Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты» по предмету «Ансамбль» (5 лет)
рабочая программа по музыке

Миргалимова Резеда Фирдависовна

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты» по предмету «Ансамбль» (5 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ansambl_skripachey_4_-8_klass_fgt.docx263.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                                4

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

1.2. Срок реализации учебного предмета;

1.3 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного  учреждения на реализацию учебного предмета;

1.4.Форма проведения учебных аудиторных занятий;

1.5.Цели и задачи учебного предмета;

1.6.Обоснование структуры программы учебного предмета;

1.7.Методы обучения;

1.8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета                                                        8

2.1. Сведения о затратах учебного времени;

2.2. Годовые требования по классам.

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся                                13

                        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                         14

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

4.2. Критерии оценки.

V.        Методическое  обеспечение  учебного процесса                                16

                        

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам;

5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы  учащихся.

VI.        Списки  нотной и методической литературы                                         18

6.1. Список  нотной литературы;

6.2. Список  методической литературы.

I.        Пояснительная записка

1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ансамбль»  разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  музыкального  искусства  «Струнные инструменты».

Программа  предполагает знакомство с предметом и освоение навыков  игры в скрипичном, альтовом, виолончельном  ансамбле  с 4 по 8 класс обязательной части учебной нагрузки. Струнный  ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.

Класс ансамбля – неотъемлемое звено в процессе формирования музыкально – эстетических представлений у учащихся, а для наиболее одаренных – важнейшая форма занятий, в значительной мере способствующая повышению качества их профессиональной подготовки.

За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

План репертуара основывается на объективной оценке индивидуальных возможностей учащихся.  Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего материала: дуэты, различные переложения для исполнения на две или три партии, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

     Особо следует отметить, что различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров и тем самым расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.

           Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне. Игра в ансамбле делает учащихся равноправными исполнителями и независимо от степени трудности партий даёт возможность выступления на разнообразных концертах, стимулируя тем самым учебный процесс, способствуя успехам в занятиях. В ансамблях суммируется  всё то, чему ученик научился в музыкальной школе и в классе специальности, осуществляется практическое применение музыкальных знаний и инструментальных навыков, а также воспитывается коллективная творческая и исполнительская дисциплина.

        Нельзя не  отметить целесообразность такого игрового состава, как «ученик и педагог». Помимо того, что подобное единение значительно стимулирует исполнительскую деятельность педагога, неоценимо воспитательное значение такого ансамбля и для учащихся. Дети чувствуют большую ответственность, играя наравне со своими педагогами и стараясь по своему исполнительскому уровню приблизиться к более высокой ступени.

1.2. Срок реализации учебного предмета

       Срок реализации данной программы составляет  пять лет (с 4 по 8 класс).

1.3.Объем учебного времени

        Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Срок обучения/количество часов

4-8  классы

Количество часов (общее на 4 года)

Максимальная нагрузка

412,5  часов

Количество часов на аудиторную нагрузку

165  часов

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную)  работу

247,5  часов

Недельная аудиторная нагрузка

1 час

Самостоятельная работа (часов в неделю)

1,5 часа

Консультации (для учащихся 5-8 классов)

8  часов    (по 2 часа в год)

             Консультативные часы    являются дополнительным учебным временем для подготовки учащихся к  контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и прочим мероприятиям.

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

             Мелкогрупповая: два ученика или дуэт с преподавателем.

 Продолжительность урока - 45 минут.  

1.5.Цели и задачи учебного предмета

Цель:

•        развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

Задачи:

•        решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

•        стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

•        формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

•        развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

•        обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

•        приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

•        расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.

•        формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса солиста струнного  ансамбля.

1.6.Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»

          Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

-  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-   распределение учебного материала по годам обучения;

-   описание дидактических единиц учебного предмета;

-   требования к уровню подготовки обучающихся;

-   формы и методы контроля, система оценок;

-   методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

1.7.Основные методы и принципы, используемые для реализации программы

           Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

       1.  Методы  устного   изложения   знаний   учителем   и   активизации

познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение,   беседа; иллюстративный метод;

      2.  Метод  закрепления  изучаемого  материала:  беседа,  частично – поисковый  метод, метод показа преподавателя;

       3. Методы самостоятельной работы учащихся по  осмыслению  и  усвоению нового материала: работа с  текстом, словарем музыкальных терминов, применение ИКТ;

       4. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: метод  упражнения, репродуктивный метод,  концертные выступления.

Для реализации программы, особенно на начальном периоде обучения, необходимо применение здоровьесберегающих технологий. Этой цели служит:  5.Игровой метод.

           Работа  строится по принципу доступности и соответствует уровню интеллектуального развития ребенка и технической подготовки.  

          Предложенные методы работы со струнным  ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на струнных инструментах.  

1.8.Описание материально-технических  условий  реализации учебного предмета

    Для реализации данного курса необходимо иметь:

  • скрипки
  • сборники ансамблевых произведений
  • фортепиано
  • пульты
  • метроном
  • музыкальный центр

II.Содержание учебного предмета

2.1.Сведения о затратах учебного времени

  Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

-

-

-

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

-

-

-

1

1

1

1

1

Консультации (часов в год)

-

-

-

-

2

2

2

2

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом технических и художественных задач музыкальных произведений.

 Виды  внеаудиторной  работы:

- выполнение  домашнего  задания;

- подготовка  к  концертным  выступлениям;

- посещение  учреждений  культуры  (филармоний, лекториев, театров,  концертных  залов);

- участие  обучающихся  в  концертах,  творческих  мероприятиях  и  других видах  культурно-просветительской  деятельности  образовательного  учреждения.

Учебный материал распределен  по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои  задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2.2.Требования по годам обучения

            В  ансамблевой  игре  так  же,  как  и  в  сольном  исполнительстве,  необходимо сформировать  определенные  музыкально-технические знания, умения владения  инструментом,  навыки  совместной  игры,  такие,  как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для струнного дуэта, переложений симфонических,  ансамблевых, и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара)  отечественных и зарубежных композиторов;
  • знание основных направлений ансамблевой музыки различных эпох;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

4  класс (1 год обучения)

На начальном  этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом.  В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации данного этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.

За год ученики должны пройти 3-4 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1 произведения. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.

Примерный  репертуарный список:

1.Гречанинов А. Колыбельная

2.Даргомыжский А. Полька

3.Власов В. Русская протяжная 1

4.Карш Н. Кубики

5.Комаровский А. Почему бы мне не петь (белорус.н.п.)

6.Комаровский А.  Яничек (чешская н.п.)

7.Комаровский А. Шутка

8.Магиденко М. Грустная песня

                        Украинская песня

                        Кукушка

9.Рус.н.п.  Ходила младешенька по борочку

10.Бах И.С. Менуэт

11.Гайдн Й. Анданте

12.Бакланова Н. Детский марш  

13.Телеман Г. Менуэт

14.Коррет М. Менуэт

15.Зильхер Ф. Песня

16.Кравченко Б. Тарантелла

5 класс (2  год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

  • умением слушать мелодическую линию;
  • умением грамотно и чутко поддерживать игру партнера;
  • совместно работать над динамикой произведения;
  • анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года - зачет из 1 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.

Примерный  репертуарный список:

1.Французская н.п.  Братец Якоб (канон)

2.Глинка М. Фуга Ля – бемоль мажор

3.Гречанинов А.  Моя лошадка

4.Вольфарт Ф.  Этюд №76

5.Даргомыжский А.  На зеленой лужайке

6.Чайковский П. Куплеты  Трике из олеры «Евгений Онегин»

7.Кабалевский Д. Старинный танец

8.Комароский А. Как по морю (рус.н.п.)

                            Со вьюном я хожу (канон)

9.Магиденко М. Комаринкая

10.Пятс Р. Скерцино

11.Хачатурян А.  Андантино

12.Бах И.С.  Канон

13.Бах Ф.И.  Два м енуэта

14.Гендель Г. Бурре

15.Гайдн Й. Квартет  №23 1 часть (фрагмент)

16.Янца Л.  Дуэт  ор.46 №4, 2 часть

17.Донт Я. Этюд  №12 ор.38

6  класс (3  год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и инструментами. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.

В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия – зачет, 1 произведение.

Примерный  репертуарный список:

1.Власов В.  Этюд (фрагмент)

2.Бацевич Г.  Песенка

3.Донт Я. Этюд  №12 ор.38

4.Аренский А. Итальянская песенка

5.Мясковский Н.  Фуга

6.Шостакович Д.  Марш  

7.Бах В.Ф.  Аллегро

8.Чайковский П.  Пастораль  из оперы «Пиковая дама»

9.Бакланова Н.  Гавот

                        Менуэт

10.Дварионас Б.  Прелюдия

11.Комаровский А. Вариации на тему рус. н. п. «  У ворот  гусли вдарили»

12.Маневич А. 13 маленьких пьес для 2-х  скрипок  

13.Прокофьев С.  Марш

14.Соловьев – Седой В.  Грустная песенка

7- 8 класс (4-5  год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Развитие музыкального мышления и средств выразительности, работа над агогикой. Воспитание артистизма и  чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1 произведение.

Примерный  репертуарный список:

1.Барток Б.  Танец на венгерские народные  мотивы

2.Шостакович Д.  Романс

                               Вальс

3.Шебалин В.  Ориенталь (из танцевальной сюиты) 4

4.Раков Н.  Новелла

                    Арабеска

                    Марш

                    Серенада

5.Глиэр Р. 12 дуэтов для 2-х скрипок

   Вальс из балета  «Медный всадник»

6.Компанеец Г.  Украинский танец

7.Жилинский А. Латышская народная песня

8.Маневич А. 3 маленьких пьес для 2-х скрипок

9.Глинка М. Фуги русских композиторов

10.Лядов А. Канон

11.Ребиков В. Вальс

12.Чайковский П. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»

13.Кабалевский Д. Клоуны

14.Мясковский Н. Две фуги

15.Прокофьев С.  Лебедь (песня из кинофильма «Иван Грозный)

16.Хачатурян А. Колыбельная из балета «Гаянэ»

17.Джеминиани Ф. Адажио

                              Аллегретто

18.Моцарт В. Турецкий марш

19.Карш Н. Концерт – мини

                       Упрямый жук  

III. Требования к уровню подготовки  учащихся

           В соответствии с требованиями ФГТ по  окончанию курса выпускник должен:

- сформированный  комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для различных камерно – инструментальных составов) из произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствующие формированию способности к коллективному творческому исполнительству;

- знание основных направлений  камерно – ансамблевой музыки  -  эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века;

- навыки по решению музыкально – исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

4.1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 8 класс. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.

          Текущий контроль успеваемости  проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Формой аттестации  может  быть  контрольный  урок,  зачёт,  а также - прослушивание,  выступление  в  концерте  или  участие  в  каких-либо  других  творческих  мероприятиях.

           По завершении изучения предмета  "Ансамбль" в конце 8 класса  проводится зачет, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

4.2.Критерии оценок

         Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.  

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций школы и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

5.1.Методические рекомендации педагогическим работникам

Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" -  подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.

Особое внимание следует уделить реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного материала с учетом возрастного фактора и степени подвинутости учащихся.

Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" (струнный дуэт) является формирование правильной постановки с инструментом при совместной игре  и эмоциональное  взаимодействие  обоих партнеров.

             Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения ансамблевой – оркестровой  музыки, так как  слушание музыки развивает музыкальную наблюдательность, интеллектуальную активность, обостряет работу воображения, способствует пониманию тонкостей выразительных средств и воспитывает эстетический вкус учащихся.

                Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться  работа над звуковым балансом  партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

         Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

         Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном  уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

        Важной задачей преподавателя   должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры  становятся совместные регулярные репетиции  с преподавателем и без него.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Помимо ансамблей на две партии (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для 3-4 исполнителей.

5.2.Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

С учетом того, что образовательная программа «Скрипка» содержит одновременно два предмета, связанные с исполнительством на инструменте - «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль»  - учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться  с  партией другого участника ансамбля.

 Важно, чтобы партнеры по  ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая  их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью фразировки, над общими штрихами  и динамикой (там, где это предусмотрено).

VI. Списки  нотной и методической литературы

Список  нотной литературы

Для 4 класса (1 год обучения)

1.И.Плейель соч.8 Дуэты для двух скрипок без фортепиано. М., 1933

2.Сборник легких дуэтов  для двух скрипок. М., 1955

3.Пьесы для 2-х скрипок с фортепиано для ДМШ (переложение Т.Захарьиной), тетр. 2., Л., 1965

4.Е.Гнесина. Дуэты для маленьких скрипачей ( 1 позиция_ М. 1966

5.В.Шальман «Я буду скрипачом»

6.О.Пархоменко, В.Зельдис «Школа игры на скрипке». Киев, 1974

7.А.Комаровский Дуэты для двух скрипок, 1 тетр., М, 1952

8.А.Григорян «Начальная школа игры на скрипке». М,1983

9.Ф.Вольфарт «36 мелодических этюдов для двух скрипок»

10.Юный скрипач, вып.1 (сост. К.Фортунатов)

11.М.Гарлицкий «Шаг за шагом». Методическое пособие. М., 1072

Для 5 класса (2 год обучения)

1.Ф.Вольфарт «36 мелодических этюдов для начинающих»  соч. 38

2.Юный скрипач, вып.1 и 2 (сост. К.Фортунатов)

3.М.Гарлицкий «Шаг за шагом». Методическое пособие. М., 1072

4.А.Комаровский Дуэты для двух скрипок, тетрадь 1

5Ф.Мазас  Дуэты

6Пьесы для 2-х скрипок с фортепиано для ДМШ (переложение Т.Захарьиной), тетр. 2., Л., 1965

7.Т.Захарьина   Легкие переложения для 2-х скрипок с фортепиано. М., 1960

8.Дуэты для 2-х скрипок  с фортепиано (ред. К.Фортунатова). М., 1962

9.А.Комаровский Струнные ансамбли. М., 1955

10.Струнные ансамбли. Дуэты, трио, квартеты советских композиторов (ред. К.Фортунатова). вып.2, М.,1960

11.Сборник легких дуэтовдля двух скрипок. М., 1955

12.К.Мострас Этюды – дуэты, часть 1

13.Ансамбли юных скрипачей для двух скрипок и фортепиано, вып. 2 (сост. И пед. Ред. М.Рейтиха и Р.Бакум)

14.Школа игры на скрипке (ред. Б.Прадзинский), Краков, 1979

Для 6 класса (3 год обучения)

1.Скрипичные ансамбли (ред. И сост. В.Кальщикова)

2.Библиотека юного скрипача. Ансамбли юных скрипачей, вып. 5( под ред. К.Фортунатова). М., 1970

3.Сборник пьес для 2-х скрипок с фортепиано, вып.2. М.,1958

4.Педагогический репертуар. Ансамбли для 2-х скрипок, вып.2. (ред.-сост. А. Готсдинер). Л.,1964

5.Педагогический репертуар ДМШ. П.Чайковский  Избранные пьесы, вып.1. М.,1961

6.Библиотека юного скрипача. ДМШ 5-7 кл. Серия пьес советских композиторов ( ред. К.Фортунатова) Скрипичные ансамбли для 2-х скрипок с фортепиано, вып.5. М., 1970

7.Педагогический репертуар. Т.Захарьина  Обработки для 3-х скрипок с фортепиано. Л., 1965

8.Н.Раков Пьесы для 2-х скрипок с фортепиано. М.,1965

9.Педагогический репертуар. Ансамбли для 2-х скрипок средние и старшие классы, вып.3. (ред.-сост. А. Готсдинер). Л.,1965

Для 7 – 8 класса (4-5 год обучения)

1.А.Долженко «Детский альбом пьес и ансамблей». М., 2003

2.Ансамбли юных скрипачей, вып. 7 (сост. Т.Владимирова) М., 1986

3.Библиотека юного скрипача. Ансамбли юных скрипачей, вып 6 (сост.К.Фортунатов). М., 1974

4.Педагогический репертуар. Ансамбли для 2-х скрипок средние и старшие классы, вып.3. (ред.-сост. А. Готсдинер). Л.,1965

5.Библиотека юного скрипача. ДМШ 5-7 класс. Скрипичные ансамбли. Н.Раков. Пять пьес. М., 1960

6.Педагогический репертуар ДМШ. П.Чайковский  Избранные пьесы (старшие классы), вып.1. М.,1961

7.Пьесы советских композиторов для скрипичного ансамбля с фортепиано (перелож.  Д.Лепилова). М., 1966

8.Педагогический репертуар. Скрипичные дуэты для 6-7 кл. ДМШ (ред.-сост. С.Н.Иванов). М.,1967

9.Фуги русских композиторов. М.,1956

10.Пьесы для ансамбля скрипок и фортепиано(сост. и  ред. Т.Захарьина). Л.,1963

Список  методической  литературы

1.Большой энциклопедический словарь «Музыка», М. 1998г

2.О,Иванова «Музыкальный букварь», Ростов - на – Дону,2006

3.Н Ветлугина «Музыкальный букварь», М. «Музыка»,1986

4.Л.Венгерова «Педагогический этюд», М. 2003

 5.В.Григорьев «Методика обучения игре на скрипке».М,2006

6. В.Погожева «Методика обучения игре на скрипке». М, 1974

7.И.Исакова «Раннее развитие музыкальных способностей» (статья)

8.В.Якубовская «Начальный курс игры на скрипке». Л. 1980

9.М.Берлянчик «Как учить игре на скрипке» М,2006

10.С.Пудовочкин «Скрипка раньше букваря». Л.2002

11.В.Третьяченко «Программа для ДМШ, класс скрипки», К,2006

12. Министерство культуры «Специальный класс скрипки».М,1976

13. В.Григорьев «Исполнитель и эстрада». М,2006

14. Журнал  «Искусство и  образование».

15.  К.Флеш «Искусство скрипичной игры». М, 2006

16. .Л.Ауэр «Моя школа игры на скрипке» 1 – 2 части М.1968

17. И.Сафорова «Пальчиковые игры для организации движений». Ек., 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ АККОРДЕОН

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» по учебному предмету «Специальность (аккордеон)» разра...

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету ПО.01.УП.01. «Специальность (домра) и чтение с листа».

Программа учебного предмета «специальность (домра) и чтение с листа», разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобра...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» по учебному предмету ПО.02.УП.03.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА срок обучения 5(6) лет

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе примерной программы по данному предмету ПО.02.УП.03,  рекомендованной Министерством культуры РФ (разработчик...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область В.03.Вариативная часть В03.УП.02. АНСАМБЛЬ

     Данная программа учебного предмета разработана с целью улучшения качества   игры  в  ансамбле  и  более  качественной  подготовки...