Музыкальная грамота для начинающих.
методическая разработка по музыке

Шанина Майя Александровна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная грамота для начинающих.

1. Названия звуков, октав

В музыке используются 7 разных нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Так называются белые клавиши на фортепиано. Перед двумя черными клавишами находится белая клавиша ДО, а перед тремя черными клавишами – белая клавиша ФА.

до ре ми фа соль ля си

Все семь нот составляют октаву. В середине фортепианной клавиатуры находится первая октава. Выше (правее) первой октавы находятся: вторая, третья, четвертая октавы. Ниже (левее) первой октавы находятся: малая, большая, контроктава, субконтроктава.

2. Размещение нот на нотоносце

Ноты – это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется нотная строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях и между ними:

ДО – на первой добавочной линии, РЕ – под первой, МИ – на первой, ФА – между первой и второй, СОЛЬ – на второй, ЛЯ – между второй и третьей, СИ – на третьей.

до ре ми фа соль ля си до

3. Скрипичный ключ

Скрипичный ключ – это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца.

4. Длительности звуков

Продолжительность звуков обозначается длительностями.

целая    половинная     четвертная        восьмая

 

5. Мажор и минор. Тоника

Мажор и минор наиболее распространенные в музыке лады.

Мажорный лад соответствует бодрым, жизнерадостным мелодиям.

Минорный лад соответствует печальным, грустным мелодиям.

Главный, опорный звук лада называется ТОНИКОЙ.

На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

Песня про Тонику. Мелодия кончается на главном звуке – тонике.

И все мы без сомнения легко узнаем тонику.

6. Гамма До мажор

Гаммой называется последовательное расположение звуков по высоте вверх или вниз от тоники до ее повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Их семь. Ступени обозначаются римскими цифрами. Название гаммы дается по ее тонике. В До мажоре тоникой является звук до.

I II III IY Y YI YII I

7. Ритм. Размер

Организация музыкальных звуков во времени называется ритмом.

1) Размер 2/4 – это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть.

Схема дирижирования:

Примеры группировки в тактах:                        

2) Размер 3/4 – это трехдольный размер, в котором каждая доля длится четверть

За каждой сильной долей следуют две слабые доли.

Схема дирижирования:

Примеры группировки в тактах:         

3) Размер 4/4 – это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть.

Схема дирижирования:

Примеры группировки в тактах:

8. Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие

Ступени делятся на устойчивые (опорные) и неустойчивые.

К устойчивым относятся: I, III, Y ступени. Они образуют тоническое трезвучие. (Т 5|3)

Т 5|3

К неустойчивым относятся: II, IY, YI, YII ступени. Они стремятся перейти в устойчивые.

I II III IY Y YI YII I

II и YII ступени являются вводными звуками, окружающими тонику.

YII I II

9. Полутон и тон

Полутон – это расстояние между двумя ближайшими звуками. (1|2т)

Тон – это два полутона. (1т)

Тоны и полутоны в гамме До мажор:

1т 1т 1/2т 1т 1т 1т 1/2т

Кроме того, полутоны образуются между рядом расположенными белой и черной клавишами. Например: до-до#, фа-фа#, миЬ-ми и др.

Тоны образуются между двумя рядом расположенными черными клавишами.

Например: до#-ре#, фа#-соль#, ляЬ-сиЬ и др.

Строение мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

10. Диез, бемоль, бекар

Диез – знак повышения ноты на полтона.

Бемоль – знак понижения ноты на полтона.

Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

11. Тональность Соль мажор

Соль мажор – мажорный лад с одним диезом при ключе, в котором тоникой является звук соль

I II III IY Y YI YII I Т5|3 YII I II

12. Тональность Фа мажор

Фа мажор – мажорный лад с одним бемолем при ключе, в котором тоникой является звук фа.

I II III IY Y YI YII I Т5\3 YII I II

13. Транспозиция

Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.

14. Пауза

Паузой называется знак молчания в музыке. Длительности пауз равны длительностям нот.

Восьмая пауза

Четвертная пауза

15. Музыкальная фраза

Фразы – это части, на которые разделяется мелодия. Ритмические остановки в мелодии называются цезурами. Обозначаются значком \/ и указывают на окончание музыкальных фраз.

16. Реприза

Репризой называется знак повторения в музыке. Повторяться может вся мелодия или ее часть.

Знак репризы:

17. Басовый ключ

Басовый ключ – это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.

Расположение нот в басовом ключе:

до ре ми фа соль ля си до

18. Тональность ля минор

Ля минор – минорный лад, в котором тоникой является звук ля. Как и тональность До мажор, не имеет ключевых знаков.

I II III IY Y YI YII I t5|3

19. Тональность ми минор

Ми минор – минорный лад с одним диезом при ключе, в котором тоникой является звук ми.

I II III IY Y YI YII I t5|3

20. Тональность ре минор

Ре минор – это минорный лад с одним бемолем при ключе, в котором тоникой является звук фа.

I II III IY Y YI YII I t5|3

21. Интервал

Интервалом называется расстояние между двумя звуками.

Всего восемь интервалов. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.

Названия интервалов: 1. Прима 4. Кварта 7. Септима

2. Секунда 5. Квинта 8. Октава

3. Терция 6. Секста

Пример построения:

1 2 3 4 5 6 7 8




Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА  ОРФОЭПИИ

1.Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к  следующему слогу, и пропеваются вместе с ним.

Пример: пишется:  Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я

пропевается: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я.

2.Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.

                 Пример: пишется:  Далекий мой друг, твой радостный свет

                  пропевается: да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.

     Это дает возможность дольше  тянуть гласные, добиваться кантиленного  звучания.

3. Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные.

       Пример: Солнце - сонце, поздний-позний.

4.В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.

              Пример:  что -што, скучно - скушно, счастье - щастье, дождь – дощь.                      

5.Сочетание букв ТС, произносится как Ц.

              Пример: советский - совецкий.

6.Сочетание букв ТЬСЯ, произносится как ЦЦА.

             Пример: раздаться - раздацца, перебраться - перебрацца.

7.Окончания ЕГО и ОГО произносятся как ЕВО и ОВО.

              Пример: твоего - твоево, любимого - любимова.

8.Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно,

            как один уд¬линенный звук.

             Пример: пишется: Как красив этот сад;

                           пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат.

9.Все звонкие согласные переходят в глухие.

              Пример: сад-сат, красив-красиф.

10.В случае когда два согласных звука стоят рядом, первый из них произносится с мягким знаком.

             Пример: песня - песьня,  масленица - масьленница,  веснянка - весьнянка.

11.Глагольные окончания AT, ЯТ, СЯ при пении не изменяются.

12. В конце слова согласные утрируются (четко произносятся).

13. От исполнителей требуется умение смягчить (стушевать) неударные слоги, особенно если неударный слог приходится на более высокий звук, нежели ударный.



Предварительный просмотр:

Разминка речевого аппарата

1.Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:

  а) счет на четыре: вдох - голова назад, задержка – голова прямо,    выдох - голова вниз;

б) счет на четыре: поворот головы в стороны;

  в) счет на четыре: повороты головы (движение шеи вправо- влево в одной плоскости), без наклона головы;

  г) счет на четыре: плавный поворот от плеча к плечу, слева направо и обратно.

(1-й вариант - глаза смотрят в пол; 2-й вариант - глаза смотрят в потолок);

  д)  счет на четыре: положить голову на плечи.

  2. Для развития бокового зрения:

Счет на восемь: поворот глаз вверх - вниз, вправо – влево Задача вокалиста - увидеть окружающие его предметы.

3. Для смачивания и размягчения голосовых связок:

Счет на четыре:

 а). «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;    

 б). Пожевывание языка (копим слюну, и проглатываем);

 в). «Бежит лошадка» - поцокивание язычком;

 г). вытянув губы - «сосем соску»;

 д) упражнение «дразнящаяся обезьянка» ( широко открытый рот, язык максимально   тянут вперед вниз к подбородку с одновременным активным шипящим выдохом).

4. Прочистка носоглоточной системы:

Счет на четыре:

  а)Вдох - ведем указательным пальцем от основания ноздри до верхних пазух, выдох - бьем слегка указательными пальчиками по крылышкам   носа;

  б)  «Нюхаем цветок» вдох - носом втягиваем воздух, выдох - Ах!

5. Для подготовки дыхательной системы:

Счет на четыре:

 а)«Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, сдувается на звук С-с-с-с- ладошки соединяем;

 б) «Взлетает самолет» на звук Ж - ж - ж - ж, при этом усиливаем или ослабеваем звучание;

 в) «Змея или шум леса» на звук Ш - ш - ш - ш, также усиливая и ослабевая звучание;

 г) «Стрекочет цикада» на звук Ц - ц - ц - ц, также усиливая и ослабевая звучание;

 д) «Заводим мотоцикл» - Р - р - р, «едем на мотоцикле», как бы удаляясь и прибли¬жаясь;

6.  Для разработки корня языка:

 а)кашляем как старички - Кха - кха - кха;

 б)  постреляем пальцем, прицеливаясь в мишень - Кх - кх - кх;

 в)  застряла в горле рыбная косточка - Кхх - кхх - кхх;

 г)  кричит ворона - Кар - кар - кар.

7.  Для ощущения интонации:

 а) «Крик ослика «- Й - а, й -а, й - а (интонация резко падает сверху вниз);

 б) «Крик в лесу» -А-у, а-у, а-у( интонация снизу вверх);

 в) «Крик чайки» - А! А! А! (интонация резко падает сверху вниз и снизу вверх)

8.  Для ощущения работы маленького язычка и пропевания ультразвуков:

 а) «Скулит щенок» - И - и - и - сомкнув губы в горькой улыбке;

 б) «Пищит больной котенок» - жалобно Мяу - мяу - мяу.

9. Скороговорки

Задачи:

 а)  четко проговорить текст, включая в работу артикуляционный аппарат;

 б) проговорить скороговорки с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос и восклицание);

 в) проговорить скороговорки с интонацией, обыгрывая образ и показывая в действии.

Скороговорка на «н», «л»:

Няня мылом мыла Милу,

Мила мыла не любила,

Но не ныла Мила,

Мила молодчина.

Скороговорка на «с», «р»:

Сорок сорок ели сырок,

Рог носорог принес на порог.

Зачем он явился, кричат тараторки,

Его не хватает для скороговорки.

Скороговорки на «с», «ш»:

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

Скороговорка на действие:

Уточка вострохвосточка

Ныряла, да выныривала,

Выныривала, да ныряла.

Скороговорка на «т», «д», «р»:

На дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве двора.



Предварительный просмотр:

Тест

«Степень овладения начальным музыкально-теоретическими навыками».

     1.Вопрос № 1. Хоровое пение – это тип музыкального исполнительства.

- правильно

- неправильно

- не знаю

2. Вопрос № 2 – В возникновении певческого звука главную роль играют голосовые связки.

- правильно

- неправильно

- не знаю

3.Вопрос № 3 -  Певческий голос обладает свойствами: высотой, силой, тембром.

- правильно

- неправильно

- не знаю

4.Вопрос № 4 -  Ритмический рисунок определяет скорость исполнения музыкального произведения.

- правильно

-неправильно

-не знаю

  1. Вопрос № 5 - Дикция в хоре нужна для четкости произношения слов.

– правильно

- неправильно

- не знаю

  1. Вопрос № 6 - Музыкальное произведение не будет лирическим по  характеру, если оно исполняется на легато.

– правильно

- неправильно

- не знаю

 Критерии оценки:

 а/  усвоили материал на отлично – 5-6 правильных ответов.

 б/ усвоили на хорошо – 3-4 правильных  ответов.

в/ усвоили  удовлетворительно  -  2 правильных  ответа.

      г/ неудовлетворительно  – 0 -1 правильных  ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы художественно-исполнительского мастерства. Методы работы над музыкальными произведениями с начинающими.

Эта  работа  адресована педагогам по фортепиано,а также родителям начинающих учеников.  В ней содержатся рекомендации  по обучению  нотной грамоте,  упражнения, представл...

Исследовательская работа "Музыкальная грамота как средство развития музыкальности младших школьников"

О роли музыки в образовании человека спорить, кажется, не приходится. В рамках педагогического процесса, музыка сопровождает учебные занятия на различных этапах образовательного процесса и в разнообра...

«Музыкальная грамота - средство формирования музыкальной грамотности учащихся».

Одной из важнейших задач начального обучения является формирование и развитие слухового опыта юного пианиста, в который входят восприятие и воспроизведение мелодической линии и ритма исполняемых произ...

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лиш...

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лиш...

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лиш...

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Основы музыкальной грамоты»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      Настоящая программа по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты» дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства...