Конспекты внеурочных занятий
план-конспект по музыке

Байгузин Данил Динарович

Конспекты занятий внеурочной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Название курса внеурочной деятельности: «Творцы русской истории»

Направленность внеурочной деятельности: художественное.

Класс/возраст детей: 4Б/11-12 лет

Тема: «Полна богатырями земля русская»

Планируемые результаты:

Личностные: ценить и принимать базовую ценность «родина». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Метапредметные: организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать, выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать её.

Цель: формирование у детей представление о героях былинного фольклора - русских богатырях.

Задачи: - расширить представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

- закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем), названия оружия русского воина (меч); воспитывать интерес к истории России; формировать коммуникативные качества у обучающихся.

Форма проведения: Беседа, рассказ, игра.

Дата проведения: 16.04.2020

Этапы занятия

Время

Содержание

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение деятельности

3 мин.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Данил Динарович. -Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали, а всё, что услышите, может вам пригодиться.

(Дети слушают.)

Актуализация знаний, введение в ситуацию

10 мин.

- Кто такой патриот?

- Как называется наша Родина?

- Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина – значит родная. Как мать и отец. Много лет назад наше государство называлось Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков – славян это была Родина. Кто такие предки?

- Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

-Правильно! Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Славяне – это славный народ. Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за землю-матушку.

Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. Народная мудрость гласит «Земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих источников, но защитить Земля себя не может».

– А кто защищал в давние времена наше государство? Отгадайте загадку.

Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган,

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

-Какова тема нашего занятия?  -Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О защитниках Руси – богатырях земли русской; узнаем, какими доблестными качествами должен обладать богатырь.

Богатырь Человек очень большой силы, стойкости, отваги.

- Герои-богатыри Руси жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах дошла до наших дней.

-Тот, кто любит свою Родину.

-Россия.

-Те, кто были до нас.

-Богатыри.

Основной

25 мин.

- А откуда вы знаете о богатырях?

- Что такое былина?

-Былина от слова «быть», но в ней есть и доля вымысла. А рассказывал былины сказитель. Он ходил из селения в селение и рассказывал нараспев о героях-богатырях, об их подвигах (фонограмма Гусляры. «Три богатыря»).

- Посмотрите, камень лежит у вас на пути.  Это камень не простой, он укажет вам дорогу.

- Что же на нём изображено?

Направо пойдешь - к дубу придешь.

Налево пойдешь - к реке придёшь.

Прямо пойдешь - к горе попадешь.

- Ребят, но хочу вам сказать, что везде нас ждут испытания. Вы готовы их пройти? Как богатыри не боялись трудностей, так и мы не будем их бояться. А что бы со всеми трудностями справиться, какими мы должны быть?

- Если мы попробуем пойти направо, то куда мы придём?

- Дуб могучий великан, давайте посмотрим, кто там?

Богатырь земли родной

И защитник слабых,

Одержал победу он

В злом бою кровавом.

Соловья - разбойника

Он служить заставил

Тот чинить разбой и зло

Навсегда оставил.

-Как зовут нашего богатыря? (Илья Муромец)

(Портрет в презентации)

- Трудно пришлось Илье Муромцу одному в битве неравной. Но не испугался богатырь. Выстоял.

- Ребята, отгадайте:

- Что побеждает все преграды на пути?

- Что же ему помогло, ребята? (смелость)

- Правильно. Посмотрим какое нас здесь ждет испытание?

- Это Илья Муромец, приготовил для нас задание.

-Написаны пословицы. Есть начало, а концовка отсутствует. Я буду читать начало, а вы должны продолжить.

-Тот герой кто за Родину (горой).

- Кто смел тот на коня (сел).

- Один за всех и все (за одного).

- За правое дело стой (смело).

- Храбрый побеждает – трус (погибает).

- Родину предать – воином (не стать).

- Сам погибай, а товарища (выручай).

- Жить – Родине (служить).

- Молодцы, ребята, все пословицы о смелости назвали.

- Одну дорожку мы прошли. А хотели бы вы узнать какие испытания ждут вас дальше?

- Идём прямо к горе.

- Кто на горе Сорочинской побывал?

Змеёнышей малых потоптал?

Забаву дочь Путятичну вызволял

В Киев к князю Владимиру доставлял?

- О каком богатыре идёт речь? Назовите его! (Добрыня Никитич)

(Портрет на презентации)

- Добрыня Никитич, тоже приготовил для вас задание.

-Нам предлагается отгадать загадки об оружии и снаряжении богатыря.

- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

- Самым распространенным на Руси доспехом была кольчуга - длинная, почти до колен рубаха, сплетенная из металлических колец. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила более 7 килограммов. Кольчуга стоила немалых денег. Её берегли, передавали по наследству, считали дорогим подарком.

- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем) 

- Голову богатыря в бою защищал шлем. Шлем изготавливали из металла, его украшали узором. Шлем оберегал голову воина от ударов.

- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…Ну что, догадались? конечно же…. (меч).

- Меч был главным оружием воинов-богатырей. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Меч передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел.

- Чтоб грудь защитить от удара врага, уж это вы знаете наверняка,

на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(щит). 

- Щит - ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты носителя от холодного и метательного оружия. Щит держат за рукоять или носят на руке, продетой через ремни.

- Посмотрите, ребята на камень. Все ли дорожки мы прошли? Куда теперь пойдем?

- Там, где сил не доставало

Я смекалкой побеждал

Над Тугариным, над змеем

Я победу одержал.

- Отгадайте, как зовут нашего богатыря? (Алёша Попович)

(Портрет на презентации)

- Алёша нам оставил тоже свиток с заданием.

- Вам нужно выбрать те, доблестные качества, которыми должен обладать богатырь. На слайде вы видите слова-назовите подходящие нам.

ХРАБРЫЙ

ТРУСЛИВЫЙ

ДОБРЫЙ

НАДЕЖНЫЙ

ЛОВКИЙ

СМЕЛЫЙ

МУДРЫЙ

ВЫНОСЛИВЫЙ

ГЛУПЫЙ

ОТВАЖНЫЙ

УМНЫЙ

ЗЛОЙ

ЛЮБЯЩИЙ

СИЛЬНЫЙ

МУЖЕСТВЕННЫЙ

- Богатыри любили свою землю, они стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич в одиночку сражались против врагов. Но когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно.

-Ребята, подвиги русских героев - богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину "Богатыри". Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Вопросы:

- Кто изображен на картине художника Васнецова? (Три богатыря)

- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)

- Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, мудрый и опытный богатырь)

- Правильно, это Илья Муромец, “богатырь богатырей”, мужественный, решительный, уверенный в своих силах. Он зорко смотрит вдаль из-под ладоней.

- Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)

- Правильно, слева от Ильи Муромца - Добрыня Никитич. Он может выполнить самые сложные поручения. Он умеет спокойной, разумной речью избежать ссоры и добиться успеха.

- Кто справа от Ильи Муромца? (Алеша Попович.)

- Алеша Попович лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. Он моложе всех богатырей. На картине Алёша смотрит вдаль и хитро улыбается: кажется, что у него есть собственный план, как одержать победу и заслужить похвалу старших богатырей.

- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)

- Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы)  -Ребята, а сейчас я предлагаю нам исполнить песню про богатырей и до конца проникнуться их жизнью.

-Ребята, подводя итог нашего занятия. Ответьте мне, чем, какими качества должен обладать богатырь?

-Всё верно, сейчас мы с вами споём песню, которая так и называется «Богатырская сила», а во время проигрыша вы можете даже пританцовывать. Послушайте, пожалуйста, песню.

(Ответы детей.)

-Илья Муромец.

-Добрыня Никитич.

-Кольчуга.

-Шлем.

-Меч.

-Щит.

-Алёша Попович.

-Три Богатыря.

-Илья Муромец.

-Добрыня Никитич.

-Алёша Попович.

-Вдаль. Охраняют границу. Землю русскую.

-Силушкой богатырскою.

Рефлексия

7 мин.

- А мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

- Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?

- В каких профессиях их можно встретить?

- Что вам понравилось сегодня?

- Кому было трудно работать?

- Что нового для себя вы извлекли из нашего занятия?

- О чем мы всегда должны помнить?

- И преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

(Ответы детей.)



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Название курса внеурочной деятельности: «Творцы русской истории»

Направленность внеурочной деятельности: художественное.

Класс/возраст детей: 4Б/11-12 лет

Тема: «Герои нашего города»

Планируемые результаты:

Личностные: ценить и принимать базовую ценность «родина». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Метапредметные: организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать, выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников.

Цель: формировать у детей знания о малой Родине и бережное отношение к культурному наследию.

Задачи: - расширить представление детей о памятниках героям Челябинска и области.

- воспитывать интерес к истории «малой Родины», вызывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения композиторов Урала.

Форма проведения: Виртуальная экскурсия.

Дата проведения: 30.04.2020

Этапы занятия

Время

Содержание

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение деятельности

3 мин.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Данил Динарович. –Распростёрлись в дымке синей Величавые края, Это ты, моя Россия, Свет мой, Родина моя. –Родина! Что это значит? Ребята, а что для вас означает это слово?

-Родина, там где мы родились и вырасли.

Актуализация знаний, введение в ситуацию

10 мин.

-Конечно, слово Родина, означает очень многое, и каждый понимает его по-своему. Родина – это и земля, и страна в которой мы родились. Это и мать, и отец твой.

- Родину ещё отчизной, отечеством  называют, а дом родной – называют «отчим домом». Язык, на котором мы с вами говорим, для нас родной, он дан нам Родиной.

- Родина, это и цветы, и воздух, и даже небо, ведь даже оно не везде одинаковое. Есть родное небо – это то, под которым ты родился и живёшь.-А вы знаете, в какой стране вы живёте?

- Да, ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! У нашей страны удивительное, красивое, звучное имя — Россия! Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Посмотрите, ребята, на карту.

-Вот как много места занимает наша страна. Россия — наша Родина. Родина — это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. У каждой страны есть свои символы. Ребята, что это за символы? В нашей стране есть 3 символа, что это за символы? 

Гимн - это главная песня страны; Флаг нашей страны и Герб.

Слайды символики России.

-Скажите, а что обозначают цвета на  флаге России?

-Да, верно, белый – отечество; синий – верность, вера; красный – отвага, битва.

-В России.

-Это гимн, флаг и герб.

Основной

30 мин.

-Молодцы! Давайте сейчас подумаем и скажем, о чем мы будем сегодня говорить?

-Ребята, тема нашего занятия «Город, в котором мы живем». Наша цель: расширить свои знания о родном городе и его достопримечательностях. Дети, мы с вами сегодня говорим о Родине, о стране в которой мы живём, а вот есть такое понятие «Малая Родина». Как вы понимаете, что такое «Малая Родина»?

-Конечно, «Малая Родина» - это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, (символы Челябинска), район (символы Тракторозаводского района), город, улица, дом, детский сад и школа, в которую вы ходите. Это маленький кусочек нашей огромной страны.

-Ребята, у нашей страны есть символы, а как вы думаете, есть ли у нашей малой Родины символы (расматриваем герб Челябинска, Тракторозаводского района), а вы знаете, что у нашего города и нашего района есть свой герб?

А вы знаете, что они означают?

-Всё верно. На гербе нашего района изображён трактор, но знаете ли вы, что на нашем тракторном заводе в годы великой отечественной войны производили танки?  В годы Великой Отечественной войны, с 1941-го по 1945-й, Челябинская область стала в прямом смысле слова кузницей Победы, обеспечивая фронт боеприпасами, боевой техникой и всем необходимым. Челябинская область, как и вся страна, жила в то время под лозунгом «Всё для фронта! Всё для Победы!».

Челябинскому тракторному заводу предстояло в кратчайшие сроки наладить производство танков. На первых порах не было качественного металла, броневого листа, материалов, необходимых для выпуска мощных моторов. Немало рабочих с завода ушли на фронт. Перелом произошел осенью 1941 года. С начала октября на ЧТЗ стали прибывать работники и оборудование ленинградского Кировского, харьковских дизельмоторного и станкостроительного заводов. Несколько позднее – московских заводов «Красный пролетарий» и «Динамо». С 6 октября 1941 года завод стал называться Кировским. Как на поле боя, танкостроители, не считаясь с лишениями, ни днем ни ночью не покидали своих рабочих мест. Производство машин нарастало с каждым днем. 22 августа 1942 года с заводского конвейера сошел первый танк «Т-34», впоследствии признанный лучшим танком второй мировой войны. Чтобы наладить его серийное производство, челябинцам потребовалось всего 34 дня. За годы Великой Отечественной войны на ЧТЗ было произведено 18 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. Не случайно Челябинск получил второе, неофициальное имя – Танкоград.

Вы наверно знаете, что были и другие войны. Война в Афганистане и в Чечне, где так же принимали участие военные из Челябинска.

Эти события оставили сильный отпечаток на истории Челябинска. События, которые не оставили никого равнодушным. Жители Челябиска помнят и чтят своих героев. В нашем городе много памятников , посвящённых героям и героическим событиям того времени.

И сегодня мы с вами посмотрим виртуальную экскурсию по памятникам нашего города. Смотрите внимательно. Некоторое можете записать. А после просмотра вы мне скажете, какой памятник запомнился вам больще всего. И я задам вам несколько вопросов. Мы смотрим экскурсию тихо, не мешаем себе и другим.

Смотрим экскурсию.

-И так, ребята, вы посмотрели экскурсию, она вам понравилась?

-Какой памятник вам запомнился больше всего?

-Некоторых памятников не было в этой виртуальной экскурсии, какие ещё вы знаете памятники, и что вы можете о них рассказать? Например, памятники в нашем родном саду Победы?

-Ребята, история отражена не только в памятниках, но и в музыке. Каких вы знаете Челябинских композиторов? Я вам напомню: Владимир Веккер, Елена Поплянова, Лидия Сотченкова, Александра Пахмутова и Валерий Ярушин-отец Стаса Ярушина из «Универа» на ТНТ, которого вы наверное все прекрасно знаете. А как вы думаете, много ли написано песен о Челябинске? –Да, вы правы, действительно много. Я нашел где-то больше 10 песен о Челябинске, и ещё столько же в стиле рэп. И сегодня мы с вами послушаем одну из этих песен и попробуем подпеть.

 -О нашей стране. Нашем городе.

-На гербе изображён трактор. Потому что у нас есть великий тракторный завод.

-Не помним, не знаем.

-Наверное много.

Рефлексия

2 мин.

-Ребята, о чём сегодня велась речь на уроке?

-Памятник какому герою расположен только у нас в Челябинске, и которому посвящена песня?

-Любите свой город, помните и чтите наших героев. Досвидания.

(Ответы детей.)



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Название курса внеурочной деятельности: «Творцы русской истории»

Направленность внеурочной деятельности: художественное.

Класс/возраст детей: 4Б/11-12 лет

Тема: «Знаете, каким он парнем был»

Планируемые результаты:

Личностные: ценить и принимать базовую ценность «родина». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Метапредметные: организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать, выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать её.

Цель: Познакомить учащихся с биографией Ю. А. Гагарина и музыкальным творчеством на эту тему.

Задачи: - Вызывать интерес к биографиям известных людей;

- Воспитывать чувство патриотизма посредством биографии и музыки;

- Пробуждать интерес к военной службе и науке.

Форма проведения: Беседа, рассказ.

Дата проведения: 09.04.2020

Этапы занятия

Время

Содержание

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение деятельности

3 мин.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Данил Динарович. - Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом  фантазия, воображение и человек, которого вы все прекрасно знаете.

(На экране портрет Ю.А. Гагарина)

-Знаете ли вы, кто этот человек? Верно, это Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт. . Скоро мы будем праздновать День космонавтики. Какого числа он отмечается? Верно, 12 апреля. А почему мы отмечаем этот праздник именно 12 апреля? Правильно, именно в этот день Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества полёт в космос.

-Как вы считаете, почему человека издавна влекли к себе высокое небо, далекие Звезды, загадочные дали космоса, Вселенной?

(Дети слушают.)

-Гагарин.

-12 апреля.

-Гагарин полетел в космос.

-Всё тайное и неизвестное всегда интересно.

Актуализация знаний, введение в ситуацию

10 мин.

Начиная с 19 века о полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывают писатели- фантасты.

А уже в 20 веке был запущен первый космический корабль с человеком на борту.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником Днём космонавтики.

Основной

25 мин.

-Ребята, а что вам ещё известно об этом человеке? Сейчас мы послушаем песню, а вы из неё узнаете, каким он парнем был. Ведь песня так и называется «Знаете, каким он парнем был

(Звучит песня «Знаете, каким он парнем был?»)

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г. в городе Гжатске Смоленской области.

-Безоблачное детство будущего покорителя космических просторов было прервано начавшейся Великой Отечественной войной. 1 сентября маленький Юрий пошел в первый класс а уже 12 октября занятия были прерваны - гитлеровские войска оккупировали село.

Долгих два года пробыли немецко-фашистские войска в Клушино и два года маленький Юрий видел все ужасы, присущие войне.

-В 1943 году советские войска освободили село, и занятия в школе возобновились. Трудно сказать, мечтал ли в те годы Юрий Алексеевич о небе. В своих воспоминаниях он не акцентирует внимание на этом вопросе. Но вот то, что в его мыслях не было и намека на возможность полета в космос - это наверняка. После школы Юрий учился в училище, а после в техникуме. Во время учёбы в техникуме Гагарин увлёкся авиацией. И в 1954 году пришёл в аэроклуб. А уже через год совершил свой первый самостоятельный полет на самолете Як-18.

-И вот, в 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале.

-Спустя долгие годы, тренировок, полётов, прыжков с парашютом. Но вот все это позади и наступил день 12 апреля 1961 года. Лишь посвященные знали, что должно было произойти в этот обычный весенний день. Еще меньше людей знали, кому суждено перевернуть всю историю человечества, навсегда оставшись в памяти как первый человек, преодолевший земное притяжение. Сейчас давайте послушаем редкую запись. Речь Гагарина перед полётом.

(Прослушивание речи Гагарина)

А сейчас давайте послушаем интересную запись. Разговор Королёва и Гагарина во время взлёта ракеты.

(Прослушивание записи переговоров)

 В 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль "Восток" с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Спустя всего 108 минут космонавт приземлился неподалеку от деревни Смеловки в Саратовской области. Всего 108 минут продолжался первый полет (сравните с длительностью современных полетов, продолжающихся месяцами), но этим минутам суждено было стать звездными в биографии Гагарина.

-Наверное все знают знаменитое высказвание Гагарина во время взлёта «Поехали». ИВ связи с этим даже написали песню, которую м с вами сейчас послушаем в исполнении Иосифа Кобзона, которая называется «Он сказал поехали».

(Прослушивание песни)

-За свой полет Юрий Алексеевич Гагарин был удостоен званий Герой Советского Союза и "Летчик-космонавт СССР", награжден орденом Ленина. Спустя два дня Москва приветствовала героя космоса. На Красной площади прошел многолюдный митинг, посвященный осуществлению первого в мире космического полета. Тысячи людей хотели своими глазами увидеть Гагарина. Наш великий земляк прославил Смоленскую землю. Уже в конце апреля Юрий Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. "Миссия мира", как иногда называют поездку первого космонавта по странам и континентам, продолжалась два года. Гагарин посетил десятки стран, встретился с тысячами людьми. К счастью для нас Юрий Алексеевич довольно быстро переболел звездной болезнью, и все больше времени стал уделять работе в Центре подготовки космонавтов. Позже он поступил в инженерную академию, продолжал встречаться с журналистами, учиться и готовиться к новым полётам. Но 1968 год стал последним в жизни Юрия Алексеевича. Он защитил диплом в академии и продолжал готовиться к полётам.

С большим трудом добился разрешения самостоятельно пилотировать самолет. 27 марта 1968 года был первый такой полет. И последний… Самолет разбился вблизи деревни Новоселово Владимирской области. Обстоятельства той катастрофы так до конца и не выяснены. Есть много версий, начиная от ошибки пилотирования и кончая вмешательством инопланетян. Но чтобы не произошло в тот день, ясно только одно - погиб первый космонавт планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин.

- Спустя три дня мир простился со своим героем.  Именем Гагарина назван кратер на Луне и малая планета.

-Всего 108 минут продолжался полет Гагарина, но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Он был первым и останется им навсегда.

Сейчас мы послушаем песню Пахмутовой «Нежность».

(Звучит песня А. Пахмутовой «Нежность»)

-Эта песня посвящена Ю. Гагарину, который прославил нашу страну, вызвал интерес к космической науке. Именно после этого все мальчишки на свете захотели стать космонавтами!

-Ребята, мы с вами пока не сможем полететь в космос, у нас нет специальной подготовки… Но зато мы с вами можем представить, какой он, этот космос! Вы можете знать эту песню по мультфильму «Ну, погоди!»

Предлагаю вам спеть песню группы «Земляне» Земля в иллюминаторе.

(Ответы детей.)

Рефлексия

7 мин.

-Для того, чтобы обобщить ваши знания и проверить их усвоение давайте ответим на несколько вопросов.

1. Где родился Ю.А. Гагарин?

-Клушино; - Гусино; -Гагарино;

2. Как назывался раньше г. Гагарин?

-Ржевск; -Гжатск; -Клушино;

3. На каком корабле Гагарин совершил полёт в космос?

-«Восход»; - «Рассвет»; - «Восток»;

4. Сколько минут провёл в космосе Гагарин?

-60; -100; -108;

5. Где погиб  Гагарин?

д. Новосёлово; -д. Юрьево; -д. Клушино;

-Ребята, какая песня  прослушанная сегодня вам понравилась больше?

(Ответы детей.)



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Название курса внеурочной деятельности: «Творцы русской истории»

Направленность внеурочной деятельности: художественное.

Класс/возраст детей: 4Б/11-12 лет

Тема: «Образ Александра Невского в искусстве»

Планируемые результаты:

Личностные: формирование позиции слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально - творческой деятельности.

Метапредметные: организация совместной познавательной деятельности с учителем и одноклассниками, сотрудничать, выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Познавательные: умение слушать и слышать одноклассников, построение речевого высказывания.

Цель: познакомить детей с образом Александра Невского, развить навык осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания.

Задачи: - расширить представление детей об образе Александра Невского.

- воспитывать интерес к истории России, героям и героическим свершениям.

Форма проведения: Беседа, игра, рассказ.

Дата проведения: 23.04.2020

Этапы занятия

Время

Содержание

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение деятельности

3 мин.

-Здравствуйте. Меня зовут Данил Динарович. Ребята, знаете ли вы, кто изображён на слайде? Правильно, Невский. -В истории каждого народа есть имена великих, выдающихся людей, которые отличились своими делами, поступками, победами. Русский народ гордится великим князем Александром Невским, который прославился своими подвигами в суровые для страны время. Его считают национальным героем. Вот уже более восьми веков память об этом человеке жива в народе.

-Невский.

Актуализация знаний, введение в ситуацию

10 мин.

 Александр Невский – не вымышленный герой, а реально существовавший человек. Он не раз возглавлял отряды воинов, защищая русские города от вражеских набегов. О его подвигах говориться на страницах учебника истории. Написаны романы, поэмы, стихотворения.

-Сейчас проверим, что вы знаете про Александра Невского.

-Полное имя древнерусского князя?

-Какие битвы с иноземцами прославили великого русского полководца?

-Как называлось озеро, на котором произошло Ледовое побоище?

Детство у мальчиков в те далёкие времена было короткое. Раннее детство Александра прошло на княжеском дворе. Были игры со сверстниками, было любопытство к воинам, одетым в железные кольчуги, и их коням, были голоса непонятных молитв в высокой церкви.  А уже в 16 лет Александр стал новгородским князем. Отец наставлял Александра : “ Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшее княжение во всей земле Русской!”. И в это время на Русь стали надвигаться с одной стороны – немецкие рыцари – крестоносцы , а с другой монголо – татары.

Молодой князь стал спешно готовить Новгород к защите от возможного нападения Батыя.  К тому времени над Русью установилось монголо-татарское иго. Чёрной тучей надвинулось с востока на Русь огромное татаро-монгольское войско.

-Александр Ярославович Невский.

-Невская битва, Ледовое побоище.

-Чудское.

Основной

30 мин.

- Какой должна быть музыка, рисующая образ князя Невского чтоб мы могли представить именно такого человека?

-Подвигу Александра Невского посвятил свою знаменитую кантату Сергей Сергеевич Прокофьев, которая так и называется -  «Александр Невский».

Подробно о русском князе рассказывает вторая часть кантаты, которая называется «А и было дело на Неве-реке…». Сейчас мы с вами послушаем этот фрагмент, а после прослушивания вы мне скажете каким вы представили себе Александра Невского? - Вот так, например, художник Павел Корин запечатлел великого князя Александра Невского в своей картине. Обратите внимание на это произведение. На картине изображено, как новгородский князь вышел на тяжёлый бой с врагом. Лицо его сурово, в руках Невского, одетого в доспехи русского витязя, огромный меч. Невольно вспоминается: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». –Совпал ли образ, который вы представили с тем, как изобразил Корин Невского на своей картине?

-А какие средства выразительности использовал художник, чтобы изобразить смелость и решительность в фигуре князя?

- В каком произведении мы ясно видим образ Александра Невского: в кантате или в картине? Я думаю, что в кантате он ощущается, а в картине он виден.

- В  1938гбыл показан кинофильм «Александр Невский», режиссёром которого был Сергей Эйзенштейн, и там звучал хор «Вставайте, люди русские».  Давайте посмотрим фрагмент фильма, и увидим, как Эйзенштейн в те годы видел Невского. (просмотр фрагмента фильма «Александр Невский» режиссёра С. Эйзенштейна)

- Что вы можете сказать об увиденном фрагменте?

- Какую роль здесь играет музыка?

-В настоящее время  существует  и новый художественный фильм. Он называется «Александр. Невская битва». Но сегодня, я хочу предложить вам  представить себя в качестве актеров и режиссеров. Может быть, в будущем кто – то из вас  станет известным режиссером и снимет свой фильм об Александре Невском. (Выбираем режиссера).
 -Представь себе, что ты режиссер, и на главную роль тебе нужно выбрать одного актера из нескольких. Если бы ты снимал фильм, кого из класса  взял бы на главную роль? Выбери трёх мальчиков.

(Ученик выбирает из класса нескольких мальчиков).

-Для сравнения актерских данных каждому нужно произнести слова главного героя из фильма Александр Невский» с соответствующей интонацией. Сейчас я вам дам лист со словами, меч и включу музыку, а сам уже начну снимать наш фильм про нового Невского. А нам реиссёр и присутствующие выбирают одного из трёх, который проявит себя лучше всех, а я вручу ему шоколадку.

1. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»
2. «С родной земли умри, а не сойди!»
3. «На том стояла, стоит и стоять будет земля русская!»

(Ученик-режиссер проводит кастинг и выбирает одного актера на главную роль). Все бурными аплодисментами приветствуют лучшего  претендента на главную роль в фильме и благодарят остальных за участие в кастинге.

-А сейчас посмотрим новый фильм,  точнее его трейлер «Александр. Невская битва». А после просмотра вы мне скажете какой фильм вам понравился больше, новый или старый?

-Вот видите, не только в музыке и изобразительном искусстве рассказывается о героическом прошлом нашего народа, но и в киноискусстве.

-Александр Невский  был патриот. А как вы понимаете это слово?  

-А можно ли назвать патриотами: композитора Прокофьева, художника  Павла Корина, кинорежиссера Эйзенштейна? 
 Конечно, ведь патриот – это не только тот, кто сражается во время войны. Для художников их оружием являются ноты, картины, фильмы, скульптуры. А кто из вас может назвать себя патриотом? Правильно, ведь сражаться можно не только на поле боя, но и в повседневной жизни. А это, может быть, в какой-то степени иногда даже труднее. Учитесь, получайте новые знания, пойте любимые песни, берегите свое здоровье  и вы будете настоящими патриотами своей страны.

Ребята, образ Александра Невского отражён не только в картинах, кинофильмах и произведениях, но он ощущается и в песне Николая Емелина «Русь», которую я предлагаю нам сегодня спеть. --Пожалуйста, послушайте песню.

-Величавая, могущественная.

-Большой, красивый и могучий Александр Невский.

-Совпал.

-Доспехи, меч, мощь.

-В картине, а в кантате он только ощущается.

-Музыка дополняет показанное на экране.

-Патриот – это человек, который любит свою Родину; это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных.
-Наверное, можно их назвать патриотами, ведь они создавали свои произведения не для себя, а  для народа, для нас.

Рефлексия

2 мин.

-Ребята, какие произведения сегодня звучали на уроке?

А что вы запомнили о Александре Невском?

Чем вам запомнилась кантата «Александр Невский»?

(Ответы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по физкультуре 1 класс

Конспект открытого внеурочного занятия по физкультуре в 1 классе (по стендартам второго поколения)...

Конспект внеурочного занятия "Занимательный английский" 1 класс

Конспект внеурочного занятия в 1 классе по теме "Мои любимые игрушки"...

Конспект внеурочного занятия в соответствии требований ФГОС.Тема: «Люди с ограниченными возможностями здоровья – полноценные члены общества»

Конспект внеурочного занятия в соответствии требований ФГОС.   Тема: «Люди с ограниченными возможностями здоровья – полноценные члены общества» Вид внеурочной деятельности: проблемно-ценностно...

Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»

В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Конспект внеурочного занятия "Профессии от А до Я"

Конспект заянятия во внеурочной деятельности по составлению алфавита профессий....

Конспект внеурочного занятия по математике в 5 классе "Среднее арифметическое"

Разработка внеурочного занятия по ФГОСдля учащихся 5-го класса «Среднее арифметическое»...