Певческие голоса
план-конспект урока по музыке

Ладина Олеся Александровна

Урок о формировании певческих голосов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pevcheskie_golosa.doc120.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Певческие голоса

Цель: формирование у учащихся представления о певческих голосах.

Задачи:

  • Познакомить с понятиями «тембр», «певческий голос»; многообразием певческих голосов; выдающимися представителями русской и зарубежной вокальных школ.
  • Развивать тембровый  слух, навыки хорового и сольного пения, умения импровизировать, сравнивать и анализировать.
  • Обогащать музыкально-слуховой опыт учащихся.
  • Расширять кругозор.
  • Воспитывать любовь и интерес к музыке; потребность в общении с музыкальным искусством; эстетический вкус.

Тип урока: освоение новых знаний.

Основы музыкальных знаний: Тембр. Певческие голоса: тенор, баритон, бас, сопрано, меццо-сопрано, контральто, дискант, альт.

Музыкальный материал:

Фрагменты оперных партий, романсов и песен в исполнении выдающихся певцов: С. Лемешева, А. Градского, Л. Паваротти, Х. Каррераса, П. Доминго, А. Бочелли, А. Сафина, Ф. Шаляпина, П. Робсона, М. Магомаева, Д. Хворостовского, Г. Вишневской, А. Нетребко, М. Каллас, М. Кабалье, Р. Флеминг, М. А?ндерсон, К. Ферриер, И. Архиповой, Е. Образцовой, Т. Синявской, Р. Лоретти.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран.

ХОД УРОКА

1. Музыкальное приветствие

2. Знакомство с новым материалом

–  Сегодня вы познакомитесь с самым древним и необыкновенным инструментом. Но его нельзя увидеть и потрогать, а можно только услышать. Что это за инструмент? Кто отгадает эту загадку? (Ответы детей.)

Слайд 2

– Человеческий голос является лучшим музыкальным инструментом. Он обладает самым запоминающимся звучанием. Можем ли мы перепутать голоса родных и друзей? (Нет.)
– Даже если они умышленно изменят свой голос, мы всё равно узнаем его. Чтобы подтвердить это, я предлагаю вам поиграть в игру. (Разучивается и исполняется песня-игра «Догадайся, кто поёт»: дети по очереди выходят, отворачиваются и угадывают по пению своих одноклассников. Для усложнения задачи, можно предложить учащимся изменить свой голос.)


– В чем же загадка? Почему вы так легко определяли голоса друг друга, ведь вы не видели, кто поёт, а только слышали?(По голосу. У нас у всех разные голоса.)

– А как вы думаете, почему голоса у нас разные? (Потому, что мы все отличаемся друг от друга.)

– Действительно, все люди неповторимы. У всех нас разные черты лица, цвет волос и глаз, возраст, пол. Кроме того, у нас по-разному устроены голосовые связки. Благодаря их вибрациям звучит наш голос. Это легко можно ощутить, если положить во время пения пальцы на горло. Попробуйте это сделать. (Действия детей.)
– У каждого из нас свой, не похожий на других,  оттенок голоса. Эту особенную, неповторимую «окраску» голоса музыканты называют французским словом «тембр». Повторите это слово. 
(Тембр.)

Слайд 3

– По какому признаку мы отличаем голоса родных и знакомых? (По тембру.)

– А сейчас мы проведём эксперимент. Послушаем фрагменты звучания разных певческих голосов, а вы, по тембру, определите, в каком из них звучал  мужской, женский или детский голос. (Звучит запись песни «Санта Лючия» в исполнении женского, мужского и детского голосов.) (Ответы детей.)

– Правильно! А как вы отличали, ведь вы не видели исполнителей? (По тембру. У женщин и детей голоса высокие, тонкие, светлые. У мужчин –  низкие, тёмные.)

Слайд 4

– Высота голоса зависит от длины голосовых связок. У женщин и детей связки короче, чем у мужчин, поэтому их голоса всегда выше. Вы уже знаете, что музыкальные инструменты делятся на группы. Так и певческие голоса подразделяются на мужские, женские и детские голоса. Давайте познакомимся с каждой группой поближе.

Слайд 5

– По тембру и высоте различают три типа мужских голосов: тенор, баритон и бас.

Слайд 6

– Тенор – мужской певческий голос, самый высокий по звучанию. Повторите это слово. (Тенор.)

 А сейчас мы познакомимся с известными певцами и послушаем звучание их голосов.

Слайд 7

– Сергей Лемешев – великий русский оперный певец, режиссёр и педагог. В середине прошлого века не имел себе равных по мастерству и популярности. Он покорял слушателей неповторимым, задушевным тембром голоса. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 8

– Многим из вас, наверняка, известно имя Александра Градского. Это известный российский певец, поэт и композитор. Уже много лет его удивительный голос волнует многочисленную команду его почитателей, и все его песни являются образцом вокального мастерства. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 9

– Лучано Паваротти – самый известный в мире итальянский оперный певец. Его прекрасный голос боготворит весь музыкальный мир. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 10

– Хосе Каррерас – известный всему миру испанский оперный певец – тенор. Сцены самых известных оперных театров всего мира готовы принимать маэстро, каждое выступление которого сопровождается бурными овациями. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 11

– Пласидо Доминго – всемирно известный испанский оперный певец. Его великолепный голос обладает мягким, сочным, полетным тембром. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 12

– 7 июля 1991 года в Риме при открытии чемпионата мира по футболу впервые выступили три выдающихся тенора: Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. Запись выступления певцов разошлась рекордным тиражом в истории классической музыки. (Звучит запись голосов.)

Слайд 13

– Андреа Бочелли – невероятно популярный во всем мире итальянский певец (тенор), исполнитель классической и популярной музыки. Слепой певец с необычным голосом. Во всем мире было продано 55 миллионов дисков этого исполнителя. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 14

– Алессандро Сафина – итальянский оперный и эстрадный певец, актёр. Обладает редким и красивым голосом, услышав раз который, забыть невозможно. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 15

– Бас – низкий мужской певческий голос. Самый низкий из всех голосов. Повторите это слово. (Бас.)

Слайд 16

– Фёдор Шаляпин – выдающийся русский оперный певец. О нём писали, что в "Москве – три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Иванович Шаляпин». Шаляпин был разносторонне одаренной личностью – увлекался живописью, графикой, скульптурой, обладал литературным талантом, снимался в кинофильмах. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 17

– Поль Робсон – американский певец (бас), актёр, правозащитник, полиглот. Он исполнял песни и говорил более чем на 20 языках, в том числе и на русском. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 18

– Баритон – средний мужской голос между басом и тенором. Красивый насыщенный голос мужественного характера, отличающийся полным и сильным звучанием, мягким, приятным тембром и выразительностью. Повторите это слово.(Баритон.)

Слайд 19

– Муслим Магомаев – азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец и композитор. Он обладал необыкновенным, красивым голосом. В его репертуаре было более 600 произведений. По сей день, он остаётся кумиром для многих поколений людей. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 20

– Дмитрий Хворостовский – выдающийся российский и британский музыкант и один из лучших баритонов современности, которого знает весь мир. Он поёт в лучших оперных театрах мира. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 21

– А теперь пришло время познакомиться с женскими голосами. Как и мужские голоса, они подразделяются на три типа: сопрано, меццо-сопрано и контральто.

Слайд 22

– Сопрано – самый высокий женский голос. Повторите это слово. (Сопрано.)

Слайд 23

– Галина Вишневская – известная всему миру российская оперная певица, театральный режиссёр, педагог, актриса. Ее прекрасный голос покорил миллионы людей в разных странах мира. Галина Вишневская пела на всех крупнейших сценах мира. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 24

– Анна Нетребко – одна из самых знаменитых современных российских оперных звезд, обладающая голосом удивительной красоты. Певицу наперебой приглашают все главные мировые театры и фестивали. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 25

– Мария Каллас – греческая и американская оперная певица (сопрано), одна из величайших певиц ХХ века. Восторженные зрители при жизни наградили её титулом «Божественная». (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 26

– Монсеррат Кабалье – испанская оперная певица. Специалисты считают, что репертуар Кабалье – один из самых обширных среди всех певиц, обладающих сопрано. Она поет итальянскую, испанскую, немецкую, французскую, чешскую и русскую музыку. Ее голос имеет и мягкость, и непревзойденную силу. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 27

– Рене Флеминг – это всемирно известная американская оперная певица, обладательница прекрасного, незабываемого голоса. (Звучит запись голоса певицы.)

Слайд 28.

– Контральто – самый низкий женский голос. Повторите это слово. (Контральто.) Этот голос встречается  довольно редко и отличается особой выразительностью.

Слайд 29

– Мариан Андерсон  – одна из наиболее выдающихся американских певиц 20 века. Она была первой негритянской певицей, выступавшей на оперной сцене. О ней говорили: «Такой голос слышишь раз в столетие». (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 30

– Кэтлин Ферриер – выдающаяся английская певица 20 столетия. Она обладала одним из красивейших голосов, настоящим контральто, который отличался особой теплотой и бархатистостью. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 31

– Меццо-сопрано – женский певческий голос, средний между сопрано и контральто. Повторите это слово. (Меццо-сопрано.)Для этого голоса характерен более глубокий и насыщенный звук, по сравнению с высоким сопрано.

Слайд 32

– Ирина Архипова – выдающаяся российская оперная певица и педагог. Ее голос, мощный, богатый оттенками, обладал магической силой воздействия на слушателя.  (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 33

– Елена Образцова – это знаменитая во всем мире российская оперная певица, актриса, педагог. Она ведет активную концертную деятельность в России и по всему миру.  (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 34

– Тамара Синявская – российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог. Выдающаяся представительница русской вокальной школы, обладающая уникальным, благородным и сильным голосом. Её голос вы слышали в начале урока.

Слайд 35

– И, наконец, детские голоса. Существует два типа детских голосов: дискант и альт.

Слайд 36

– Дискант – это высокий детский певческий голос. Повторите это слово. (Дискант.)

Слайд 37

– Альт – низкий детский певческий голос. Повторите это слово. (Альт.)

Слайд 38

– Робертино Лоретти – итальянский певец, В начале 60-х годов 20 века, в подростковом возрасте, он завоевал мировую известность, благодаря своему очаровательному, ангельскому голосу-дисканту. (Звучит запись голоса певца.)

4. Итог урока

– С каким необыкновенным музыкальным инструментом вы сегодня познакомились? (С голосом.)
– Как называется та особенная, неповторимая «окраска» голоса, по которой мы узнаём голоса других людей? 
(Тембр.)
– Сегодня вы узнали, что существует большое разнообразие певческих голосов. Какие названия вы запомнили? 
(Ответы детей.)
– Теперь вам известны имена выдающихся артистов с мировой славой. Кто вам больше всех запомнился? 
(Ответы детей.)
– Чтобы профессионально научиться петь и достичь уровня выдающихся певцов, нужно много и упорно трудиться. Но, если у вас не хватает на это таланта и времени, знайте, что пение для себя  сможет принести вам большое удовольствие и оно необычайно полезно для здоровья! 
Вот и подошёл наш урок к концу. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации. Развитие певческого голоса у детей 6 – 12 лет с использованием фонопедического метода

«Методические рекомендации развития певческого голоса у детей 6 – 12 лет с использованием фонопедического метода» предназначены для организации учебных занятий с учащимися 1- 5 классов. Особое в...

ОХРАНА И ГИГИЕНА ДЕТСКОГО ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА В УСЛОВИЯХ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ

Охрана и гигиена детского певческого голоса в условиях вокально-хоровой работы...

Певческий голос и некоторые проблемы постановки голоса

Данные рекомендации посвящены методам использования физиологически обоснованных защитных механизмов голосовых связок в вокальной технике. В настоящее время эти вопросы являются очень животрепещу...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

Воспитание певческого голоса в детском хоре.

Воспитание певческого голоса необходимо начать с разогрева голосового аппарата. Распевание - материал, развивающий певческий голос. В методической разработке говорится о связи распевания с работой над...

Гигиена певческого голоса

Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата.  ...

Классификация основных методов воспитания певческого голоса. Методические рекомендации

Методы вокальной педагогики многочисленны и разнообразны, даже если учитывать только те, что применяются в современной практике.Педагогические методы можно разделить на две группы: одни приводят певца...