Методическая разработка "Приобщение к духовной культуре, как части музыкальной культуры русского народа"
методическая разработка по музыке

Скорых Галина Анатольевна

Материал из опыта работы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 80»

Железнодорожный район города Барнаула Алтайского края

Тема:  «Приобщение учащихся к духовной культуре

  как части музыкальной культуры русского народа».

 Автор:  Скорых Галина Анатольевна – учитель музыки, истории МБОУ «Гимназия № 80».

Аннотация

  Проблема духовности достаточно остро стоит в современном обществе. Многие культурные традиции русского народа, формировавшиеся столетиями, оказались утерянными в послереволюционный период прошлого столетия. В настоящее время дети получают огромное количество отрицательной информации (неограниченный доступ к Интернет-ресурсам, телевидение и т.д.), которая негативно воздействует на общий уровень их воспитанности и культуры. Последствия «лихих девяностых» до сих пор оказывают негативное влияние на общество (социальное расслоение, недостаточный уровень нравственности в отдельных семьях, утеря многих нравственных идеалов обществом). Это и подсказывает современной школе изыскивать новые формы и методы работы с учащимися в данном направлении.

  Данная работа раскрывает следующие вопросы:

-нравственное воспитание и духовность;

-роль искусства  в процессе духовно-нравственного воспитания в школе;

-подход к духовной культуре как неотъемлемой части гуманитарного воспитания;

-механизм творчества учителя музыки.

  Данная работа может быть использована в работе учителями музыки в начальной, средней школе, педагогами школы искусств.

Введение

  Каждая образовательная область в современной школе вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. «Концепция образовательной области «Искусство» в 12-летней школе» (Москва-2000) привнесла новые требования к урокам искусства и, непосредственно, к урокам музыки. Уроки музыки, согласно данной концепции, должны быть ориентированы не только на освоение технических навыков, но обязаны развивать личность учащихся, их творческие способности.

  Спустя десятилетия, концепция претерпевала изменения и дополнения. Скорее даже это не изменения, а главные стратегические акценты образования и воспитания.

 Расширение работы с учащимися в области культуры стало заметным ныне признаком обновления образования. Об этом свидетельствует наступающая эпоха культурологических программ, разрабатываемых не только в образовательной области "Искусство", но и в других образовательных областях, что позволяет говорить о возможности культурологического подхода к преподаванию практически любого школьного предмета. Тому способствует и изменение понимания культуры не как совокупности художественной информации, но как нравственно-эстетической установки личности.

 Особая роль, согласно концепции, отводится предмету «Музыка», посредством которого осуществляется и творческая деятельность учащихся и художественное восприятие. Именно музыка способна тонко воздействовать на духовный мир ребенка, задевая струны его души. В основе своих уроков я ставлю воздействие на эмоции детей, их чувства. Особое внимание концепция требует уделить теме приобщения к духовной культуре. Именно  поэтому мной была выбрана тема: «Приобщение учащихся к духовной культуре как части музыкальной культуры русского народа».

  Цель данной работы:  изложить подход к урокам музыки с позиций духовно-нравственного воспитания. Обобщение собственного педагогического опыта.

 Данная методическая разработка может быть реализована в условиях современной школы.

Основная часть

1. Духовно-нравственное воспитание в системе образования.

  В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности (Ст.9, п.6.). Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

  Основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе.

  Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Необходимо отметить, что, в отличие от некоторых других религиозных мировоззрений, православие выступает во многом как бытийное, реально-практическое мировоззрение и рассматривает духовность не как отвлеченное, но как реально-практическое свойство человека, проявляющееся во внимательном, глубоком, уважительном отношении к жизни другого  человека, к собственной жизни как к внутреннему подвигу.

  Нравственность – рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Духовные истоки нравственности лежат, по мнению некоторых исследователей, в сфере любви к человеку и Богу, благоговения перед жизнью и другими высшими ценностями, боязни разрушить свою человеческую сущность и целостность, погубить свою душу.

  В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.

  В современном образовании уделяется особое внимание духовно-нравственному воспитанию. Воспитание обучающихся (согласно Концепции духовно-нравственного воспитания школьников) должно обеспечить: готовность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, пониманию смысла жизни, формирование морали, развитие совести и многое другое. Особую роль в этом процессе можно отвести урокам искусства (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура), так как именно художественный опыт человечества способен воздействовать на духовный мир ребенка.

  Творческой работе по приобщению учащихся к духовной культуре на уроках музыки способствует содержание программ по предмету различных авторов. Например, программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Г.С. «Музыка». В данной программе можно проследить наличие следующих тематических блоков: «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Высоко оценивается назначение предмета и в программе Науменко Т.И. и Алеева В.В. «Музыка» через наличие тем: «Тысяча миров музыки», «Вечные темы в музыке» и т.д. Можно выделить еще ряд авторских программ, в которых уделяется достаточное внимание приобщению к духовной культуре.

2. Творческая деятельность учителя.

   Как отмечается в ряде педагогических изданий и пособий для учителя, педагог должен не только стремиться к собственному духовному росту, но и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении. Оценить свое предназначение, найти путь к своему «я», внутренне приобщиться к национальной духовной традиции – религии, фольклору, архитектуре, искусству, философии, обрести радость бытия.

  Содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:

-опыт переживания высоких духовных состояний;

-опыт определения воспитанником актуальных для него смысложизненных и нравственных проблем;

-опыт разрешения нравственных проблем;

-опыт содержательного, духовного общения;

-опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, помощь людям, благотворительность и т.д.)

 Задачи непросты, но именно от духовно-нравственного уровня педагога зависит результат.

  Работа учителя по привитию интереса к духовной культуре в современной школе требует особого подхода, тактичности, системы. Учитель должен учитывать поликультурность и полирелигиозность контингента учащихся. Должен умело сочетать на уроках слушанье духовной и светской музыки с изложением исторических и религиозных событий, рассказах о житиях святых. Это требуется особенно в младших классах. Дети 7-10 лет не способны к обзору обширного поля событий Священной истории. Они едва ли в состоянии обозреть какое-нибудь одно, не очень сложное и длинное, но яркое событие из Ветхого и Нового Завета. В связи с этим даже тон библейских рассказов не должен быть педантичный и книжный, но вполне серьезный и отличаться особой задушевностью. В то же время серьезность рассказа не должна делать его скучным и вялым.

  Для привития интереса к духовной православной культуре в начальных классах я использую дидактические игры.

Урок музыки в 1 классе.

Тема: «Пришло Рождество, начинается торжество».

(После рассказа библейской истории о рождении Иисуса Христа)

-Ребята, как вы поняли, что происходило на Земле, когда родился младенец Иисус?

(Все радовались, приходили к нему с подарками).

-А что происходило на небе?

(Зажглась новая звезда).

-Правильно, ребята. А сейчас мы представим, что к нам с неба тоже спустилась звездочка.

(Учитель берет сделанную из фольги звезду)

-Эта звездочка – поющая. Как вы думаете, каким звуком она поет?

(Светлым, чистым, нежным, разные ответы).

-Мы попробуем спеть вместе с ней. (Ребенок берет в руки звезду, задает определенный звук и передает звезду следующему. Принявший ее должен держать звук и далее передавать звезду. Основная задача – через звук выразить свое восприятие предыдущего материала и работа над чистотой интонации).

Урок музыки в 6 классе.

Тема: «Ритм».

  На этом уроке мы с ребятами рассматриваем «Органный хорал» И.С.Баха и «Да исправится молитва моя» П.Чеснокова. Сравниваем эти произведения. Музыка западноевропейского композитора, также как и музыка Чеснокова, имеет культовое значение. Дети сами приходят к выводу, что оба эти произведения – очень возвышенны, в них – обращение к душе человека.

 Урок музыки – урок искусства. На своих уроках я не только знакомлю детей с образцами духовной музыки, но мы знакомимся также произведениями живописи, иконами, литературными произведениями духовной направленности. То есть, в моей работе фигурирует понятие «Синтез искусств».

Урок музыки во 2 классе.

Тема: «Великий колокольный звон».

  На этом уроке мы работаем с картинами И.И. Левитана «Московский дворик» и Ф.Я. Алексеева «Красная площадь в Москве». Беседуем о том, какой из колокольных звонов может звучать. Также говорим о том, что красотой колокольных звонов восхищались и поэты, и музыканты.

 На этом же уроке мы разучиваем старую детскую песню на слова И.Аксакова «После трудов». Обращаю внимание на то, что иногда песни на слова поэтов складываются по образцу народных. Урок завершается стихотворением С.Есенина:

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко набежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

  Взаимосвязь музыки и цвета мы прослеживаем с детьми в разнообразных видах работ. Например, мы не только работаем с полотнами художников и иконописцев, но и сами рисуем «звучащие палитры», либо создаем их из уже предложенных цветов (см. «Приложение»).

3. Результативность

  В работе по вышеуказанной теме можно проследить следующие результаты:

-На уроках музыки сформировался особый творческий климат, позволяющий решать поставленные духовно-нравственные задачи, решать нравственные вопросы;

-Наблюдается повышение интереса учащихся к предмету, духовным традициям русского народа;

-Учащиеся с неподдельным интересом слушают и исполняют произведения духовной направленности (а-капелла), что хорошо отражается на результатах вокально-хоровой работы (чистота интонирования, ансамбль, строй, эмоциональное содержание музыки».

-Наблюдается пополнение речевого запаса.

-Учащиеся проявляют желание мыслить и рассуждать на темы нравственности и морали.

Заключение

  В период культурного возрождения духовных традиций России, задача уроков искусства в школе – средствами музыкального искусства донести до учеников понимание духовно-нравственных ценностей.

 Я считаю, что работа по вышеуказанной теме играет огромную роль в системе современного образования. Духовные традиции всегда являлись неотъемлемой частью русской культуры, частью национальной истории.

 Еще в XVIII в. великий русский путешественник и ученый С.П. Крашенинников ратовал за первейшее изучение своей земли. Он говорил: «Знать свое отечество по всех его пределах всякому, уповаю, небесполезно… Стараться знать состояние других государств, своего не ведая, кажется, не от того, кто не выуча азбуки, философские книги читать учился…»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я помогаю воспитывать в детях музыкальную культуру, как часть общей духовной культуры помочь ребенку раскрыться, поверить в себя, в собственные силы.

Музыкальный руководитель – это человек, который воодушевляет ребенка, вселяет в него уверенность в собственные силы, надежду на светлое будущее, помогает детям в дальнейшем добиваться успеха в с...

Отчёт по методической проблеме учителя музыки Толстой А.В.: "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры".

Краткий отчёт по методической проблеме и работе в средних классах на уроках музыки с приложениями итоговых тестовых и контрольных заданий в конце учебного года по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеев...

ИНОЯЗЫЧНАЯ КУЛЬТУРА, КАК ЧАСТЬ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Нравственность, которая является источником духовности, не просто формируется, она воспитывается у нас с малых лет. Система образования играет большую роль в образовании и становлении личности че...

Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры"

Индивидуальная тема самообразования.              "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части ...

Конспект урока в 10 классе по теме "Культура речи - часть общей культуры человека"

Тема урока злободневная. Даётся подробный план-конспект урока  от и до. Интересна форма проведения, на системно-деятельностой основе в соответствии с требованиями ФГОС. Учитель выступает как дири...

Методическая разработка "Развитие чувства ритма и формирование музыкальной культуры младших школьников"

В работе отражены теоретические и методические аспекты формирования и развития чувства музыкального ритма у детей младшего школьного возраста....