современные проблемы урока музыки
статья по музыке

Григорьева Жанна Евгеньевна

Аннотация: статья посвящена современному состоянию учебного предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Автор раскрывает основные тенденции музыкального образования, как общего, так и дополнительного. В статье изложена авторская позиция в отношении уроков хорового пения в общеобразовательной школе, показаны ключевые проблемы современного общего музыкального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_problemy_uroka_muzyki.docx35.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Григорьева Жанна Евгеньевна

учитель музыки,

                                              МКОУ «Салемальская школа – интернат имени Володи Солдатова» с. Салемал, Ямальский район, ЯНАО

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УРОКА МУЗЫКИ

Аннотация: статья посвящена современному состоянию учебного предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Автор раскрывает основные тенденции музыкального образования, как общего, так и дополнительного. В статье изложена авторская позиция в отношении уроков хорового пения в общеобразовательной школе, показаны ключевые проблемы современного общего музыкального образования.

Ключевые слова: искусство, музыка, учебный предмет, традиции, современность, школа, хоровое пение, духовно- нравственному развитие и воспитание.

Главная цель современного образования – воспитать целостную, гармоничную, развитую личность, несомненно, звучит привлекательно и вызывает уважение. Поэтому в современной школе меняются цели, содержание, социальные функции, ценности. В этих условиях особенно возрастает роль музыкального воспитания и обучения школьников, которое должно быть направлено на   качественные изменения, происходящие у  самих обучающихся. К сожалению, у большинства современных детей не хватает общения с книгой, театрами, музыкальными залами, храмами и музеями. Чаще всего ребенок оказывается равнодушным наблюдателем и созерцателем при общении с разными видами искусства. Современный  школьник,  безусловно, лучше  своих предшественников разбирается в современных компьютерных технологиях,  опережает их в физическом развитии, неплохо разбирается в направлениях  молодежных субкультур, более мобилен, информирован,  владеет большим объемом знаний. Это немаловажно. Но являются ли эти знания показателем духовно - нравственной личности и истинно культурного человека? Здесь можно оставить знак вопроса.  Поэтому роль учителя достаточно велика, чтобы восполнить этот пробел.

В начальной школе дети наиболее восприимчивы к духовно- нравственному развитию и воспитанию. Само слово «воспитание» состоит из

двух частей, «вос» -  восхождение и «питание». Поэтому урок музыки, который

легко  интегрирует  почти со всеми школьными дисциплинами, один из важных уроков для разговора о духовном,  нравственном, о красоте, гармонии, добре.

Именно этот школьный предмет помогает сформировать личностные качества учеников. Из полного комплекта художественного воздействия музыкальное воспитание является самым доступным. Музыка способна затронуть самые потаенные уголки души, разбудить затихшие чувства, вызвать эмоциональный взрыв. Ведь изменения, которые будут происходить  в ребенке, проявятся во всех его сферах деятельности. Если музыка поможет ребенку раскрыться, найдет отклик в душе, поможет задуматься и говорить о ней, она и станет для него духовной. А главной задачей учителя музыки станет помощь в «расшифровке» этого языка,  умении слушать, слышать и размышлять.

Уже на первых уроках музыки начальной школы знакомимся с  белорусской народной песней  «Перепёлочка».  Мы поем: «Наша перепёлочка старенькая стала, ты ж моя, ты ж моя, перепёлочка». В беседе ребята вспоминают своих   

близких, которых хочется пожалеть. Сколько историй можно услышать о том,

как дети любят своих бабушек, как они во всем стараются им помочь! На

последующих уроках мы   поем колыбельную Мамы Козы из детской оперы «Семеро козлят», исполняем колыбельную  Медведицы для  медвежонка Умки, подпеваем потерявшемуся мамонтенку. Ребята вспоминают колыбельные песни, которые пели им  в детстве мамы и бабушки. Учителю и без слов видно,

что ребята искренне любят своих самых близких людей и их глаза светятся теплом. И уже ни для кого не важно, кто  исполняет эти колыбельные  Мама  Коза  или  Мама Медведица, или их собственная мама, потому что аккуратно затронута вечная тема Матери и Дитя. На одном из уроков вспомнили сказку  «Снежная королева»,  в которой Герда своей любовью растопила ледяное сердце Кая. И ребята сами пришли к выводу, что любовь, оказывается, сильнее всего на свет. Тема  любви и самопожертвования  и дальше будет присутствовать на музыкальных уроках во всех классах.

К совместной деятельность детей во время слушания музыки, очень часто привлекаются  произведения художественной литературы и живописи.  Атмосфера  диалога культур   помогает  совместным  эмоциональным переживаниям, при которых   ребята стараются  помочь  друг -  другу выполняя творческие задания,  искренне переживают неудачи одноклассников и радуются их успехам. На таких уроках предлагаю пофантазировать и нарисовать под  музыку:

  1. Дерево уважения, (рисуют того, кого уважают больше всего)
  2. Портрет души любимого человека, (у большинства ребят, это мама)
  3. Внутренний мир музыкального звука.

У многих получается!

В средних классах мы знакомимся с произведениями и композиторами, внесших весомый  вклад в мировую копилку духовного и нравственного развития  и воспитания. Знакомясь с биографией и историей создания произведений П.И.Чайковского, этот композитор  останется  в памяти и сердцах  детей гением, который воспевал  в лирических сочинениях русскую природу, русского    человека и свою Родину. С.В. Рахманинова мы называем истинно русским композитором, хотя он  достаточно долгое время жил и умер за границей, но образ Родины присутствует во всех его произведениях. Любовь к Отечеству у этих композиторов  становится силой духа. Л. Бетховен 

пример несгибаемой человеческой воли и мужества, которому удалось «схватить судьбу за   горло». Весь жизненный путь этого композитора, преодоление трудностей, стремление к свободе и независимости. Ф. Шопен   запомнится ребятам, как величайшим мелодистом мира. Осмысление его романтических экспрессий происходит через прекрасные  мелодии,  в которых воспевается  душа польского народа,  и в то же время глубокие переживания, связанные с борьбой угнетенного народа за свободу.  Д. Б. Кабалевский писал по этому поводу: «Мы не знаем ни одного музыкального произведения,  воспевающего злобу, ненависть, разбой. Может быть, такие и создавались кем нибудь, но они не могли быть большим искусством. Они бесследно исчезли   

потому, что люди хранят в своей памяти только то, что помогает в борьбе за лучший мир».  И действительно, писал Василий Александрович Сухомлинский «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство «выпрямляет» душу человека».

Работая  по программе «Музыка» авторов Е.Д. Критской, и Г.П. Сергеевой,  согласна с коллегами, что эта  программа формирует  у ребенка понимание «вечных тем» добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства,  

защиты Отечества. «Россия - Родина моя», «День, полный событий», «О России петь, что стремиться в храм»,  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»  - это разделы программы, в которых достаточно примеров духовной музыки. На протяжении многих уроков с первого  по восьмой класс мы знакомимся и с колокольностью в музыке  на Руси,  с храмами, которые являются и памятниками архитектуры,  слушаем музыку, звучащую  в церкви во время богослужения, приводим примеры подвигов и героизма Святых и их подвижников.

Духовная музыка. Нотная грамота появилась именно в церкви.  Спокойная, величественная, простая  и  мудрая церковная музыка была доступна  любому прихожанину. И сегодня она является достоянием не только верующих людей.  К ней тянутся люди разных возрастов и профессий, и не  только потому, что это сама по себе  красивая музыка, со временем становится понятным, что   в ней запечатлен генетический  код «русской духа и непонятной  русской души». Сегодня достаточное количество детей посещают  с родителями храмы, принимают обряд крещения, сообща отмечают церковные   праздники.  Тема веры и религии близка многим. Поэтому наблюдается и заинтересованность, эмоциональный отклик детей, когда мы   обращаемся  к примерам музыки духовного содержания. Ребята  свободно делятся своими впечатлениями, задают  много  вопросов,  не боятся вступать со мной в диалог.

Работая в школе почти тридцать лет со школьниками   разных возрастов, я стремлюсь вызвать в детях и подростках понимание того, что музыка, как и все виды искусства важная составляющая самой жизни. Поэтому для нас, учителей музыки, связь музыки с жизнью, стала генеральной  темой, или своего рода

«сверхзадачей»  в работе с детьми.  Вся наша кропотливая, но созидательная работа помогает постепенному решению этой “сверхзадачи”. Через связь

духовного искусства с жизнью пытаемся вместе с ребятами разбираться  не только в «вечных темах», но еще этических и нравственных жизненных законах добра, справедливости, терпения,  по которым должен жить каждый человек. Приведу несколько приемов,  которые помогают на  практике  лучше разобраться и усвоить,  что такое  толерантность и терпение. Например, приём «Акцент на лучшее». В разговоре с детьми  учитель старается подчеркнуть  самые  лучшие черты каждого ребенка.  Приём «Взаимопомощь». Деятельность  детей  организуется так,  чтобы с помощью друга была достигнута цель того или иного задания на уроке. Неплохо срабатывает прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Или еще интересный прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда  педагог хочет, чтобы дети лучше были информированы друг о друге и  лучше поняли одноклассников и сверстников. Для подведения итога  проделанной самостоятельной работы, часто используем метод «Ресторан». Предлагаемые  вопросы: - Я съел бы еще этого... Больше всего мне понравилось.. - Я почти переварил... - Я переел... - Пожалуйста,  добавьте..,  которые помогают провести рефлексию.

Большая роль в духовном становлении детей отводится  вокально–хоровой   работе, не только на уроке, но и  внеурочной и внеклассной деятельности. Именно хоровое пение обладает традициями коллективного исполнительства, где происходит  слияние  не только духа, но и   большинства душ. В Салемальской  школе – интернате, где я сейчас работаю, стартовал  новый проект «Школьный хор +», в состав которого вошли дети разных возрастов, учителя  и родители. Это стало возможным, так как  на базе нашей   школы стало традиционным проведение совместных   мероприятий в рамках деятельности  Клуба выходного дня, образовательных семинаров для родителей в форме семейных гостиных. Совместная деятельность детей, учителей с родительской общественностью и социальными партнерами школы осуществляется  на постоянной основе. Поэтому сводным составом хора мы разучиваем и  современные песни, и песни  народов Севера, постараемся ввести  в репертуар и духовные произведения. На первый взгляд  очень сложная задача, так как в поселке Салемал нет музыкальной школы и большинству   незнакома нотная грамота, поэтому хоровые партии разучиваем на слух. Но  

«Глаза бояться, а руки делают»,  так гласит народная мудрость,  которая помогает и нам.

«Музыка» является одним из эффективных школьных предметов,  который преодолевает  дефицит  духовности и нравственности. Постепенное приобщение детей духовной культуре, безусловно, обновит и разнообразит слуховой опыт детей новыми интонациями, образами, духовная   музыка, как синтез религии и искусства, станет средством эстетического, духовного и  нравственного «вос-питания». Наглядным  примером  духовного и нравственного становления человека  являются хорошие люди, которые окружают детей и служат образцом для подражания. Таких педагогов, воспитателей, родителей в Салемале    много.    Хочется сказать, что проблема формирования духовно - нравственной культуры  учащихся не решается быстро, это длительный процесс, который порой  становится смыслом всей профессиональной деятельности учителя музыки. Я учитель, а это значит, мне предстоит постоянно искать, апробировать, сомневаться и снова искать пути к сердцам детей.

И в заключение  хочется привести слова  известного искусствоведа, музыканта, эксперта и ведущего нобелевских концертов Михаила Казинника. Своё  обращение по телевидению во время открытия Нобелевского концерта  он начинает так: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики и не с химии, начинайте с музыки!»

Литература

1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.

2. Алиев Ю. Б. Художественное образование в школе // Сов. педагогика. - 1991, № 10.

3.  Базиков А. С. Музыкальное образование в современной России. – Тамбов, 2002.

4.  Горюнова Л. В., Маслова Л. П. Урок музыки – урок искусства. Кн. Для учителя. – М., 1989.

5.  Духовная музыка: Россия и Запад. Программа для 1-4 кл. ООШ / И.В. Евтушенко.

6.  Исаева Л. А., Кириленко Н. П., Мишутина О. В., Пугачева С. В. «Урок музыки - урок искусства» Издательство Саратовского педагогического института 2001 г.

7. Косичев А. Д., Платонов Г. В. Духовность и проблема воспитания // Высшее образование в России. – 1998. –  № 1. – С. 124-127.

8. Красильников И. М., Крюков М. А. Музыкальное искусство и педагогика завтра // Музыка в школе. – 2000. - № 3.

9. Медушевский В. В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). – 2001.

10. Школяр JI. B. Нравственное воспитание на уроках музыки: Дисс. канд. пед. наук / JI.B. Школяр. М., 1982. - 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 7 классе. Итоговый урок по теме четверти: "Что значит современность в музыке"

Использование игровых приёмов из методики критического мышления в процессе чего развивается логическое мышление, воображение, умение анализировать....

Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"

Закрепление  и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...

Проблемы изучения музыки религиозной традиции в современной школе

Слово «образование» происходит от слова «образ» (лик), что само по себе указывает на направление духовного совершенствования личности.Однако, мы, учителя оказались в сложном положении. Очень хорошо по...

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И АЛГОРИТМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОКУ"

1. Характеристика вертикальной структуры педагогических технологий2. Системность, научность, структурированность и управляемость в технологии развивающего обучения3. Методы активизации обуча...

Заключительный урок музыки в 8 классе "Пусть музыка звучит!". Проектная деятельность класса в области современной музыки

Предлагаемый дистанционный урок создан на платформе CORE и содержит элементы коллективной проектной деятельности. Содержит ссылки на инструменты для исследования, видео, комментарии учителя, тестовые ...