2020/05/ Дистанционное обучение муз-теоретические дисциплины 7 класс
видеоурок

 

«Организация дистанционного обучения по музыкально-теоретическим дисциплинам»     

Опыт преподавателя представляет собой вариант использования дистанционного обучения, направленного на развитие музыкально-слуховых навыков в обучении сольфеджио. Поддержать познавательный интерес и приобщать учащихся постигать музыкальное искусство в обучении музыкальной литературы и слушания музыки.

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ДМШ/ДШИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Экстренный переход на дистанционное обучение в четвёртой четверти 2019-2020 учебного года потребовало от всех (педагогов, обучающихся, родителей) моментального перестраивания, перехода на новые формы работы. В первые же дни выявились определённые трудности, возникли вопросы и проблемы разного характера. Можно ли вообще обучать музыке дистанционно?

В документе «ПОЛОЖЕНИЕ об организации электронного обучения и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе, в том числе в период карантина» прописаны цель и задачи, формы реализации дистанционного обучения.

Основной целью дистанционного обучения является предоставление учащимся возможности освоения дополнительных общеобразовательных программ и выполнять учебный план непосредственно по месту жительства учащихся или его временного пребывания (нахождения). Использование дистанционного обучения способствует решению следующих задач:

а) повышение доступности образовательных услуг для учащихся;

б) расширение возможности обучать учащихся, не имеющих возможность по тем или иным причинам посещать ДМШ;

в) предоставление возможности проходить обучение в удобное для учащегося время;

г) апробация дистанционного обучения по дополнительным общеобразовательным программам.

Использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) призвано решить проблему выполнения образовательных программ в полном объёме. В условиях дистанционного образования с использованием технологий дистанционного обучения при значительной доле самостоятельной работы, учебная деятельность каждого учащегося поддерживается методическим и педагогическим сопровождением со стороны преподавателя. Педагог предоставляет учащимся необходимый материал по теме занятия, выкладывая его на сайт ДМШ, личный сайт педагога и др., ученик прорабатывает его и отправляет выполненные задания педагогу, который ведёт контроль и учет знаний учащихся. Родители (законные представители) учащихся обеспечивают контроль посещения своими детьми дистанционных уроков и выполнения домашних заданий.

Основные направления ДО: реализация дополнительных общеобразовательных программ; реализация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); дистанционная поддержка одаренных детей: вовлечение учащихся в работу сетевых учебных проектов, дистанционных олимпиад, конференций, конкурсов; расширение образовательных услуг, предоставляемых ДМШ; сотрудничество с другими образовательными учреждениями; расширение возможности контактов с тьютером, преподавателем (тестирование, представление письменных работ, индивидуальные консультации с преподавателем в сети, участие в сетевых проектах и др.).

Если с одним ребёнком наладить онлайнсвязь ещё не так проблематично, то собрать всю группу, объяснить материал и проверить знания всех обучающихся накладывает на педагога-теоретика колоссальные нагрузки, трудности, требует высокого профессионализма, творческого подхода и креативности. К тому же учащиеся и родители психологически и технически не были готовы к переходу на домашнее электронное обучение, тем более по предметам музыкальной школы. Рассмотрим некоторые вопросы, с которыми столкнулись педагоги теоретических дисциплин и их учащиеся при дистанционном обучении и пути их решения.

Как провести музыкально-теоретическое групповое онлайн-занятие?

Онлайн-занятие это необходимая форма общения педагога и учащихся. Существует множество платформ для проведения онлайн-конференций, которые педагог может выбрать для себя и своих учащихся, обговорив этот вопрос заранее с родителями. Хорошей платформой для групповых онлайн-занятий зарекомендовала себя платформа Zoom, которой пользуются и в общеобразовательных школах. Проводя видеоконференции, собрав всю группу, можно доступно объяснить теоретический материал, провести викторину, в том числе музыкальную, показать презентацию, опросить всех учеников и т.д. Особенно такие занятия хорошо проводить с младшими классами, которые ещё не умеют работать самостоятельно, удалённо. Хотя, многие дети отвлекаются, увидев друг друга на мониторе, но это бывает только на первых порах.

Имея дома клавишный инструмент (фортепиано, синтезатор), педагог может сыграть или заранее записать слуховой анализ на определение интервалов, аккордов, ладов и т.д., музыкальный диктант, аккордовую последовательность и т.д.

Музыкальную викторину по музыкальной литературе также можно проводить через Zoom. Но лучше всего использовать аудиомагнитолу, освобождая от этой нагрузки платформуZoom, так как возникают проблемы со связью, с воспроизведением музыкальных фрагментов.

Учащимся, особенно младшим классам, нравятся онлайн-занятия через Zoom. Они с удовольствием выполняют задания, отвечают на вопросы, поднимая руку, или пишут свои ответы в Чате для сообщений в самой платформе Zoom. Минусом онлайн-занятий является невозможность одновременного пения, сольфеджирования, простукивания ритма учащимися и педагогом, так как связь идёт с небольшим отставанием.

Как приучить ребёнка к самостоятельной работе, если он на целый день предоставлен самому себе или у ребёнка нет технической возможности войти в онлайн-занятие?!

Педагог-теоретик должен быть готов к любому повороту событий, а также к индивидуальному подходу к каждому учащемуся, каждой семье. И неважно, что количество этих учащихся приближается к двумстам.

Каждый урок должен быть напечатан в программеWord как документ или в программе PowerPoint как презентация с картинками, таблицами, правилами, пояснениями, ссылками на упражнения, распевки, слуховые задания, практические задания и т.д. Благо сейчас в сети интернет (YouTube) можно найти очень много интересных озвученных пособий, занятий, видеоуроков с пояснением теоретических понятий, песенок, упражнений, распевок.

Этот документ-урок должен быть отправлен на электронную почту родителя, на сайт школы в Электронном образовании, в группе WhatsApp, в беседе Вконтакте или в других образовательных платформах, которые использует педагог. Педагог может сам записать видеоуроки, которые учащиеся вместе с родителями просматривают в свободное удобное время.

Как организовать обратную связь?

Провести онлайн-занятие это ещё полдела. Огромная работа педагога-теоретика заключается в организации обратной связи с учащимися. Важно, чтобы учащиеся выполнили домашние задания и отправили педагогу в срок. Большую часть практической работы учащиеся выполняют самостоятельно по ссылкам, отправленным педагогом. В младших классах большая нагрузка в работе с практическими заданиями ложится на родителей. Поэтому важно с самого начала наладить общение и контакт с родителями, по необходимости давать пояснения по выполнению тех или иных заданий.

Хуже всего в данном аспекте дело обстоит со старшими классами. Родители надеются на осознанность и ответственность своих детей. Учащиеся в силу своей загруженности в общеобразовательной школе, попросту не успевают, а потом и забывают в срок выполнить задания по музыкальной школе. Оценка «2» в музыкальной школе многих также не пугает и не мотивирует. В этом случае педагог опять должен вести ежедневный диалог с родителями. Должна быть налажена связь и через телефон, и через электронную почту, и социальные сети. Доказано, что учащиеся, у которых есть контроль со стороны родителей, намного результативнее в плане выполнения заданий.

Как научить детей распределять время?

Самым сложным для учащихся при дистанционном обучении является научиться целесообразно распределять своё время. В наш активный век умение пользоваться временем стало целой наукой, которая называется тайм-менеджмент. Тайм-менеджмент полезен не только взрослым, но и детям, начинающим самостоятельно распоряжаться свободным временем. Доказано, что чем раньше ребенок начинает грамотно организовывать свое время, тем спокойнее, бесстрессово он будет чувствовать себя на протяжении всей своей жизни. Существует множество приёмов, средств тайм-менеджмента. Например, составить план на день, который состоит из списка более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т. п.). Составлять такой план специалисты рекомендуют с вечера, чтобы ребенок утром его перечитал и представлял, какие дела его ждут в течение дня.

Как заставить ребёнка самостоятельно заниматься сольфеджио при дистанционном обучении?

В тайм-менеджменте есть такое понятие, как «лягушка». «Лягушками» называются не самые приятные, сложные дела, за которые не хочется браться и человек откладывает их на долгий ящик. Об этом подробно рассказывает специалист по отечественному тайм-менеджменту Глеб Архангельский в своей книге «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать»

1. Такой «лягушкой» для учащихся может стать занятие по сольфеджио. Ни для кого не секрет, что предмет сольфеджио является не самым любимым и понятным предметом для учащихся в школе. При домашнем обучении учащийся ДМШ может и неосознанно откладывать домашние задания по сольфеджио, каждый раз находя для себя другое занятие. Член Союза журналистов Лейла Сазонтова в статье «Тайм-менеджмент для детей. Как научить планировать время?» пишет: «Чтобы не давать ребенку прокрастинировать, помогите ему «съесть лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете помочь (и помогите!). И кстати, «лягушек» лучше есть по утрам. Сделал сложное и неприятное дело — и оно не висит над тобой целый день дамокловым мечом»

2. Педагогу-теоретику необходимо помнить о том, что, чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. Так, педагог не должен давать объёмных домашних заданий, например, сделать целую страницу в рабочей тетради, выучить 10 номеров, законспектировать 20 страниц и т.д., а должен разделить объёмную сложную задачу на несколько небольших. Например, спеть и сыграть один номер по сольфеджио, сыграть и построить ту или иную гамму и т.д. Все задания должны быть ясными, ярко оформленными, дозированными, доступными для выполнения учащимися самостоятельно. По музыкальной литературе задания могут быть творческого, аналитического характера, например, знакомясь с жанром оперы в 4 классе, дать задание поразмышлять и написать сочинение «Если бы я был композитором, какую оперу я бы написал». Учащиеся с необычайной фантазией подходят к этому заданию, прописывая сюжет, композицию, героев, основную идею своей оперы.

Таким образом, дистанционное обучение помогает приобрести и педагогам, и учащимся новые навыки, которые, безусловно, пригодятся в дальнейшей жизни, работе, учёбе. Для учащихся предоставляется возможность развить такие качества как самостоятельность, ответственность, добросовестность, креативность, также научиться навыкам тайм-менеджмента. Тот огромный труд, которые приложили педагоги при организации дистанционного обучения тоже не пройдёт даром. Педагоги в совершенстве овладеют средствами ИКТ, электронного обучения, сетью Интернет, а также создадут необходимый в наше время электронный банк дидактических, учебно-методических материалов, пособий.

7 класс общеразвивающие программы. Подготовка к экзаменам. Дистанционное обучение муз-теоретические дисциплины.

Интонирование одноименных гамм   https://www.youtube.com/watch?v=8bwe2SdjbmQ

Интонирование тритонов в одноименных тональностях  https://www.youtube.com/watch?v=GzUrZZOSbg0

Аккордовая последовательность в си бемоль мажоре https://www.youtube.com/watch?v=zMDf-RJVxSs

Интервальная цепочка в ладу https://www.youtube.com/watch?v=NAZtq2KeW28

Пение песни с собственным аккомпанементом - Музыка Юрий Милютин, стихи Анатолий Софронов. "Сирень черемуха" https://www.youtube.com/watch?v=fNtX7ltxi5w

Проект по музыкальной литературе Камиль Сен-Санс  https://www.youtube.com/watch?v=CdmNYgGzDno

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение. Задание для 5 класса с 13.04 по 17.04.2020 г.

Физическая культура. Тест по волейболу. 5 класс...

Дистанционное обучение. Задание для 7 класса с 13.04 по 17.04.2020 г.

Физическая культура. Тест по футболу - 7 класс...