КАК СТАТЬ ЛАУРЕАТОМ.
статья по музыке

Владимирова Оксана Аркадьевна

 В этой  статье даются некоторые советы и рекомендации в помощь начинающим педагогам, которые собираются выставлять свои творческие коллективы, солистов вокального жанра ,инструменталистов на различных музыкальных конкурсах и фестивалях. Основываясь на своем пятнадцатилетнем опыте участия в подобных мероприятиях, на общении с постоянными членами жюри,  преподавателями Гнесинского колледжа, педагогами МГПУ им.Ленина, а также с концертирующими артистами, я сделала полезные для себя выводы. Вот этими рекомендациями, которые могут помочь добиться хороших результатов на конкурсе , я и хочу поделиться в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_stat_laureatom.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                            КАК     СТАТЬ     ЛАУРЕАТОМ

    Уважаемые коллеги, хочется поделиться с вами личным опытом, который я накопила в течение 15 лет, выступая со своими подопечными в различных музыкальных конкурсах и фестивалях. В них принимают участие дети, занимающиеся в вокальном ансамбле, певцы-солисты, пианисты, а также юные артисты нашего школьного « Музыкального театра».

    Прежде всего, выбрав наиболее понравившийся конкурс, в котором я хотела бы участвовать, я опрашиваю детей, хотят ли они попробовать свои силы именно в этом мероприятии. От этого зависит выбор программы. С теми из ребят, которые уверенно согласились потратить немалое количество времени на подготовку к конкурсу, мы начинаем искать произведение. Если ребенок не желает участвовать в конкурсе или даже как-то неуверенно отвечает согласием, лучше не настаивать. В последствии это может аукнуться во время подготовки. Дети должны готовиться к конкурсу только с одним желанием -победить. Я всегда говорю: « Плох тот ученик, который не мечтает стать Лауреатом». Главное участие, а не победа- это не для нас!

     Первое, что необходимо учитывать при выборе программы, это мнение ребенка. Помните, 50% удачных выступлений детей зависят от того, нравится им выбранная песня или фортепианная пьеса или нет. Бывали случаи, когда песня не соответствовала возрасту, не детский репертуар, но я вижу, как загорелись глаза у ребенка: нравится. Я даю шанс в течении недели попробовать  «пойдет» песня  или нет. И если я понимаю, что ребенок почувствовал и правильно передал смысл произведения, создал нужный образ, а мимика лица, тембр голоса и эмоциональная отзывчивость мне понравились, я иду «на риск». Комиссия к такому выбору произведений относится весьма настороженно, но если мы доказываем, что мы смогли, в этом случае можно ожидать самых высоких наград. То же и с выбором фортепианного произведения, если пьеса целиком завладела юным пианистом, он будет дома работать над ней с большим энтузиазмом, затратит гораздо больше времени на подготовку, тем самым работа его будет и результативней и эффективней. Обязательно - это соответствие произведения теме конкурса.

      Но. если я вижу, что дело не пошло, трудные произведения им не по зубам, тогда я вспоминаю незыблемые постулаты всех конкурсных мероприятий, которыми руководствуется жюри, при оценке выступлений конкурсантов. И педагогическая целесообразность, и соответствие возрасту и так далее и т.п.

      Я не буду задерживаться на теме, как работать над конкурсным произведением. Разумеется, с полной самоотдачей и, затрачивая гораздо больше времени на подготовку, чем для выступлений на отчетном концерте класса или школы для родителей, педагогов и детей.

    Далее идет сама подготовка к выступлению. Психологический настрой играет одну из важнейших составляющих удачного выступления. Труднее всего пианистам. Они испытывают во время игры на сцене гораздо больший стресс, чем вокалисты. Причина проста: это боязнь забыть текст и сбиться. Я закончила музыкальное училище по классу фортепиано. Прошло уже много лет, но до сих пор  помню тот страх, который я испытывала на экзаменах: у меня дрожали руки, правая нога ходуном ходила, из-за чего я не могла пользоваться педалью, клавиатура расплывалась перед глазами. Наверное, потому, что учитель ничего лучшего мне не мог посоветовать кроме, как « Не волнуйся!» Во-первых, нужно за 1-2 недели перед конкурсом заканчивать с критикой и не нагружать ребенка новыми « проблемами». Далее, нужно последние недели просто «выгрывать» программу от начала и до конца по нескольку раз. При этом стараться исполнять ее в зале в присутствии посторонних. И неоднократно заставлять его  выходить на сцену, а перед этим громко на весь зал объявлять фамилию, имя и название произведения, чтобы ученик не единожды «репетировал» сам выход на сцену. В последствии он привыкает к этому и уже на конкурсе меньше волнуется. Не забывайте заранее начать «нахваливать» ученика, настраивать его на одну единственную мысль: «Ты лучший !»

     У вокалистов немного все проще, у них, как правило, страха забыть текст песни и тем более мелодию, нет. Но у начинающих певцов бывают другие неприятности. От  волнения у них дрожит голос, сипит и иногда срывается. Поэтому для них как бальзам благотворно действуют слова: « У тебя самый красивый голос, ты здорово поешь!» И здесь конечно «любимая» песня тоже играет свою положительную роль.

       Теперь последнее -это внешний вид. Многие педагоги и родители  ошибочно считают, что пышное и дорогое  платье может повлиять на оценку. Могу вам сказать со стопроцентной уверенностью, это не так! И красивый френч с дорогой бабочкой не добавят даже пол балла мальчику, у которого слышны фальшивые ноты во время исполнения. Особенно  девочкам-пианисткам совершенно не нужны роскошные пышные юбки, стразы и кружева. Строгое, желательно однотонное платье и не длинные рукава, которые не мешают играть, мягкая удобная обувь на маленьком каблучке и аккуратно подобранные волосы- это все, что нужно для создания хорошего впечатления о себе. Излишне пышная прическа, букли на голове, мешающие играть, совсем не нужны юной пианистке,  да и вокалистке тоже. Особенно прошу обратить внимание на то, что многие из членов жюри не любят распущенные волосы тем более, когда они имеют не совсем ухоженный вид!  Если вы с вокальным ансамблем выходите на конкурс и не смогли закупить костюмы, уверяю вас, вы тоже сможете стать Лауреатами и в аккуратной школьной форме похожего покроя. Одинаковые банты, цвет колготок и обуви вызовут у членов жюри только симпатию.

        Сам выход на сцену. Я часто говорю детям: « Ваше появление на сцене должно  напоминать выход  нашей женской олимпийской сборной по синхронному плаванию перед десятками камер со всего мира. Улыбка на лице, прямая спинка, уверенная легкая походка. Это тоже помогает детям справиться с волнением, получить нужный настрой на победу и придать уверенности в себе.

       Теперь несколько советов молодым педагогам. Никогда не спорьте с жюри, даже если вы считаете, (а такое, к сожалению, весьма часто встречается) что они не правы. Они вас могут запомнить и в следующий раз несколько предвзято отнестись к вашим воспитанникам, даже, могу предположить, и сами этого не желая. У членов жюри, если появится такая возможность, можно просто попросить совета, спросить какие замечания у них возникли или пожелания. Кстати в этот момент вы получаете бесценный  опыт при общении с комиссией.

       Ваши, высказанные вслух слишком завышенные требования к организаторам конкурса, тоже могут сыграть негативную роль. Часто бывает, что они и сами в курсе каких-то недочетов, переживают, а вы им лишний раз об этом напоминаете. Я всегда организаторам говорю только слова благодарности. Ведь провести конкурс на городском или всероссийском уровне большая ответственность и очень сложная задача.

      Дорогие читатели! Прочитав мою скромную статью, вы можете взять себе что-то на вооружение, а можете не согласиться со мной. Но все, о чем я с вами поделилась, не только плод моего большого опыта в выступлениях на конкурсах. Но это и опыт, который я почерпнула из бесед с коллегами, сидящими в комиссии. Их критерии оценок, которые не только изложены в Положениях к конкурсу, но и их личные, субъективные оценки того, что они видят, сидя за столом, покрытым красным сукном.

      Желаю вам творческих успехов и побед!

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нобелевские лауреаты

нобелевские лауреаты в области мира и литературы...

Физики-лауреаты Нобелевской премии

Статья может быть использована для проведения 15-минуток в рамках предметной декады...

Методическая разработка урока "Лауреаты Нобелевской премии по экономике" в 10 классе социально-экономического профиля

Презентация к уроку курса Экономической теории в 10 классе "Современная экономическая мысль" содержит систематизацию данных о лауреатах Нобелевской премии по экономике в соответствии с исследованными ...

Устный журнал "Нобелевские лауреаты"

Издавна на Руси чтили тех иностранцев, кто своим трудом и капиталом, энергией и умом приумножал величие нашей страны. Пример тому – семья Нобелей в дореволюционной России. Три поколения Нобелей ...

аннотация статьи: «Коммуникативность как важнейший компонент процесса обучения иностранным языкам», диплом Лауреата

2012-2013 учебный год , я приняла участие и стала  Лауреатом конкурса в номинации «Инновации в образовательном процессе» (29 сентября 2012 г., г. Москва), Всероссийский конкурс рефератов «Ин...

Аннотация статьи для сборника по материалам областного конкурса: "Педагогическое проектирование как форма модернизации образовательного процесса", диплом Лауреата

Аннотация моей статьи из сборника « Педагогическое проектирование как форма модернизации образовательного процесса» (материалы конференции) от 24 сентября 2011 год, г. Новосибирск; Новосибирский ...

Сергей Петрович Капица — ученый, телеведущий, популяризатор науки, сын Нобелевского лауреата, заведующий кафедрой общей физики МФТИ, автор книг и научных статей, доктор физико-математических наук, профессор.

Сергей Петрович Капица — ученый, телеведущий, популяризатор науки, сын Нобелевского лауреата, заведующий кафедрой общей физики МФТИ, автор книг и научных статей, доктор физико-математических нау...