«Воспитание чувства ансамбля на уроках музыки в школе»
статья по музыке

Деменева София Владимировна

Статья раскрывает понятие ансамбля и формы работы над его достижением в процессе пения на уроке музыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.ansambl.demeneva.docx23.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья.

«Воспитание чувства ансамбля на уроках музыки в школе»

Статья раскрывает понятие ансамбля и формы работы над его достижением в процессе пения на уроке музыки.

Ключевые слова – ансамбль, хоровое исполнительство, коллективное пение.

Проблема – неумение слаженно работать   над изучением и коллективным исполнением музыкальных произведений на уроке музыки.  

 Поэтому перед учителем стоит задача:

  1. Научить обучающихся прислушиваться и подстраиваться в пении к другим исполнителям.
  2. Развивать их слуховое внимание и чуткость.
  3. Уметь слаженно исполнять разученные музыкальные произведения, используя полученные в процессе работы ансамблевые навыки.

Одной из форм работы на уроках музыки в общеобразовательном учреждении является работа над изучением песенного материала, которую можно рассматривать как начальный этап работы коллективного, т.е. хорового исполнительства.

        Так уж сложилось, что хоровое искусство явление массовое и демократичное, способствующее музыкально-эстетическому воспитанию.

        Оно имеет глубокие исторические корни, относящиеся к древнейшим проявлениям музыкальной культуры, народного творчества. Многие столетия  основным видом профессионального хорового искусства было церковное пение. Умение подчинить свои личные интересы интересам коллектива всегда являлось его отличительной чертой.  Традиции, заложенные русской школой, широко поддерживались и в советское время несмотря на то, что изменился репертуар, понимание того, что именно коллективное пение является важным компонентом формирования многих личностных качеств человека было сохранено.

        К сожалению, в 90 годы 20 столетия изменился подход к жизненным ценностям, стало пропадать чувство коллективизма, слово « МЫ»   все более явно стало меняться на слово «Я».  И это непосредственно отразилось в работе с детским коллективом, в том числе и при совместном, коллективном пении на уроке.

        Имея стаж педагогической деятельности почти 40 лет, я стала замечать, что работать на уроках музыки над воспитанием чувства ансамбля во время пения стало значительно труднее.

        

         Само слово ансамбль - французское, переводится как совокупность, стройное целое. По отношению   к хоровому исполнительству его правильней перевести как   «вместе».  

        Ансамбль (буквально «вместе») означает взаимную согласованность, стройное целое, единство. В хороведении ансамбль часто определяется как художественное единство, образующееся в процессе исполнения.  В хоровой практике существует понятие частного и общего ансамбля.

Частный ансамбль – это ансамбль однотипной по составу унисонной группы исполнителей.

 Общий ансамбль – это ансамбль всего хора, ансамбль сочетаний унисонных групп. В отличие от частного, общий ансамбль является самостоятельным выразительным средством. Формирование ансамбля — большое искусство, которое предполагает умение приспосабливать звучание своего голоса к голосам партнеров.

На уроках музыки в общеобразовательной школе, особенно в начальных ее классах, работа пойдет над созданием частного ансамбля.

   В теории существуют следующие разновидности ансамбля:

- высотно-интонационный;

- метроритмический;

- темпоритмический;

- тембровый (однотембровый и многотембровый);

- динамический;

- артикуляционный;

- агогический;

- гомофонно-гармонический;

- полифонический.

Достижение ансамбля всех этих видов это трудоемкая, профессиональная задача. В общеобразовательном учреждении достаточно научиться работать лишь над некоторыми из них. Следует стремиться добиваться интонационного, ритмического, динамического и артикуляционного ансамбля.

Как же стоит работать на уроке, чтоб достигнуть определенного результата?

Во-первых, всегда помнить, что только систематичность может привести к желаемому результату. Во-вторых, задания, особенно на первоначальном этапе должны быть небольшими, доступными. Начинать следует с небольших попевок. (Например «Два кота», «Едет, едет, паровоз», «Горошина» и т.д.)

Рассмотрим краткие характеристики некоторых видов ансамблей и приемы работы над ними.

I.Высотно-интонационный ансамбль

Назначение этого ансамбля заключается в полной слитности всех голосов между собой по высоте.

Способы достижения и совершенствования интонационно-высотного ансамбля:

- подравнивание к ведущим, хорошо интонирующим обучающимся;

- подравнивание к тону, заданному учителем;

- подравнивание к инструменту.

 Пример:

Распевание на одном звуке «МА»

При этом стоит спросить у детей, как легче им было подстроиться?

На практике легче подстроиться к голосу, особенно если пример был показан ребенком.

II.Темпоритмический ансамбль

Подразумевает умение одновременно начинать и заканчивать как произведение в целом, так и отдельные его части, постоянно ощущать основную метрическую долю, одновременно произносить слова, выдерживать паузы.  

Начинать работу над темпо-ритмическим ансамблем следует с ощущения доли. При этом возможна работа даже без пения - просто ощущение метрических долей - сильных и слабых.

III.Артикуляционный ансамбль

Чтобы добиться артикуляционного ансамбля поющие должны понимать смысл содержания, ощущать логические ударения исполняемого текста. Отчетливо произносить слова и следовать логике музыкального развития. Многие вокальные педагоги идут в своей работе над произведением именно исходя от содержания текста.

IV.Динамический ансамбль

Предполагает согласованность звучания по силе голосов. Чем разнообразней динамические краски от fortissimo до pianissimo, тем больше возможностей для создания художественного образа.

V.Тембровый ансамбль

Тембровый ансамбль, это ансамбль по окраске звука. Работа над тембровым ансамблем может представлять для детей определенный интерес, т.к. это возможность окрасить свой голос различным звучанием.

При работе над единым тембром можно использовать прием:

- спеть как Таня

- спеть как Паша и т.д.

Можно попросить детей воспроизвести звучание различных музыкальных инструментов, например трубы или виолончели, но эти сравнения стоит использовать лишь у подготовленных обучающихся. Иначе получится хаос.

На практике разделение работы над отдельными видами ансамбля довольно трудно, как правило, они перекликаются между собой, и работа идет одновременно.

 Она позволяет приобрести обучающимся различные навыки ансамблевого пения, но самое главное эта работа способствует формированию чувства коллектива единомышленников для выполнения поставленной задачи.

Почему рассмотрение данной темы оказалось для меня актуально? Да потому, что, воспитываемые в процессе работы над ансамблем личностные качества помогают в дальнейшем обучающимся успешней социализироваться. Они учат прислушиваться не только к своему мнению, но и мнению окружающих. Пытаясь интонационно подстроиться к соседу во время исполнения, ребенок развивает свое внимание и чуткость, умение работать в команде для достижения единой цели. Таким образом, казалось бы, частные цели, преследуемые при воспитании во время пения чувства ансамбля, перерастают в более общие, необходимые качества в любом роде деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки начальной школы

"Она вся - порыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его, оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нерв...

Статья "Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы."

     Вопрос о патриотизме становятся сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.  Вряд ли можно считать нр...

Методическая статья. Развитие вокально-ладового чувства на уроках музыки в школе.

Одной из основных форм деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе является пение . Именно через пение происходит самовыражение учащегося. С позиций методики этот процесс связан с формир...

Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы

      Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федера...

Методическая разработка «Развитие чувства ритма на уроках музыки в общеобразовательной школе»

В данной методической разработке представлен обзор проблемы развития чувства ритма у школьников. На основе опыта внедрения в образовательную программу по музыке ритмических игр отражена роль ритмическ...