Этот волнующий звук скрипки.
проект по музыке

Хольшина Ирина Михайловна

Исследовательская работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skripka.docx60.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калининская общеобразовательная школа»

Этот волнующий звук скрипки.

        Выполнила:  Худякова Алина,

ученик 3Б класса

                                                   МБОУ «Калининская СОШ»

                                       Руководитель: Хольшина И.М.

2020

Содержание

I. Введение. Выбор темы исследования3

II. Основная часть. Влияние музыки на самочувствие человека4

2.1 Как применяли музыку для лечения в древние времена. 4

2.2 Современные ученые о влиянии музыки на организм человека4

2.3 Что такое музыкотерапия……………………………………………...………..4

2.4 О пользе исполнения музыки.4

2.5 Музыкальный инструмент - скрипка 5

III. Практическая часть  7

3.1Эксперимент№1 Цветодиагностика эмоционального состояния6

3.2 Эксперимент №2. Влияние профессионального и собственного исполнения на эмоциональное состояние слушателя………………………………………...…6

3.3 Мои наблюдения6

IV. Результаты исследования. Выводы…………………………………………….8

V. Литература 9

VI. Приложение10

I. Введение. Выбор темы исследования.

Однажды, на уроке музыки я услышала звучание скрипки. Ее тембр меня заворожил. Я пережила историю, наполненную чувствами нежности, любви. На мгновенье мне показалось, что душа моя вместе со звуком скрипки летала. От этого я получила эмоциональный всплеск, огромное удовольствие, прилив сил и бодрость. Что со мной произошло в это время? Почему эти звуки  на меня таким волшебным образом воздействовали? На эти вопросы я решила ответить в своей работе.

Тема исследования: этот таинственный звук скрипки.

 Цель: выявление влияния музыки на самочувствие человека.

Задачи:

  1. изучить  и проанализировать литературу и Интернет-ресурсы по теме исследования;
  2. выяснить, как музыка влияет на  самочувствие, активность, настроение  слушателя и исполнителя;
  3. провести эксперименты по теме исследования;
  4. разучить музыкальное произведение на скрипке и исполнить своим одноклассникам;
  5. сделать выводы на основе проведенных экспериментов о влиянии музыки на слушателя.

Гипотеза:

Могу предположить, что музыка, исполняемая на скрипке, может оказывать оздоравливающее действие.

Методы исследования:        

  1. изучение и анализ литературы, информации в Интернете;
  2. проведение  экспериментов;
  3. анализ,  сравнение, обобщение  полученных результатов.

Музыка лечит душу и тело.

(надпись на музыкальном инструменте

 эпохи Возрождения)

II. Основная часть. Влияние музыки на самочувствие человека.

Как применяли музыку для лечения в древние времена.

Еще с древних времен люди применяли музыку для  лечения.  Царь Давид игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саида. Гиппократ  лечил  с помощью музыки бессонницу и эпилепсию. В парфянском царстве (III век до нашей эры) был построен музыкально-медицинский центр, в котором с помощью мелодий изгоняли тоску,  лечили нервные и  сердечные расстройства.

Древнекитайские врачи  считали, что музыкой  можно вылечить любые болезни. В современном Китае таблетки и лекарства считают мусором для человеческого организма. Поэтому выпускают музыкальные альбомы: "Пищеварение", "Бессоница", "Мигрень", "Печень", "Легкие", "Сердце". Они заменяют больным лекарственные травы и даже таблетки.

Современные ученые о влиянии музыки на организм человека.

Начиная с XIX века, зарубежные и  русские  ученые начали проводить   исследования и эксперименты, чтобы изучить воздействие музыки на организм человека. Они пришли к выводу, что многие мелодии  обладают  лечебным эффектом. Русский ученый, академик Владимир Михайлович Бехтерев считал, что музыка «положительно влияет на дух, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость».        

Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье:
музыкальные звуки создают поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего  организма. Электромагнитные волны внутри нас изменяют ритм дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений.  

Что такое «музыкотерапия»?

В настоящее время в медицине существует направление, которое называется «музыкотерапия». Музыкотерапия - это «исцеление музыкой». В Москве при музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации.

Существуют два вида музыкотерапии:  

1. пассивная музыкотерапия - когда человек является слушателем;

2. активная музыкотерапия  - это пение, игра на музыкальных инструментах, исполнение хороводов, танцев.

О пользе исполнения музыки.

Установлено, что полезно не только слушать музыку, но и играть самому. Это гораздо полезнее.

 Звук, который рождается во время исполнения только частично уходит во внешнее пространство. Большая часть звуковой волны уходит внутрь организма, внутренние органы  начинают вибрировать, происходит «массаж» внутренних органов.

Во время игры на инструменте в мозгу вырабатываются особые вещества, благодаря которым человек чувствует покой и радость.  

     Разные инструменты по-разному воздействуют на людей. Воздействие музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента и исполнителя. [3; 35 ]

     Скрипка -волшебный инструмент. Она лечит душу, успокаивает психику, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание. Но если на скрипке играет тот, кто не умеет обращаться с инструментом, то звучание оказывает раздражающий эффект.

Музыкальный инструмент- скрипка.

        Скрипка – это струнно-смычковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами, натянутыми на гриф. Корпус музыкального инструмента изготавливается из дерева, верхняя часть из ели, для нижней используется клен. Гриф делают из палисандрового дерева, которое отличается особой прочностью. Дерево для изготовления скрипки тщательно выбирается, ведь от этого будет зависеть ее звучание. Смычок для скрипки – это трость, на которую натягиваются 150-200 конских волосков.

Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные мастерами XVI - XVIII веков Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются непревзойденными. Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос.

Учёные неоднократно пытались выяснить причину неповторимого звучания их скрипок.

Одним из лучших скрипачей был Паганини. Его обвиняли в колдовстве, потому что не верилось, что обыкновенный человек без волшебной силы мог так виртуозно играть на скрипке.

Выдающимися мастерами игры на скрипке были Давид Ойстрах и Святослав Ростропович. Среди современных скрипачей наиболее известна Ванесса Мэй.

 В современном симфоническом оркестре важную роль выполняет струнная смычковая группа. Ведущее место среди струнных смычковых принадлежит скрипкам.

Скрипка занимает такое положение благодаря красоте тона и выразительности звучания и технической подвижности. Очень часто в  оркестре  скрипка солирует.  В этом случае ее называют «Золушкой» оркестра.

 

III. Практическая часть.

    1) Эксперимент №1. «Цветодиагностика эмоционального состояния».

Цель: определить эмоциональное состояние слушателей после прослушивания произведения.

Ход эксперимента. Включается музыкальное произведение Ловланда Рольфа «Song from a secret garden» («Сон в саду»), где солирует скрипка.

 После прослушивания  участники эксперименты должны выбрать из десяти предложенных цветовых полосок  ту,  которая отражает  их настроение.  Эксперимент проводился  в группе учащихся 3б класса (15ч):

Выводы: из 15 участников эксперимента выбрали красный(5 уч), желтый(3уч), зеленый (2 уч), оранжевый (2уч), голубой (2уч)цвет. Это говорит о положительных эмоциях после прослушивания. Всего 1 участник выбрал серый (отсутствие эмоций, равнодушие). Таким образом, у большинства слушателей музыка вызвала  чувства радости, восторга, спокойствия,  создала приятное, светлое настроение.

      2)Эксперимент №2. «Влияние профессионального и собственного исполнения на эмоциональное состояние слушателя».

Цель: какое исполнение затронет души учеников больше собственное или в записи.

Ход эксперимента. Включается произведение «Колыбельная» Сонера Акалин в записи  и «Андрей-воробей», которое лично исполняю на скрипке. Из 14 участников 8 отметили,  что в записи скрипка звучала уверено, и певуче. 6 ребятам понравилось мое исполнение. Они отметили, что играла хорошо, но при этом издавались посторонние скрипы, которые отвлекали слушателя.

Вывод: я не достаточно хорошо владею инструментом, поэтому у некоторых детей при прослушивании возникает раздражение. Профессиональная музыка больше привлекает человека.

      3)Мои наблюдения. Влияние занятий музыкой на эмоциональное состояние исполнителя.  

   В своих силах я не была уверена, так как занятия проводились по пятницам последним пятым уроком.  Не смотря на то, что не всегда у меня получалось, когда прикасалась смычком по струнам, моя усталость куда-то девалась. С помощью учителя  я научилась играть  песенку «Андрей воробей». Было трудно, но я справилась. А еще пришла к выводу, что учиться играть на этом чудесном инструменте не просто, требует усилий и регулярных занятий.  Но при этом играть очень интересно и увлекательно. Я заметила, что после занятий у меня всегда хорошее настроение, легкость, бодрость и восторг. Замечу, я с нетерпением ждала этих занятий. Мне очень понравилось разучивать и исполнять мелодии на скрипке!

IV.  Результаты исследования. Выводы.

  1. Собраны и проанализированы материалы (научно-познавательная литература, Интернет-ресурсы) по теме исследования.
  2. Я узнала, как применяли музыку для лечения в древние времена и в настоящее время, что  говорят  ученые о влиянии музыки на организм человека, пользе игры на скрипке для  оздоровления и саморазвития. Скрипка- это удивительный инструмент, который не только приковывает внимание и завораживает слушателей с первого звука, но и лечит  слушателя, а исполнителя вдвойне.
  3. Выполнил намеченную практическую часть работы и выяснила, как музыка влияет на  самочувствие, активность, настроение  слушателей и исполнителя.
  4. Разучила музыкальную потешку на скрипке («Андрей-воробей») и исполнила  перед  одноклассниками.
  5. В ходе работы я составил   брошюру «Интересно о скрипке».  Выступила с сообщением  по теме исследования перед одноклассниками.  

Таким образом, подтвердилась гипотеза  о том, что  музыка, исполняемая на скрипке, может оказывать оздоравливающее действие.

.

Поставленная цель достигнута, задачи выполнены.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что в ней  показано, что скрипка- замечательный музыкальный инструмент,  а  систематические занятия  на  скрипке принесут  здоровье  исполнителю  и положительные эмоции слушателям.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что она может быть использована  для  расширения представлений учеников начальных классов об окружающем мире, а так же на уроках  музыки и  при проведении  урока охраны здоровья.  

V. Литература

  1. Гульянц Е. Детям о музыке. – М.: Аквариум,1996.
  2. Современная энциклопедия Аванта +. Музыка наших дней. – М.,2002.

3.  Комарова И.И. Музыканты и композиторы. М. 2001

        Интернет-источники:

  1. http://rodnaya-tropinka.ru/muzy-kal-ny-e-instrumenty-svoimi-rukami/#ixzz4Z3Xe5wfA
  2. http://rodnaya-tropinka.ru/muzy-kal-ny-e-instrumenty-svoimi-rukami/#ixzz4Z44163g7

3. https://ru.citaty.net/tsitaty/470658-nikkolo-paganini-nuzhno-silno-chuvstvovat-       chtoby-zastavit-chuvstvov/

Приложение 1.

«Цветодиагностика эмоционального состояния»

Методика «Цветодиагностика эмоционального состояния» разработана Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткиндом (1985) на основе метода цветовых выборов М. Люшера (1948).  

Каждый цвет спектра является условным знаком определенного настроения:

красный – восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый, голубой – светлое, приятное;  

зеленый – спокойное, уравновешенное;

фиолетовый – тревожное, напряженное;

серый– отсутствие эмоций, равнодушие;

коричневый - тревога, беспокойство, напряжение, страх;

черный – полный упадок, уныние;

белый – символизирует ответ  «трудно сказать».  

Приложение 2.

Диаграмма «Цветодиагностика эмоционального состояния учащихся».  

Участники: учащиеся 3б класса МБОУ «Калининская СОШ», 15 человек.

Приложение 3.

Диаграмма «Влияние профессионального и собственного исполнения на эмоциональное состояние слушателя».

Приложение 4.

«Интересно о скрипке»

  • Современная скрипка имеет возраст больше 500 лет. Она была спроектирована в 1500-х годах Андреа Амати.
  • В 2003 году Атхира Кришна из Индии вошел в книгу рекордов Гиннеса, беспрерывно играя на скрипке в течение 32 часов. 
  • Игра на инструменте сжигает 170 калорий в час.
  • Скрипки обычно изготавливают из древесины ели или клена. Скрипки очень сложны. Более 70 различных кусков дерева собраны вместе для создания современной скрипки.
  • До 1750 года струны делались из овечьих кишок.
  • Слово скрипка происходит от средневекового латинского слова vitula, что означает струнный инструмент.
  • В городе Гуанджоу (юг Китая) была создана настоящее время владеет скрипкой стоимостью 20 миллионов долларов.
  • Известные скрипачи:  Арканджело Корелли (1653-1713) — итальянский скрипач и композитор, один из основоположников жанра кончерто гроссо. Антонио Вивальди (1678-1741) — венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижер.
  • Джузеппе Тартини (1692-1770) — итальянский скрипач и композитор. Усовершенствовал конструкцию смычка, удлинив его, и выработал основные приемы ведения смычка, признанные всеми современными ему скрипачами Италии, Франции и вошли в общее употребление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали..."

урок в 5 классе разработан с элементами  технологии критического мышления....

Презентация к уроку в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали..."

Презентация  к  уроку  "Звуки скрипки так дивно звучали..." поможет учителю активизировать внимание учеников, разнообразить урок, познакомит учащихся с портретами композиторов, исп...

презентация: "Звуки скрипки так дивно звучали."

Автор: учитель технологии  и музыки МОУ ООШ «Основная общеобразовательная школа села Бессоновка Саратовской области Новоузенского района» Адрес учреждения:МОУ ООШ села Бессоновка413350Сарато...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ «ЗВУКИ СКРИПКИ ТАК ДИВНО ЗВУЧАЛИ…»

5 классРаздел «Музыка и Изобразительное искусство»  5.3.5Учебник «Музыка. 5 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; ЦЕЛЬ:  формирование образовательных компетенций (ин...

Презентация к уроку в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали"

Презенация содержит материал о творчестве великого музыканта Никколо Паганини, а также творчестве современных музыкантов - виртуозов ( Виктор Зинчук)...

«Звуки скрипки так дивно звучали…» 5 класс

laquo;Звуки скрипки так дивно звучали…» 5 класс...

Конспект урока музыки в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали"

Конспект урока музыки в 5 классе по теме полугодия "Музыка и изобразительное искусство" по программе Е.Д. Критской...