«Использование современных образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС».
статья

Худайбердина Гузель Зулфаровна

Использование современных образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад учителя башкирского языка и литературы Худайбердиной Г.З. на тему: «Использование современных образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС».

      Работа над темой самообразования направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовное, нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.

Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся на уроках башкирского языка и литературы.

 Задачи: 1. Изучение научно-методической литературы по теме. 2. Прогнозирование ожидаемых результатов. 3. Первоначальная диагностирование уровня творческого развития учащихся. 4. Выбор современных методов, форм работы для развития творческого потенциала учащихся на уроках башкирского языка и литературы.

5. Практическая работа на уроках башкирского языка и литературы над формированием творческих способностей учащихся.

Когда я пришла в школу в качестве учителя, передо мной стоял вопрос, как начать учить детей (государственному) и родному (башкирскому) языку в школе с русским языком обучения.

     Исходя из этого, я поставила перед собой следующие задачи: 

 формирование у русскоязычных обучающихся чувства уважения к традициям, языку, истории башкирского народа; учащихся-башкир воспитывать любящими свой родной язык, культуру, народ, умеющих говорить на родном языке.  С момента начала реализации федеральной программы по компьютеризации школ прошло достаточно времени и уже можно говорить о некоторых результатах. Хочется, поделиться своим опытом применения информационных технологий на уроках башкирского языка. На протяжении многих лет работы я наблюдала, что уроки башкирского языка не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считали его скучным предметом. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к уроку. Привить интерес к предмету, разжечь жажду познания нового – важная задача, стоящая передо мной. Интерес к предмету, как показывает практика, помогает его освоить, облегчает работу. Проблема интереса к изучению башкирского языка в школе связывается с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей к активной мыслительной деятельности учащихся. Нестандартность работы помогает возбуждению положительных эмоций у учащихся – удивляться перед необычным, радость в процессе деятельности, удовлетворение от полученных результатов. Моя профессиональная деятельность ориентирована на совершенствование педагогического мастерства и повышение творческой активности учащихся. В повышении творческой активности учащихся большую роль играет применение информационных технологий на уроках башкирского языка. «Каждому человеку дано своё дело, а каждому делу – своё время», - утверждал древний мудрец Эзоп. Сегодня время техники, и учителя башкирского языка не могут не принимать этого во внимание. Современный уровень образовательного процесса предполагает в частности широкое применение компьютерных технологий на уроках, является одним из современных средств реализации личностно-ориентированного подхода в обучении башкирскому языку. Для сегодняшнего ученика компьютер становится совершенно естественным средством познания окружающего мира, как для предыдущих поколений им была книга. Компьютер, как и книгу, можно использовать с большой пользой, но и во вред. Многие школьники, имея домашние компьютеры, огромное количество времени проводят перед экраном. Это время уходит на игры и разговоры по чату. Они бы и хотели использовать его с пользой, но, даже имея в своём распоряжении образовательные программы, не знают, как с ними правильно работать. Поэтому задача учителя – помочь ребенку использовать компьютерные программы с образовательной, а не только с развлекательной целью. Эти задачи разделяются по двум направлениям: во-первых, самая естественная форма работы учителя – урок, и вряд ли есть причины полагать, что в ближайшем будущем она изменится, значит, нужно научиться вести уроки с компьютерной поддержкой; во-вторых, применение компьютера не ограничивается уроками. Так же, как в случае с книгой, большую роль здесь играет самостоятельная работа с обучающей программой, любой базой знаний на персональном компьютере (ПК). Применение новых информационных технологий в средней школе получает всё более широкое распространение. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Специфика предмета «башкирский язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности – говорению, аудированию, чтению и письму. Задача моя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения башкирскому языку. Я считаю необходимым построить учебный процесс таким образом, чтобы сделать его максимально эффективным, используя самые современные методические и технологические разработки. Это, в свою очередь, должно повысить результативность обучения и помочь развить познавательный интерес учащихся к предмету. Для этого в своей работе я использую информационные технологии в обучении башкирскому языку. На пути внедрения информационных технологий в учебный процесс мне предстояло решить несколько задач. В первую очередь, необходимо было ликвидировать компьютерную «безграмотность». В этом мне помогли курсы повышения квалификации в Башкирском институте развития образования по программе «Новые информационные технологии в преподавании школьных предметов». Следующим шагом в компьютеризации учебного процесса стало ознакомление с рынком компьютерных обучающих программ. Знакомство с работами отечественных и зарубежных методистов помогло грамотно сочетать имеющиеся компьютерные программы с требованием государственных образовательных программ, особенностями контингента учащихся, а также, что оказалось немаловажным, техническим оснащением школы. Работая с русскими детьми, главное чтобы они не потеряли интерес к предмету. Активно в учебной, системе стали использоваться информационные технологии. Появились электронные учебники. Я с радостью использую их на своих уроках. Использование информационных технологий на уроках башкирского языка: 1) развивает интерес учащихся к предмету; 2) развивает мыслительную деятельность, учебную мотивацию; 3) активно пополняется словарный запас детей. Он состоит из четырёх блоков. Каждый блок содержит девять тем. Материал расположен по тематическому принципу, представленному в учебниках.  Предлагаемая тематика и коммуникативные ситуации соответствуют реальным возможностям учащихся, их потребностям. Данное учебное пособие призвано помочь увеличить объём устной прак- тики учащихся; совершенствовать произношение, развивать навыки восприятия и понимания речи на слух, создать дополнительные стимулы для говорения, тренировать нормативные для башкирского языка темы говорения и аудирования, усвоить активную лексику и тем самым создать базу для дальнейшей работы над языком. Работа строится таким образом, чтобы обеспечить ознакомление с лексикой, первичное закрепление, тренировку и вывод в речь. Непрерывная обратная связь позволяет осуществлять постоянный самоконтроль, коррекцию или самокоррекцию и поддержать активность обучающегося. Развиваются речевые умения, развивается слуховая память. Уроки должны приносить радость не только ученику, но и учителю. Как хорошо, если словарный запас ребёнка пополняется непринуждённо, ненавязчиво, во  время использования электронных учебников. На уроке я стараюсь, чтобы один вид деятельности сменялся другим, дети от этого всё время в работе и не устают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий Из опыта работы учителя русского языка и литературы пер...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации требований ФГОС

Проблема творчества - проблема века, так как  разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к  лю...

Тема педагогического опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи  современных образовательных технологий»...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»

Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самост...

развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОС».

Несомненно, что развитием творческих способностей учащихся необходимо заниматься систематически и целенаправленно.Современных подростков уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут ...