Методическая разработка: "Отражение характера в русской домровой музыке"
методическая разработка по музыке

Хохлова Анна Валерьевна
В современном мире, в связи с всеобщей американизацией общей культуры, горько бывает видеть как дети и молодые люди изо всех сил тянутся к другому. Им важнее и милее то, что порой усиленно и бездумно пропогандируется по радио, телевизору и в СМИ. Очень важно поддерживать, сохранять и развивать свою-русскую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otrazhenie_haraktera_v_russkoy_domrovoy_muzyke.docx14.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Русский народ – признанный творец одной из осевых культур. В условиях великой «смены вех» и становления российской цивилизации XXIв., решение проблемы преемственности с культурным наследием и его обновления стало условием духовного возрождения России. «Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но следить за связью явлений, и рассматривать их во взаимодействии».

Для русского человека характерны жажда справедливости и недоверия к правовым способам ее достижения, непременная любовь к дальнему и избирательная любовь к ближнем, вера в абсолютное добро без зла и сомнительную ценность относительного добра, возвышенность в целях и неразборчивость в их достижениях.

В русской культуре и национальном самосознании глубоко укоренился фактор случайности, непредсказуемости. Отсюда знаменитое русское «авось да, небось» и другие аналогичные суждения обыденного народного сознания. Этот фактор во многом предопределил свойства русского национального характера – бесшабашность, удаль, отчаянная смелость, безрассудство, стихийность, с которыми связана особая мировоззренческая роль загадок в русском фольклоре и гаданий в повседневном быту; склонность принимать судьбоносные решения путем бросания жребия и др. Отсюда берет начало традиция принимать трудные решения в условиях жесткого и подчас жестокого выбора между крайностями, когда «третьего не дано» (да оно и невозможно).

Но есть и другие качества русского народа, ставшие его отличительными особенностями. Сросшиеся с национально-культурным менталитетом – терпение, пассивность в отношении к обстоятельствам, за которыми тем самым признается роль в развитии событий, стойкость в перенесении лишений и тягот жизни, выпавших страданий, примерение с утратами и потерями как неизбежными или даже предопределенными свыше, упорство в противостоянии судьбе.

У каждого народа имеются музыкальные инструменты, близкие ему по духу. Цель их – дать народу музыкальное орудие, соответствующее его складу, характеру и, что особенно важно, дать такие инструменты, которые по возможности удовлетворяли бы требованиям музыкальной культуры.

Инструментальная русская народная музыка никогда никем специально не исследовалась, следовательно, никто не собирал и не записывал ее образцов. Судьбы инструментов тесно переплетаются с судьбами людей.

Имеющие свои тонкости, краски звучания, особенности исполнения, русские народные инструменты: баяны, домры, балалайки, гусли не должны оставаться в непонятном, «застылом» состоянии. Необходимо сохранить набранные в XX веке темпы развития исполнительства и неустанно радовать звучанием слушателей, и каждый народник должен принимать в этом активное участие.

Исполнительство на русских народных инструментах в настоящее время прочно утвердилось на профессиональной сцене. Отмечая рост художественно-исполнительского уровня солистов, ансамблей и оркестров русских народных инструментов, нельзя рассматривать это явление вне связи с развитием репертуара.

В своей работе я использую такие обработки русских народных песен, как: «Светит месяц», «Коробейники», «То не ветер ветку клонит», «А я по лугу», «Камаринская», «Под горою калина» и другие. По средствам этих обработок, я привлекаю детей к изучению и более полному пониманию русской народной музыки. Обогащаю их внутренний мир, стараясь развивать и поддерживать интерес к русским корням.

Через репертуар – учебный, концертный и особенно оригинальный – идет процесс дальнейшего развития исполнительства на русских народных инструментах.

В глубине души у каждого человека интерес, тяготение к народным инструментам присутствует всегда, но необходимо помочь им проявиться. Надо обладать большой творческой культурой, чтобы зажечь идеями, организовать вокруг себя детей. Мы должны помнить, что русские народные инструменты, возрожденные неутомимой деятельностью Андреева В.В, - явление не преходящее, а пришедшее к нам из глубины веков, и наша задача – сохранить их для будущих поколений. Русские песни являются частью народной культуры, выразителями народного духа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Русская народная музыка»

Методическая разработка урокапо предметной области «Искусство (Музыка, ИЗО)»для 3-го класса средней общеобразовательной школы«Русская народная музыка»Тип урока: урок-этюд.Цель: Развитие инте...

Методическая разработка: Отражение характера в русской домровой музыке

В современном мире, в связи с всеобщей американизацией общей культуры, горько бывает видеть как дети и молодые люди изо всех сил тянутся к другому. Им важнее и милее то, что порой усиленно и бездумно ...

Методическая разработка «Отражение ямальского колорита на занятиях по рукоделию»

Материал представляет разработку учебного занятия по разделу "Обучение бисероплетению" по общеобразовательной общеразвивающей программе "Креативное рукоделие". Данная разработка ре...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ "РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ"

Предлагаю  методическую разработку урока в 6 классе по программе Критской, Сергеевой....

Русская духовная музыка. Методическая разработка.

Почему о духовной музыке надо говорить? Разве недос­таточно просто слушать или просто петь? И кому нужно это пение? Давайте поговорим об этом....

Методическая разработка Значение русской народной музыки в репертуаре младшего хора

Цель данной методической разработки проанализировать значение и роль русской народной музыки в музыкально-эстетическом воспитании детей и обосновать целесообразность изучения русских народных песен на...

Методическая разработка урока на тему «Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»

Урок направлен  на формирование у учащихся 5 класса конкретного представления об особенностях музыкальных сказок. Данный урок развивает познавательный интерес детей, творческие способности,...