Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках музыки
статья по музыке

Семенова Марина Александровна

В статье рассматриваются коррекционные задачи, технологии, которые я использую в работе, основные виды деятельности при работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_teme.docx18.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья по теме: Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках музыки

Актуальность музыкальных занятий для детей с ОВЗ заключается в том, что они позволяют каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, можно выделить положительную роль музыкальных занятий в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия и т.д.

Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:

 оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;

 нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;

 тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки;  развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности;

 обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств.

Для этого на занятиях осуществляется дифференцированный подход к детям, обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия.

Помимо этого, используются педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка, включается различный наглядно-дидактический материал. Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности:

- слушание

- пение

-распевки, потешки, прибаутки,

- пальчиковая гимнастика,

- логоритмические упражнения и музыкально-ритмические движения,

-игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкально-подвижные игры.

Очень важным направлением в коррекционной работе является пение. Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение определять правильное и неправильное исполнение, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус. В процессе ознакомления и исполнения песен, дети учатся различать добро и зло, уважать труд людей, бережно относиться к окружающей природе и животным, с любовью и уважением общаться с близкими людьми, умению сопереживать и поддерживать других людей.

Учитывая особенности развития и восприятия детей с ОВЗ, нужно подбирать соответственный этому песенный материал, который должен выполнять не только этическую, нравственную и эстетическую функцию, но и способствовать умственному, физическому и творческому развитию, используя при этом игровые моменты для развития и поддержания интереса к музыкальной деятельности. Для этого исполняются песенки-потешки, попевки, народные прибаутки, скороговорки, игры «в имена», «вопрос-ответ», пение с аккомпанементом и без него. Например, песенки-попевки: «Приди, солнышко», «Зайка», «Ладушки», «Петушок», «Сорока», «Две тетери», «Дождик», «Часики», «Птичка», «Во поле береза», «Как у наших у ворот» и другие.

Особый интерес, в связи с этим, представляют пальчиковые игры, которые способствуют естественной связи между движениями рук и произношением слов. Исследователи, занимающиеся изучением механизма речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы и доступность в исполнении. Учитывая все перечисленное, можно отметить, что пальчиковые игры:  развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;  «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);  повышают общий уровень организации мышления. Например, пальчиковые игры: «Осень», «Капельки», «Капуста», «Мошка», «Веселые ежата», «Мышки-шалунишки», «Лягушата», «Помощники», «Очень вкусно», «Ежик», «Обезьянки», «Цветок» и другие.

Эффективны в работе упражнения на координацию речи идвижений: ритмодекламация, логопедическая ритмика, музыкально-подвижные игры. Речь, музыка, движения между собой очень взаимосвязаны и дополняют друг друга. Благодаря этим компонентам активно укрепляется речевой и мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные и детская мимика. Все это вместе взятое повышает интерес детей к занятиям, пробуждает их фантазию.

Ритмодекламация — чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения. Отстранение от пения здесь связано с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить) и направлено на развитие речевого и музыкального слуха. Специально подобранные четверостишия помогают детям почувствовать ритм. Применение ритмодекламации помогает формированию естественного звучания голоса, выработки речевого дыхания, выразительности исполнения. Например, стихи: А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, Б. Заходера, русские народные потешки и прибаутки и т. д. Логопедическая ритмика — сочетание слова с движением или пением, способствующим нормализации речи. Способствует развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи, правильного дыхания, слухового внимания, мимики, двигательных умений и навыков. Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным темпом и ритмом, а музыкальное сопровождение развивает слух, музыкальную память. Например, такие игры: «Листочки», «Солнышко и тучка», «Кто скорей возьмет грибок», «Воробьи, воробушки», «Игра в снежки», «Мартышки» и другие.

Особое внимание стоит уделить обучению игре на детских музыкальных инструментах, оценивая большую значимость этого вида музыкальной деятельности. Использование детских музыкальных инструментов на занятиях способствует решению следующих коррекционных задач:

 развитие внимания, памяти, чувства ритма, которые важны для совместного вступления и исполнения;

 формирование координации движений при игре на ложках, бубне, барабане, погремушке, маракасе, треугольнике и т. д.;

 развитие мелкой моторики при игре на треугольнике, колокольчиках и т. д.;

 развитие музыкально-ритмического чувства;

 формирование навыков коллективной деятельности. Например: русские народные песенки, потешки, детские песенки, небольшие пьесы, марши и т. д.

Включение игровых приемов на музыкальных занятиях имеет особое значение, так как игра является основной формой деятельности детей. В играх развивается внимание, память, наблюдательность, воображение, творческие способности, закрепляются навыки движений, которые становятся более точными и координированными, дети приучаются ориентироваться в пространстве, сотрудничать, снижается психоэмоциональное напряжение.

Из опыта работы, хочется сказать, что пребывание ребенка на занятиях нужно сделать интересным, вызывающим возвышенные чувства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — это мертвый груз.

Использование игровых приёмов во время занятия способствует поддержанию интереса, удерживает внимание ребенка. Каждый день учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Все мы родом из детства, но как часто мы не понимаем детей и требуем от них взрослого поведения.Проявляя настойчивость, необходимо создавать интерес к деятельности, в процессе которой можно формировать желание учиться. Важно помнить, что учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Поэтому неотъемлемым компонентом для детей являются музыкально-подвижные игры (игры под пение, под инструментальную музыку, сюжетные и бессюжетные). Например, такие игры: «Небо, воздух, земля», «Ножками затопали», «Птицы», «Моем руки», «Заинька-зайка», «Мячик», «Летает — не летает» и другие.

Для выявления достигнутых результатов обучающихся проводится промежуточная и итоговая аттестация в формах, определенных данной программой, и в порядке, установленном образовательным учреждением. В структуру программы включены, в виде приложений, оценочные материалы, которые отражают перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. По результатам мониторинга прослеживается стабильная динамика в формировании у детей интереса к музыкальной деятельности, любви к пению, музицированию, осознанию связи музыкального искусства с окружающим миром. Максимальное развитие личности каждого воспитанника осуществляется в процессе творчества и сотрудничества педагогов, воспитанников и родителей.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, о том, что музыкальное занятие является эффективным и действенным средством в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, способствующим развитию положительного психоэмоционального состояния, повышающим интерес к окружающему миру, позволяющим ощущать ребенку себя успешно и комфортно.


  учитель музыки МОУ « СОШ № 62» Семенова Марина Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках географии

В последние годы для большинства стран мира, в том числе и для России, характерноувеличение числа детей, испытывающих значительные трудности в обучении поразличным причинам.По данным научного це...

Особенности работы с детьми с ЗПР на уроках истории

В данной статье раскрывается вопрос о работе с детьми с ЗПР. Важный вопрос, на который ищет ответ каждый учитель, как создать такую учебную мотивацию, которая поможет ученику преодолевать трудн...

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

В статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ и методы работы с ними...

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

За  основу обучения детей с ОВЗ английскому языку ставлю обучение чтению и изучение лексических единиц, а письмо использую как средство обучения.  Дети с ОВЗ испытывают определенные трудност...

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языкаОсобенности работы с обучающимися с задержкой психического развития. Современные педагогические технологии обучения и воспитания учащи...

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

1. Обеспечение подвижной деятельности детей.2. Частая смена деятельности.3. Погружение в языковую среду.4. Многокраатное аудирование вводимых структур.5. Преемственность и постоянное повторение матери...

«Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы в условиях инклюзии»

В статье представлен опыт работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии...