Методическая разработка на тему: "КОНЦЕРТМЕЙСТЕР КАК МУЗЫКАНТ И ПЕДАГОГ."
методическая разработка по музыке

Некоторые аспекты концертмейстерской деятельности в дополнительном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка19.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           КОНЦЕРТМЕЙСТЕР КАК МУЗЫКАНТ И ПЕДАГОГ.

      Многие десятилетия понятие « концертмейстер» обозначало музыканта,  руководившего оркестром, затем группой инструментов в оркестре.                В настоящее время термин « концертмейстер» чаще используется  в контексте фортепианной методической литературы. Термин же «аккомпаниатор» в методической литературе адресован музыкантам-народникам, прежде всего баянистам.

Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он  должен хорошо владеть роялем - как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как впрочем, и всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьёт в себе чуткость к партнёру, не ощутит неразрывность  и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одарённостью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить  замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен  быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексную трёхстрочную и многострочную партитуру и сразу отличая существенное от менее  важного.

Специфика работы концертмейстера в музыкальном учебном заведении состоит в том, что ему приходится сотрудничать с представителями разных специальностей, и в этом смысле он должен быть универсальным музыкантом.

Какие же знания и навыки необходимы концертмейстеру для профессиональной  деятельности?  В первую очередь- умение читать с листа фортепианную партию, понимать смысл воплощаемых  в нотах звуков, их роли в построении целого;  играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению; владение навыками игры в ансамбле, умение транспонировать, знание правил оркестровки; умение перекладывать неудобные эпизоды в фортепианной фактуре в клавирах, не нарушая замысла композитора; умение читать и транспонировать на полтона и тон вверх и вниз; знание основных дирижёрских жестов и приёмов; знание основ вокала, хореографии; «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре. Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар. Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причём участником  второплановым.                         Концертмейстеру приходится приспосабливать своё ведение музыки к исполнительской манере солиста.  Ещё труднее, но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик.

Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера-это внимание совершенно особого рода. Внимание надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту- главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль; слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования).

Работа концертмейстера в вокальном классе.                                                             В обязанности концертмейстера  вокального класса входит помощь учащимся в подготовке нового репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо фортепианной подготовки, ряда специфических знаний и навыков, и в первую очередь умение корректировать певца. При этом повышается роль внутреннего слуха  в концертмейстерской работе. Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст, ведь эмоциональный строй и образное содержание вокального сочинения раскрываются не только через музыку, но и через слово. В процессе работы с певцом концертмейстер должен учитывать, что от  точно найденной фортепианной звучности порой зависит и звучание сольной партии. Например,  грубый, стучащий звук аккомпанемента вызывает форсирование звука вокалистом, мягкое «пение» фортепиано приучает солиста к правильному звуковедению, оберегая его от «крика».

Начиная работу с учащимся- вокалистом, концертмейстер должен предоставить ему возможность услышать произведение в целом. Произведение лучше исполнять несколько раз, чтобы ученик с первого же урока понял замысел композитора, характер, развитие, кульминацию. Важно увлечь ученика, заинтересовать музыкой и текстом. Для облегчения этой работы всю вокальную партию можно разучивать по фразам, предложениям, периодам.

Если ученик творчески активен, то можно пройти за один урок несколько произведений. Иногда весь урок можно посвятить одному произведению, что приносит подчас больше пользы, чем работа над всей заданной программой. Концертмейстер под руководством педагога учит певца правильно распределить силу звука на протяжении всего произведения.

Установить творческий, рабочий контакт с вокалистом нелегко, но нужен контакт человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер правильно его ведёт, любит и ценит его голос, тембр, бережно относится к нему, зная его возможности. Все певцы, а юные в особенности, ждут от своих концертмейстеров не только музыкального мастерства, но и чуткости. Являясь помощником педагога- вокалиста, концертмейстер не только учит с учащимися репертуар, но и помогает ему усваивать указания педагога. Чем больше работает концертмейстер в классе одного педагога, тем прочнее устанавливается между ними взаимопонимание. Концертмейстеру на уроке надо быть в творческом состоянии, не допускать игры недоученных произведений, благожелательно и добросовестно заниматься с любым учеником, независимо от его способностей.

Работа концертмейстера заключает в себе и творческую, и педагогическую деятельность. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно  требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владение техникой, знание основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, а также отличного музыкального слуха. Для педагога по специальному классу  концертмейстер правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник.

Для солиста концертмейстер – наперстник  его творчества, он и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер- оно завоёвывается авторитетом знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью в достижении нужных результатов в работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.

Специфика работы концертмейстера требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с исполнителями различных специальностей. Концертмейстер должен питать особую любовь к своей специальности, которая не приносит внешнего успеха- аплодисментов, цветов , почестей и званий. Он всегда остаётся в тени, его работа растворяется в общем труде всего коллектива. «Концертмейстер» - это призвание педагога и труд  его по своему предназначению сродни труду педагога.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия (деловая игра между родителями, педагогами и учениками) «Мы – за единство!»

ТЕМА: «Мы – за единство!» ЦЕЛЬ: Формирование позитивных взаимоотношений между педагогами, родителями и учениками на основе принципа единства. ЗАДАЧИ: 1. Организация совместной деятельности педаго...

Методическая разработка Тема. Подготовка и поведение музыкантов в стрессовой ситуации

Работа посвящена проблеме возникновения и борьбе со стрессовыми ситуаций во время учебной деятельности студентов колледжа.  Автор кратко и доступно описывает 5 шагов, как учащиеся могут поб...

Методическая разработка с элементами тренинга для воспитателей и педагогов

         Программа «С радостью к себе и окружающим» предназначена для педагогов     и рассчитана на один учебный год. Проводится социальным педагого...

Методическое сообщение на тему «Концертмейстер в классе скрипки».

Концертмейстер (от нем. Konzertmeister) - пианист, который помогает исполнителям (певцам, скрипачам) при разучивании репертуара и выступает с ним на концертах. Участие концертмейстера является неотъем...

Методическая разработка спортивного праздника "Мой веселый звонкий мяч" . Педагога- организатора.

Методическая разработка праздника  «Мой веселый звонкий мяч» Сценарий с описанием эстафет....

Методическая разработка "Электронные образовательные ресурсы в практике работы педагога дополнительного образования"

Методическая разработка предназначена для проведения занятия с педагогами дополнительного образования по применению электронных образовательных ресурсов в учебном процессе....