Картотеки
методическая разработка

Звонкова Оксана Александровна

Картотека предназначена для включения упражнений в образовательный процесс и относится к здоровьесберегающим технологиям

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 10 «Светлячок» города Заринска

Картотека «Дыхательные упражнения»

Разработчик: Звонкова О. А.,

музыкальный руководитель

Заринск, 2020


Карточка № 1

Упражнение «Ладошки»


Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То спокойно выдыхаем.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю.

         На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох. На счет 4 делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд.

 

Норма: 4  раза по 4 вдоха-движения.

Карточка № 2

Упражнение «Погончики»

Вот погоны на рубашке,

Темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик –

Летчик я военный!

Дети стоят ровно и прямо.  Ноги  чуть уже, чем на ширине плеч. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.

        На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз к полу (руки от плеч до кончиков  пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки в стороны при этом не разводятся, то есть раскрытые ладошки рядом) – вдох!

         Возвращаем руки в исходное положение: прямые руки вновь слегка сгибаются в локтях, кисти сжимаются в кулачки и располагаются близко друг к другу, прижимаясь к животу на уровне пояса – выдох уходит пассивно.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

Карточка № 3

Упражнение «Насос»

 («Накачиваем шины»)

По шоссе летят машины-

Все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

        Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и расслаблены.

На счет "раз" слегка наклоняемся вниз руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, голова опущена - вдох. Опускаются вниз верхняя часть туловища, т.е. наклон осуществляется за счет округленной спины, ноги прямые.

«Два»- выпрямились, но не полностью, т.е. спина не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулившись,- выдох ушел пассивно.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-поклона.

Карточка № 4

Упражнение «Кошка»

 (приседание с поворотом)

Мягонько ступают ножки,

Язычком ест вместо ложки,

Ты погладь ее немножко –

Сразу замурлычет … (кошка)

        Дети стоят ровно и прямо; ступни ног уже, чем на ширине плеч; руки наполовину согнуты в локтях, расслабленные кисти рук находятся впереди на уровне пояса.

        На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем 1 раз (ноги чуть сгибаются в коленях), а кисти рук одновременно делают хватательные движения (кулачки резко сжимаются) – вдох!

        Сразу же после этого ноги распрямляются, кулачки, находящиеся на уровне пояса, разжимаются, затем верхняя половина тела «идет» обратно, - выдох уходит пассивно: «Кошка пытается схватить мышку»

        На счет «два» - в левой конечной точке ноги снова слегка сгибаются в коленях, а кисти рук, находящиеся на уровне пояса, теперь делают

хватательное движение слева – с шумным и коротким вдохом через нос.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-поклона.

         

Карточка № 5

Упражнение «Обними плечи»

 (вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти!»)

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

Носиком вдыхаю.

        Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровне груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.

        На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник  - вдох!

        Сделав 4 вдоха-движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнять эти упражнения 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха. Это норма для ребенка 3-6 лет.

Карточка № 6

Упражнение «Большой маятник»

(«Игрушки-неваляшки»)

Наклонилась неваляшка,

Но упасть – не упадет,

Даже если кот мой Яшка

Неваляшку в бок толкнет.

В бок толкнет игрушку он

И в ответ услышит звон.

Интересно очень Яшке,

Что внутри у неваляшки?

Дети стоят ровно и прямо, голова слегка опущена (смотреть на ступни своих ног). Руки свободно висят перед собой кистями к коленям. Это комплексное упражнение, состоящее из двух простых: «Насос» и «Обними плечи».

На счет «раз» слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена, кисти рук тянутся к коленям – вдох! (как в упражнение «Насос»). Возвращаемся в исходное положение (выдыхая и полностью выпрямляясь), но и слегка откидываемся назад, прогибаясь в пояснице, на счет «два» запрокидываем голову вверх и сверху, «с потолка», - вдох! Мы себя как бы обнимаем. Во время поклона нельзя низко кланяться, кисти рук не должны доходить до колен.

Получается так: руки к коленям – вдох «с пола», руки к плечам – вдох «с потолка».

Норма: 4 раза по 4 движения-вдоха.

Карточка № 7

Упражнение «Повороты головы»

(«Вправо-влево»)

Ежик по лесу гулял

И цветочки собирал.

Справа – белая ромашка,

Слева – розовая кашка.

Как цветочки пахнут сладко!

Их понюхают ребятки.

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища, смотрим перед собой.

        На счет «раз» слегка поворачиваем голову вправо – «вдох»! Затем, не останавливаясь посередине, сразу же на счет «два» слегка поворачиваем голову влево тоже вдох! Шея во время поворотов ни в коем случае не напрягать, она абсолютно свободна. Болевых ощущений не должно быть. Нужно с осторожностью подходить к выполнению этого упражнения.

Упражнение можно делать сидя.

        

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

Карточка № 8

Упражнение «Ушки»

(«Ай-ай», или «Китайский болванчик»)

Ай-ай-ай!

Проказник мишка

Разбросал по лесу шишки!

Будем головой качать,

Носом правильно вдыхать.

        Дети стоят ровно и прямо, смотрят прямо перед собой. Руки висят вдоль туловища, ноги уже, чем на ширине плеч.

        На счет «раз» слегка наклонить голову к правому плечу – вдох! Затем, не останавливая голову посередине, на счет «два» слегка наклонить голову к левому плечу – тоже вдох! О выдохе не думать, он уходит в промежутках между наклонами-вдохами. Плечи не поднимаются. Упражнение можно выполнять сидя.

        

Норма: 4 раза по 4 вдоха - движения.

Карточка № 9

Упражнение «Маятник головой»

(«Малый маятник»)

Тик-так! Тик-так! Стучат часы,

И маятник качается.

У наших добрых малышей

День новый начинается!

Дети стоят ровно и прямо, ноги уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища. На счет «раз» опустить голову вниз (посмотреть в пол) – вдох! И сразу же без остановки (не возвращая голову в и. п.) на счет «два» откинуть ее вверх (посмотреть в потолок) – вдох!

Выдох уходит посередине каждого вдоха. Следить, чтобы шея была абсолютно свободная, ненапряженная.

 Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

        

Карточка № 10

Упражнение «Цветок»

Упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов.

И.п.- стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдыхаем через рот, губки «трубочкой», медленно выпуская воздух.

Упражнение «Собачка»

( закаливание зева)

И. п. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь, охлаждение зева (как это делает собачка).

Карточка № 11

Упражнение «Лягушка»

(оздоровительное упражнение для верхних дыхательных путей)

К нам лягушка прискакала,           Шлепают ладошками по коленям.

Тихо- тихо прошептала:

-Ква-а-а! Ква-а-а!                           Шлепают ладошкой по рту.   

Услыхали комары,                          Гладят носик.

Засмеялись:

-Хи-хи-хи!                                       Произносят на выдохе.

Мошки услыхали,

Громко зажжужали:

-Ж-ж-ж!                                            Барабанят ладошками по груди. 

Лягушка не стерпела,

Громко так запела:

- Ква-а-а! Ква-а-а!                           Громко проговаривают слова.

Карточка № 12

Упражнение «Чудак»

Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.

Педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.

Карточка № 13

Упражнение «Куры»

Бормочут куры по ночам,

Бьют крыльями: тах-тах.

Поднимем крылья мы к плечам,

Потом опустим так.

И. п.: стоя. Наклониться, пониже опустив голову. Произнося «тах - тах», одновременно похлопывать себя по коленям — выдох. Выпрямиться, подняв руки к плечам, — вдох.

Повторить 3— 5 раз.

Упражнение «Жук»

Усы раздвинув смело,

Жуки жужжат в траве.

«Ж-ж-у, — сказал крылатый жук,—

Посижу и пожужжу».

И. п.: сидя, скрестив руки на груди. Опустить голову. Сжимать грудную клетку, произнося «ж-ж-ж», — выдох. Развести руки в стороны, расправить плечи, голову держать прямо — вдох. Повторить 4—5 раз.

Карточка № 14

Упражнение «Подуем на плечо»

Подуем на плечо,

Подуем на другое,

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою.

Подуем и на грудь мы

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

И остановимся пока.

Потом повторим все опять,

Раз, два, три, четыре, пять.

И. п.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову влево, сделать губы трубочкой — подуть на плечо. Голова прямо — вдох. Голову вправо — выдох трубочкой. Голова прямо — вдох. Затем опустить голову, подбородком касаясь груди, сделать спокойный, слегка углубленный выдох. Голова прямо — вдох. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

 Повторить 2—3 раза.

Карточка № 15

Упражнение  «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф.

«Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Упражнение «Бегемотик»

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение «Снегопад»

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Карточка № 16

Упражнение «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.

Повторите с ребенком 3-5 раз.

Упражнение «Вырасти большой»

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!

Повторить 4-5 раз.

Упражнение «Листопад»

 

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Карточка № 17

Упражнение «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: дети стоят  прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Упражнение «Ворона»

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Карточка № 18

Упражнение «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться.

Упражнение «Каша кипит»

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф».

Повторить 3-4 раза.

Упражнение «Дерево на ветру»

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

 

Упражнение «Пушок»

Привязать  на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Карточка № 19

Упражнение  «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Упражнение «Насос»

        Резко наклониться 2-3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося звук с-с-с (по 6-8 раз в каждую сторону)

Упражнение «Качели»

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

 

Карточка № 20

Упражнение  «Парящие  бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Упражнение «Аист»

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Карточка № 21

Упражнение «Боевой клич индейцев»

 

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

Упражнение «В лесу»

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Карточка № 22

Упражнение «Веселый мячик»

Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед со звуком у-х-х-х – выдохнуть, затем догнать мяч (4-5 раз)

Упражнение «Дудочка»

Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленно вдох с произнесением звука п-ф-ф-ф (4 раза)

Упражнение «Петушок»

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны и вздохнуть, затем похлопать по бедрам со словами ку-ка-ре-ку – выдох (4 раза)

Карточка № 23

Дыхательная гимнастика «Любимый носик»

Цель: научить детей дыханию через нос, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

А сейчас без промедления

Мы разучим упражнения,

Их, друзья, не забывайте

И почаще повторяйте.

1.Погладить свой нос от крыльев к переносице – вдох, обратно – выдох (5 раз)

   

Вдох – погладить свой нос

От крыльев к переносице.

Выдох – и обратно

Пальцы наши просятся.

2.Сделать вдох левой ноздрей; правая – закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз)

Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.

Попеременно ноздри при этом закрывай.

Сиди красиво, ровно, спинка – прямо.

И насморк скоро убежит, ты так и знай!

3.Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза)

Дай носу подышать,

На выдохе мычи.

Звук [м] мечтательно пропеть старайся,

По крыльям носа пальцами стучи

И радостно при этом улыбайся.

Карточка № 24

Упражнение «Филин»

И. П.сидя на гимнастической скамейке, стуле.

Сидит филин на суку                 Вдох.

И кричит: «Бу-бу-бу!»               Выдох.

Упражнение «Шарик красный»

И. П.сидя на гимнастической скамейке, стуле.

  

Воздух мягко набираем,                                             Вдох.

Шарик красный надуваем.                                        Выдох.

Шарик тужился, пыхтел,                                           Вдох.

Лопнул он и засвистел: «Т-сс!»                               Выдох.

Карточка № 25

Упражнение «Поехали»!

Завели машину -                                                      Вдох.

Р-Р... Р-Р...                                                                Выдох.

Накачали шину                                                       Вдох.

Ш-Ш... Ш-Ш...                                                        Выдох.

Улыбнулись веселей                                              Вдох.

И поехали быстрей.                

Р-Р... Р-Р...                                                          Выдох

Упражнение «Дрова»

И.П.стойка ноги врозь, руки над головой в «замок».

Раз дрова,                                           Наклон вперед, на  выдохе

Два дрова,                                          произнося «Ух!»

Раскололся ствол едва!

Бух дрова,                                            При выпрямлении – вдох.

Бах дрова!

Вот уже полена два.

Карточка № 26

Упражнение «Погреемся»

Сильный мороз

Заморозил наш нос.

Носик погреем,

Подышим скорее.

Вдох через нос, шумный выдох в ладошку, которой прикрыто лицо.

Отогрели нос,

А подбородок замерз.

Глубокий вдох через нос, втянуть нижнюю губу под верхнюю, длительно бесшумно подуть вниз на подбородок.

Ладошки погреем –

Дышим веселее!

Выдох на ладошки, произнося звук «фа».

Мерзнут ножки наши?

Весело попляшем!

Дети выполняют приседания, произнося слог «ух».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Автоматизация звуков"

Карточки для автоматизации звуков Р, Л в словах, сложных словах...

Картотека музыкального руководителя

Музыкально-дидактические игры...

Картотека музыкального руководителя

Музыкально-дидактические игры...

Методическая картотека

Методическая картотека-это своеобразный паспорт педагогического мастерства учителей школы. Создание методической картотеки педагогического коллектива позволит избежать формализма в работе школьн...

Картотека учебных приемов.

КАРТОТЕКА УЧЕБНЫХ ПРИЕМОВ И ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ по курсу биологии 8 класса "Человек и его здоровье". В картотеке собраны материалы по всем разделам курса, позвол...

Картотека учебников

Список учебников по всем предметам, имеющихся в наличии...

Картотека учебников

Список учебников по всем предметам, имеющихся в наличии...