Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 8 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (8 класс)

Мартынцова Наталья Ильинична

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 8 класс на 2020-2021 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_n.docx79.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1  ИМЕНИ ЯРОСЛАВА ВАСИЛЕНКО» п. ПУРПЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

«ПРИНЯТО»

Решением педагогического   Совета  МБОУ «СОШ №1 имени Ярослава Василенко» п. Пурпе

Протокол от   «_____»_____________20____г.

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ №1 имени

Ярослава Василенко» п. Пурпе

_______________Л.И. Гноевая

Приказ от  «_____»______________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по МУЗЫКЕ

для «8а, 8б, 8в» классов

                                                НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 8 класса разработана в соответствии:

с программой  «Музыка. 5- 8 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, М.: Просвещение, 2017г.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта:

 Для учащихся: Учебник «Музыка 8 класс»/ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева – Москва: “Просвещение”, 2020.

Для учителя: Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: 5-8  классы: учеб. пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева. Е.Д. Крицкая. М. : Просвещение 2017.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

— признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

— умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

— формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

— степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

— становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.);

— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;

— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;

— сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение музыки  отводится 35 часов (1 час в неделю).

Содержание  программы  предмета «Музыка» 8 класс.

тема   I полугодия:

«КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ»         16 часов

1.   Классика в нашей жизни. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Классика это  тот опыт, который  донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают  отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия:   «классика», «жанр»,  «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

        

2. В музыкальном театре. Опера  Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее  составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и углубление знаний учащихся  об оперном спектакле, понимание  его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы  музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

3. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить  учащихся с героическими образами русской истории.        

4.  В музыкальном театре. Балет. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера   в балете. Современный и классический балетный спектакль  Может ли быть современной классическая музыкаАктуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности     драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического  развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.

5.  В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера.  «Человек есть тайна».  Рок-опера «Преступление и наказание»

Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл,  симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка.

6.  Мюзикл «Ромео и Джульетта».  Современные жанры музыки. Традиции и новаторство. Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки.

 

7.   Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» - зарисовки для симфонического оркестра. Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

8.  Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига,  к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».

9. Музыка к драматическому спектаклю «Гоголь – сюита»  А.Шнитке. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А. Шнитке,  к спектаклю «Ревизская сказка». Музыкальные образы героев оркестровой  сюиты. Полистилистика Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,

в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

10. Музыка в кино. Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф.

11. Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

12. В концертном зале. В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского,  Симфония №5 П.Чайковского, симфония  №1 («Классическая»), С.Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.

13. «Музыка – это огромный мир, окружающий человека…».  Проектная работа

14.  «Музыканты – извечные маги» Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

 И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»  Новые краски музыки XX века  («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл,  симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

15. Защита проекта.

16. Обобщающий урок- викторина.

Тема полугодия. «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ»        19 часов

  1. В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»  Новые краски музыки XX века  («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл,  симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

  1. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

        

  1. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова.

  1. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии   знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки.

  1. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.
  2. Современный музыкальный театр. Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.
  3. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»
  4. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта.         «Кошки».
  5. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».        
  6.  Классика в современной обработке.  Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.
  7. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.

  1. Музыка в храмовом синтезе искусств.Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

  1. Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов. А.Рублев. Спас Нерукотворный.

        

  1.  Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».

  1. Цикл «песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия – миру.
  2. Музыкальные завещания потомкам.
  3. Исследовательский проект. Защита.
  4. Обобщающий урок по второму разделу.
  5.  Пусть музыка звучит.

Тематическое планирование:

Разделы и темы

Количество часов

1

Раздел: «КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ»16 часов

Классика в нашей жизни.

1

2

В музыкальном театре. Опера 

1

3

Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»

1

4

В музыкальном театре. Балет.

1

5

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера.  «Человек есть тайна».  Рок-опера «Преступление и наказание»

1

6

Мюзикл «Ромео и Джульетта». 

1

7

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта»

1

8

Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига,  к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».

1

9

Музыка к драматическому спектаклю «Гоголь – сюита»  А.Шнитке.

1

10

Музыка в кино. Музыка немого кино.

1

11

Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

        

1

12

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского,  Симфония №5 П.Чайковского, симфония  №1 («Классическая»), С.Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.

        

1

13

«Музыка – это огромный мир, окружающий человека…».  

1

14

Музыканты – извечные маги»

1

15

Защита проекта.

1

16

Обобщающий урок- викторина.

1

17

Раздел:  «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ»19 часов

В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»  

1

18

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

1

19

        Портреты великих исполнителей. Елена Образцова

1

20

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.

1

21

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.

1

22

Современный музыкальный театр. Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.

1

23

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»

1

24

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта.         «Кошки».

1

25

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».        

1

26

Классика в современной обработке.  Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.

1

27

В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.

1

28

Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыка И. С. Баха

1

29

Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально - драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов. А.Рублев. Спас Нерукотворный.

        

 

1

30

Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».

1

31

Цикл «песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия – миру.

1

32

Музыкальные завещания потомкам.

1

33

Исследовательский проект. Защита.

1

34

Обобщающий урок по второму разделу.

1

35

Пусть музыка звучит.

1

Календарно-тематическое планирование 8 класс:

п/п

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

План

Факт

Предметные

Личностные

Метапредметные

1

Классика в нашей жизни.

Вводный,

изучение нового материала

Урок – беседа

Актуализировать знания школьников о значении классической музыки в жизни современного человека, привлечь их музыкально-слуховой опыт к аргументации по данной теме.

Уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке.

 Самостоятельно определять стиль музыки

Ориентироваться в музыкальных терминах.  Знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений участие в хоровом исполнении музыкальных произведений.

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ музыки.

Хоровое

пение

2

В музыкальном театре. Опера 

Комбинированный:комплексное применение знаний и умений. Урок-путешествие

Расширить и углубить понятие опера.  Актуализация знаний об оперном спектакле; классификация опер по их источнику; распознавание различных музыкальных жанров, форм, характеризующих действующих лиц и события в опере

Научиться понимать оперное искусство.
знать жанры оперы,
(эпические, лирические, комические, драматические, сказочные, исторические, героические,бытовые).

самостоятельно определять эмоциональный строй и муз. язык главных героев в опере,
взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

3

Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»

Комбинированный  изучение нового материала

Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев

 Вдумчиво относиться к опере и сопоставлять исторические события происходившие в России.
четко  определять кульминационную сцену оперы.

Знать интонационно-жанровые особенности построения музыки самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!»уметь описывать женские образы на картинах различных художников

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Разучить народные песни своего края, объяснить их сходство и различие

4

В музыкальном театре. Балет.

Комбинированный сообщение и усвоение новых знаний

Урок -беседа

Актуализация знаний учащихся о балете на знакомом музыкальном материале

 Понимать сложные внутренние взаимоотношений действующих лиц выраженные в танце.

 Уважать патриотические чувства русского народа.

Четко знать муз. термины, сопоставлять плач-песню и плач-причитание. самостоятельно определять  выразительные муз.средства использованные в песне  Знать роль музыки в балете. понимать пластику движений эмоционального состояния героев.

Самостоятельно определять главные темы героев.
Самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима.
Формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом.

Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение

5

В музыкальном театре. Мюзикл.  Рок-опера.  .  «Человек есть тайна».  Рок-опера «Преступление и наказание»

Комбинированный

интегрированный

Урок-беседа.

Знакомство с творчеством Эдуарда Николаевича Артёмьева. Знакомство с современным жанром – мюзиклом. Новаторство в оперном искусстве -  синтез современных музыкальных направлений.  Музыкальная драматургия рок-оперы.

Уважать исторические корни России. Уважать героику русского народа. 
Сопоставление музыкальных образов первой и последней частей оперы;

Самостоятельно определять главные темы героев.
Формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом

Послушать темы Шахриара и Шехеразада из сюиты Н.Римского-Корсакова.  

6

Мюзикл «Ромео и Джульетта»

Закрепление знаний, выработка умений и навыков, комплексное применение знаний и  умений. Урок-беседа

Знакомство с мюзиклом «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев мюзикла. Драматургия мюзикла.

 Составить словарь направлений современной популярной музыки.
Четко знать муз. Термины.

Эссе на прослушанный фрагмент пение хором отрывков из рок-оперы.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ

Послушать одну из «Песен венецианских гондольеров» Ф.Мендельсона и «Баркаролу»из «Времён года»П.Чайковского

7

Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

Комбинированный сообщение и усвоение новых знаний

Урок -беседа

Уметь:

- приводить примеры

музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема;

- рассуждать на поставленные проблемные вопросы;  

проводить сравнительный анализ музыкальных

произведений

 Активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить
проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе.

Самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектно-исследовательской деятельности.
Формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом

Передавать в собственном  исполнении различные музыкальные образы.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ

8

Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига,  к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».

Расширение и углубление знаний, комплексное применение знаний и  умений. Урок-беседа

Знакомство с жизнью и творчеством Э.Грига. Музыкальное развитие драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт».

 Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки

сопоставлять плач-песню и плач-причитание соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора

 

Хоровое пение

Прослушивание музыкальных сочинений разных композиторов, в основу которых положены интонации народных песен и напевов.

9

Музыка к драматическому спектаклю «Гоголь – сюита»  А.Шнитке.

Расширение

и углубление

знании, комплексное применение знаний и  умений. Урок-путешествие

Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы

 выявлять различные по смыслу музыкальные интонации

соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора

формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом. 

Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки

 проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе.

 воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности передавать в собственном  исполнении различные музыкальные образы

Хоровое пение. Беседа по теме занятия. Сравнение музыкальных произведений, созданных на основе метода «тождества и контраста»

Послушать фрагменты симфонии-действа «Перезвоны»: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва».

10

Музыка в кино. Музыка немого кино.

Урок изучения нового материала.

урок - путешествие в мюзикл

Знакомство с разными видами  кино (внутрикадровая, закадровая, музыкальная характеристика персонажа Экскурс в музыкальный кинематограф. Киномузыка: прошлое и настоящее.

Осознания учащимися роли музыки в кино Расширение опыта использования ИКТ

 выполнять творческие задания, владеть умениями совместной деятельности

Вспомнить и спеть полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач

11

Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

Урок изучения нового материала

Осознания учащимися роли музыки в кино.
проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе.

передавать в движениях содержание муз. Произведений.

Производить оценку своих действий и действий одноклассников

передавать в собственном  исполнении различные музыкальные образы

Интонационно-образный анализ фрагментов из оперы «Садко»

12

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.

Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского,  Симфония №5 П.Чайковского, симфония  №1 («Классическая»), С.Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.

        

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знакомство с симфонической музыкой русских композиторов.

Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к классической музыке
узнавать тембры инструментов симфонического оркестра

слушание музыки и размышление о ней.

Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.
 разделившись на группы подготовить мини-проекты о симфонии в целом

Хоровое пение.

13

«Музыка – это огромный мир, окружающий человека…».

Урок повторения и обобщения знаний

Знакомство с симфонической музыкой русских и зарубежных композиторов

 Осознание личностных смыслов музыкальных произведений.
 слушание музыки и размышление о ней.        

Создание музыкально-танцевальных импровизаций
передавать в собственном  исполнении различные музыкальные образы

Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

14

Музыканты – извечные маги»

Урок повторения и обобщения знаний

Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к классической музыке

Выявлять особенности развития музыкальных образов, определять музыкальные и речевые интонации, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры.

 рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах

передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании

Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Прослушать фрагменты из мюзикла:»Песню Джелликл-кошек», «Песню Бастофера Джонса»-важного, солидного кота, «Песню Макэвити»-кота-разбойника и финальный хор «Как приручить кошек»

15

Защита проект а.

Урок повторения и обобщения знаний

Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

осознание личностных смыслов музыкальных произведений.  
проявление устойчивого интереса к познанию классического музыкального наследия
.

Оценка своей музыкально-творческой деятельности.
Владеть умениями совместной деятельности

Сказки Э.-Т.-А. Гофмана. Музыкальные характеристики литературных героев      

16

Обобщающий урок - викторина.

Урок повторения и обобщения знаний

Оосознание личностных смыслов музыкальных произведений.  
проявление устойчивого интереса к познанию классического музыкального наследия
.

Оценка своей музыкально-творческой деятельности.
владеть умениями совместной деятельности

Хоровое пение.

17

В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»  

Урок новых знаний.

Форма урока-урок концерт

Форма урока – урок – презентация

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке

Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к классической музыке

определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения 

Участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы.

Слушание музыки.

Хоровое пение

Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.

18

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

Урок изучения нового материала.

Интонация – ключ к раскрытию образа

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки и живописи

Расширять представления об ассоциативно-образных связях муз

Выполнять творческие задания в тетради, , оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии

передавать в собственном  исполнении различные музыкальные образы. Расширять представления об ассоциативно-образных связях музыки.

воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности передавать в собственном  исполнении различные музыкальные образы

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

19

Портреты великих исполнителей. Елена Образцова

Урок изучения нового материала

Приобретение индивидуального опыта. Знакомство с творчеством великих исполнителей Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации,

соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора

 владеть умениями совместной деятельности

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

20

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.

Урок актуализации полученных знаний.

Форма урока – философская беседа

Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки в произведениях искусства, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки.

- слушание музыки;

- анализ строения музыки и средств выразительности;

- инструментальное музицирование,

- самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность с применением ИКТ;

21

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.

Урок актуализации полученных знаний

Форма урока – урок – экскурсия.

Приобретение индивидуального опыта. Знакомство с творчеством великих исполнителей

 Оперировать терминами и понятиями музыкального искусства.

Расширять представления об оперном искусстве зарубежных композиторов.

Выявлять особенности драматургии классической оперы.

Проявлять стремление к продуктивному общению со сверстниками, учителями.

- хоровое, ансамблевое и сольное пение;

- самостоятельное составление исполнительского плана песни;

- просмотр фрагментов кинофильма.

22

Современный музыкальный театр. Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.

Урок изучения нового материала.

Форма урока – урок – путешествие

Оценивать современные исполнительские интерпретации классической музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций

понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Выполнять творческие задания в тетради, , оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или опровергать) мнение собеседника.

Слушание музыки.

Рассматривание картин

Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

23

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»

Урок изучения нового материала.

Форма урока –музыкальная презентация.

Сопоставление музыкального образа героев произведения.

Выражать личностное отношение, уважение к прошлому и настоящему страны, воссозданному в разных видах искусства

Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов.

Оценка своей музыкально-творческой деятельности

видеть границы между новаторскими тенденциями, развивающими традиции и разрушающими их.

Сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи. Какое состояние вызывают у тебя особенности композиции романса? картины?

24

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта.         «Кошки».

Урок комплексного применения знаний

Форма урока –музыкальная презентация

Сопоставление музыкального образа героев произведения.

Приобретение душевного равновесия

Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов.

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

.

Участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений в музыке и других видах искусства

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ

25

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».        

Урок изучения нового материала

Форма урока –музыкальная презентация

Сопоставление музыкального образа героев произведения.

Осознания арттерапевтического влияния музыки на организм.
присвоение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества.
анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, выполнять творческие задания в рабочей тетради. Понимать особенности мюзикла.

участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы.

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ.

 Хоровое пение

26

Классика в современной обработке.  Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.

Закрепление материала

Форма урока – урок-концертный зал.

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении. Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами.

осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

сопоставление терминов и понятий.

рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах, выполнять творческие задания в тетради.
 хоровое пение.

- слушание музыки;

- анализ строения музыки и средств выразительности;

- инструментальное музицирование,

- самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность с применением ИКТ;

27

В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.

Урок изучения нового материала

Урок –презентация

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя

узнавать тембры инструментов симфонического оркестра.

 анализировать художественно – образное содержание , музыкальный язык произведений мирового муз. Искусства.

 формирование монологической речи учащихся, понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя

расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.  

Рассуждать о содержании симфоний разных композиторов.

решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности

- слушание музыки;

- анализ строения музыки и средств выразительности;

- инструментальное музицирование,

- самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность с применением ИКТ;

28

Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыка И. С. Баха

Урок изучения нового материала.

Урок – проект.

Углубление знакомства с духовной музыкой.

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки.

Слушание

музыки.

Хоровое

пение

29

Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России.

Изучение нового материала.

Форма урока – урок – путешествие.

Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере духовной музыки отечественных и зарубежных композиторов.

Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя

расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.

анализировать художественно – образное содержание ,музыкальный язык произведений мирового муз. искусства

формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия.

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Рассматривание иллюстраций (репродукций картин)

Всмотритесь в картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них?

Послушать музыку М. Чюрлениса. Симфоническая поэма «Море»

30

Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».

Урок актуализации полученных знаний.

Форма урока – урок –презентация

Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере музыки отечественных композиторов.

Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.

Анализировать художественно – образное содержание ,музыкальный язык произведений мирового муз. искусства

 формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ

Рассматривание иллюстраций. Хоровое пение

31

Цикл «песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия – миру

Изучение нового материала.

Форма урока – урок-путешествие

Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере духовной музыки отечественных и зарубежных композиторов.

Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя

расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.

Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового муз. искусства

формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях.

Спойте известные тебе современные песни, которые звучат в День Победы 9 мая? Перечитайте рассказ К.Паустовского «Струна» из творческой тетради. Какой силой  обладает музыка? Какую роль она играла в годы войны?

32

Музыкальные завещания потомкам.

Закрепление пройденного материала.

Форма урока – урок –презентация.

Обобщить представления обучающихся о взаимодействии музыкального образа на внутренний мир человека на примере произведений русских и зарубежных композиторов

Проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством.
формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных  произведении, формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация)

самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.

Слушание музыки.

Хоровое

пение

33

Исследовательский проект. Защита.

Обобщение и закрепление знаний.

Форма урока –урок – концерт

Обобщить представления обучающихся о взаимодействии музыкального образа на внутренний мир человека на примере произведений русских и зарубежных композиторов

Участвовать в подготовке и проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством.
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.  сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов.

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ

34

Обобщающий урок по второму разделу.

Обобщение и закрепление знаний.

Обобщить представления обучающихся о взаимодействии музыкального образа на внутренний мир человека на примере произведений русских и зарубежных композиторов

Проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством.
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.  

Сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Слушание музыки.

Хоровое

пение

35

Пусть музыка звучит.

Обобщение и закрепление знаний.

Форма урока –урок – концерт

Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этномузыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством.
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах

Сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

Слушание музыки.

Хоровое

пение

Интонационно-образный анализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 1 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 1 класс на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 2 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 2 класс на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 3 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 3 класс на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 4 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 4 класс на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 5 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 5 класс на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 6 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 6 класс на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 7 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 7 класс на 2020-2021 учебный год...