Сценарий урока для 9 класса по музыке по теме "Искусство - это твой собственный голос".
план-конспект урока по музыке (9 класс)

Кудрявцева Татьяна Владимировна

Разработка сценария урока для 9 класса, 3 четверть, 3 урок. Содержание урока с материалом для презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_-_eto_tvoy_sobstvennyy_golos.docx19.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Искусство – это твой собственный голос.

С ранних лет мы знаем, что музыка не может полноценно звучать без помощи трёх основных составляющих – исполнитель, композитор и слушатель.

Это верно для музыки композиторской, то есть - профессиональной.

Однако нам важно знать и то, что за пределами композиторской музыки, существует огромное количество других видов музыки, которая возникла без помощи трёх указанных основных составляющих.

 Это - народная музыка, в которой зачастую  соединяются в одном лице и исполнитель, и композитор, и слушатель. Как, например, купальские песни – целый песенный цикл, восточнославянский песенный цикл, сопровождавший народные гуляния в дни летнего народного праздника Ивана-Купалы.     

Это и музыка обрядовая и богослужебная, в которой вообще не предполагается, в традиционном понимании,  участия  этих трёх основных фигур – композитора, исполнителя и слушателя. Например, обрядовая волочебная песня «По улице, по широкой». В пасхальное воскресенье народ ходил по гостям из дома в дом, сопровождая свои гуляния исполнением поздравительно-величальных песен.                  

В современном мире возникло множество разнообразной музыки, включая и те виды, о которых мы уже говорили  в предыдущем разделе, позволяющей вести речь об отсутствии знакомом нам с детства единстве трёх участников музыкального процесса.

Однако, бесспорно то, что музыка просто не умеет существовать вне человека. Обращаясь к современной реальности, мы можем сказать, кто же этот человек? Звучит очень много различной музыки, а об авторах этой музыки порой ничего не известно.  И, конечно же, мы сами очень любим петь, иной раз даже не очень-то и смущаясь неимением голоса и музыкального слуха.

На Интернет-сайтах опубликовано  много материалов, которые по своему характеру напоминают социологические опросы  и представляют мнения людей, поделившихся на два полярных сообщества: тех, кто петь умеет и любит, и тех, кто петь не любит.  Если обратить внимание на качество характера высказываний тех, кто любит петь, то получается, что они без пения теряют смысл жизни.

Например, вот некоторые из высказываний:  «Я вообще не умею петь. Но люблю». «Когда настроение хорошее, так и тянет запеть… причём при всех, чтобы все видели, как у меня всё здорово!» «Порой у человека это единственная возможность выразить свои чувства, когда обычные слова теряют смысл окончательно».

«… получится ли что-нибудь из нашей затеи, но это, по большому счёту, неважно. Важно, что мне нравится с ним петь…». «Если бы  меня лишили голоса, я не знаю, смогла бы я жить? Конечно, не умерла бы, но жить было бы  нелегко, потому что есть такие эмоции, которые человек может выразить только в песне».

И что поразительно, но даже те, кто не любит  петь, оставили на форумах такие признания:

«Я смирилась с тем, что у меня нет музыкального слуха и голоса. Времени на развитие этого таланта тоже нет -  развиваю то, что умею». «Не люблю петь, потому что не умею, а за обучение пению берут большие деньги. Поэтому я не пою, даже когда одна дома, а так хочется…».

Оказывается, «нелюбовь» к пению практически не отличается от любви к пению: просто одни люди любят исполнять песни и поют, не смотря ни на что, а другие и хотели бы, но, по разным причинам, не могут себе этого позволить.  Основная мысль, объединяющая эти высказывания, гласит о том, что человеку необходима песня, необходима музыка! «Искусство - это твой собственный голос. Каким бы он ни был, ты миришься с ним и говоришь, как можешь, ибо у тебя нет выбора» - так утверждал английский писатель Джон Фаулз.

 Как вы думаете, почему человеку необходимо пение?

Пение необходимо человеку для эмоциональной разрядки, для того, чтобы выразить свои эмоции, когда не хватает слов, для самовыражения,  для общения с другими людьми. Песня смывает печаль и весь негатив, который может накопиться и осесть в уголках нашей души. Если на душе тоска и нет желания раскрывать душу даже самым близким своим друзьям – опять на помощь придёт песня. С ней можно поделиться и горестями и радостями.

Очень хорошо сказал Вадим Семернин  о миссии пения в нашей жизни:

«Нет на свете лучше инструмента:

Голоса, что музыкой живёт.

Нет для сердца лучшего момента,

Если хор возвышенно поёт…

Будто бы звучат органа трубы –

Тело так людей напряжено,

О святом о чём-то шепчут губы,

Что с молитвою сопряжено.

Вознесётся голос, в небе тая,

Словно это ангелы поют,

И летает звук, не улетая,

Да и сам ты будто уж не тут!

Голос, голос, кто тебя не слышит,

Тот без крыльев на земле живёт:

Кажется, что это небо дышит,

Кажется, что даль тебя зовёт.

Звуки всё просторней, всё согласней,

Будто наполняют паруса…

Я не знаю музыки прекрасней,

Чем людские эти голоса!»

Такая музыка является личным  пространством  человека. В пении он передаёт свои самые непосредственные и близкие ему интересы, выражает своё настроение.  

Пение - это именно та форма музыки, в которой каждый человек может самореализоваться.

 

На экране.

Эпиграф: «Мне так нужно сейчас петь! Но я не умею, братцы…». Е. Гришковец, современный писатель.

Картина: Генрих Семирадский. «Ночь на Ивана Купалу».

Звучит народная песня: Родничок «Ой рано, на Ивана (купальская)».

Картина: И. Прянишников.  «Пасха».

Звучит музыка: «По улице, по широкой» (волочебная на Пасху).

Картина. Песни под гитару у костра.

Звучит музыка: дворовая песня под гитару «О любви».

Пауза (ответы детей).

Картина. Ф. Зандоменеги. «Урок пения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 8 класс-Искусство (Музыка), тема"Портрет"

Урок посвящён знакомству с жанром портрета  - 8 класс...

Сценарий урока 10 класса по теме "Исследование функции с помощью производной." Решение задач

Цель урока : Совершенствование навыка решения задач по теме.Форма проведениея урока: Урок - практикум.Особенностью урока является возможность  сосавить индивидуальный план  работы для у...

Сценарий урока "Сказочные образы в музыке" (5 класс)

Конспект-сценарий урока по Музыке для 5 классов в соответствии с ФГОС второго поколения...

сценарий для пятого класса "Живописная музыка и музыкальная живопись"

На этом уроке  ребята знакомятся с картинами известных русских художников И Шишкина, И. Левитана и учатся анализировать, проводить параллели между картинами природы имузыкальными произведениями Э...

Интегрированный урок 8 класс (литература-музыка) "Лев Николаевич Толстой и музыка"

Интегрированный урок  (литература - музыка) для обучающихся 8 класса. Тема: "Лев Николаевич Толстой и музыка".  Цели и задачи урока: -расширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н....

Комбинированный урок в классе фортепиано " Музыка родной природы"

Комбинированный урок "Музыка родной природы" создан в помощь преподавателям Детских школ искусств и музыкальных школ для занятий на уроках фортепиано для учащихся младших классов. Такой...

Конспект урока 7 класс Когда музыка не нуждается в словах

Тема: Когда музыка не нуждается в словах...