Портрет зеркало души урок по музыке 5 класс
план-конспект урока по музыке

Родионова Наталья Александровна

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока в 5 классе «Портрет – зеркало души»

Цель: подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрет – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств.

Задачи:

Предметные: формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; развивать художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке и живописи, как способе выражения духовных переживаний человека.

Метапредметные: активизировать готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального и изобразительного искусства; развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному и изобразительному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности в повседневной жизни учащихся.

Личностные: формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой и живописью; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных и изобразительных; овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: изучение нового материала.

Оборудование: мульмидийный проектор, презентация к уроку, репродукции портрета Струйской Ф. С. Рокотова, «Ноктюрн» М. И. Глинка, Н. Паганини «Каприс 24»; дидактический материал: сравнительная таблица «Элементы музыкальной речи и художественной выразительности», словарь эстетических эмоций, анализ интерпретация музыкального произведения и произведения живописи, репродукции женских и мужских портретов русских художников 18-19 века: В.Л. Боровиковского, Ф.С. Рокотова,  А.П. Антропова, И.Е. Репина, К. Брюллова.

Ход урока:

1. Приветствие – Распевка:  Скороговорка:» «Помоги художнику картину сотворить, пряжки серебром на сапогах посеребрить.

Тема на доске (Слайд 1).

Подготовка   рабочей тетради (в виде таблицы) – Слайд 2:

  • Музыка XVIII века    Художники XVIII
  •   XVIII-XIX века            XVIII-XIX века

Слайд 3:

Притча о художнике (на фоне звучания музыки)

Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное. Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО! До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он и они, - в совершенную картину. Художник этот был Великим Мастером Красоты! Он прикасался взглядом души к тому, что видел – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо. Незамеченная прежде красота – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника! Однажды он взялся за портрет худенькой неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась себя и всегда смущенно прятала глаза. «Столь некрасива и худа, а ты ее рисовать задумал!»- говорили художнику люди. Но художник никого не слушал и рисовал….

И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть-чуть смущенных глаз – вдруг ожили на полотне, прекрасный образ создавая.

И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я…

Так хороша картина!»

«Я - только зеркало с улыбкой художник отвечал,-

Тебе я красоту души твоей лишь показал!

Теперь живи, ее от мира не тая»…

Слайд 4

Можем ли мы  «услышать» живопись? А  «увидеть» музыку? Нам предстоит найти ответы на эти вопросы на сегодняшнем уроке.

Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком.

Слайд 5

Работа по группам (синквейн): составить музыкальное выражение и художественное выражение (понятие «портрет»).

Слайд 6

Проверка, составленных определений:

Музыкальное  выражение: Слово «Портрет» в музыкальном искусстве - метафора. Выражая чувства, настроение человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить что за  человек перед нами;    

Художественное   выражение: Портрет (фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир).

Слайд 7

Определение темы урока (из собранных детьми выражений определяем тему урока). ? – «Портрет- зеркало души».

Слайд 8

Путешествие в историю (видеофильм – «Книга»).

- Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного, о средствах передачи образов в произведениях, художники и композиторы разных эпох пытались разгадать эту тайну и показать ее миру.

Слайд 9

Фильм о Никколо Паганини (? – определяем из фильма характер музыкального произведения в музыкальную палитру). Просмотр.

Слайд 10

Задание - «Музыкальная палитра» (на доске составляют цветовую палитру по характеру музыки).

Проверка составленного задания «Музыкальная палитра».

Слайд 11

Работа по группам у доски: соотнести к цветовой палитре эмоциональные состояния человека.

Слайд 12

Просмотр художественного фильма «Образ Никколо Паганини глазами художников». Дать характеристику по просмотренному видео фрагменту - взаимосвязь музыки и худ.образов Н.Паганини?

Слайд 13

Путешествие с 18 в 19 век (Фильм).

Слайд 14

Прослушивание музыкальной композиции М.И. Глинка «Ноктюрн» (разлука). Задание: Найди  ошибку в произведении: «Музыкальная палитра» (на слайде показаны цвета, где ребята должны найти ошибку и оставить только те цвета, которые соответствуют характеру произведения).

Из истории изобразительного искусства:

18 век в России – называют веком портрета, где играет ведущую роль в русском изобразительном искусстве (Слайд 15).

Портреты воссоздают яркую и живую картину нравов, моды и вкусов эпохи того времени.

В это время работают такие известные портретисты, как Владимир Лукич Боровиковский и Федор Степанович Рокотов и представляют нам известнейшие и великолепные шедевры русской и мировой живописи 18 века - «Портрет М. И. Лопухиной», 1797 и «Портрет А.П. Струйской»,1772 (Слайд 16). 

Портрет Лопухиной передает самые нежные и тонкие черты этой женщины. Художник очень удачно подобрал цвета свежести, юности и румяности. При всей своей неподвижности она полна движения. Картина поражает невероятной красотой.

Портрет Струйской в свою очередь стал воплощением всех положительных женских качеств: в ее образе собраны тонкие черты лица, нежность, свежесть и молодость. Наиболее притягивающим к образу юной красавицы, стали глаза. На картине это наиболее темный элемент. Почти черные глаза стают центральным объектом на картине. С самого начала привлекая к себе зрителя и не давая ему возможности сосредоточиться на чем-то другом.

Вместе с женскими образами выступали мужские образы и часто на портретах можно было увидеть представителей власти и высшего света (Слайд 17).

На этом слайде мы видим портреты 19 века, где можно заметить, что художники стали более смелыми в выборе цветовой палитры, пластики фигур и разнообразных композиционных решений (Слайд 18-19). 

Задание:

Охарактеризуйте, как цвет влияет на эмоциональное состояние в портретах? (приглашаются 2 учащихся к доске для характеристики портретов).

Также можно отметить, что портреты 18-19 веков были костюмированные. Картины передают информацию о месте человека в обществе, была разработана целая азбука цветов, азбука расположения лент и бантов на платье, азбука «мушек», которые дамы наклеивали на лицо, правила игры веером (раскрытый, сложенный, поднятый, опущенный и т.п.)). Фоном для изображения служит тихий пейзаж.

Одной из главных тем здесь становится воспевание идеального образа женщины. Художник должен был прежде всего изображать женское очарованье, в чем бы оно не заключалось (Слайд 20).

В живописи цвет всегда играет огромную роль, он передает настроение, форму, характер, изображенного человека (Слайд 21). 

И сегодня в практической части урока вы сами в этом убедитесь.

Мы с вами окунулись в мир искусства, познакомились с различными художественными образами, которые воспевают музыка и изоискусство.

И вы тоже творцы, и тоже можете создавать свои шедевры.

Давайте немного пофантазируем под музыку.

- Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова и композитора Михаила Ивановича Глинки образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок» - «романтический образ любимой,  «зыбкость, воздушность» - « мелодическая фантазия о любви», «загадочность и таинственность» - «тембральная чувственность инструментальных голосов», «вибрация света и цвета» -  плавные аккордовые модуляции», «поэтическая хрупкость чувств» - «переменчивая динамика», «затаенность душевных проявлений» - «регистровые изменения мелодического рисунка».

Задание: «Портрет современными глазами» - Дети разделены на 2 группы (по 10 человек) и им нужно собрать портрет (аппликацию) в теплых или холодных тонах по прослушанным музыкальным фрагментам («Каприс 24» Н.Паганини и «Ноктюрн» М.И. Глинка).

Вывод урока

В наследии каждого великого мастера - будь он писатель, композитор или художник – непременно есть творение, которое нерасторжимо с его именем. Как бы концентрирует в себе все самое яркое и значительное, что заложено в этом мастере. Тем и отличается высокий талант, что он вырабатывает свой образ – зеркало души и тот хранит его от забвения.

Исполняем песню «Я нарисую мир».

Рефлексия

Детям предлагалось выразить свои эмоции по окончании урока смайликами (красный – понравилось, зеленый – что-то не понял).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"

В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У ...

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"

Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....

Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....

Урок ИЗО по теме "Портрет – зеркало души"

Урок изобразительного искусства по теме "Портрет – зеркало души"...

Открытый урок по теме: В. Г. Распутин «Уроки французского. Милосердие – зеркало души»

анализируя текст, показать учащимся душевность и чуткость учительницы; раскрыть нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина; выявить авторскую позицию и точки зрения учащихся на проблемы...

Творческий проект "Портрет как зеркало души"

 Не смотря на то, что уже более ста лет фотография успешно справляется с задачей сохранения для потомков портретов наших современников, я считаю, что созданный художником портрет не только...

Проект "Портрет как зеркало души"

Творческий проект прикладного характера. Эмоциональные переживания, связанные с образом близкого человека, способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания ...