Использование музыкально-педагогических методов в реализации творческих возможностей учащихся.
статья по музыке

Гезь Лариса Владимировна

  Все многообразие музыкально-педагогических методов направлено на развитие внутреннего мира ребенка, его эмоционально-чувственной сферы, на раскрытие творческого потенциала и его развитие, развитие музыкальных способностей, самореализацию личности: уверенности в себе, повышение самооценки через презентацию продуктов своей творческой деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование музыкально-педагогических методов

в реализации творческих возможностей учащихся.

Гезь Л.В., учитель музыки МАОУ «СОШ № 80»

г. Северск Томской обл.

    Формирование успешности учащихся происходит в педагогическом процессе при взаимодействии педагога и обучаемого. Ведущую роль осуществляет педагог, от профессиональной компетентности которого зависит успех развития личности ребенка. Личностно - ориентированные технологии обучения обеспечивают образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями.

     Личностно-ориентированное обучение предполагает: создание психолого-педагогических условий, способствующих эффективному обучению и воспитанию; выявление способов индивидуального подхода с учетом психологических и возрастных особенностей; выбор методов и приемов, направленных на раскрытие творческого потенциала, развитие творческих возможностей ребенка, его личностных качеств, психических процессов; проведение педагогической диагностики для выявления причин, которые возможно препятствуют достижению желаемых результатов.

   Важным является и создание ситуации успеха на уроке: в педагогическом смысле - это результат продуманной, подготовленной стратегии, методологической основы в проведении урока; в психологическом смысле - это создание такого психологического пространства, в котором переживается состояние радости, удовлетворения от ожидаемых результатов учеником и учителем.

   Создание ситуации успеха - стимулирует интерес к музыкальной деятельности у учащихся, которые испытывают некоторые затруднения, связанные с личностным особенностями (боязнь, неуверенность и т.п.), либо с низким уровнем развития музыкальных способностей. Для этого необходимо мотивировать деятельность ребенка, оглашать его индивидуальные достоинства, сопоставлять прежние успехи с настоящими, детализировать результаты деятельности. 

     Методы стимулирования музыкальной деятельности применяются для создания эмоциональной, творческой атмосферы урока музыки. Умение выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами. Эффект удивления - привлечение необычных фактов, которые вызывают интерес к музыке, музыкальному произведению, композитору. Создание проблемно-поисковой ситуации, как метод стимулирования музыкальной деятельности, активизирует музыкальное мышление, развивает творческие способности. Метод анализа и сравнения -  помогает вслушиваться, следить за изменениями в звучании музыки и развитием музыкального образа, делать выводы. Методы словесные, наглядно-слуховые - подготавливают к восприятию произведения. Дополнительно используются такие приемы арт-технологий как  чувствование, вхождение в образное и жизненное пространство произведения, анализ и размышление о собственных внутренних в письменных и рисуночных заданиях.

     Используются не только методы и приемы, стимулирующие познавательную деятельность, но и те, которые способствуют реализации творческого потенциала, развитию способностей личности: метод продумывания - способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате определенных умственных действий; метод "если бы…",  когда учащимся предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если…  что-либо изменится; метод образной картины, когда предлагается изобразить свою картину…

   Творчество – это одна из содержательных форм психической активности детей, которое является одним из средств развития индивидуальности и помогает обеспечить устойчивую адаптацию, необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно, творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, создающим его и видоприменяющим свое настоящее.

   Психолог В.И. Петрушин считает, что обучить творчеству нельзя,  но применение специально ориентированных приемов и методов обучения может содействовать его образованию и дальнейшему развитию. Творческие характеристики личности учащихся: мобильность, легкость ассоциирования, оригинальность мнения, критичность, гибкость мышления, легкость генерирования идей, проявление самостоятельности...

 Для раскрытия творческих возможностей необходимы психологические условия: комфортная атмосфера урока,  раскрепощенность, снятие психологического и мышечного напряжения, тревоги, свобода выбора интереса, развитие ассоциативного  мышления, наличие определенного комплекса знаний, умений, компетенций; педагогические условия: использование методов, приемов, стимулирующих к раскрытию творческого потенциала, его развитию, к самостоятельному развитию.

    Творческие способности выявляются через поведенческие и личностные характеристики (путем педагогического наблюдения); тесты на определение уровня развития творческих способностей; упражнения, игры, тестовые задания; продукты деятельности (что наиболее доступно в общеобразовательном пространстве школы).

   Творческие способности - это способности, которые позволяют ученику самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное. Развивая творческий потенциал в младшем школьном и подростковом возрасте, особое внимание важно уделять развитию мышления ученика, его способности владеть приемами поисковой и творческой деятельности. Для этого необходимо активно на уроке и во внеурочное время использовать различные творческие задания, которые направлены на раскрытие творческого мышления и творческих способностей в непосредственном участии детей в музыкальной деятельности: пении, импровизации мелодии, музыкально-ритмических движениях, пластическом интонировании музыкального образа, игре на элементарных музыкальных инструментах, а так же в рисовании, сочинении стихов, рассказов. В более старшем возрасте - это создание собственных презентаций, мини-проектов, исследований свойств, возможностей музыки.

  Все многообразие музыкально-педагогических методов направлено, прежде всего, на развитие внутреннего мира ребенка, его эмоционально-чувственной сферы, на раскрытие творческого потенциала и его развитие, развитие музыкальных способностей, самореализацию личности: уверенности в себе, повышение самооценки через презентацию продуктов своей творческой деятельности. Определять результаты педагогической деятельности поможет психолого-педагогическая диагностика: включенное наблюдение, анализ продуктов практической деятельности учащихся, анкетирование уровня их мотивации к предмету, эмоциональное состояние во время занятий.

    Литература:

Выготский Л.С,. Лекции по психологии.- СПб: СОЮЗ, 1997

Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М., 1993

Мелик –Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству. М., 198

Петрушин   В.И. Музыкальная психология – М.: ТОО «Пассим»,1994

Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей – Ростов н/Д: Феникс, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности реализации творческих возможностей вокалистов школьного возраста.

Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое  способствует развитию тво...

Реализация творческих возможностей учащихся через внеурочную деятельность

В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разраб...

Домашнее задание как возможность реализации творческой деятельности учащихся.

В статье идет речь о творческих домашних заданиях, призванных раскрывать возможности ученика....

«Использование современных образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС».

Использование современных образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС....

Повышение качества образования и развитие творческих возможностей учащихся путем использования современных инновационных и информационных технологий

Доклад на тему: «Повышение качества образования и развитие творческих возможностей учащихся путем использования современных инновационных и информационных технологий»...

Тема: «Метод проектов на уроках информатики как способ реализации творческого потенциала учащихся».

Представление опыта работы учителя информатики МБОУ СОШ №1 г. Данкова Липецкой области                                ...