Рабочая программа по предмету "Музыка" 2 класс 1 вариант УП
рабочая программа по музыке

Степанова Светлана Владимировна

Рабочая программа по предмету "Музыка" 2 класс адаптивной школы-интернат для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz._2_klass.docx47.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

( 2 класс «Музыка», 1 вар. УП)

            Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. за № 273, с приказом  от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Программой по музыке для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», автор И.А.Буравлева и АООП школы.

Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).

В музыке через эмоцию происходит личностное познание мира, смысла его существования для человека. Таким образом, музыка – это эмоциональное познание бытия,  выражение отношения к действительности и к самому себе. В отличие от науки, которая опирается лишь на понятия и значения, музыка опирается на смысл. Она есть поиски смысла существования, смысла бытия.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. У детей с нарушением интеллекта средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Целью предмета «Музыка» является овладение  музыкальной культурой, развитие музыкальности обучающихся.

Формы и методы работы по программе:    

  • наглядный,
  • словесный,
  • практический.

В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязанные задачи:

•        развитие артикуляционного аппарата, умение отчетливо произносить звуки;

•        обучение  умению различать звуки по высоте и длительности, определять плавное и отрывистое проведение мелодии в процессе музыкальной деятельности;

•        закрепление  певческих навыков:  брать дыхание перед началом музыкальной фразы, петь плавно легким звуком, слышать вступление и начинать пение вместе с педагогом, петь знакомые песни;

• ознакомление с музыкальными инструментами и их звучанием, формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр;

•        обучение игре на ударно-шумовых инструментах.

  • создание условий для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством

                              2. Общая характеристика учебного предмета

В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.

        3. Место учебного предмета

Учебный план  КОУ «Калачинская адаптивная  школа – интернат » в предметной области «Искусство» во 2 классе содержит предмет «Музыка». На  изучение данного предмета  отводится 1 час в неделю.

Всего за год-34 часа, из них:

1 четверть -   ч.                  2 четверть-    3 четверть -    ч.

4 четверть -    ч.        Всего за год -   34  ч.

4.Планируемые результаты

Личностные результаты: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов; – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса; – уважительное отношение к культуре других народов; –овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; – формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Предметные результаты: – Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру.

Пение соло и хором.

Умение различать части песни.

Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях

Эмоциональная реакция на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру

Умение определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения.

Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе, способность использовать полученные навыки и умения.

Регулятивные - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, выходить из-за стола)

Минимальный уровень:

-определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;

- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);

- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

- выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;

- правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;

- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;

- различение песни, танца, марша;

- передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);

- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);

- владение элементарными представлениями о нотной грамоте.

                                                                    Достаточный уровень:

- самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);

- представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);

- представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

- пение хором с выполнением требований художественного исполнения;

- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;

- исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;

- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;

- владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.

Диагностический инструментарий: во 2 классе, в первом полугодии безотметочная система оценивания, диагностика проводится 2 раза в год (в конце первого полугодия и по окончанию учебного года) по системе бальной оценки (Приложение 1)

Система бальной оценки результатов по музыке

Балл

Характеристика  продвижений

0 баллов

Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом.

1 балл

Обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок,  выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2 балла

Обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкции. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно.

3 балла

Способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла

Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции

с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 баллов

Обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти  не нуждается.

5.Содержание программы.

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Музыкальная азбука», «Музыкальные инструменты», «Родная природа, времена года в музыке». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков. «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и  обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.

Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности при изучении тем «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.

Пение

    Русская народная песня «Каравай»,   «Неприятность эту мы переживём» из мультфильма «Лето кота Леопольда» -  муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта. Разучивание песни  «Как на тоненький ледок» (русская народная песня) -  муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко, А. Спадавеккиа – Е. Шварц. Добрый жук. Из к-ма «Золушка». Разучивание песни «Новогодняя хороводная» -  муз. А. Островского, сл. Ю. Леденева. Разучивание песни  «Песня о пограничнике» - муз. С. Богославского, сл. О. Высотской. Разучивание песни  «Мамин праздник» - муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова. Разучивание песни «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. Закрепление навыков певческой установки, приобретенных в 1 – м классе. Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — си1только с мягкой атакой.  Пение чистым по качеству звуком, легко, мягко и непринужденно, стараясь тянуть звук. Развитие умения брать дыхание перед началом пения музыкальной фразы. Умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы.

Развитие слухового внимания при пении в унисон. Выразительное, осмысленное пение соло фразы из простой выученной песенки. Развитие артикуляции: правильное формирование гласных и четкое, ясное произношение согласных звуков. Понимание и выполнение элементарных дирижерских жестов. 

Слушание музыки.

«На горе-то калина» (русская народная песня), «В зоопарке»  - муз. А. Островского, сл. З. Петровой, «Колыбельная» – муз. В. Моцарта, обр. А. Флисс, «Мотылек» – муз. С. Майкапара, С. Прокофьев. «Марш. Из симфонической сказки «Петя и волк», «Огродная-хороводная» -  муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой;  П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»  из «Детского альбома»,  « Рамирес. Жаворонок» С. Рахманиов. Итальянская полька. Слушание музыки «Колыбельная Медведицы» -  муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева;  «Будьте добры» - из м-ф. «Новогоднее приключение» - муз. А. Флярковского, сл. А. Санина. Умение различать припев и запев в песне, вступление, проигрыш, окончание. Ознакомление и умение различать пение хором и соло.Умение определять разные по характеру музыкальные произведения: грустные, веселые, маршевые, спокойны, напевные. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: труба, флейта, барабан, и баян. Умение различать звуки по высоте: высокие и низкие. Умение определять музыкальные звуки по времени звучания: долгие и короткие. Ознакомление с игрой на металлофоне и ударно – шумовых инструментах.

6.Календарно-тематический план

п/п

Раздел, тема урока

Кол.

часов

Сроки

Виды учебной деятельности

Музыкальная азбука

4

Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием.

1.

Мелодия.

1

2.

Темп.

1

Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.

3.

Ритм.

1

4.

Тембр.

1

Музыкальные инструменты

4

5.

Музыкальный инструмент – труба

1

Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.

 Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера.

Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.

6.

Музыкальный инструмент – барабан.

1

7.

Музыкальный инструмент – флейта.

1

8.

Музыкальный инструмент - баян.

1

Родная природа, времена года в музыке

5

9.

Музыкальные образы родного края.

1

Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников.

Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста.

Развитие умения различать припев и запев в песне.

Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста.

10.

Мир ребёнка в музыкальных образах.

1

11.

Природа и музыка.

1

12.

Слушание русской народной песни «На горе-то калина».

1

13.

Слушание песни «В зоопарке»,   музыка А. Островского, слова З. Петровой.

1

Слушание и пение

21

14.

 Разучивание русской народной песни  «Каравай».  

1

15.

«Колыбельная»  муз. В. Моцарта, обр. Б. Флисс. Слушание песни.

Слушание музыки.

1

Развитие умения различать припев и запев в песне.

16.

Неприятность эту мы переживём. Из мультфильма «Лето кота Леопольда» -  муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта.

Разучивание песни.

1

Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.

   Развитие умения различать звуки по высоте (высокие — низкие) и длительности (долгие — короткие).

17.

«Мотылек» муз. С. Майкапара. Слушание музыки.

1

Развитие умения определять музыкальные звуки по времени звучания: долгие и короткие.

18.

С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и волк». Слушание музыки

1

Развитие умения определять разные по характеру музыкальные произведения: грустные, веселые, маршевые, спокойные, напевные.

19.

«Огродная-хороводная»   муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой. Слушание песни.

1

Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание.

20.

«Как на тоненький ледок». Русская народная песня. Разучивание песни.

1

Развитие умения различать пение хором и соло.

21.

П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома». Слушание музыки.

1

Развитие умения определять разные по характеру музыкальные произведения: грустные, веселые, маршевые, спокойные, напевные.

22.

«Новогодняя» муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко. Разучивание музыки.

1

Развитие умения определять разные по характеру музыкальные произведения: грустные, веселые, спокойные, напевные.

23.

 «Добрый жук» из кинофильма «Золушка». Сл.А. Спадавекиа – Е. Шварц.Разучивание песни.

1

Развитие умения различать проигрыш, окончание.

24.

«Новогодняя хороводная»   муз. А. Островского, сл. Ю. Леденева. Разучивание песни.

1

Развитие умения описывать словами содержание песни.

25.

«Песня о пограничнике» муз. С. Богославского, сл. О. Высотской. Разучивание песни

1

Развитие умения выразительно петь выученную песню.

26.

А. Рамирес. «Жаворонок». Слушание песни.

1

Развитие музыкального слуха.

27.

С. Рахманинов. «Итальянская полька». Слушание музыки.

1

Развитие умения различать на слух танец, песню и марш.

28.

«Мамин праздник»  муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова. Разучивание песни.

1

Развитие умения передать настроение песни.

29.

«Настоящий друг»  муз. Б. Савельева, сл. В. Пляцковского. Слушание песни.

1

Развитие умения определять в песне запев. Припев.

30.

«Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. Разучивание песни.

1

Развитие умения передать характер песни.

31.

«Колыбельная Медведицы»   муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева. Слушание песни.

1

Развитие умения определять в песне запев. Припев, вступление, заключение.

32.

«Если добрый ты»  муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта. Разучивание песни.

1

Развитие умения передать характер и настроение песни.

33.

Песня «Будьте добры»  из мультфильма «Новогоднее приключение»  муз. А. Флярковского, сл. А. Санина. Слушание песни.

1

Развитие умения описывать словами содержание песни.

34.

«Когда мои друзья со мной» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. Разучивание песни.

1

Развитие понимания, что такое друг – дружба.

                                                             

                                            7. Методическое и материально-техническое обеспечение

1.Программа по музыке специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург – Е.Д Критской, Г.П Сергеевой, Т.С Шмагиной.

2. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. (Москва-Владос, 2014);

3.Ю.Б. Алиев.  Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика.(Москва-Владос-пресс, 2014);

4.Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. Особенности эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников  

5. Современные наукоемкие технологии. 2016. №10 (часть 1). С. 119-122.

6. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования//Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: Спутник+, 2014

7.Евтушенко И.В., Казючиц М.И., Чернышкова Е.В. Музыкальное сочинительство как профилактика профессиональной деформации личности педагога-дефектолога // Современные наукоемкие технологии. 2016. №8 (часть 1), С. 111-115.

8. Казючиц М.И., Евтушенко И.В. Использование современной авторской песни в музыкальном воспитании умственно отсталых обучающихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №5-5. С. 790-794.

                                                             8. Материально – техническое обеспечение

детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, , колокольчики);

- народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки);

звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;

- оборудование для видеозаписи и видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном;

- персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;

- нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;

- дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).

Таблица достижения предметных результатов обучения  по музыке во 2 классе 1 полугодие

Разделы

Планируемые результаты

Фамилия,  имя учащегося

Индивиду-

альная работа с учащимися

Пение

Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру

Пение соло и хором

Умение различать части песни

Слушание музыки

Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях

Эмоциональная реакция на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру

Умение определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения

Умение самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению

Умение передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения

Таблица достижения предметных результатов обучения  по музыке в 2 классе 2  полугодие

Разделы

Планируемые результаты

Фамилия,  имя учащегося

Индивиду-

альная работа с учащимися

Пение

Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру

Пение соло и хором

Умение различать части песни

Слушание музыки

Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях

Эмоциональная реакция на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру

Умение определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения

Умение самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению

Умение передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 7класс ( вариант для девочек)

Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год на основе нормативных документов. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках  направления «Техноло...

Рабочая программа ФСВ и ОУР (вариант 1.4)

рабочая программа по формированию слухового восприятия и обучению устной речи, логопедическим занятиям для обучающейся с нарушением слуха и тяжелой умственной отсталостью (вариант 1.4)...

рабочая программа логопедических занятий АООП вариант 2

программа логопедической коррекции АООП вариант 2,  5-8 класс...

рабочая программа учителя логопеда ФГОС вариант 2 умеренная умственная отсталость 7 класс

Коррекционная программа по логопедии составлена  для обучающихся 7  класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубо...

Адаптированная рабочая программа 1 дополнительный класс (вариант 2.2.)

Физическая культура1 дополнительный класс(вариант 2.2)...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литература» (вариант 2.2.2) 5-10 классы Срок освоения: 6 лет

Учебный предмет «Литература» изучается обучающимися с нарушениями слуха на уровне основного общего образования по АООП (вариант 2.2.2) в пролонгированные сроки (с 5 по 10 классы). Данная д...