Вокальная музыка (конспект урока в 5 классе)
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Конспект урока в 5 классе для детей с ителлектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vokalnaya_muzyka.docx22.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План открытого урока по предмету «Музыка»

Тема «Вокальная музыка»

Преподаватель: Красева Юлия Николаевна

Учащиеся:5 класс

Дата проведения: 08.10.2019г.

Продолжительность урока:40 мин.

Форма проведения урока: групповая

Тип урока: комбинированный

Цель: Изучение навыков вокального исполнения с целью развития певческих способностей, работа над артикуляционным аппаратом учащихся по средствам отработки правильного произношения слова.

Задачи:

Образовательные:

  1. Развитие артикуляционного аппарата;
  2. Достижение ровности звучания голоса;
  3. Овладение различными видами звуковедения.
  4. Познакомиться с понятиями.

Развивающие:

  1. Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
  2. Формирование навыкаанализа музыкального произведения.

Воспитательные:

  1. Формирование понятия о музыке и культуре.
  2. Воспитание внимательности и добросовестного отношения к культуре других стран.
  3. Воспитание осознанного подхода к обучению.

Методы ведения:

- наглядный (слуховой, зрительный);

- словесный (объяснение);

Методические приёмы:

-творческие задания: побуждающие мыслительную деятельность;

-побуждение к самоконтролю;

-поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям)  как способ вызвать положительные эмоции.

Оборудование и материалы:

-просторное светлое помещение;

-музыкальная аппаратура.

Структура урока:

1) Организационный момент (1 мин.)

2) Подготовка голоса к вокальному исполнению. Вокальные упражнения (7 мин.)

3) Артикуляционная гимнастика (5 мин.)

4) Изучение новой темы. (15 мин.)

5) Работа над репертуаром (12 мин.)

Ход урока:

1. Организационный момент

Преподаватель дает задание подготовиться к уроку. Ученики готовят все необходимое для полноценного занятия.

2.Подготовка голоса к вокальному исполнению. Вокальные упражнения

Работаем над распеванием голоса с помощью хрестоматии для детей.

Повторение голосом музыкального оборота под фонограмму в виде фортепиано, работа по музыкальным интервалам.

3. Артикуляционная гимнастика

Упражнение на согласные по И.Корягиной Ш-Ш-Ш-Ш-С-С-С-С…….

Скороговорка «Лигурия». Проговариваем текст с утрированными согласными.

4.Изучение новой темы

Тема урока: «Россия, Россия, нет слова красивей…»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, народной музыки. А также произведений литературы.

Задачи урока:

формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;

в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

воспитывать и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.

Личностные УУД

Формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

Регулятивные УУД

умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение видеть ошибку; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД

умение эмоционально исполнять музыкальные произведения;музицировать;высказываться о музыке. Воспринимать на слух музыкальное произведение.

Давать образную характеристику прослушанного произведения.

Коммуникативные УУД

умение слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

Методы обучения:словесные, наглядные,практический,проблемный, частично-поисковый, исследовательский, ИКТ.

Формы организации обучения: индивидуальная,фронтальная.

Методы музыкального обучения.

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод погружения;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста.

Приемы:

активное слушание;

словесное рисование;

визуализация;

проблемно-поисковые ситуации (моделирование ситуации восприятия произведения, выразительность и изобразительность в музыке)

Средства обучения: мультимедиа проектор, аудио записи, ноты, пианино, русские музыкальные инструменты.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Основная часть

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок. Вступительная беседа:

«Россия…какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то» С. Есенин

Так о России писал С.Есенин.

- Какие стихи, песни, пословицы о России вы знаете?

- Составьте ассоциативный ряд со словом Россия.

Дети дают ответы: Москва, Россия, березы, родной дом, природа, люди.

- Какие выводы вы можете сделать из сказанного?

Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и поэты, музыканты и художники в своих произведениях образ Отчизны. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относится к природе, ценить людей, сохранять культуру и традиции своего народа.

-А что каждому из вас представляется, когда произносят слово Россия?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Чем мы будем заниматься?

- Как можем достичь цели?

Тема нашего урока: «Россия, Россия, нет слова красивей…»

2) Погружение в проблемное содержание. Изучение нового материала.

Давайте сейчас прочитаем в учебнике отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя Родина» и найдём в нём слова, связанные с музыкой.

- В чём, по-вашему, проявляется музыкальность лирического размышления писателя?

Содержание этого прозаического отрывка многозначно. Вся природа одушевлена, наделена человеческими свойствами – близка музыке. Весь текст о тишине, ив то же время он наполнен звуками. Здесь всё звучит, дышит музыкой.

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.

Исполнение «Песня о березке» слова С.Есенина, музыка Г.Струве

В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Существуют музыкальные инструменты, ставшие символом какого-либо народа.

- Какие русские народные инструменты вы знаете? Назовите.

У русских - это балалайка и гармонь. Их заливистые, серебристо-звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими.

Да, русский народ мудр и талантлив. Уж как пойдет петь да плясать, так на всю улицу веселье. А что может быть задорнее и радостнее удалой русской песни-пляски.

В исполнении ансамбля русских народных инструментов звучит русская народная песня «Камаринская»

-Какие музыкальные инструменты нужны для сопровождения этот произведения?

-Какой ритм они будут исполнять?

Исполнение песни с музыкально-ритмическими движениями по тексту.

- Что помогло нам передать радостный, танцевальный характер произведения?

Никакие музыкальные инструменты не подчеркивают ритм произведения как ударные инструменты.

3) Проецирование нового задания на другие ситуации. Закрепление нового знания.

Народная музыка лежит в основе творчества русских композиторов. Она как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила красоте и мастерству.

Сегодня мы послушаем музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского

Вопросы:

-Какую знакомую вам русскую народную песню вы услышали?

-Напойте ее.

Вы правильно все назвали. Это финал симфонии №4 П.И.Чайковского, а включил композитор в свою симфонию русскую народную песню «Во поле береза стояла».

-Подумайте, что изображает музыка? Какое настроение передает? Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

-Какую картину рисует?

-Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы создать образ? (динамика, регистр, тембр)

-В чьем исполнении прозвучало произведение? (симфонического оркестра)

Вопросы:

- Ребята, чем для нас является Москва?

Москва - это столица нашей Родины, сердце России

Россия – это огромная страна, но у каждого человека есть родной уголок, край, где он родился, дом, где он живет, это все, что его окружает.

5.Работа над репертуаром

Исполнение песни« Моя Россия» сл. Н.Соловьевой, муз. Г.Струве

-С каким настроением исполняется эта песня?

-Какие чувства здесь передает автор?

Рефлексия.

- Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу.

Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А»,

а кто считает, что еще не все получается – «О».

-Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

-Что вам особенно ярко запомнилось?

-Что интересного вы узнали?

-Достигли ли цели урока?

Вы замечательно работали, помогали в создании музыкального портрета России. Хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом «Русь».

Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания, друзья

Цель: овладение новым материалом, добиться спокойного, ровного звука, исполнения округлых гласных и четких, понятных согласных .Научиться понимать характер песни, а так научиться его передавать. Также важен «окрас» исполнения - каждый куплет должен быть исполнен по - разному, как с нюансами, так и с интонациями и выделениями важным слов в исполнении певцов.

Сначала познакомиться с текстом песни, рассказать, о чем она, понять характер лирический, комический, патриотический, и т.д.

Когда музыкальный материал изучен, подключаем музыкальное сопровождение. Желательно быстрое выучивание стихотворного текста. Следить за чётким пропеванием текста произведения, чтобы ученик не прожёвывал слова и правильно пел распевы слогов.

Одновременно со словами обращаем внимание ребёнка на нюансы в произведении, штрихи и т.д.

В заключении – пропеть песню полностью, учитывая всю проделанную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пейзаж в музыке", конспект урока в 5 классе.

конспект урока музыки в 5 кл....

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...

конспект урока 6 класс по теме: "Образы камерной музыки в творчестве Фридерика Шопена"

конспект урока 6 класса по программе Критской и Сергеевой...

Конспект урока 5 класс фольклор в музыке русских композиторов

Вольклор в музыке русских композиторов 5 класс...

Уроки Музыки. Конспект урока "Второе рождение музыки".

Уроки Музыки. Конспект урока "Второе рождение музыки"....

Конспект урока 6 класс урока музыки по теме: Музыкальный фольклор народов России

Обряды и  обычаи глубоко вошли в жизнь русского народа и стали ее неотъемлемой частью. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смена ...