Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Коллективное музицирование»
рабочая программа по музыке

Миргалимова Резеда Фирдависовна

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

«Коллективное музицирование»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgruppa_programma.docx223.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Оглавление

1.Пояснительная записка                                                                 3

2.Учебно-тематический план                                                                7

3.Содержание курса                                                                        8

4.Требования к уровню подготовки выпускника                                 10

5.Программно-методическое обеспечение                                         12

6.Список литературы                                                                         13


Пояснительная записка.

         Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей детей, формирование их музыкальной культуры необходимо осуществлять с самого раннего возраста. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается более чутким к красоте и в искусстве и в жизни.

          Успех музыкального развития личности ребёнка во многом зависит от взрослого, который должен раскрыть перед ним красоту музыки как части художественной культуры. Помочь детям войти в мир музыки - задача сложная. Её решение во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального педагога, знание им теории и методики дошкольного музыкального воспитания, умения осуществлять музыкальное образование, воспитание и развитие, используя современные технологии, методы и приёмы.

Предлагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного музицирования у детей младшего школьного возраста с использованием методик Льва Виноградова, Марии Монтессори, Карла Орфа.

Под музицированием понимаются три основные формы воспроизведения музыки всем коллективом:

  • Пение
  • Игровые хороводы с движениями
  • Оркестр детских музыкальных инструментов

          Коллективное музицирование для детей младшего школьного возраста является сравнительно новой музыкальной дисциплиной. Это одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников.


    Цель программы - общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах деятельности.

Задачи

Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям. Он полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах.

В работе используются два основных метода:

метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;

метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру.

    Взаимодействие с дошкольниками строится посредством использования приемов  побуждения, предложения, совместного поиска, наблюдения, помощи.

    Также анализируются методы формирования основ музыкальной культуры детей: словесный, наглядный, практический. Особенность подбора определенных методов зависит во многом от возраста детей, ведь в раннем возрасте в основном через практические и наглядно-зрительные, а затем и наглядно-слуховые методы можно показать определенный характер музыки.

Обучение коллективному музицированию осуществляется в следующей последовательности:

хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки);

ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами;

творческое исследование тембро-динамических возможностей орфовских и самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»); импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»);  свободный обмен инструментами по желанию детей;

разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности (создана система упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка);

формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях.

Коллективное музицирование включает три взаимосвязанных направления:

  1.Учебное музицирование - обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять, формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей активных словарей музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного  использования;

   2. Творческое музицирование - спонтанное, импровизированное обращение детей со знакомым материалом, умение его использовать по-своему, комбинировать в различных вариантах;

 3 . Концертное музицирование - исполнение ансамблем детей созданной им музыки, а также классической и детской, специально подобранной и аранжированной для этой цели.

Сроки реализации.

 Предусматривается два варианта – двухгодичный и одногодичный курс, для детей, принятых в подготовительный класс (6-9 лет). Продолжительность курса определяется индивидуально для каждого ребёнка, с учётом его возрастных особенностей и развития музыкальных способностей.

Форма и режим занятий.

Занятия проводятся в сформированных разновозрастных группах (по 10-15 детей) два раза в неделю, продолжительность занятия 30 минут.

Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение:

·        музыкально-ритмическое движение;

·        развитие чувства ритма, музицирование;

·        пальчиковая гимнастика;

·        слушание музыки;

·        распевание, пение;

·        пляски, игры, хороводы.

Формы подведения итогов.

1.Открытые уроки для родителей и преподавателей в течение учебного года,

2.Выступление на новогоднем празднике,

3.Итоговый контрольный урок в конце учебного года (обычно в форме концерта, совместно с показом предмета ритмики, возможно в виде спектакля).


2.Учебно-тематический план

Направление деятельности

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Разучивание и исполнение музыкальных произведений

12

-

12

2.

Музыкальная  грамота

10

3

7

3.

Ритмические и рече – ритмические игры и упражнения

10

4

6

4.

Вокально-интонационные навыки

20

4

16

5.

Творческое музицирование

8

2

6

6.

Игры

12

3

9

Итого:

72

16

56

3.Содержание курса

1. Разучивание партий музыкальных произведений для публичного исполнения.

    Содержание занятия :

       1. Дать представление о концертном качестве исполнения.

      2. Развивать чувство ансамбля, навыки коллективной игры.

      3. Воспитывать внимание, слуховой контроль, выдержку.

Музыкальный репертуар : «Весёлые музыканты» Тиличеева, «Аннушка» ч.н.мел., «Как у наших, у ворот», «Праздничный марш» Тиличеева, «Полька» Кабалевский  итд.

 2. Музыкальная грамота.

    Знакомство с детскими музыкальными инструментами, дать понятие о длинных и коротких звуках, о высоких и низких звуках, знакомство с понятиями «оркестр», «ансамбль», «форте», «пиано».

     Дать представление об общем направлении мелодии (вверх, вниз, на одном звуке). Знакомство с ладом (минор, мажор)

Содержание занятия:

Кроссворд Музыкальные Инструменты

Игры: «Петушок», «Цветы», «Имена». Упражнение на различение высоких и низких звуков.

 Комплект картин «Игра на муз. инструментах».

 «Послушай и угадай» с нотками-пуговками.

Сказка «Два брата».

3. Ритмические и рече – ритмические игры и упражнения.

    Обучение слышать и передавать метрическую пульсацию музыки различного характера и темпа, исполнять ритмические эталоны и комбинации из них. Учить осознанно выделять на слух сильную долю.

Познакомить с ритмической нотацией.

Содержание занятия :Аккомпанемент «звучащих жестов»

Игры: «Эхо», «Как пляшет матрёшка»

Упражнения с шумовыми инструментами

Игры: «Весёлый поезд», «Высокий дом»

Музыкальный репертуар : «Детская полька» Жилин, «Марш» Парлов, «Вальс» Кабалевский, «К нам гости пришли», «Праздничный марш» Тиличеевой, «Вальс» Чайкин, «Полька» Кабалевский.

4.Вокально-интонационные навыки

Этот раздел включает в себя работу по следующим направлениям, нацеленным на подготовку голосового аппарата:

  • работа над дыханием
  • правильная постановка корпуса
  • правильное произношение гласных (округлое, мягкое, свободное)
  • работа над дикцией (чёткое произношение согласных)
  • эмоциональность исполнения

 5.Творческое музицирование.

       Придумывание простейших аккомпанементов «звучащих жестов» и перенос их на музыкальные инструменты.

     Развивать воображение, фантазию, изобретательность. Поощрять творческие проявления.

Музыкальный репертуар: «Весёлые матрёшки» Слонов, «Дождь» Сибелиус (аудио), «Венгерская нар. мел.»

6.Игры

Пожалуй, самая любимая часть любого занятия. Элемент игры стоит привносить вообще во всё, что делается на уроке коллективного музицирования.

Игры могут быть:

  • специально подобранные для закрепления материала,
  • помогающие снять напряжение, настроить детей на дружелюбное отношение друг к другу,
  • подвижные игры для выброса лишней энергии
  • тихие игры для сосредоточения на тишине

В работе могут присутствовать элементы музыкальной терапии, поэтому «рецептура» занятий (используемые игры, танцы, упражнения, репертуар) зависит от состояния каждой конкретной        группы.

4.Требования к выпускнику подготовительной группы

Принципы диагностики процесса творческого музицирования с детьми описан в виде ситуаций, которые могли бы характеризовать этот урок как успешный. Принимая во внимание всё вышесказанное, урок можно считать  удачным, если:

  • удалось создать атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения всех участников музицирования;
  • дети были активны и раскрепощены, в их действиях отсутствовали страх и неуверенность, они не ощущали себя беспомощными;
  • в урок естественным образом оказались вплетены и собственные идеи детей; запланированное содержание урока приобрело новое качество и обогатилось в результате совместной творческой работы;
  • удалось попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходилось прибегать к принуждению;
  • удалось избежать откровенного манипулирования детьми и осуществить задуманное на основе взаимодействия с ними;
  • урок принёс всем воодушевляющее удовлетворение.

Таковы главные принципы оценки урока творческого музицирования. Они выдвигают на первый план не технологическую эффективность музыкального обучения, а гуманистическую.

Результаты и способы их проверки.

Проверка усвоения материала проводится в течение учебного процесса в форме индивидуального и совместного опроса учеников.

К моменту окончания курса дети должны уметь:

  • спеть по просьбе педагога выученную песню, эмоционально, с движениями
  • знать простейшие ритмоформулы: узнавать их написание на карточках, уметь их прохлопать и протопать
  • определять на слух лад звучащей музыки: мажор или минор
  • уметь определить на слух сильную и слабые доли (двухдольный и трёхдольный размер)
  • овладеть основными навыками игры на элементарных музыкальных инструментах
  • знать звучания каждого инструмента, определять на слух
  • уметь играть в ансамбле заранее выученную партию,
  • аккомпанировать на шумовых инструментах на основе знакомых ритмоформул.
  • дети должны понимать характер музыки, объяснять, почему для оркестровки данного произведения выбраны те или иные инструменты, штрихи, динамика (дети могут, исходя их характера музыки, предложить свою собственную оркестровку).
  • Уметь координировать свои движения (согласовывать их с музыкой и делать всё чётко)

5. Программно-методическое обеспечение

  1. Просторное помещение с возможностью двигаться в нём без препятствий
  2. Фортепиано, доска
  3. Шумовые музыкальные инструменты (в том числе из природных материалов: камушки, орешки, шишки и.т.д.)
  4. Набор ритмических карточек
  5. Атрибуты для танцев (платочки, шарфы, ленточки, султанчики и проч.)
  6. Музыкальный центр, компьютер
  7. Подборка дисков с классической и танцевальной музыкой.

Список использованной литературы:

1.В. Жилин «Организация креативности», «Организация успеха»

2.В. Каневский Материалы семинаров «Сделай музыку сам» (Амзя 1999 – 2000)

3.А. Коновалов «Донотыши» (Курган 1998)

4. Буренина А. И. Музыкальная палитра: музыкальное воспитание в детском саду, семье и школе. - М.: Ред. журнала «Музыкальная палитра», 2008.

 5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

6.  Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы. - М.: ВАКО, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа "Коллективное музицирование" (аккомпанемент). Срок обучения 2 года

Рабочая образовательная программа "Коллективное музицирование" (аккомпанемент). Срок обучения  2 года...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.

Программа по рукопашному бою (далее – РБ) направлена на отбор одаренных детей, создание условий для их физического образования, воспитания и развития, формирование знаний, умений, навыков в обла...

Программа учебного предмета "Фортепиано"обязательной дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое академическое пение".

     Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы». Программ...

Программа "Коллективное инструментальное музицирование" 3 класс

Программа модуля "Коллективное инструментальное музицирование" предмета "Музыка"...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...