Тема урока: « Путешествие в мир музыки»
план-конспект урока по музыке

Акзамов  Александр Адамович

Тип урока: комбинированный урок

       Вид урока: классический урок.

        Цели урока:   вспомнить с детьми музыкальную азбуку(ноты), рассказать о композиторах, начать знакомство с творчеством зарубежных  композиторов  И.С. Баха, В.А. Моцарта, Франц Йозеф  Гайдана,Л.Ван Бетховена , Фредерик Шопен и русских М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова .Повторение названий инструментов музыкальных

Личностные результаты: воспитание  интереса учащихся к творчеству русских композиторов, любовь и уважение к русской музыкальной культуре.

•Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

•Формирование уважительного отношения к иному мнению

Метапредметные результаты:

Познавательные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Регулятивные: Принимать учебную задачу, понимать план действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать оценку учителя;

Коммуникативные: Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

Предметные: познакомить учащихся с произведениями русских  и зарубежных композиторов• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство;

•узнавать музыку и называть имена выдающихся композиторов  разных стран мира;

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_k_uroku_muzyki.docx29.07 КБ
Office presentation icon muzyka_3.ppt545.5 КБ
Файл krossvordy.docx858.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку музыки

учитель: Акзамов  Александр Адамович, учитель музыки,

МКОУ Александровской ООШ

Описание: конспект урока представлен в виде технологической карты по ФГОС.

Учебный предмет:  музыка

Класс:   2

Обучение ведется по учебнику « Музыка»  авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,

 Т,С,     Шмагина

Урок рассчитан на учащихся 2-го класса.. В классе 9 человек. Общий темп деятельности  класса – хороший.  Внимание у детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается высокий уровень познавательной активности.

Тема урока: « Путешествие в мир  музыки»

Тип урока: комбинированный урок

       Вид урока: классический урок. 

        Цели урока:   вспомнить с детьми музыкальную азбуку(ноты), рассказать о композиторах, начать знакомство с творчеством зарубежных  композиторов  И.С. Баха, В.А. Моцарта, Франц Йозеф  Гайдана,Л.Ван Бетховена , Фредерик Шопен и русских М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова .Повторение названий инструментов музыкальных

Личностные результаты: воспитание  интереса учащихся к творчеству русских композиторов, любовь и уважение к русской музыкальной культуре.

•Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

•Формирование уважительного отношения к иному мнению

Метапредметные результаты: 

Познавательные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Регулятивные: Принимать учебную задачу, понимать план действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать оценку учителя;

Коммуникативные: Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

Предметные: познакомить учащихся с произведениями русских  и зарубежных композиторов• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство;

•узнавать музыку и называть имена выдающихся композиторов  разных стран мира;

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам.

Предполагаемый результат развития  УУД:

Личностные:

  • повышение познавательного интереса к предмету
  •  развитие коммуникативных способностей.

 Регулятивные:

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные:

Учащиеся получат возможность научиться:

  • четко и ясно выражать свои мысли
  • слушать других

Познавательные:

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Давать ответы на поставленные вопросы.

На уроке  используются следующие методы обучения:

  1. по виду источника информации:
  •  словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  •   наглядные

2.по виду познавательной деятельности:

  • объяснительно-наглядный;
  • проблемно-поисковый (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

3.По дидактической цели:

  • метод закрепления знаний
  • метод изучения новых знаний
  • метод контроля
  • Применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная,  которые в ходе урока сменяют друг друга.
  • Ресурсы:

Оборудование-для учителя:

Компьютер, экран, «музыкальная азбука»(интерактивная книга), баян, раздаточный материал, презентация к уроку.

-для учащихся :Тетради, ручки, хорошее настроение.

Структура урока:

1.Организационный момент -(1 минута)

2.Актуализация опорных знаний – (10 минут)

3.Первичное закрепление материала- (10 минут)

4.Обощение и систематизация знаний –(20 минут)

5. Домашнее задание  (1 минута)

6.Рефлексия –(3 минуты)

Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы приемы и средства

Формируемые УУД

1

Подготовить учащихся к работе на уроке

Наш сегодняшний урок будет необычным, мы отправимся в путешествие. Путешествия бывают разные. Совсем недавно у вас были каникулы, и кто-то путешествовал по стране, кто-то ездил в гости в, кто-то отдыхал на природе. Мы предлагаем отправиться в путешествие всем классом и прямо сейчас. Наше путешествие будет необычным – музыкальным!

Слушают учителя

Беседа

2

Обобщить полученные знания, проверить усвоение предыдущей темы

Сейчас послушайте песню и подумайте и подумайте о чем мы сегодня будем говорить? (произведение 1 звучит песня Пинегина А. «Зимняя сказка»)

Так о чем мы будем говорить?

А как вы это поняли?

Правильно ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в музыкальный зимний лес.

Зима (СЛАЙД 2)

В серебристом вся наряде к нам зима опять идет.

И красы жемчужной ради косы инея плетет.

И магическим движением захоложенной руки

Выпускает с откровением леденящие комки.

Кружит Зимушка небрежно в танце медленном своем

От нее же пахнет свежим, хладным, снежным молоком.

От морозов и метелей разрывается душа,

А зима с берез и елей сыплет снегом, не спеша.

(Наталья Валявина)

(СЛАЙД 3)

Мы идем по зимнему лесу, под ногами хрустит снег. Лес как в сказке: стоят ели, опустив свои лапы, покрытые снегом. Вот дорога, по которой мы идем. Посмотрите, вдалеке что-то виднеется. Давайте пойдем дальше. Вот мы оказались в березовой роще.(СЛАЙД 4)  Березы стоят стройные – они тянутся высоко к небу. Когда смотришь на них, хочется вытянуться, поднять глаза к голубому зимнему небу и послушать тишину, которая царит в роще. Давайте послушаем звенящую тишину березовой рощи.

(ПРОИЗВЕДЕНИЕ 2Звучит  «Концерт ми- минор»  Г. Ф. Телемана)

( Слайд 5) Что вы услышали? Какие звуки леса?

Какой инструмент играл?

Почему флейта?

Музыка какая?

Мы можем услышать в лесу много звуков. Например, как падает снег?

А если мы пойдем и заденем ветку, то снег как упадет?

И от этого звука громкого может испугаться птица, как она испугается?

Так же мы можем услышать как падают снежинки, как трещат деревья от мороза.

Все,  что мы сейчас услышали, можем озвучить сами.Ребята, а как называется группа музыкантов, которая вместе исполняет произведение музыкальное?

Молодцы. Сегодня мы с вами будем оркестром.

На урок я принесла музыкальные инструменты. Сейчас мы с вами озвучим рассказ Михаила Пришвина «Тихий снег»

Послушайте, на что похоже звучание:

 ложек – на треск мороза

 погремушки –  на падающий снег

 треугольника –  как снежинка  ложится на ладонь

металлофон –  звук тишины

звук губами ш – ш – ш – напуганная птица.

Погремушка и бубен- снег сыпется

Разбираем инструменты.

(Инструменты раздаются детям)

А в оркестре кто главный?

Кто хочет быть дирижером?

(по возможности)

Слушают произведение

О зиме

В песне говорилось о зиме

Слушают учителя

Слушают учителя

Слушают произведение

(Тишину, шепот берез, падающий снег, треск мороза,  трескотню птиц …).

флейта

как будто птицы поют

спокойная, нежная

тихо-тихо

бухнет

вших

Слушают учителя

оркестр

Подбирают инструменты

дирижер

Беседа, обучение и слушание музыки, метод побуждения и развития интереса к музыке, метод эмоциональной драматургии

Поисковая ситуация

Принимать учебную задачу, понимать план действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем

плане; адекватно воспринимать оценку учителя;

•Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

•Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории

3

Проверить усвоение знаний учащихся

Озвучить услышанную музыку нам поможет произведение М. Пришвина «Тихий снег».(слайд 6)

Слушаем внимательно.

Исполнение в шумовом оркестре рассказа «Тихий снег». (слайд 7)

Говорят о тишине: «Тише воды, ниже травы». Но что может быть тише падающего снега? Вчера весь день шел снег, и как будто это он с небес принес тишину (металлофон). И всякий звук только усиливал ее: мороз прикоснулся к деревьям, и они слегка потрескивают (ложки), снежинка опустилась на ладонь (треугольник), вспорхнула испуганная птица (ш-ш-ш), с веток посыпался снег (погремушка), но тишина от всего этого росла. Какая тишина, какая благодать!  (металлофон).

Молодцы! Кто хочет еще?

Озвучивают рассказ

Беседа, слушание произведение, анализ произведения, беседа о прослушанном произведении.

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять омузыкальных произведениях как способе выражения чувств имыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство;

•узнавать музыку (из произведений программы) и называть имена выдающихся композиторов и исполнителейразных стран мира;

использовать музыкальные образы при создании  музыкально-пластических композиций, исполнении инструментальной  импровизации

4

Обобщить знания учащихся

Мы с вами находимся в необыкновенном лесу. И если прислушаться, то можно понять, что снежинки не просто падают с небес, а вот что они делают, нам подскажет музыка. Давайте послушаем.

(произведение 3Звучит «Большой вальс» А. Глазунова из балета «Раймонда» (слайд 8)

Что вы услышали?

Что же делают снежинки?.

Какой танец могли танцевать снежинки, если они кружились?

 Мы можем сейчас превратиться в снежинок. Посмотрите, наши пальчики –снежинки. Они должны быть раскрытыми, но в то же время мягкими, пушистыми. В нашем лесу есть ветер, поэтому снежинки не сразу падают, ветер кружит их в самых замысловатых хороводах. Сейчас превратили наши руки в снежинки и под музыку изобразим как танцуют снежинки. Приготовили руки.

(произведение 3 Звучит «Большой вальс» А. Глазунова из балета «Раймонда»)

( во время показа можно вызвать 2-3 человека к доске)

Ребята, а когда танцуют и показывают пластические движения, что это? Как это называется?

Кто отважится показать балет у доски под музыку? Кто покажет как танцуют

снежинки?

Молодцы! Снежинки можно изобразить не только с помощью пальчиков, их можно сделать  из бумаги. Посмотрите на доску!

Кто сможет придумать танец снежинок на доске?

(Смотрите ребята, на доске появился танец снежинок, который идет по кругу, который кружит их)

А кто придумает еще танец снежинок у доски?

Теперь давай те посмотрим отрывок из настоящего балета (Балет видео) Посмотрите снежинки и в кругу танцуют, и в рядах, а теперь появились снежинки солисты. ( Слайд 5) Сейчас мы с вами смотрели и слушаливальс снежных хлопьев, музыку эту написал Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор

В одной из  сказок в снежной круговерти родилось сказочное существо – Снегурочка. (Слайд 10) Давайте вспомним, какая она? Вы не забыли, что наше путешествие музыкальное? Сейчас мы встретим ожившую музыкальную Снегурочку. (послушаем произведение)

(произведение 5пьеса Клода  Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».)

(Слайд 11) Какой вы представили себе девочку – Снегурочку? Расскажите, какая музыка? Какой музыкальный инструмент исполнял эту  пьесу?

 Ну, вот мы услышали девочку – Снегурочку, описали ее.

        

Слушают учителя

Метель, снег кружится

(Кружатся, танцуют)

(Кружение в вальсе).

Изображают снежинки

балет

Дети располагают на доске вырезанные из бумаги снежинки, но не хаотично, а стараясь изобразить движение (по кругу, спирали, и т. д.).

(Снежная, холодная, прозрачная….).

(светлая, нежная, хрупкая, таинственная

Арфа, скрипка

Беседа, слушание произведение, анализ произведения, беседа о прослушанном произведении.

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять омузыкальных произведениях как способе выражения чувств имыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство;

•узнавать музыку (из произведений программы) и называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира;

формулировать собственное мнение и позицию;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

•Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории

5

Домашняя работа

Дома я предлагаю вам нарисовать рисунки связанные с нашим сегодняшним уроком,! (СЛАЙД 13)

Слушают учителя

Объяснение

Самоанализ деятельности на уроке.

5

Оценивать свою деятельность

Наше сегодняшнее путешествие помогли совершить композиторы: (СЛАЙД 12) Георг Телеман,  он помог нам услышать тишину леса, Клод Дебюсси – французский композитор, помог нам услышать Снегурочку, Петр Ильич Чайковский помог услышать вальс снежных хлопьев.

 Наше путешествие заканчивается. Возвращаемся из леса в класс вместе с песней, которую мы пели с вами в начале путешествия. Теперь вы эту песню слышали, слова есть на доске, поэтому поем все вместе, ярко и красиво.

 Исполнение песни «Зимняя сказка» (7) (СЛАЙД 14)

 Спасибо за урок

Слушают учителя

Исполняют песню

Беседа, развитие навыков хорового пения

Самоанализ деятельности на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великие композиторы мира! Акзамов Александр Адамович

Слайд 2

Людвиг Ван Бетховен Людвиг Ван Бетховен (нем. Ludwig, крещён 17 декабря 1770, Бонн, Вестфалия — 26 марта 1827, Вена, Эрцгерцогство Австрия) — великий немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков». Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.

Слайд 3

Вольфганг Амадей Моцарт Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоганн Хризосто́м Вольфганг Теофи́л Моцарт (немецкое произношение имени ;27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор, инструменталист и дирижёр, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.[1] Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.

Слайд 4

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804 – 1857) Михаил Иванович Глинка — русский композитор , родоначальник русской классической музыки . Автор опер «Жизнь за царя» (« Иван Сусанин », 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере- сказке , опере- былине . Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), « Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма . Классик русского романса . «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации (1991—2000). Учреждены Глинкинские премии (Митрофаном Петровичем Беляевым; 1884—1917), Государственная премия РСФСР имени Глинки (в 1965—1990); проводится конкурс вокалистов имени Глинки (с 1960).

Слайд 5

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич (1891 – 1953) Сергей Прокофьев родился в семье крестьянина на Украине. Его мать научила игре на фортепиано , и с раннего детства Сергей проявлял недюжинные музыкальные способности. Музыкой Сергей увлекся с детского возраста. В 5 лет он начал играть на пианино, а чуть позже – сочинять первые пьесы. Он написал партитуру к опере "Великан" уже в возрасте 9 лет. Окончил Санкт-Петербургскую Консерваторию . Композиторы Римский-Корсаков и Анатолий Лиадов обучали его композиции . Прокофьев давал туры по России, его концерты хорошо принимались в Москве и Санкт-Петербурге. Он сочинял и играл в Европе и Америке. Он принес огромный опыт в российское кино, которого набрался в Голливуде. Его музыка была использована в фильмах Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" и "Иван Грозный". Во время войны Прокофьев вел очень активную музыкальную деятельность: великолепная Пятая Симфония , балеты "Ромео и Джульета" и «Золушка». Среди известных сочинений композитора: оперы «Повесть о настоящем человеке», «Маддалена», «Игрок», «Огненный ангел», «Война и мир», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка». Сергей Прокофьев родился в семье крестьянина на Украине. Его мать научила игре на фортепиано , и с раннего детства Сергей проявлял недюжинные музыкальные способности. Музыкой Сергей увлекся с детского возраста. В 5 лет он начал играть на пианино, а чуть позже – сочинять первые пьесы. Он написал партитуру к опере "Великан" уже в возрасте 9 лет. Окончил Санкт-Петербургскую Консерваторию . Композиторы Римский-Корсаков и Анатолий Лиадов обучали его композиции. Прокофьев давал туры по России, его концерты хорошо принимались в Москве и Санкт-Петербурге. Он сочинял и играл в Европе и Америке. Он принес огромный опыт в российское кино, которого набрался в Голливуде. Его музыка была использована в фильмах Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" и "Иван Грозный". Во время войны Прокофьев вел очень активную музыкальную деятельность: великолепная Пятая Симфония, балеты "Ромео и Джульета" и «Золушка». Среди известных сочинений композитора: оперы «Повесть о настоящем человеке», «Маддалена», «Игрок», «Огненный ангел», «Война и мир», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка».

Слайд 6

РА Х МА НИ НО В Се р ге й Ва си ль е ви ч (1873 – 1943) Сергей Васильевич Рахманинов – композитор, пианист. Еще с детства проявилось увлечение музыкой. Поэтому уже в 9 лет он стал обучаться на фортепианном отделении консерватории Петербурга. Также Сергей Рахманинов учился в Московской консерватории. Он был одним из лучших учеников и получал стипендию имени Н. Г. Рубинштейна. На заключительном экзамене по гармонии П. И. Чайковскому так понравились сочинённые Рахманиновым прелюдии, что он поставил пятёрку, окружённую четырьмя плюсами. Наиболее значительное из ранних произведений — одноактная опера «Алеко» на сюжет А. С. Пушкина. Она была закончена в небывало короткий срок — чуть больше двух недель. Комиссия поставила Рахманинову высшую оценку, ему была присуждена Большая золотая медаль. Премьера «Алеко» в Большом театре имела огромный успех. Всего Рахманинов написал около 80 романсов. Рахманинов неоднократно выступал в ансамбле с русским певцом Федором Ивановичем Шаляпиным.



Предварительный просмотр:

Композиторы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Конспект урока в 9 классе. Тема урока: Путешествия. Загадки нашей планеты.

Цели урока: введение новой страноведческой информации...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».

Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.Сегодня мы с вами отправимся ...

Открытый урок по английскому языку. Тема урока: «Путешествие в мир профессий»

Цели  данного урока: 1.Активизировать лексические навыки по теме «Профессии», «Черты характера». 2. Совершенствовать грамматические конструкции: формы будущего времени, оборота to be go...

Методическая разработка на тему: урок-путешествие «Путешествие в мир танца»

Разработка адресована организаторам внешкольной работы, хореографам и рассчитана на учащихся начальных и  средних классов.Цель: эстетическое воспитание детей средствами хореографического искусств...

РАЗРАБОТКА УРОКА на тему "Урок-путешествие" (билингвальный урок)

Целью урока является развивать умения говорить и читать в рамках темы на двух языках (английском, немецком)...