Рабочая программа по предмету "Музыка" 4 класс 1 вариант УП
рабочая программа по музыке

Степанова Светлана Владимировна

Рабочая программа по предмету "Музыка" 4 класс адаптивной школы-интернат для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными наршениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_4_klass.docx52.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

(4 класс «Музыка» 1 вар.УП)

               Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г.  №273, с приказом  от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), программой по музыке для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», автор И.А.Буравлева и АООП школы. Учебник для общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 2011Критская Е.Д. и др. Музыка. 4 класс. 

       Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).

Танец, музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта.

Музыка призвана развивать детей, эмоционально, творчески обогащать их художественные впечатления.

Музыка способствует нормализации психических процессов, а также преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Цель программы:

Формирование музыкально- певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся адаптивной школы- интерната.

Формы и методы работы по программе:

  • наглядный,
  • словесный,
  • практический.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
  • Обучить детей вокальным навыкам;
  • Воспитательные:
  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
  • Привить навыки сценического поведения;
  • Формировать чувства прекрасного на основе классического и современного музыкального материaла;
  • Развивающие:
  • Развить музыкально-эстетический вкус; Развить музыкальные способности детей:
  • Коррекционные:
  • Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся.

2. Общая характеристика учебного предмета

В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.

3.Место в учебном плане

Учебный план  КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат» в образовательных компонентах содержит предмет музыка.

На изучение данного предмета в учебном плане отводится  1 час в неделю, 34 часа в год. Из них:

1 четверть - ч.                2 четверть - ч.

3 четверть - ч.         4 четверть - ч.

4.Планируемые результаты

Личностные результаты:

 - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка

– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 – развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы; – формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Предметные результаты:  изучение музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности: – формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; – формирование общего представления о музыкальной картине мира; – знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; – формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; – формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; – умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; – умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; – умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе, способность использовать полученные навыки и умения.

Регулятивные - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, выходить из-за стола)

 Минимальный уровень:

                - определение содержания знакомых музыкальных произведений;

               -        представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;

              -        пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

              -        выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

 - знание нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан и счет линеек.

Достаточный уровень:

- распределять дыхание при пении небольшой фразы из выученной песни;

- использовать приемы распева – на 1 слог 2 звука;

- петь знакомую мелодию и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него;

- различать звучание симфонического и народного оркестров;

- различать на слух песню, танец, марш;

- использовать приемы игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные ложки, металлофон;

Диагностический инструментарий: в 4 классе диагностика проводится 2 раза в год (в конце первого полугодия и по окончанию учебного года) по системе бальной оценки (Приложение 1)

Система бальной оценки результатов по музыке

Балл

Характеристика  продвижений

0 баллов

Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом.

1 балл

Обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок,  выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2 балла

Обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкции. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно.

3 балла

Способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла

Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции

с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 баллов

Обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти  не нуждается.

                                                                   

                                                                       5.Содержание программы

Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается специфическими психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

Хоровое пение

Программой предусмотрена систематическая работа над четким и ясным произношением текста.

Особое внимание при работе с учащимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие которой зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений.

Музыкальный материал для пения:

«Наш край» - музыка Д.Кабалевского, слова А.Пришельца; «Игра в гости» - музыка Д.Кабалевского, И.Рахимова; «Ах вы, сени. мои сени» - русская народная песня; «Чудак» - музыка В.Блага, слова М.Везели; «Мамина песенка» - музыка М.Парцхаладзе, слова Д.Пляцсковского; Разучивание песни «Почему медведь зимой спит?»

Игра на музыкальных инструментах

На уроках целесообразно применять ударно - шумовые инструменты: бубен, треугольник, деревянные ложки, барабан, маракас, металлофон.

Предложенные выше произведения содержат разную степень трудности – от простейшего, предназначенного только для учебных целей, до более сложного, предназначенного для выступления на школьных концертах, где особенно эффектны произведения с ритмическим аккомпанементом.

Слушание музыки        

Чтобы воспитать любовь к музыке, надо научить детей ее слушать, и обязательно в качественном исполнении. Здесь на помощь учителю приходят технические средства воспроизведения звука (аудиозаписи, видеофильмы). Сказочность, мир игрушек и животных – вот что привлекает ребенка в начальных классах при прослушивании музыки. Песня, марш и танец – основные жанры, составляющие содержание изученного предмета.

Музыкальные произведения для слушания:

«Детский альбом» - музыка П.Чайковского: «Жаворонок», «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка».

Фрагменты из музыки Ф.Черчиля к кинофильму «Белоснежка и семь гномов», «Ты соловушка, умолкни» - музыка М.Глинки, Лирика в поэзии и музыке.П.И.Чайковский«Осенняя песнь», «Пастораль», Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни, музыкальная сказка «Три поросенка» муз.Д.Уотта, Вступление к опере.Имитация колокольных звонов, М.П.Мусоргский. Музыка средневековья, «Детский танец» муз.С.Майкопара, «Шествие кузнечиков» муз.С.Прокофьева, Романс «Сирень»,  Трубадуры, менестрели.М.П.Мусоргский.Музыка средневековья, Мелодия. С.В.Рахманинов.Жанр: инструментальный концерт. «Песня о России». В.Локтев.Куплетная форма, «Здравствуй, весна», «Песенка слонёнка и мышей»

Музыкальная грамотность

Главное в младших классах – это дать понятие о высоте звука, силе звучания (пиано, форте) и длительности звучания (длинные и короткие звуки), элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажора. Музыкальная грамотность должна стать средством познания музыки.

6.Календарно-тематическое планирование

Тема

колич. часов

дата

Виды учебной деятельности

Музыкальное сопровождение

  1. 2

3 - 4

Характер музыкального произведения.

 «Вся песня просится в Россию». Как мелодия  передает душевное состояние композитора?

2

2

Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи

«Детский альбом» муз.П.Чайковского, «Неаполитанская песенка»

Мелодия. С.В.Рахманинов.Жанр: инструментальный концерт.       «Песня о России».       В.Локтев.Куплетная форма

5

6

Разучивание песни «Наш край».

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»Как звучит вокализ?

1

1

 

Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.

Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

муз.Д.Кабалевского, сл.А.Пришельца.

Вокализ.С.В.Рахманинов.А капелла А.В.Нежданова.     Сопрано.

7

8

Строение музыкального произведения: фраза, предложение.

Как композитор передает осеннее настроение?

1

   

   

     1

     

Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека

фрагменты их музыки Ф.Черчилля к кинофильму «Белоснежка и семь гномов»

Лирика в поэзии и музыке.П.И.Чайковский«Осенняя песнь».

Г.В.Свиридов«Осень», «Пастораль».

9

10

11

Разучивание песни «Почему медведь зимой спит?»

Как композитор изображает зимнее утро?

 Как передает настроение зимнего утра?

1

1

1

Исполнять и разыгрывать  песни, участвовать в коллективных играх драматизациях.

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека

муз.Л.Книппера, сл.А.Коваленкова Выразительность.

Изобразительность.

П.И.Чайковский

«Зимнее утро».Зимний пейзаж.

12

13

14

Музыкальный инструмент: труба.

Как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения?

«Игра в гости» - муз. В. Кабалевского, сл. И. Рахимова.

1

1

1

Узнавать звучание трубы

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека

«Рондо-марш» муз.Д.КабалевскогоМузыкальное прочтение стихотворения.

П.И.Чайковский«У камелька».

А.С.Пушкин«Зимний вечер».

15

16

        17

Разучивание песни «Чудак».

Как звучат народные мелодии в музыке П.И.Чайковского? Какая музыка звучит на ярмарках?

«Как у наших у ворот» - р.н.п.

1

    1

    1

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

муз.В.Блага, сл.М.Везели

Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни.

Обработка русской народной песни.

18

19

Музыкальный инструмент: кларнет.

Как музыкальные впечатления отражались в творчестве поэта?

1

1

Познакомить обучающихся с музыкальным инструментом кларнет

 Познакомить с творчеством А.С.Пушкина.

музыкальная сказка «Три поросенка» муз.Д.Уотта

Вступление к опере.Имитация колокольных звонов.

20

21

22

Разучивание песни «Мамина песенка»

Сюита.

«Старый замок».

1

1

1

Учить петь в унисон, хором

Узнавать, как звучит музыка средневековья?

Распознавать звуки старого замка?

муз.М.Парцхаладзе, сл.М.Пляцковского

Сюита.

Трубадуры, менестрели.

М.П.Мусоргский.

Музыка средневековья.

23

24

Музыкальный инструмент: саксофон.Сюита.

Трубадуры, менестрели.М.П.Мусоргский. Музыка средневековья.

1

1

Познакомить обучающихся с музыкальным инструментом саксофон

«Детский танец» муз.С.Майкопара

25

26

Музыкальный инструмент: флейта.

«Детский альбом» - муз. П. Чайковского: «Жаворонок», Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка».

1

1

Познакомить обучающихся с музыкальным инструментом флейта

Познакомить с творчеством П. И. Чайковского

«Шествие кузнечиков» муз.С.Прокофьева

27

 

   

      28

29

Разучивание песни «Ах вы, сени, мои сени».

Романс «Сирень».

«Ты соловушка умолкни» - муз. М. Глинки, В. Забеллы.

1

     

     1

1

Учить петь в унисон, хором

 Понимать смысл романса «Счастье в сирени живет».

 Слышать, как композитор наполнил музыку теплом и светом?

р.н.п.

Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ.С.В.Рахманинов.

Сопрано.

30

31

Музыкальная живопись.

Три чуда.

    1

1

 Слышать, как композитор «рисует» сказочные музыкальные образы?

«Музыкальная тема.Регистры. Тембры.

Н.А.Римский-Корсаков.

     32

Русский романс.

1

 Слышать, как композитор выражает свои чувства, переживания в романсе?

Романс. М.И.Глинка

«Венецианская ночь».    Муза.

Дуэт.

33

Струнный квартет.

     1

Распознавать струнные инструменты

«За рекою старый дом» муз.И.-С.Баха

Струнный квартет.А.П.Бородин.Ноктюрн.

34

Повторение песенного материала.

1

Узнавать духовые инструменты

Закреплять знания изученного материала

«Здравствуй, весна», «Песенка слонёнка и мышей»

                                                                               

                                                            7. Учебно-методическое обеспечение

1.«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0- IV кл. под редакцией И.М.

Бгажноковой - М, «Просвещение» 2013г.

2. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. (Москва-Владос, 2014);

3.Ю.Б. Алиев.  Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика.(Москва-Владос-пресс, 2014);   4.Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования  М.: Спутник+, 2014

5.Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,  Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2016

                                                             

                                                   

                                                               8. Материально – техническое обеспечение

детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, , колокольчики);

-        народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки);

звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;

-        оборудование для видеозаписи и видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном;

-        персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;

-        нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;

-                дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).

9.Таблица достижения предметных результатов обучения  по музыке в 4 классе 1 полугодие

Разделы

Планируемые результаты

Фамилия,  имя учащегося

Индивиду-

альная работа с учащимися

Пение

Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру

Пение соло и хором

Умение различать части песни

Слушание музыки

Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях

Эмоциональная реакция на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру

Умение определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения

Умение самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению

Умение передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения

10.Таблица достижения предметных результатов обучения  по музыке в 4 классе 2  полугодие

Разделы

Планируемые результаты

Фамилия,  имя учащегося

Индивиду-

альная работа с учащимися

Пение

Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру

Пение соло и хором

Умение различать части песни

Слушание музыки

Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях

Эмоциональная реакция на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру

Умение определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения

Умение самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению

Умение передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 7класс ( вариант для девочек)

Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год на основе нормативных документов. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках  направления «Техноло...

Рабочая программа ФСВ и ОУР (вариант 1.4)

рабочая программа по формированию слухового восприятия и обучению устной речи, логопедическим занятиям для обучающейся с нарушением слуха и тяжелой умственной отсталостью (вариант 1.4)...

рабочая программа логопедических занятий АООП вариант 2

программа логопедической коррекции АООП вариант 2,  5-8 класс...

рабочая программа логопедических занятий АООП вариант 1

рабочая программа логопедических занятий АООП вариант 1...

рабочая программа учителя логопеда ФГОС вариант 2 умеренная умственная отсталость 7 класс

Коррекционная программа по логопедии составлена  для обучающихся 7  класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубо...

Адаптированная рабочая программа 1 дополнительный класс (вариант 2.2.)

Физическая культура1 дополнительный класс(вариант 2.2)...