Музыка объединяет нас
методическая разработка по музыке

Публичное выступление на городском конкурсе «Педагог года – 2017»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_nas_uchastie_v_konkurse_2.docx25.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Публичное выступление на городском конкурсе «Педагог года – 2017»

Музыка объединяет нас

21 век.  Деятели культуры, политики, писатели заговорили о кризисе духовности. Депутат ГД писатель Сергей Шаргунов  горько констатирует: «В  России разбит культурный компас». Ему вторит современный  американский писатель Майкл Гелприн, пытаясь объяснить причины кризиса культуры: «Понимаете, в конце 20 века… технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные, читать стало некогда. Появились другие удовольствия – в основном виртуальные. Игры! В 21 веке бумагу сменила электроника, искусство умерло, потому что не ужилось с прогрессом… Дети растут бездуховными, вот что страшно. Вот что ужасно».

Дети! Что формирует их души? Кажется вопрос риторический, а между тем мы неустанно пытаемся найти на него ответ.

 В средствах массовой информации сегодня часто можно услышать вопрос: Что следует воспитывать в ребёнке? Советник генерального директора первого канала, депутат Государственной думы четырех созывов, известный журналист Александр Невзоров утверждает, что ПАТРИОТИЗМ, ПОДЧИНЕНИЕ ГОЛОСУ СОВЕСТИ – это то, что воспитывать ни в коем случае не следует, особенно в России. И аудитория, слушая его, аплодирует.  А вот высказывание одного из руководителей образования, произнесённое в 2-х тысячном году: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования человека творца, а сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя».  Как может общество состоять только из потребителей? Вот мы все потребляем, а где же творцы? Где они? Кто их воспитывает?

 Никита Сергеевич Михалков, известный Российский кинорежиссер и общественный деятель, в другой передаче, перед другой аудиторией напомнил: «Сегодня – дети, завтра – народ».

Современная концепция образования стала ответом на вопрос: как формировать нравственного человека, будущий народ?

Современные образовательные стандарты стали ответом на вопрос и определили базовые национальные ценности: патриотизм, справедливость, честь, духовный мир человека, эстетическое развитие.

Участие в конкурсе - это возможность поделиться своим видением решения вопросов образования и места предмета «музыка» в системе духовно- нравственного воспитания. Хочется верить, что мы учителя, стараемся сделать уроки нравственно насыщенными, понимая, что школьные годы и особенно первые -   это  каждый день – открытие. Ранние впечатления могут влиять на всю жизнь. Детская душа, не затрепетавшая навстречу музыке, доброй детской песне, обворована - и такие утраты невосполнимы…

 Дать знания, развить навыки, умения - не самоцель для учителя музыки, гораздо важнее пробудить интерес детей к творчеству, разбудить их чувства.

  Первый урок в музыкальном кабинете. Сколько удивления каждый год я вижу в глазах первоклассников. Очень важно, чтобы первый урок понравился ребёнку, не испугал, а напротив,  пригласил в мир музыки. Первая песня, исполненная хором, первый ответ на уроке, танец, музыкальная разминка. Урок закончился, а ребята удивились, почему так быстро, - а после урока искренние слова:  «А мне понравилось»... Каждый попробовал себя в роли исполнителя и слушателя. «Оказывается, я со всеми могу, петь, танцевать, отвечать и  у меня это получается». Как важно сохранить эту убежденность подольше. В первом классе появляются и первые артисты.  Ребята из разных классов объединяются, чтобы уже на школьной сцене исполнять песни, играть на детских инструментах, дарить радость себе, своим родным и друзьям. Музыка объединила нас.

Современные программы, основываясь на системе    Д.Кабалевского, отражают главное требование к воспитанию: вырабатывать с детства хороший вкус, т.е. «иммунитет от всякой пошлости».

 Меня охватывает особое чувство, когда ученики 5,6, 7 классов поют песни, выученные на уроках. В этот момент они забывают о своём подростковом нигилизме и отдаются песне  с чувством, искренне.  Несколько лет назад меня с шестиклассниками отправили на экскурсию в пожарную часть, на обратном пути мои ученики решили провести урок музыки и стали петь песни из школьного репертуара: «Александра», «Есть только миг», «Последний бой», «Позови меня тихо по имени», «Надежда», «День Победы»…  Надо было видеть удивление прохожих, когда ребята запели песни, известные большинству наших сограждан. Они звучали выразительно, эмоционально, искренне. Это ли не воспитание патриотизма? Любви ко всему родному.

Ещё один важный момент.

Может ли культура снизить межнациональное напряжение?

С  особой теплотой вспоминаю уроки музыки в русско-украинской школе Полтавы. До сих пор благодарна ребятам восьмого украинского класса… В тот день у них не было многих уроков, а мой по расписанию шестым. К моему удивлению, со звонком весь класс пришёл на урок.

- Почему вы не ушли?

-А как же наш урок музыки?

Сегодня им по 40 лет. Хочется верить, что любовь к музыке уберегла их от ненависти к русской культуре. В каком полку идут они?

 Украинские, белорусские, азербайджанские, грузинские песни, танцы, музыкальные традиции этих народов  пронизывают одну из важных тем  «Между музыкой моей страны и музыкой народов мира нет границ».

На уроках мне хочется показать, насколько востребована музыка великих композиторов сегодня.    Тема «Содружество великих русских композиторов». Приношу на урок видеофрагменты с открытия Зимней олимпиады в Сочи.

Ребята узнают музыку Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Чайковского,

Почему именно она представляла Россию?

Ответы разные, но все объединены не только радостью узнавания, но и гордостью за нашу культуру, за то, что мы её наследники!  Музыкой Стравинского к балету «Петрушка» удалось передать русский дух, русскую удаль, и это почувствовали наши дети. Знаменитая пьеса «Время вперёд» Свиридова рассказала о революционных изменениях  уже в Советской России. Эта музыка стала ближе ученикам ещё и потому, что композитор передал энтузиазм строителей нашей Магнитки.

Музыка сближает поколения. Каждый год в актовый зал нашей школы приходят бабушки и дедушки, мамы и папы. Дети и учителя  поют песни военных лет в дни празднования Дня Победы, песни о любви к дому, матери  звучат на ноябрьском празднике.

Вечер романсов… В глазах учителей радость, детей – недоумение. Вечный вопрос: Кому это надо?

 Начали готовиться… Старшеклассники  исполняли романсы Глинки, Варламова, Рыбникова, Бурляева, Пригожего. А как пели учителя! Ради такой задушевной атмосферы «и жить и работать стоило».

А сколько выпускников, приезжая на вечер встреч,  благодарно дарит школе музыку, вспоминая дух наших вечеров.

 И любовь к  бардовской песне ко  многим приходит на уроках музыки.  Организаторов вечера бардовской песни искать не надо. Самые увлечённые впереди, а те, которые убеждены, что  на школьном вечере скучно не бывает, подхватывают.

2016 год был объявлен годом кино.  Школа откликнулась фестивалем «Песни нашего кино». Слышали бы вы, как пели малыши  песни из любимых мультфильмов. В репертуар старшеклассников вошли лучшие песни советского и российского кино.

  Так что же формирует духовность детей? Так что же  взращивать школе 21 века? Я убеждена: любовь к искусству, увлечённость музыкой, чувства единения в творчестве, уважение к  культурным традициям народов, гордость за свою страну!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-урок: "Энергия и импульс. Что их объединяет?"

Урок проводится в виде исследования литературных источников и интернет - ресурсов. Класс разбивается на 4 команды под названием «Импульс», «Энергия». «Эксперты» и «Практики». Каждая команда учащ...

Что их объединяет?

Эту презентацию можно использовать на одном из последних уроков обобщающего повторения в 10 или в 11 классе. На слайдах подобраны объекты. Каждый слайд - отдельная группа. Объекты подобраны по какому-...

Музыка объединяет 6 класс

конспект урока музыки 6 класс...

Музыка объединяет людей

Разработка урока музыки на тему  «Музыка объединяет людей»...

Конспект открытого урока "Звуки музыки объединяют людей"

Данный конспект урока разработан для учеников 2 класса в соответствии с ФГОС, имеет творческую направленность.Материал для узучения: глагол to be, can, глаголы действия. Результат урока: сочинить песн...

Конспект урока «Музыка объединяет людей»

Раскрытие преобразующей силы музыки и её влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы....

Презентация "Музыка объединяет людей".

Музыка,  как  никакое  другое искусство   объединяет людей  для общих дел,  для радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни. ...