Знакомство с музыкальными инструментами, их названиями и звучанием.
статья по музыке

Елена Юрьевна Писарева

      Чтобы почувствовать произведение, «войти в него», нужно вслушаться в музыку, услышать каждый инструмент в оркестре. Знакомлю детей с музыкальными  инструментами на занятиях, на развлечениях. Традиционным стало у нас развлечение  «Музыкальные инструменты», на котором дети слушают выступление  оркестра, многие  играют в нём сами, отгадывают  музыкальные загадки. Варианты этого досуга различны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_muz._instrumentami.docx25.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Знакомство с музыкальными  инструментами,

их названиями и звучанием.

      Чтобы почувствовать произведение, «войти в него», нужно вслушаться в музыку, услышать каждый инструмент в оркестре. Знакомлю детей с музыкальными  инструментами на занятиях, на развлечениях. Традиционным стало у нас развлечение  «Музыкальные инструменты», на котором дети слушают выступление  оркестра, многие  играют в нём сами, отгадывают  музыкальные загадки. Варианты этого досуга различны. Когда школа приобрела новые инструменты для детского оркестра, ребята впервые обыграли здесь непривычные по звучанию металлофоны и ксилофоны. А с  виолончелью  и скрипкой  дети познакомились при помощи яркой  музыкальной  презентации.

       Познакомила детей с оперой  А.Прокофьева «Петя и волк». Школьники впервые услышали звучание фагота, кларнета, а в заключение все  инструменты прозвучали в яркой оркестровой картине.

       Итак, знакомство с музыкальными инструментами состоялось. Что же дальше?

       Второй этап – знакомство с классической музыкой.

       Встреча с музыкой должна поразить воображение детей, запомниться им. Поэтому при  подготовке мероприятий стараюсь так строить беседу, подбирать  музыкальный материал, чтобы он был доступен, интересен детям, выбираю самые яркие музыкальные произведения. Какие же мероприятия у нас проводились?

«Классическим» стал у нас досуг «Детям о Чайковском». Сколько здесь прозвучало прекрасной, выразительной музыки! Дошкольники знакомились с пьесами из «Детского альбома». В нём много близких и понятных им картинок и образов. С увлечением слушали ребята новые для них, внепрограммные произведения «Баба Яга», «Игра в лошадки». Дети исполняли под звуки «Неаполитанской песенки» танец – импровизацию с бубном и кастаньетами. Пьеса оставила  такие  яркие впечатления, что стала любимой у детей. Очаровали детей также «Танец Феи Драже»  и «Танец маленьких лебедей» из балета П.И.Чайковского. После  досуга дети увлечённо передавали свои впечатления в рисунках.

     Хочется сказать об одном досуге для детей. Это досуг «Пушкин и музыка». Он прошёл интересно. На нём познакомила детей с двумя шедеврами: «Сказкой о царе Салтане» А.С.Пушкина и одновременной оперой  Римского-Корсакова, которая явилась как бы иллюстрацией к стихам. Сначала очень волновалась: как получится? Понравится ли ребятам музыка, вызовет ли отклик? Дети были очень внимательны: музыка их буквально захватила. Дети увлечённо обменивались впечатлениями, отразили их в рисунках. Активны были самые робкие. У каждого появился свой любимый музыкальный отрывок. Изменился и характер оценки произведения. Если раньше оценка сводилась лишь к тому, понравилась музыка или нет, то теперь ребята стали сами  искать объяснение своему отношению, чаще говорить о выразительных средствах  музыки. Богаче стал словарь детей.

       Хочу процитировать следующие рассуждения своих ребят, которые  для себя записала: Наташе понравилась музыкальная картинка «Белка»: «Музыка легкая, смешная, забавная, высокие звуки. Наверное, белка очень весёлая». Заворожил ребят музыкальный отрывок «Тридцать три богатыря». Один из мальчиков сказал: « Какая красивая музыка! А ещё слышно как море шумит»., «Это какая- то могучая музыка, ведь богатыри сильные и ловкие» Надо было видеть с каким любопытством они «впитывали» каждый звук сказочного марша. С большим  чувством Светлана говорила о полюбившимся отрывке «Царевна –лебедь» : «Музыка очень красивая, похожая на песню, величавая, плавная, а потом она как будто переливается, это похоже на волны- Царевна взмахнула крыльями».

Изменение суждений о музыке обрадовало меня. Ведь это значило, что предварительная работа не прошла даром, обогатила эмоциональный багаж детей. Вызвала интерес к классике.

Я говорила о сочетании видов искусств. Примером такой работы являются интегрированные занятия. Чаще их провидит воспитатель, но всегда - в контакте с музыкальным руководителем. Умение слушать, чувствовать мелодию помогает ребятам раскрыть тему в рисунке. Работы получаются разнообразные, выразительные, созвучные музыкальному произведению. В такой форме были проведены занятия, закрепляющие знания детей по теме «Времена года»: «Пришла весна», «Осень разноцветная», «Зимушка-зима».

И, наконец, ещё один – третий – этап на пути знакомство с классикой -классическая музыка на праздничных утренниках. На осеннем утреннике в песнях, играх, хороводах звучит тема урожая, труда. А под какую музыку должна прийти на праздник Осень?- задумалась я. И решила: пусть это будет не привычная лирическая мелодия, а «Октябрь» («Осенняя песня» Чайковского). Рискованно ? Да. Но результат превзошёл все ожидания: музыка органично «вошла» в сценарий, подчеркнула характер персонажа. даже подсказала движения. (Осень в ярком расписном костюме шла по залу, разбрасывая вокруг жёлтые конфетти, как бы осыпая детей осенним золотом.

Праздник новогодней ёлки - это прежде всего сказка, которая уносит ребёнка в мир фантазий, будит воображение, наполняет сильными эмоциональными впечатлениями.

Как важно подобрать музыку, чтобы она  стала неотъемлемой частью, «изюминкой» сценария, чтобы ярко и выразительно «представила» персонаж или событие праздника. Звучит  «Вальс» Ребикова из оперы «Ёлка» -  и в сверкающем наряде появляется Снегурочка, лёгкая, изящная, весёлая, рассыпая вокруг снежинки, кружась  в ритме музыки. Дети замирают от восторга, погружаясь в мир сказки. Как любят девочки исполнять « Танец снежинок» под «Вальс» Гречаннинова. В аудиозаписи он звучит особенно выразительно. Лёгкость, воздушность мелодии подчёркивается звучанием колокольчиков в оркестре. «Как будто льдинки звенят»,-удивились дети, и танец стал любимым. Исполняя его, девочки старались подчеркнуть пластикой, движениями рук красоту, нежность музыки, именно музыка позволила детям выйти на новый, более высокий уровень исполнительства, а ведь это так важно!

Приближается праздник Победы. Как важно донести до детей, к счастью,не познавших войны, дыхание тех суровых дней, мужество и стойкость их прадедов. В  этот день у нас в гостях – ветераны войны. Для них -наши песни, стихи, пляски. А потом наступает главная минута – минута памяти, минута молчания. Звучит « Лунная соната» Бетховена, к центральной стене, нарядной и торжественной, ложатся  цветы,  как дань павшим. Как важны для малыша эти священные минуты, когда так ясно ощущается связь поколений, связь прошлого и будущего.Высокое чувство любви к Родине, преклонение перед теми, кто отдал за неё жизнь, -эти чувства помогает пробудить музыка. И каждый раз, когда в мелодии выражается эта волнующая, чарующая красота, о которой невозможно рассказать словами, ощущаю, что сердца детей делаются доверчивыми, открытыми.

Что мы уносим из детства? Порой самые неожиданные вещи: стихи, которые разучивал с нами отец, мамину колыбельную, радость новогодней ёлки, красоту распустившегося цветка.

От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством, музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Граница между Европой и Азией. Удивительные истории в географических названиях.Первопроходцы - инки, покорители вершин Южной Америки.Знакомство с африканской народностью ибо.Ремесла России.

Граница между Европой и Азией.Удивительные истории в географических названиях.Первопроходцы - инки, покорители вершин Южной Америки.Знакомство с африканской народностью ибо.Ремесла России....

Конспект урока английского языка для 5 класса «Знакомство с названиями животных»

Урок -знакомство с названиями животных на английском языке для учащихся 5 класса....

Конспект логопедического занятия по теме: "Знакомство детей с названием частей артикуляционного аппарата,образование звуков в нем.Уточнение понятий:"слово", "предложение".

Конспект логопедического занятия  по профилактики дисграфии, для учащихся 1 класса с ОНР (3 уровень речевого развития)....

Презентация к 8у учебника Биболетовой 3кл на тему Знакомство с названиями продуктов

Презентация к 8у учебника Биболетовой 3кл на тему  Знакомство с названиями продуктов...

Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа

Hазвитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству....

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием"

Технология деятельностного подхода «Ситуация» Л.Г.Петерсон Цель занятия: Создать условие для развития музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому нар...