"Весёлые нотки" - адаптированная программа для детей с ОВЗ.
рабочая программа по музыке

Джамирзе Азида Гиссовна

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, является примерной и адаптирована для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesyolye_notki_-_adaptirovana_dlya_detey_s_ovz.doc91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Весёлые нотки»

        Срок реализации: 2 года

        Возраст обучающихся: 10 – 12 лет

         Пояснительная записка

        Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, является примерной и адаптирована для детей с ОВЗ.

        Актуальность.

        Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности,

обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального,

познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается

эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности:

интонационный, звуковысотный слух, без которого музыкальная

деятельность просто невозможна; тембровый и динамический слух;

музыкальное мышление и память, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие

психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь.

Помимо развивающих и обучающих задач, решается еще одна

немаловажная задача - оздоровительно-коррекционная. Поскольку пение –

это психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных

систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других,

важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно

организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с

удовольствием.

         Таким образом пение представляет собой действенное средство снятия

напряжения и гармонизации личности. Со временем пение становится для

ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его

дальнейшую жизнь.

        Новизна

         Помимо практических навыков, дети знакомятся с основными понятиями

музыкального искусства, такими, как «мелодия», «аккомпанемент»,

«композитор», пение «соло», «дуэтом»», «трио», «каноном», «акапельно» и

т.д.; учатся определять жанры вокальной музыки, подходят к пониманию того, что голос человека – это бесценное богатство, которое надо уметь беречь и развивать.

        Цель программы

        Создание условий для развития творческих способностей и

нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством

вовлечения их в певческую деятельность.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и

развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

детей; обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное

мастерство;

 сформировать основы сценической культуры;

 развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;

 развивать творческую активность детей;

 воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.

        Данная программа призвана решать следующие коррекционные задачи:

 развитие музыкально-ритмических навыков;

 развитие психических процессов (восприятие, память, внимание);

 развитие мимики, пантомимики, дикции;

 коррекция эмоционального состояния.

Педагогическая деятельность организуется со следующими

принципами:

 концентричность программного материала, содержание программы и

способствование музыкальной деятельности;

 системность, доступность содержания занятий для всех желающих;

 предоставление возможности самовыражения, самореализации.

        Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и

развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм

занятий, времени прохождения материала. В силу психофизических и

возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести

систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных

навыков.                                                                                                 Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную

функцию:

-подготовку голосового аппарата;

-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;

        Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт

концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические

комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю,

тренирует память.

        Программа рассчитана на 2 года обучения.                                         Возраст детей 11 - 13 лет.

При наборе детей в кружок специального отбора не предполагается.

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

         Основной формой работы является музыкальное занятие, которое

предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе

индивидуального подхода к ребенку.

        Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный

ответ)

- методические ошибки

- методические игры

        В ходе реализации программы применяются педагогические технологии

известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.

        Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс

задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;

        Результаты освоения программы:

        Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное,

социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У

школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются

ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи;

воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и

ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально

значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных

событиях региона и др.

        В результате освоения содержания программы происходит гармонизация

интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося,

формируется целостное представление о мире, развивается образное

восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов

творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

        Предметными результатами

занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства в том

числе родного края.

        Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая

компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

        Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде

искусства;

 бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и

искусству родного края.

        Содержание программы и песенный репертуар подбирается в

соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей.

Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в

соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой

образовательный маршрут. В программу включены песни известных

современных авторов, фольклорные произведения, патриотические и

праздничные песни.

        Способы отслеживание результатов образовательной программы и

динамики развития вокально-хоровых способностей детей проводится с

помощью диагностики в конце первого и второго года обучения.                                 В нейвыделены следующие параметры:

  • интонирование – правильное воспроизведение звуков;
  • тембровая окраска голоса – индивидуальность звучания

детского голоса;

  • дикция – ясность, разборчивость текста;
  • чувство ритма – умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок

произведения;

  • артистизм – исполнение любого произведения красиво, свободно, в

соответствии с характером произведения;

  • исполнение в ансамбле, хоре – исполнение совместно, согласованно,

соразмеряя свою индивидуальность с индивидуальностью остальных членов коллектива.

        Отслеживание развития личностных качеств каждого кружковца

проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

        Основной формой подведения итогов работы являются концертные

выступления и участие коллективов в школьных и городских конкурсах.

        Условия реализации программы.

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  •         программно-методическое обеспечение;
  • реализация педагогической деятельности в рамках единого образовательного процесса;
  • кабинет, оснащенный музыкальным инструментом (фортепиано);
  • музыкально – дидактический материал;
  • нотная библиотека;

теле и видеоаппаратура;  музыкальный центр, микрофон, CD и DVD-диски.

 Учебный план

                Разделы

Количество часов

                                                    1 год обучения

2 год обучения

                                                    Практ

Теор

Практ

Теор

                1

Инструктаж по ТБ.

Охрана голоса

-

1

-

1

                2

Певческая установка и

дыхание

1

-

1

-

                3

Дикция и артикуляция

4

1

16

1

                4

Вокальные упражнения

10

-

10

-

                5

Ритм

8

-

4

-

                6

Ансамбль. Унисон.

11

-

5

-

                7

Музыкально

исполнительская работа

28

4

11

3

                8

Хоровое исполнение

12

-

10

-

                9

Работа над репертуаром

2

1

10

6

                10

Сценическое движение

9

-

12

-

                11

Репетиции, концерты

10

-

10

-

Общее количество часов

95

7

89

13

                Итого

102

102

Цели работы кружка (1-й год обучения):

- создание условий для развития творческого потенциала и способностей

ребёнка;

- закрепление интереса к данному виду деятельности.

Задачи:

- развитие музыкального восприятия;

- обогащение детей музыкальными впечатлениями, расширение кругозора;

- обучение умениям певческой культуры, коллективному пению;

- развитие эстетического вкуса.

                Содержание программы 1-го года обучения

                Разделы

                1. Охрана голоса

Знакомство с правилами личной гигиены. Подготовка

голосообразования. Правила пения.

                2. Певческая

установка и дыхание

Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого

дыхания, взаимосвязь звука и дыхания.

                3. Дикция и

артикуляция

Активизация речевого аппарата с использованием речевых и

музыкальных упражнений.

                4. Вокальные

упражнения.

Формирование вокального звука. Распевки и попевки: «Барабан» сл.

Н. Найденовой, «Самолет»,«Машина»,

«Труба», «Конь», «Бобик», «Корова».

                5. Ритм

Знакомство с простыми ритмами. Умение воспроизвести простые

ритмические рисунки мелодий хлопками. Игра «Матрёшки»

                6. Ансамбль.

Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле. Одновременное начало и

окончание песни. Пение а капелла.

                7. Музыкально

исполнительская

работа

Индивидуальная работа с солистами. Развитие навыков уверенного

пения. Работа над мягкостью пения, динамическими оттенками.

                8. Хоровое

исполнение

Пение по музыкальным фразам цепочкой и вместе. Воспитание

навыков понимания основных дирижёрских жестов: внимание,

дыхание, начало, окончание.

                9. Работа над

репертуаром

Изучение репертуара Большого детского хора «Россия»(«Учителей

любимые глаза», «Песенка про папу», «Аист на крыше»). Подбор

собственного репертуара на полугодие. Разбор и разучивание текстов

и музыки песен.

                10. Сценическое

движение

Изображение настроения в движении. Игры на раскрепощение.

                11. Репетиции,

концерты

Отбор лучших номеров. Культура поведения на сцене. Поощрение

удачных моментов.

                По итогам 1 – го года обучения воспитанники должны знать:

- правила пения;

- виды дыхания;

- средства муз. выразительности.

уметь:

- применять правила пения на практике;

- применять упражнения на дикцию, дыхание;

- свободно вести себя на сцене.

        Цели работы кружка (2 - й год обучения):

- создание условий для творческого развития детей

        Задачи:

- закрепить основы вокальной культуры;

- закрепить знания специальной терминологии;

- совершенствовать навыки коллективного исполнения;

- развивать творческую активность детей;

- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

                Содержание программы 2-го года обучения

                Разделы

                1. Охрана голоса

Знакомство с правилами личной гигиены. Правила пения.

                2. Певческая

установка и дыхание

Пение упражнений на активизацию артикулярного аппарата. Пение с

сопровождением и без него. Взаимосвязь звука и дыхания.

Формирование навыка экономного выдоха.

                2. Дикция и

артикуляция

Формирование правильного певческого произношения слов.

Активизация речевого аппарата с использованием речевых и

музыкальных упражнений.

                3. Вокальные

упражнения.

Распевки. Развитие навыков уверенного пения в различных

музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Упражнения

«Звонко, звонко пойте», «Не летай соловей», «Ты гармонь играй

скорей», «Ай, тари, тари, тари», «Кукушечка».

                4. Ритм

Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра

«Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.

                5. Ансамбль.

Унисон.

Работа над точным звучанием унисона. Упражнение на расширение

диапазона.

                6. Музыкально

исполнительская

работа

Индивидуальная работа с солистами. Развитие навыков уверенного

пения в различных музыкальных штрихах («пиано», «форте»)

                7. Хоровое

исполнение

Закрепление основ совместного пения.

                8. Работа над

репертуаром

Выбор и разучивание репертуара. Техника безопасности и правила

пользования микрофоном. Пение под фонограмму и минус .Работа над

репертуаром. Художественное совершенствование выученного

репертуара. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов,

прослушивание СД-дисков.

                9. Сценическое

движение

Изображение настроения в движении. Игры на раскрепощение.

«Подражание», «Метроном», «Эхо», «В обратном порядке», «Нотные

ступени».

                10. Репетиции,

концерты

Отбор лучших номеров. Культура поведения на сцене. Поощрение

удачных моментов.

                Результаты освоения программы 2 – го года обучения.

- владение основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование,

дикция);

- умение чисто интонировать;

- петь коллективно в унисон;

- умение воспроизвести несложный ритмический рисунок;

- умение петь под фонограмму;

- умение пользоваться исполнит. навыками на сцене.

2 – ой год обучения имеет те же содержательные разделы, но освоение на 2

– м году идет с большей степенью глубины и самостоятельности.

        Примерный репертуар для пения

З.Роот «Ах, какая осень!»

Ю.Верижников «Художница осень», «Осенняя мелодия», «Всё прошло».

А.Ермолов «Музыка рисует дождь», «Добрые сказки», «Я желаю тебе», «Тайные сны».

К.Костин «Лети, лепесток», «Карабас», «Мухоморы», «На обратной стороне луны»,

«Клоун», «Девочка-припевочка», «Звонкие голоса».

Г.Гладков «Закрывать и открывать глаза».

Русская нар. песня «Во кузнице», «Во поле берёза стояла», «Вот случилося беда»,

«Четыре кумы».

А.Пахмутова-Н.Добронравов «Надежда»

О.Митяев «Как здорово что все мы здесь сегодня собрались»

Американская нар. песня «Бубенчики».

В.Гурьян-А.Новиков «Гимн города Тулы»

С. Гребенников и Н. Добронравов «Главное ребята сердцем не стареть»

К.Ваншенкин «Алёша».

В.Соловьёв-Седой-М.Дудин «Солдаты в путь».

С.Халаимов-С.Королёва «Песня о военном детстве».

И.Арсеев «Стал солдатом».

А.Лазаренко «Армия родная».

М.Шкляев «Мамина песня».

А.Александров «Колыбельная маме».

М.Садовский-Г.Подэльский «Песня о маме»

А.Коваленкова-Л.Книппер «Почему медведь зимой спит».

«Хорошо что снежок пошёл»

Т.Кулинова «Метелица»

А.Усачёв-А.Пинегин «Зимняя сказка»

Л.Некрасова «Танго снежинок»

Ю.Верижников «Пришла зима»

В.Шаинский-Д.Непомнящий «Песенка мамонтёнка»

М.Парцхаладзе «Мой край».

Е.Тиличеева «Наша Родина».

А.Островский-Л.Ошанин «Пусть всегда будет солнце».

Р.Паулс «День растает, ночь настанет», «Сверчок».

Рождественские песни И.Сальниковой «В эту ночь», «Ныне свершилось».

Г.Струве «Пешки, крепкие орешки», «Весёлый леший», «Океан улыбок», «Стелется по

бережку», «Тёплый ветер».

В.Бышко «Вальс выпускников».

Бел. нар. песня «Сел комарик на дубочек».

Чешская нар. песня «Гусята».

Русская нар. песня «Как у наших у ворот».

Латышская нар. Песня «Ай жу-жу».

В.Герчик-Н.Френкель «У волка день рожденья».

В. Калиников. «Тень – тень».

М.Козакевич «Как петух пироги печёт», «Ваня Ванечка».

С. Соснин- П. Синявский «Перепляс».

Н. Махновская «Мне не жаль свои игрушки».

Г. Струве «Маленькая мама», «Нивы сжаты, рощи голы».

Т.Островская «Дремота и зевота»

И.Кадомцев-Ю.Кушак «Песня юных моряков».

И.Кадомцев-В.Семернина «Снеговик», «Снежинки».

М.Славкин-И.Пивоварова «Волшебная палочка», «Долго мы искали»,

«Старая лестница».

А.Ермолов «Светит солнышко», «Прадедушка», «Хлопайте в ладоши», «Маленький

щенок».

К.Костин «Гномики», «Паучок», «Три весёлых зайчика», «Домовой».

А.Пахмутова-Ю.Чернов «Кто пасётся на лугу?».

А.Кудряшов «Наша бабушка», «Вечерний хоровод», «Речка и овечка», «Здравствуй,

милая весна».

Г.Струве «Весенняя песенка», «Старший брат сестру баюкал», «Петушок», «Что мы

Родиной зовём».

Фатьянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. Изд. «Лань», 2000г.

        При разработке программы использовалась литература, видео и аудиозаписи:

В. В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. Изд. «Лань», 2000г.

В.В.Емельянов. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования.

Изд.«Наука» 1996 г.

Хоровой класс. Г. Струве. Москва, 1986

Вокально-хоровые упражнения Е.Альбова и Н.Шереметьева ГМИ «Москва».

Е. Пиксарская. Вокальный букварь. Москва, 1996

Поет детская хоровая студия «Веснянка». (составитель Л. Дуганова, Л. Алдаков. Москва,

2002)

Будем с песенкой дружить. Выпуск 5. Москва, «Музыка»1989г.

Будем с песенкой дружить. Выпуск 8. Москва, «Музыка», 1989г.

А.Кудряшов. Настольная книга музыкального руководителя. Песни для детей. Издание

второе. «Феникс» 2007г.

И.Сальникова «Чудо из чудес» Рождественские песни. Новосибирск, 2003г.

А.Ермолов. Дискография. 4 CD комплектов + и - /2009 год/.

        Список интернет – ресурсов для педагога

1. http://www.mp3sort.com/

2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3. http://forums.minus-fanera.com/index.php

4. http://alekseev.numi.ru/

5. http://talismanst.narod.ru/

6. http://www.rodniki-studio.ru/

7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8. http://www.lastbell.ru/pesni.html

9. http://www.fonogramm.net/songs/14818

10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207

        Список литературы для учащихся

Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;

Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;

Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998

Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.

Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;

Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;

Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.

Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;

Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г.

Хинн. – М., 1998 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводное занятие «Школа весёлых гномов» по программе «Фантазия»

Вводное занятие «Школа весёлых гномов» по программе «Фантазия» (работа с бумагой)...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Дополнительная общеобразовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа развития детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная страна» (Для детей с ОВЗ)

АктуальностьНесмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными ...

Интеллектуальная игра "Клуб Весёлых Математиков". 5 класс (для детей с ОВЗ)

Данная разработка является авторской. Игра может проводиться в ракмках недели математики, обобщающего урока, внеурочной деятельности....