Рабочая программа по предмету "Музыка" 3 класс 1 вариант УП
рабочая программа по музыке

Степанова Светлана Владимировна

Рабочая программа по предмету "Музыка" 3 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_3_klass.docx39.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка  

                                                     (3 класс «Музыка», 1 вар. УП)

          Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за №273. с приказом  от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г. Программой по музыке для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», автор И.А.Буравлева и АООП школы.

Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).

Музыка призвана развивать детей, эмоционально, творчески обогащать их художественные впечатления.

Музыка способствует нормализации психических процессов, а также преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ.

Главная задача учителя музыки – придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность. Участие детей с нарушением интеллекта в художественной деятельности дает им нравственный и эстетический опыт и укрепляет их веру в собственные силы.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека, а особенно для детей с нарушением интеллекта. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Цель:  

формирование у учащихся ценностного отношения к музыке и жизни, приобщение к разнообразным способам музыкальной деятельности, раскрытие творческого потенциала личности.

     Формы и методы работы по программе:    

  • наглядный,
  • словесный,
  • практический.   

                                         

        Задачи:

  • воспитание любви к музыке;
  • освоение музыкального искусства посредством овладения музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями, приобретения опыта самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
  • воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;
  • развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся.

                                                   2.Общая характеристика учебного предмета

В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.

                                                 

                                                                         3. Место в учебном плане

       Данная программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы»/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007г., автор И.А.Буравлева.

Учебный план  КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат» в образовательном компоненте содержит предмет музыка. На изучение данного предмета в учебном плане отводится 1 час в неделю. Из них:

1 четверть – ч.

2 четверть - ч.

3 четверть -  ч.

4 четверть - ч.

Всего за год – 34 ч.

4.Планируемые результаты

Личностные результаты:

 - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка

– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 – развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы; – формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Предметные результаты:

 Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру.

 Пение соло и хором. Умение различать части песни.

Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях

Эмоциональная реакция на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру

Умение определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения.

 

Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе, способность использовать полученные навыки и умения.

Регулятивные - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, выходить из-за стола)

 Минимальный уровень:

                - определение содержания знакомых музыкальных произведений;

               - представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;

              - пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

              - выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

 - знание нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан и счет линеек.

Достаточный уровень:

- распределять дыхание при пении небольшой фразы из выученной песни;

- использовать приемы распева – на 1 слог 2 звука;

- петь знакомую мелодию и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него;

- различать звучание симфонического и народного оркестров;

- различать на слух песню, танец, марш;

- использовать приемы игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные ложки, металлофон;

Диагностический инструментарий: в 3 классе диагностика проводится 2 раза в год (в конце первого полугодия и по окончанию учебного года) по системе бальной оценки (Приложение 1)

Система бальной оценки результатов по музыке

Балл

Характеристика  продвижений

0 баллов

Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом.

1 балл

Обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок,  выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2 балла

Обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкции. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно.

3 балла

Способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла

Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции

с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 баллов

Обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти  не нуждается.

5.Содержание программы

Работа в школе с детьми с нарушенным интеллектом требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными программой навыками, понять и запомнить материал.

Хоровое пение

На первых уроках учитель прослушивает детей, проверяет в игровой форме уровень развития их музыкального слуха и фиксирует показатели – диапазон голоса и качество интонирования.

Программой предусмотрена систематическая работа над четким и ясным произношением текста.

Особое внимание при работе с учащимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие которой зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений.

Музыкальный материал для пения:

«Скворушка прощается» - музыка Т. Попатенко, слова М.Ивенсен, «Песня о школе» - музыка Д.Кабалевского, слова И.Мазина, «Родина моя» - музыка А. Абрамова, слова И.Мазина, «Ногодняя полька» - музыка Т.Попатенко, слова Г.Ладонщикова, «Как на тоненький ледок» - русская народная песня, «Пойду ль я, выйду ль я» - русская народная песня, «Мы знаем песенку» - музыка Р.Рустамова, слова Д.Широкова, «Самая хорошая» - музыка В.Иванникова, слова Л.Фадеевой, «Дружат дети всей земли» - музыка Л.Львова – Компанейца, слова В.Викторова. «»Наша песенка простая» - музыка А.Александрова, слова М.Ивенсен, «Кисель» - русская народная песня, «Перепелочка» - белорусская народная песня.

Игра на музыкальных инструментах

На уроках целесообразно применять ударно - шумовые инструменты: бубен, треугольник, деревянные ложки, барабан, маракас, металлофон.

Предложенные выше произведения содержат разную степень трудности – от простейшего, предназначенного только для учебных целей, до более сложного, предназначенного для выступления на школьных концертах, где особенно эффектны произведения с ритмическим аккомпанементом.

Слушание музыки

Чтобы воспитать любовь к музыке, надо научить детей ее слушать, и обязательно в качественном исполнении. Здесь на помощь учителю приходят технические средства воспроизведения звука (аудиозаписи, видеофильмы). Сказочность, мир игрушек и животных – вот что привлекает ребенка в начальных классах при прослушивании музыки. Песня, марш и танец – основные жанры, составляющие содержание изученного предмета.

Музыкальные произведения для слушания:

«Сурок» - музыка Л.Бетховина, слова И – В. Гете, «Марш» - музыка С.Прокофьева, «Марш тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе, «Итальянская полька» - музыка С.Рахманинова, «Вальс» из балета «Золушка» С.Прокофьева, «Осень» - музыка П.Чайковского, слова А.Плещеева, «Походная» - музыка Л.Бетховина.

Музыкальная грамотность

Главное в младших классах – это дать понятие о высоте звука, силе звучания (пиано, форте) и длительности звучания (длинные и короткие звуки), элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажора. Музыкальная грамотность должна стать средством познания музыки.

6. Тематический план

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Сроки

Повторение

Музыкальное сопровождение

День Знаний

1

1

Мелодия. Значение мелодии в музыке.

1

звуки в музыке

«Осень» муз.Ю.Чичкова, сл.И.Мазина

2

Ознакомление с графической записью мелодии.

1

значение мелодии в музыке

3

Разучивание песни «Скворушка прощается».

1

графическая запись мелодии

муз.Т.Попатенко, сл.М.Ивенсен

4

Нотная запись.

1

«Скворушка прощается»

муз.Т.Попатенко, сл.М.Ивенсен

5

Разучивание песни «Родина моя».

1

нотная запись

муз.А.Абрамова, сл.И.Мазина

6

Плавное звучание произведения.

1

«Родина моя»

«Вальс» из балета «Золушка» С.Прокофьева

7

Разучивание песни «Песня о школе».

1

плавное звучание произведения

муз.Д.Кабалевского, сл.В.Викторова

8

Отрывистое звучание произведения.

1

«Песня о школе»

«Марш тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе

9

Повторение песенного материала.

1

плавное и отрывистое звучание произведения

«Скворушка прощается», «Родина моя», «Песня о школе»

10

Разучивание песни «Ёлочка».

1

графическая запись мелодии

муз.Л.Бекман, сл.Р.Кудашевой

11

Песенность в музыке.

1

«Ёлочка»

«Наш край» муз.Д.Кабалевского, сл.А.Пришельца

12

Разучивание песни «Новогодняя полька».

1

песенность в музыке

муз.Т.Попатенко, сл.Г.Ладонщикова

13

Танцевальность в музыке.

1

«Новогодняя полька»

«Итальянская полька» муз.С.Рахманинова

14

Разучивание песни «В хороводе были мы».

1

танцевальность в музыке

р.н.п.

15

Маршевость в музыке.

1

«В хороводе были мы»

«Марш» муз.С.Прокофьева

16

Повторение песенного материала.

1

маршевость в музыке

«Ёлочка», «Новогодняя полька», «В хороводе были мы»

17

Разучивание песни «Кролик».

1

песенность, танцевальность, маршевость в музыке

муз.А.Островского, сл.З.Петровой

18

Музыкальный инструмент: скрипка.

1

«Кролик»

Музыкальная сказка «Петя и Волк» муз.С.Прокофьева

19

Разучивание песни «Стой! Кто идет?»

1

скрипка

Муз.В.Соловьева-Седого, сл.А.Погорельского

20

Музыкальный инструмент: виолончель.

1

«Стой! Кто идет?»

Музыкальная сказка «Петя и Волк» муз.С.Прокофьева

21

Разучивание песни «Самая хорошая».

1

виолончель

Муз.В.Иванникова, сл.Л.Фадеевой

22

Музыкальный инструмент: домра.

1

«Самая хорошая»

Музыкальная сказка «Петя и Волк» муз.С.Прокофьева

23

Разучивание песни «Мы знаем песенку».

1

домра

Муз.Р.Рустамова, сл.Д.Широкова

24

Музыкальный инструмент: балалайка.

1

«Мы знаем песенку»

Музыкальная сказка «Петя и Волк» муз.С.Прокофьева

25

Разучивание песни «Пастушья песня».

1

балалайка

франц.н.п.

26

Повторение песенного материала.

1

музыкальные инструменты

«Кролик», «Стой! Кто идет?», «Самая хорошая», «Мы знаем песенку», «Пастушья песня»

27

Графическая запись мелодии (повторение).

1

музыкальные инструменты

28

Разучивание песни «Дружат дети всей Земли».

1

графическая запись мелодии

муз. Л.Львова-Компанейца, сл.В.Викторова

29

Плавное и отрывистое звучание в музыке.

1

«Дружат дети всей Земли»

музыкальная сказка «Крокодил и Чебурашка» муз. И.Арсеева

30

Разучивание песни «Наша песенка простая».

1

плавное и отрывистое звучание в музыке

муз.А.Александрова, сл.М.Ивенсен

31

Инструменты симфонического оркестра: скрипка, виолончель (повторение).

1

«Наша песенка простая»

Музыкальная сказка «Петя и Волк» муз.С.Прокофьева

32

Разучивание песни «Перепелочка».

1

инструменты симфонического оркестра

белор.н.п.

33

Инструменты народного оркестра: балалайка, домра.

1

«Перепелочка»

Музыкальная сказка «Петя и Волк» муз.С.Прокофьева

34

Повторение песенного материала.

1

инструменты народного оркестра

«Дружат дети всей Земли», «Наша песенка простая», «Перепелочка»

                                                                       7. Учебно-методическое обеспечение

  1. Научно-методическая литература

«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0- IV кл. под редакцией И.М. Бгажноковой - М, «Просвещение» 2007» - Е.Д Критская, Г,П Сергеева, Т.С Шмагина.

2.Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. Особенности эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников  Современные наукоемкие технологии. 2016. №10 (часть 1). С. 119-122.

3. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования//Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: Спутник+, 2014

4. Евтушенко И.В., Казючиц М.И., Чернышкова Е.В. Музыкальное сочинительство как профилактика профессиональной деформации личности педагога-дефектолога // Современные наукоемкие технологии. 2016. №8 (часть 1), С. 111-115.

      5. Казючиц М.И., Евтушенко И.В. Использование современной авторской песни в музыкальном воспитании умственно отсталых обучающихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №5-5. С. 790-794.

                   

                                                        8.Материально – техническое обеспечение

 - детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, , колокольчики);

  - народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки);

 - звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;

- оборудование для видеозаписи и видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном;

- персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;

- нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;

- дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 7класс ( вариант для девочек)

Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год на основе нормативных документов. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках  направления «Техноло...

Рабочая программа ФСВ и ОУР (вариант 1.4)

рабочая программа по формированию слухового восприятия и обучению устной речи, логопедическим занятиям для обучающейся с нарушением слуха и тяжелой умственной отсталостью (вариант 1.4)...

рабочая программа логопедических занятий АООП вариант 2

программа логопедической коррекции АООП вариант 2,  5-8 класс...

рабочая программа учителя логопеда ФГОС вариант 2 умеренная умственная отсталость 7 класс

Коррекционная программа по логопедии составлена  для обучающихся 7  класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубо...

Адаптированная рабочая программа 1 дополнительный класс (вариант 2.2.)

Физическая культура1 дополнительный класс(вариант 2.2)...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литература» (вариант 2.2.2) 5-10 классы Срок освоения: 6 лет

Учебный предмет «Литература» изучается обучающимися с нарушениями слуха на уровне основного общего образования по АООП (вариант 2.2.2) в пролонгированные сроки (с 5 по 10 классы). Данная д...