А. Н. Серов г...

разработка урока по ИЗО 4 класс. " пейзаж в живописи"

Знакомство с жанром пейзажа. Зарождение его, как жанра . История и техника работы гуашью.Холодная и тёплая гамма....

Конспект открытого урока на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи.»

Конспект открытого урока на тему:"Импрессионизм в музыки и живописи" для 5 класса....

Методическая разработка урока ИЗО, 5 класс - "Зимняя пора в живописи"

Разработка урока изобразительного искусства, 5 класс - "Зимняя пора в живописи"Цели и задачи урока:создать условия для формирования роли визуально- пространственных искусств  в  фо...