Урок музыки "кантата С.С.Прокофьева "Александр Невский"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Елисеева Алёна Борисовна

Конспект урока «С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский».

Образ Александра, образ  русского народа.

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_a._nevskiy.docx38.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока «С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский».

Образ Александра, образ  русского народа.

«Кто с мечом к нам придёт,

 от меча и погибнет»

Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский» для   5 класса.

Цель.

Приобщение к музыкальному наследию через творчество С.С. Прокофьева – кантата «Александр Невский»

Задачи.

Сформировать УУД:

1.Предметные:

 совершенствовать музыкальное восприятие, сформировать понимание о новой музыкальной форме – «кантата», «контраст», «музыкальная живопись», «выразительность и  изобразительность»;

 сформировать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

2.Метапредметные: формировать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор.

3.Личностные:

формировать мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся: на основе музыкального восприятия воспитывать пробуждение веры в свой народ, в Россию чувства личной ответственности за Отечество;

 испытывать гордость и восхищение подвигами Александра Невского, вызывать чувство патриотизма;

обогащать духовный мир детей.

Планируемые результаты обучения

Предметные  умения:

иметь представление о составе исполнителей кантаты, особенностях её построения и исполнения (в отличие от оперы, балета, симфонии);

выявлять связь содержания части с её построением;

составлять варианты композиции кантаты по названиям её частей;

выявлять связь между идеей кантаты и последовательностью её частей.

Универсальные учебные:

Предметные:

предвосхищать композицию многочастного произведения до его прослушивания.

Личностные:

формирование национальной идентичности;

эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки (Л;

углубление представления о неразрывной связи музыки и жизни ;

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные:

ставить исполнительские задачи и добиваться их решения.

Тип, вид учебного занятия:

Тип урока: интегрированный урок с элементами творчества.

Виды деятельности на уроке:

1. Прослушивание музыки
2. Анализ фрагментов музыкального произведения
3. Анализ репродукций картин русских художников
4. Работа со стихотворным текстом
5. Просмотр видеофильма
6. Закрепление ключевых понятий
7. Работа с музыкальными терминами
8. Беседа о роли А. Невского в современном мире

Литература и оборудование.

Учебные: учебник «Музыка»     класс,  Г.П.Сергеева,  Е.Д.Критская, Москва «Просвещение» 2013 год.

Наглядные: мультимедийные презентации; презентация Microsoft  PowerPoint, голоссарий (запись на доске) – кантата, портреты С.Прокофьева и  С.Эйзенштейна, репродукции картин и икон русских художников

ТСО: компьютер, мультимедиапроектор, компьютер, CDдиск,                                

Интернет ресурсы: classic-musik.ru,  news.yandex.ru, ru.wikipedia.org,images.yandex.ru

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка, история, история России.

Музыкальный материал:

 С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»

        2 часть – «Песнь об Александре Невском»,

        4 часть – «Вставайте люди русские»,

        5 часть – «Ледовое побоище»,

        6 часть – «Мёртвое поле»,

        Песня для слушания: «Русская тайна» сл.Е.Санина, муз. Г.Заволокина в исполнении ансамбля Частушка.

       Песня для разучивания: «Княже Александре» сл. и муз. Г.Лупандиной.

 Содержание урока:  вокальные жанры, жанр кантата, история создания произведения,   особенности музыкального языка  кантаты, современные песни о А.Невском, связь времен в современных авторских православных песнях.

Технологическая карта урока.

Этапы урока:

Деятельность учителя.

расширяет и углубляет знания (из истории и географии)об А.Невском в беседе с учащимися;

расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; 

знакомит с другими видами искусства, в которых возможно увековечивание образа А.Невского;

Деятельность учащихся:

получают первоначальное представление о составе исполнителей кантаты и особенностях её исполнения;

размышляют о месте музыки в произведениях кинематографического и музыкального искусств;

знакомятся с названиями семи частей и составляют из них варианты композиции кантаты;

выявляют связь между композицией кантаты и идеей произведения.

Формируемые УУД.

1.Организационный  момент

Приветствие учителя

Настраиваются на урок.

2.Определение темы (моделирование проблемной ситуации)

Эмоциональный настрой на урок.

Мотивация к учебной деятельности:

определить тему урока, прослушав, стихотворение Б.Филатова на фоне музыки колоколов.

Размышляют, анализируют стихотворение и рассуждают .

Определяют тему урока.

Колокольные звоны.

Познавательные - поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные – целеполагание

Личностные – смыслообразование

Коммуникативные - владение монологической и диалогической формами речи

3. Этап выявления места и причины затруднения

- Что вы знаете об А.Невском?

 Учитель расширяет и углубляет знания (из истории и географии)об А.Невском в беседе с учащимися.

Учащиеся вступают в диалог с учителем.  Определяют учебные цели на основе соотнесения того, что уже известно учащимися, и того, что еще неизвестно.

Иконы святого А.Невского

Познавательные - структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные – целеполагание

Личностные - нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Коммуникивные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4. Этап расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 

Дискуссия в ходе беседы:

 -На какие виды можно разделить искусство?

 -В каких видах искусства возможно увековечивание образа А.Невского,  

-Почему Александра Невского считают «Святым земли Русской» ?

Учащиеся вступают в диалог, сотрудничество с учителем, на основе анализа и уже ранее полученных знаний

Аудио и видео ряд произведений искусства, повященных А.Невскому

Познавательные - структурирование знаний.

Регулятивные – целеполагание как постановка учебной задачи.

Личностные – укрепление культурной и этнической идентичности.

Коммуникаивные – умение вести вступать в диалог и вести его

5.Организация совместной исполнительской деятельности

Учитель предлагает совместно познакомиться с отрывком из кантаты С.Прокофьева«А.Невский» и отрывком из к/ф Эйзенштейна «Александр Невский»

С.Прокофьев кантата «А.Невский» на примере видеоотрывка «Вставайте, люди русские» из к/ф Эйзенштейна.

Предлагается прослушать современную песню посвященную А.Невскому Г.Заволокина и выучить песню «Княже Александре» Г.Лупандиной.

Познавательные – смысловое пение.

Регулирование – саморегуляция при исполнении песни.

Личностные – этическое оценивание усвоенного содержания песенного материала

Коммуникативные – сотрудничество со сверстниками и учителем при коллективном исполнении песни.

7. Этап закрепления знаний

Работа с термином «кантата»

Работа в тетрадях

Познавательные – работа с информацией

8. Рефлексия

Озвучивают результат приобретенных знаний.

Познавательные - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные – самооценка и саморегуляция

Личностные - нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные  –  умение организовывать учебное сотрудничество, формулировать и аргументировать свое мнение, работая в группе.

                        ХОД УРОКА

1 этап: организационный момент:

     -  Здравствуйте, ребята.  (слайд 1 )

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением вокального – инструментального   жанра - кантатой.

Актуализация знаний.

Посмотрите, пожалуйста на экран (слайд 2):перед вами фотографии гениальных людей ХХ века.Один из них композитор, другой- режиссер. Как вы думаете, что их может объединять?

(Ответ учеников)

- Правильно, это  общая работа над произведением, совсем не трудно догадаться, что это работа над кинофильмом. (слайд 3).

- Я прочитаю вам стихотворение, а вы определите, кому посвящен этот фильм.

Приложение №1  Стихотворение Б.Филатова «Александр Невский».

(Слайд 4)

- Что вы знаете об Александре Невском? (Слайд 5)

Биографические данные: Князь Новгородский и Владимирский 1236 г. 

Вероисповедание: Православие

 Рождение:  1220 г. в г. Переславль-Залесский

Смерть:14 ноября (6 декабря) 1263 г. Городец.

Похоронен: Рождественский монастырь, в 1724 году перезахоронен Александро-Невской лавре.

Династия: Рюриковичи. Отец: Ярослав Всеволодович.

Мать: Ростислава Мстиславна  Смоленская.

Супруга: Александра Брячиславовна Полоцкая.

Дети: сыновья Василий, Дмитрий, Андрей и Даниил.

    -  Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Новгородцы вынуждены были обратиться за помощью к Александру. Князь немедленно пошел на немцев, захватил их крепость, гарнизон немецкий привел в Новгород, часть его отпустил на волю, а изменников – казнил.
       Александр вернулся в Новгород с великой славой, но  в том же году, уехал в Переславль-Залесский. А вскоре над городом нависла угроза с запада. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из  Ревеля, а также заручившись поддержкой папской курии и давних соперников новгородцев псковичей, вторгся в пределы новгородских земель. 5 апреля 1242 года на Псковском озере началась знаменитая битва, известная в летописях под названием Ледовое побоище.

            Пойдя на уступки и наладив дипломатические отношения с Ордой, он спас ослабленную Русь от полного уничтожения. Укрепив западные границы, Александр был вынужден полностью погрузиться в «дела восточные». Чтобы умилостивить хана, Александр в 1262 году лично отправился с дарами в Орду. Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето. Только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге заболел и умер в Городце. Святой Александр Невский проявил себя как воин и дипломат.
          Почитание Александра Невского как святого началось задолго до того, как он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 г. Там, где люди истово просили у него чуда, оно непременно случалось. В память о нем в Петербурге построили монастырь, Александро-Невскую лавру, куда в 1724 г. по указу Петра Великого были перевезены его мощи. Петр также постановил отмечать его память 30 августа, в день заключения победоносного мира со Швецией. В 1725 г. императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи. Он просуществовал до 1917 г. и был вторым по значимости после ордена святого всехвального апостола Андрея Первозванного. В 1942 г. был тоже учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу и обеспечение успешных действий своих частей. «А если кто к нам с мечом войдёт – от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет РУССКАЯ ЗЕМЛЯ»  Александр Невский              

          (Слайд 6) На центральной картине триптиха изображен Александр Невский, русский князь, причисленный к лику святых Русской православной церковью в 1549 г. за вклад в защиту русских земель от врагов. Александр Невский в годы своего княжения одержал ряд ярких побед над шведскими и немецкими армиями. В годы Великой Отечественной войны тема борьбы Древней Руси с немцами была наиболее актуальной, а победы русских над ними возводились в ранг общенациональных достижений. Героизм Александра Невского мог служить примером для советского народа. Князь прославился смекалкой, изобретательностью и смелостью в битве на Неве в 1240 г. со шведами и немцами и в 1242 г. в знаменитом сражении с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере. В Невской битве Александр победил численно превосходившего врага с помощью военного искусства, нанеся противнику неожиданный удар.

      (Слайд 7 повтор 2)   В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов. «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение»,— вспоминал композитор. Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном. Работа шла двумя путями: либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке. Бывало и так, что режиссер рассказывал Прокофьеву о каком-то эпизоде, иллюстрируя его карандашными рисунками, а потом делал съемки, исходя из готовой музыки.

          «Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла. Работа шла очень быстро и 17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.

 Перед вами знак вопроса (слайд 8). Что бы вы хотели узнать об этом произведении?

2 этап:

 Ребята формируют цель урока.

Цели  урока  обозначаются  на доске, исходя из определения: « Что такое  кантата?»

Кантата - это музыкальное произведение для хора, солистов, симфонического оркестр, состоящее из нескольких частей, связанных по смыслу.

  Тема записывается в тетради.

 - Итак, мы хотим знать:

строение кантаты;

как представлен образ русского народа в кантате;

как характеризуется в музыке образ князя Александра Невского.

3 этап: изучение нового материала.

         Кантата, а именно этот жанр выбрал композитор для своего произведения, состоит из семи частей (слайд 9), —  откройте ваши распечатки –

                                «Русь под игом монгольским»,

                                «Песня об Александре Невском»,

                                «Крестоносцы во Пскове»,

                                 «Вставайте, люди русские»,

                                 «Ледовое побоище»,

                                 «Мертвое поле»,

                                 «Въезд Александра во Псков».

- Проанализируйте названия частей  и  скажите, на какие две образные линии можно разделить  музыку произведения?

Ответ учащихся.

       Учитель.

        - Несомненно, это образ русского народа, возглавляемый князем Александром  Невским, и образ врагов – захватчиков: это и монголы и крестоносцы. В своём произведении С. Прокофьев дал яркие музыкальные характеристики этим образам, используя различные средства  выразительности.

      Как же представлен образ Александра Невского в произведении? (слайд 10)

      Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно прослушать музыку второй части кантаты «Песнь об Александре Невском». 

Подумайте,  каким перед вами предстает Александр  Невский в этой музыке?  Определите его музыкальный портрет.

 Звучит музыкальный фрагмент

- Каков характер прозвучавшей музыки? Что она напоминает? Какой музыкальный жанр?

  Ответы детей.   

 Повествовательная, величавая, размеренная, похожа на древнерусскую былину, распев разносится далеко над просторами русской земли.

Учитель.

- Каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в музыке? мужественным, сильным, надежным, уверенным защитником – богатырем. Перед нами былинный герой. Музыка величавая и строгая (подражание народным величальным песням). Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине.(Слайд  11 )

Может ли эта музыка являться одновременно и характеристикой русского народа?

- Конечно же.

 Учитель.

- Яркой музыкальной картиной, изображающий русский народ, является четвёртая часть кантаты  «Вставайте, люди русские». 

       Этот хор – знаменитая патриотическая русская песня, призыв к защите родной земли, в которой композитор передает настрой, состояние русского народа, его решимость и мужество. Александр бросил клич, и словно из-под земли вырастают новые русские воины. Простые, мирные люди брали в руки оружие и вставали в ряды защитников. В лихие времена – каждый воин. Это правило действует всегда, в любую эпоху. Если Родина в опасности, люди объединяются и выступают на ее защиту.

(слайд 12)

-  Почему  нашу Землю называют  честная?

Какое слово созвучно слову «честная»?

-Честь!

Это слово появляется у русских в новом сильном духовном значении.

Честь – тот мощный духовный стержень, который живёт в русском воине и полководцах.

Честь – определяет поступки  и «манеру» поведения на войне.

Кому давали орден Александра Невского во время Великой Отечественной войны?

Почему Россию еще называют Русь Святая?

Кого из русских  полководцев,  причисленных  к  лику святых,   вы знаете? Присоедините свои голоса к хору из кантаты. Ваша задача спеть в характере, мужественно, решительно, уверенно и четко.

 Звучит музыкальный фрагмент. «Вставайте, люди русские». 

-В бой идет новгородский князь.

- Какой образ у этой песни?  С чего начинается эта часть?

Ответы детей.                

           В «Александре Невском» нельзя выделить какую-либо одну сквозную русскую тему, проходящую через всю кантату. Таких тем несколько. Характеристика русских многотемна. По ходу развития в связи с новыми моментами действия возникают новые темы.

             Пятая часть кантаты «Ледовое побоище» (слайд 14).

В ней Прокофьев представляет два войска, каждому из них он написал свою музыку, свою тему:

 - Послушайте отрывок из кантаты «Битва на Чудском озере» и скажите: где и когда появляются тевтонские рыцари, а когда русские воины?

 – Как вы определили, что это появились Русские воины? Какие средства выразительности  были использованы?

- Какие инструменты использованы, чтобы показать характер русского  народа?

-  Какая музыка звучит – показывающая нам тевтонских рыцарей? На что она похожа? Что она напоминает?

-  Мы подошли к моменту, что такое музыкальный контраст?

 – «Выразительность и изобразительность»

- Я предлагаю вам послушать фрагменты кантаты и определить музыкальную характеристику войска немецких рыцарей и войска русских воинов

          Звучит музыкальный фрагмент (рыцари). 

-  Как характеризует композитор  немецких рыцарей? Близка ли нам эта мелодия? Родная она нам? Почему?

 Ответы детей:

 -Холодная, злая, статичная, как будто неживая.

  -Механический шаг, монотонное пение

 - Это неродная нам музыка, за ней скрываются злые лица завоевателей.

- Для того, чтобы подчеркнуть чужеродность этой музыки, композитор за основу взял церковное песнопение – хорал. Это католическое песнопение. Крестоносцы - католики. А Русь – страна православная. Одной из причин нападения на нашу страну немецких рыцарей было желание сделать Русь католической страной. Поэтому-то Прокофьев и написал для темы нападения католический хорал и специально искал такой тембр, который был бы неприятен для русского уха.

   А теперь другая тема.

  Звучит музыкальный фрагмент (русская конница). 

- Похожа она на тему завоевателей? Какая она?

 Ответы детей: ослепительно яркая,  полетная, она живая, быстрая, можно сказать лихая  или залихватская, удалая, веселая, похожа немного на русскую плясовую или пляску скоморохов.

-А как вы думаете, как музыка может нарисовать нам картину битвы? Как же Прокофьев описал борьбу немецких рыцарей и русского войска?

  Слушание  музыкального  фрагмента.

- Что произошло с темами в музыке?            

 - Они перемешались.

-Но с победой праведной, радостной,

 Кто-то в отчий дом не воротится…

 Плачет девушка Лада-Ладушка,

 Да зовет к себе добра молодца…

- Неполным бы был образ русского народа без музыки следующей части  кантаты

«Мёртвое поле» (слайд 15).

- Единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты народного плача-причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства.

 Звучит музыкальный фрагмент

4 этап: подведение итогов урока:

Но образ Святого Благоверного Князя Александра Невского, как впрочем, и других святых защитников Земли Русской, до сих пор остается одной из главных тем воспевания силы и мужества нашей страны. Я хочу познакомить вас с песней Геннадия Дмитриевича Заволокина «Русская тайна». Прослушайте ее и скажите, смог ли автор стихов Евгений Санин  и  композитор Г.Заволокин передать атмосферу того времени?

Звучит песня «Русская тайна»

- Вы прослушали песню, скажите, какими словами поэт смог передать нарастающую тревогу?

Ответы детей:   Голосила набатом звонница

                               Надрывались колокола…

- А что в этот момент происходило в музыке? Как она передала эту тревогу и опасность?

Ответы детей:  усилилась динамика, музыка перешла на марш, включились ударные инструменты…

- Какими же словами показан исход битвы?

Ответы детей:   Возвещала победу звонница

                              Заливались колокола…

-А что же было главным для русского человека? Ведь война, это не только победа, это еще и потери своих соратников? Убиение другого человека, хоть и за правое дело

 - это тоже грех…Что делали воины после битвы? Как это звучит в песне?

Ответы детей:  Возвращаясь, полки усталые

                             Шли за князем не по дворам:

                             Знали все, даже дети малые,

                             Что сначала им нужно в Храм!

-А зачем нужно идти в Храм?

Ответы детей:  Поблагодарить Господа за победу и помолиться за убитых, попросить прощения.

-Как звучат эти слова в песне?

Ответы детей:  Первым делом, гласят предания,

                              Богу слава, за дар побед!

                              А потом уже миг свидания,

                             Радость жен, слезы вдовьих бед.

- Во всем и всегда русский народ уповал на Бога, нес в сердце его заветы, делал все с молитвою и славением. Как это выражено в песне?

Ответы детей:   Русь Святая! В дни горевалые

                              Победить нас никто не мог,

                              Если все, даже дети малые

                              Знали: первое в жизни - Бог!

Сергей Сергеевич Прокофьев, как никто смог уловить и передать в музыке этот духовный стержень, объединяющий и дающий силы православным воинам.

 В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества Прокофьева — универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими оперно-ораториальному стилю. Широта музыкальных обобщений не мешает зримой конкретности отдельных образов.

    Семь  веков прошло, а люди знают, почитают А. Невского, а произведения разных видов искусств помогают донести до потомков его образ, «звать через прошлое к настоящему». И сегодня я предлагаю выучить пеню Галины Лупандиной из г. Рыбинска, тоже посвятившей свое творчество воспеванию святых Русской Земли и славлению Христа.

                      Славна земля наша русская

                      Воинством своим,

                      Защитниками своими Святыми!

Звучит песня «Княже Александре»  дети начинают разучивание и пение.

        Музыка – тот вид искусства, который наполняя каждую нашу клеточку,  создаёт эмоциональный настрой  (настроение), усиливая художественное воздействие других видов искусства. В наше время часто используют для подмены смысла. Не позволяйте себя обманывать. Всегда вдумывайтесь в то, что вам рассказывают, показывают, поют. Иногда прекрасной  музыкой прикрывают не совсем хорошие, профессиональные, правильные вещи.

Мы вспомнили на нашем уроке Святого благоверного князя Александра Невского, защитника Земли Русской, настоящего русича, одного из тех, о ком писали в летописи «… были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны. Мужественный ум имели, в правде – истине пребывали». А мы тоже русичи. Будем помнить об этом везде и всегда.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

Цели данного урока:  проанализировать  повесть;  показать,  как   большой  современный  город  с  его  страшными  нравами  губит  лично...

Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

Цели данного урока:  проанализировать  повесть;  показать,  как   большой  современный  город  с  его  страшными  нравами  губит  лично...

Урок русского языка в 7 классе "С Гоголем по Невскому проспекту..." (Лингвистический анализ отрывков повести Н.В. Гоголя "Невский проспект")

Урок русского языка в 7 классе, целью которого было выявление лексических и синтаксических средств, используемых Н.В. Гоголем в повести "Невский проспект"; знакомство с особенностями языка и стиля пис...

Проект урока Класс 3 , четверть 1 Тема урока: «Герои земли Русской. Александр Невский».

Цель урока: формирование у учащихся художественно-эстетического восприятия действительности на примере образов защитника Отечества, через разные виды искусства....

«Уроки мужества» в храме Александра Невского

Раз в месяц ученики приходят в храм для того, чтобы услышать от священнослужителей слова о Заповедях, о смысле жизни, о любви, о семье. Ребята получают ответы многие вопросы, связанные с проблемами см...

Система интегрированных уроков « Святой благоверный князь Александр Невский – защитник земли русской»

В рамках XXIХ  Рождественских образовательных  чтений по теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» был проведён ряд интегрированных  уроков: ...