Рабочая программа по музыке 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс)

Мастрюкова Вера Михайловна

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5  класса    составлена на основе

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011, авторской программы «Искусство.Музыка».5-9 классы В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак  – М.: Дрофа, 2015.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Филиал МКОУ Сокольской средней школы «Мамонтовская основная школа»

           Принято

на заседании педагогического совета

Протокол №    от

 «     » августа 2020г

Утверждаю

     Директор школы

 

__________/Т.Б. Смирнова/

 

Приказ №

от «    » августа 2020 г

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

для 5 класса

на 2020-2021 учебный год

 

 

 Составитель программы:

                                                                                           Мастрюкова Вера Михайловна

                                                                                          первая квалификационная категория

2020г

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5  класса    составлена на основе

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011, авторской программы «Искусство.Музыка».5-9 классы В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак  – М.: Дрофа, 2015.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического  комплекса:

- Искусство: Музыка. 5 кл.: учебник  / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2015г.

- Музыка.Рабочая тетрадь « Дневник музыкальных наблюдений.»5 кл. / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- М.: Дрофа, 2017г.

-Занкова, А. В. Искусство : Музыка. 5 класс : метод.пособие кучебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / А. В. Занкова; под ред. В. В. Алеева. — М. : Дрофа, 2017.(в электронном виде)

.-Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко,  В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2015

Данная программа рассчитана на 34 часа. Согласно учебному плану на изучение предмета «Искусство. Музыка»  в  5 классе  отводится  1 час в неделю в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком.

Планируемые результаты освоения учащимися программы по музыке:

5 класс

Личностные результаты:

—развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованномотношении к музыке;

совершенствование художественного вкуса;

—овладение художественными умениями и навыкамив процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

—наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативноемышление, творческое воображение;

—формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

—сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

Метапредметные результаты:

—анализ собственной учебной деятельности и внесениенеобходимых корректив для достижения запланированныхрезультатов;

—проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

—размышление о воздействии музыки на человека, еевзаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

—использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

—применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

—наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

—общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметные результаты:

—умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальныхстихотворений, создании музыкальных рисунков;

—умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительныхжанров;

—знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;

—проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующимвокальную парию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.

По итогам освоения программы 5 класса обучающийся  научится:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

обучающийся  получит возможность научиться:

- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Содержание

Тема года: «Музыка и другие виды искусства» (34 часа)

1. Музыка рассказывает обо всём (1 час)

        Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.

        Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). Музыка  в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим.Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.

Музыкальный материал: С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №3 (слушание).

И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев, стихи С. Маршака «Гвоздь и подкова» (пение).

Творческое задание: «Письмо Богине Музыке».

2. Древний союз (3 часа)

        Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.        

        Откуда берётся музыка? Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чём состоит единство истоков видов искусства. Какие миры открывает искусство. Соотнесение понятий реальностьжизни и реальность духа. Роль музыки в семье искусств, её влияние на другие виды искусства. Искусства различны – тема едина. Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, с точки зрения сходства их образов и настроений.

Художественный материал:

Музыка

К. Дебюсси, «Снег танцует»; П. Чайковский. «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь»;  Р. Шуман, «Первая утрата»; М. Таривердиев «Маленький принц» (слушание).

Г. Струве, стихи И. Исаковой, «Музыка»; Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина, «Крылатые качели»;  Й. Гайдн, русский текст П. Синявского, «Мы дружим с музыкой» (пение).

Литература

А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»; X. К. Андерсен, «Соловей»; А. Толстой, «Осень. Осыпается наш бедный сад...»
Живопись

А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини  Мордвиновой», И. Айвазовский, «Чёрное море»; Леонардо да Винчи, «Джоконда»; Н. Ге, «Портрет Л.Н. Толстого»; И. Репин, «Портрет А.Г. Рубинштейна»; И. Левитан, «Осенний день. Сокольники»; И. Бродский, «Опавшие листья».

Творческое задание: иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта  «Природа в искусстве».

Часть первая. Музыка и литература

3. Слово и музыка (3 часа)

        

        Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.        

        Слово и музыка – два великих начала искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях. Черты сходства между литературой и музыкальной речью. Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку. Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст. Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, стихи А. Пушкина, «Я помню  чудное мгновенье»; Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера, «В путь»; В. Моцарт симфония №40 I часть, фрагмент; П. Чайковский концерт №1  для ф-но с оркестром III часть, фрагмент; М. Мусоргский, «Кот Матрос» (слушание).

«Весёлый мельник», американская народная песня; «Веснянка», украинская народная песня (пение).

Живопись

Ян Вермеер, «Художник в мастерской»; В. Серов, «Портрет Ф.И. Шаляпина»; В. Тропинин, «Портрет А.С. Пушкина».

Творческое задание: сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор).

4. Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка» (1 час)

        Музыкальная викторина по пройденным произведениям за четверть. Пение произведений на выбор  учащихся.  Тест по пройденным темам.

5. Песня (3 часа)

        Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.        

        Песня – верный спутник человека. Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека. Мир русской песни. О чём поётся в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях. Песни народов мира. Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других стран. Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения. В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона).

Художественный материал:

Музыка

В. Баснер, стихи М. Матусовского, «С чего начинается Родина?»; русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон»; польская н.п. «Висла»; Г. Малер, «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон, «Песня без слов» №14, фрагмент (слушание).

Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня»; А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение).

Литература

Ю. Нагибин, «Книга детства», фрагмент; В. Астафьев, «Последний поклон», фрагмент.
Живопись

И. Шишкин, «Среди долины ровныя»; В. Поленов, «Монастырь над рекой»;  И. Левитан, «Вечерний звон».

6. Романс (2 часа)

        Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.Творчество выдающихся отечественных композиторов.Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Мир образов, запечатлённый в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе. Мир человеческих чувств. Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе. Роль фортепианного  сопровождения в романсе.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (слушание, пение); С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» (слушание).

Живопись

И. Левитан. «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь, «Февральская лазурь».

7. Хоровая музыка (2 часа)

        Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.Творчество выдающихся отечественных композиторов.Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник;  родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Народная хоровая музыка. Главные особенности народной хоровой песни. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш». Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов.   Что может изображать хоровая музыка. Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах.

Художественный материал:

Музыка

Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский, «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов, «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание). Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно» (пение).

Живопись

К. Юон, «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков, «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин, «Преображённый Китеж».

8. Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка» (1 час)

Итоговое тестирование.

9. Опера (2 часа)

        Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Великие русские композиторы, художники, артисты – создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чём состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника. Из чего состоит. Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание).

М. Глинка, финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды» (пение).

Живопись

А. Головин, «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков, «Сады Черномора»; А. Васнецов, «Берендеевка», «Снегурочка».

10. Балет (2 часа)

        Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.Творчество выдающихся отечественных композиторов.Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Единство музыки и танца. Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. Взаимодействие оперы и балета. Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр. «Русские сезоны» в Париже – звёздный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Многоплановость в балете «Петрушка» И. Стравинского. Изобразительность балетной музыки.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, Мазурка из оперы «Жизнь за царя», II д.; Ф. Шопен, Мазурка ля минор; И. Стравинский, «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский, Вариация II из балета «Щелкунчик».

Е. Адлер, стихи Л. Дымовой,  «Песня менуэта» (пение).

Живопись

С. Сорин, «Тамара Карсавина в «Шопениане»; Б. Кустодиев, «Масленица», «Ярмарка»;  А. Бенуа, «Петербургские балаганы».

 11. Музыка звучит в литературе (2 часа)

        Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Музыкальность слова. Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чём проявляется музыкальность стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя. Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки.  Музыка – главный действующий герой рассказа И. Тургенева «Певцы». Бессмертный памятник литературы – «Миф об Орфее».

Художественный материал:

Музыка

К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).

М. Яковлев, стихи А. Пушкина,  «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер» (пение).

Литература

А. Пушкин, «Зимний вечер»; Н. Гоголь, «Сорочинская ярмарка», фрагмент; И. Тургенев,  «Певцы. Фрагмент»;  «Миф об Орфее».

12. Обобщающий урок по теме «Музыка и литература» (1 час)

Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство

13. Образы живописи в музыке (2 часа)

        Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник;  родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Живописность искусства. Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный. Претворение идеи пространства в музыке: динамика. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Музыка – сестра живописи. «Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки. Контраст в живописи и музыке. Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона.

Художественный материал:

Музыка

С. Прокофьев, «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо, «Эхо»; П. Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский, «Два еврея, богатый и бедный» (слушание).

Г. Струве, «Весёлое эхо»; Е. Поплянова, «Как поёшь?» (пение).

Живопись

И.Грабарь, «Иней», «Восход солнца»; А. Саврасов, «Вид в швейцарских Альпах»;  К. Моне, «Стог сена в Живерни»; Э. Дробицкий, «Жизнь и смерть».

Поэзия

А. Пушкин, «Вот север, тучи нагоняя...», фрагмент из романа «Евгений Онегин».

14. Музыкальный портрет (1 час)

        Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник;  родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Может ли музыка выразить характер человека? Передача характера человека в изображении и в музыке. Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа. Художественный материал:

Музыка

М. Мусоргский, «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина, «Песня  о картинах» (пение).

Живопись

Н. Репин, «Протодьякон».

15. Пейзаж в музыке (3 часа)

        Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Образы природы в творчестве музыкантов. Искусство и природа неотделимы друг от друга. Одухотворённость природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.  Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые  дарит нам окружающий мир.

Художественный материал:

Музыка

П. Чайковский, «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский, «Поцелуй земли», вступление к балету «Весна священная»; М. Равель, «Игра воды»; К. Дебюсси, «Облака» (слушание).

В. Серебренников, стихи В. Степанова, «Семь моих цветных карандашей»; р.н.п. «Ты река ли моя» (пение).

Живопись

В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли»; К. Моне, «Река в Аржантее», «Впечатление»; П. Сезанн, «Гора Святой Виктории»; В. Ван Гог, «Море в Сен-Мари»; К. Писсаро, «Красные крыши».

Творческое задание: иллюстрации к прослушанным произведениям.

 16. Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)

        Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник;  родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Сказочные герои  в музыке. Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов. Тема богатырей в музыке. Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в музыкальных произведениях.

Художественный материал:

Музыка

Н. Римский-Корсаков, «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик»; И. Стравинский, «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский, «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»из ф-ного цикла «Картинки с выставки»; А. Бородин, Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т) (слушание).

 С. Никитин, стихи Ю. Мориц,  «Сказка по лесу идёт»; А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва, «Волшебник»; Былина о Добрыне Никитиче (пение).

Живопись

Б. Анисфельд, Три эскиза костюмов к опере «Садко»; А. Головин, «Кащеево царство»; Л. Бакст, два эскиза костюмов Жар-птицы; В. Васнецов, «Богатыри»; И. Билибин, «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Творческое задание: иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.

17. Музыка в произведениях изобразительного искусства  (1 час)

        Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник;  родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

        Что такое музыкальность в живописи. Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Проявление музыкальности в портретных изображениях. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.

Художественный материал:

Музыка

Ф. Торрес, «DanzaAlta»; П. Чайковский, Концерт для ф-но с оркестром №1, I ч., фр-т (слушание). В. Высоцкий,  «Песня о друге» (пение).

Живопись

Караваджо, «Люнист»; А. Аппиани, «Парнас»;  Т. Ромбо, «Песня»; Э. Дега, «Оркестр оперы», «Придворный бал»; Э. Делакруа, «Портрет Шопена»; И. Репин, «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского, Портрет А. П. Бородина; В. Серов, Портрет актрисы М. Н. Ермоловой; М. Нестеров, Портрет скульптора В. И. Мухиной; И. Айвазовский, «Наполеон на острове Святой Елены».

18. Обобщающий урок по теме года

 «Музыка и другие виды искусства»  (1 час)

        Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

        Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства. Дневник музыкальных наблюдений стр. 22-23.

Музыкальный материал

Б. Окуджава «Пожелание друзьям» (пение). Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.

Тематический план курса

Основные разделы

Количество часов

1

Музыка рассказывает обо всём

4

2

Музыка и литература

19

3

Музыка и изобразительное искусство

11

Итого:

34

Учебно-тематический план предмета «Музыка»

п/п

Наименование

разделов               и          тем

Всего

часов

Контрольные работы

Тема года: «Музыка и другие виды искусства»

1.

Музыка рассказывает обо всём

1

-

2.

Древний союз

Истоки

1

1

1

-

3.

Искусство открывает мир

4.

Искусства различны, тема едина

Часть первая. Музыка и литература

5.

Слово и музыка

Два великих начала искусства

1

1

1

-

6.

«Стань музыкою, слово!»

7.

Музыка «дружит» не только с поэзией

8.

Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка»

1

1

9.

Песня

Песня - верный спутник человека

1

1

1

-

10.

Мир русской песни

11.

Песни народов мира

12.

Романс

Романса трепетные звуки

1

1

-

13.

Мир человеческих чувств

14.

Хоровая музыка

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме

1

1

-

15.

Что может изображать хоровая музыка

16.

Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка»

1

1

17.

Опера

Самый значительный жанр вокальной музыки

1

1

-

18.

Из чего состоит опера

19.

Балет

Единство музыки и танца

1

1

-

20.

«Русские сезоны» в Париже

21.

Музыка звучит в литературе

Музыкальность слова

1

1

                 1

-

1

22.

Музыкальные сюжеты в литературе

23

Обобщающий урок по теме «Музыка и литература»

Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство

24

Образы живописи в музыке

Живописность искусства

1

1

-

25.

«Музыка - сестра живописи»

26.

Музыкальный портрет.

Может ли музыка выразить характер человека

1

-

27.

Пейзаж в музыке

Образы природы в творчестве музыкантов

1

2

-

28-29.

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов

30.

«Музыкальная живопись» сказок и былин

Волшебная красочность музыкальных сказок

1

1

1

-

31.

Сказочные герои в музыке

32.

Тема богатырей в музыке

33.

Музыка в произведениях изобразительного искусства

Что такое музыкальность в живописи

1

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия»

34.

Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства»

1

1

               Всего часов

34

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...