Удивительный мир музыкальных образов
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Цыганкова Татьяна Геннадьевна

Конспект открытого урока по музыке для 6 класса на тему "Удивительный мир музыкальных образов» по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение

Средняя   общеобразовательная школа №21

Конспект открытого урока по музыке для 6 класса

на тему "Удивительный мир музыкальных образов»

по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой

 

Составитель – учитель музыки

высшей категории

Цыганкова Татьяна Геннадьевна

г. Таганрог, Ростовская область

2020 г.

Класс, урок: 6 класс, 1 урок 

Раздел: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

Тема: «Удивительный мир музыкальных образов»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока:

  • знакомство обучающихся с миром музыкальных образов;
  • формирование осознанного отношения к музыке как к части жизни в целом и внутреннего мира каждого человека в частности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • учить осмысленно воспринимать музыкальные произведения (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке);
  • формировать вокально-хоровые навыки.

Развивающие:

  • развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
  • развивать музыкальное восприятие-мышление, музыкальные способности.

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
  • воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать слушательскую культуру.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование представления о музыкальных образах, повторение понятий вокальная и инструментальная музыка, интонация;
  •  развитие навыков пения -интонация, дыхание, артикуляция, интонационно и ритмически правильное, выразительное исполнение песни;
  • умение воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание произведения.

Метапредметные:

  • формирование понимания роли искусства в мире, связи музыки с окружающим миром;
  • умение находить ассоциативные связи между музыкой и разными сторонами жизни людей. (анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, синтез.)

Личностные:

  • умение в ходе творческой деятельности и нахождения ответов на поставленные обще-эстетические вопросы;
  • понимание роли музыки в жизни человека.

Методы: метод художественной драматургии, метод интонационного анализа, метод сравнения, метод эмоционального сопоставления, метод наблюдения за музыкой, пластическое интонирование.

Оборудование: фортепиано, проектор, ноутбук, колонки, микрофоны.

Ход урока.

Слайд: граммофон

Вход обучающихся в кабинет музыки под песню «Нарядные пятерки».

У: Здравствуйте, ребята!

Д: Здравствуйте, учитель!

У: Ребята, когда вы входили в класс, звучала музыка. К какому музыкальному жанру она относится?

Д: Это – песня.

У: О чем была эта песня? Какое название можно придумать к этой песне?

Д: Это песня о школе, школьной жизни, о хороших оценках.

Ребята придумывают названия к песне.

У: Когда вы услышали песню, какое настроение у вас возникло?

Д: Ощущение праздника, радости.

У: О какой оценке шла речь?

Д: О «5».

У.: А как «5» называют в тексте песни? Какая она?

Д.: Нарядная.

У.: Скажите, а вам нравится получать «5»? Говорят, если сильно чего-то пожелать, то желание обязательно исполнится. А если еще и спеть…. Давайте выучим фрагмент этой песни.

Слайд: Текст припева

Разучивание и исполнение припева песни «Нарядные пятерки».

У: Ребята, получилось представить себя в роли отличника? Какие эмоции вы испытали?

Д: Гордость, радость, ответственность.

У: Эта песня называется «Нарядные пятерки». (Сравнить названия песни, что придумали дети) Мысли и чувства, которые вы прочувствовали, помогла испытать нам музыка и ее автор – Елена Обухова, современный детский композитор.

Слайд: портрет

Музыка передала нам те чувства и настроения, которые испытал сам композитор. Е. Обухова как бы общалась с нами, своими слушателями.

Слайд: «Искусство есть средство общения с людьми»

Литература – общение писателя и читателя

ИЗО – общение художника и зрителя

Музыка – общение композитора и слушателя

У М.П. Мусоргский есть такие слова: «Искусство есть средство общения с людьми». Давайте вспомним, какие основные виды искусства вы знаете и как искусство «общается с людьми»? Для чего нужно искусство? (Работа со слайдом)

Слайд: Явления жизни-чувства, переживания людей-музыкальный образ-музыкальный язык- музыкальное произведение.

Таким образом, композитор выражает свои мысли и чувства в звуковой форме и передает их слушателям. Происходит общение между композитором и слушателем через музыкальные образы.

Ребята, что такое музыкальный образ, как вы думаете?

Д: Композитор пишет музыкальное произведение, в котором рассказывает о каких-либо событиях с помощью звуков, музыкальных инструментов, темпа, динамики…

Слайд: музыкальный образ – это творческий замысел, жизненное содержание, которое создает композитор, используя богатые возможности музыкального языка.

Какой музыкальный образ возникает, когда при слушании песни «Нарядные пятерки»?

Д: Образ праздника, школьных будней, образ нашей школьной жизни.

У: Сегодня мы начнем наш большой разговор на тему: «Удивительный мир музыкальных образов». Эпиграф к теме звучит так:

«Музыка, как и любой вид искусства,
передаёт мысли того, кто её создал,
мысли и чувства тех, кого она изображает»
В. А. Сухомлинский.

Слайд: Что хотел сказать композитор?

Правильно понять тот или иной музыкальный образ поможет интонация.

Торжественная, печальная, тревожная, спокойная, настойчивая, нежная…

Интонация – выразительный мелодический оборот, наполненный смыслом, окрашенный чувством, переживанием.

(Что хотел сказать композитор?) Правильно понять тот или иной музыкальный образ поможет интонация. Интонация – главное свойство музыки, именно она способствует созданию музыкального образа. (Правильно понять тот или иной музыкальный образ поможет интонация.) Какие бывают музыкальные интонации?

Д: Веселые, грустные, радостные, печальные… (Торжественная, печальная, тревожная, спокойная, нежная…)

У.: (Интонация – выразительный мелодический оборот, наполненный смыслом, окрашенный чувством, переживанием.) Интонация – выразительный мелодический оборот, наполненный смыслом, окрашенный чувством, переживанием. Оказывается, с помощью различных интонаций композиторы разговаривают со слушателями. Вот и я вам предлагаю такую музыкальный разговор: я вам наиграю несколько музыкальных интонаций, а вы расскажите какую эмоцию, какое чувство вы услышите в этих звуках. (Интонации: кукушка м.3, плач м.2, настойчивость ч.1(ритм из Симфонии №5 III ч. Бетховена), энергия ч.4)

Дети слушают, участвуют в обсуждении, пропевают предложенные интонации.

У: Из интонаций складываются музыкальные образы. Какие бывают музыкальные образы. Для этого предлагаю разделиться на две группы: практики – это наши одноклассники из вокального ансамбля «Акварель», которые исполнят фрагменты любимых песен, и теоретики – ваша задача не просто послушать песни. Вслушайтесь в интонацию и мелодию, и вы сможете дать научное заключение вида музыкального образа. (Виды музыкальных образов)

Слайд: Виды музыкальных образов

Лирические (звучит фрагмент песни «Профессия - мама»)

Эпические («Смуглянка»)

Драматические

Комические (Звуки музыки, «Песня о веселых зонтиках»)

Сказочные, фантастические

 (звучит фрагмент песни «Профессия - мама»)

У: Ребята, кто главный герой песни? Расскажите о его характере.

Д.: Главный герой песни – мама. Она добрая, ласковая, нежная… Образ мамы.

У.: Лирический образ (Лирические)

(звучит фрагмент песни «Смуглянка»)

У.: Ребята, о чем эта песня? (Ответы) О каких исторических событиях говорится в песне?

Д.: Здесь говорится о Великой Отечественной Войне. А также поется о любви.

У.: Если в произведении описывают исторические события, героев, подвиги, то это – эпические образы. (Эпические)

Кроме лирических и эпических образов можно выделить драматические, комические, сказочные образы. (Слайд с названиями) Я предлагаю послушать музыку и определить музыкальные образы.

Звуки музыки исполняет дуэт.

О чем эта песня? Какой у нее образ?

Д.: (ответы)

У.: А эта необыкновенная музыкальная загадка от нашего одноклассника. Он спрашивает: «Какой образ в этом музыкальном произведении?»

Звучит видеофрагмент «Веселые жонглеры»

Д.: (ответы)

У.: Еще один фантастический музыкальный образ не оставит вас равнодушными

Звучит видеофрагмент «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова в вокальном исполнении

Д.: (ответы)

Молодцы. В прошлом учебном году мы разучили много песен. Я уверена, что эту песню вы узнаете с 5 нот. (звучит фрагмент песни «Песня о веселых зонтиках», исполнение). С каким настроением звучит эта песня? Как вы думаете, какой здесь музыкальный образ?

Слайд: тест песни «Песня о веселых зонтиках»

Исполнение песни «Песня о веселых зонтиках»

Ребята, я вам предлагаю вспомнить наш урок. О чем шла речь на уроке?

Д.: О музыкальных образах. (Слайд с темой урока)

Скажите, для чего нам нужно разбираться в музыкальных образах, что такого удивительного есть в них?

Д.: Чтобы лучше понять, что хотел сказать композитор. Лучше понять музыкальное произведение. Мы научились понимать, как определять тот или иной музыкальный образ.

Чтобы подвести небольшую черту, я предлагаю вам создать синквейн по теме нашего урока «Удивительный мир музыкальных образов».

- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное) - ОБРАЗ

 - Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

 - Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

 - Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

 - Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Читаем синквейны.

Вывод: Удивительный мир музыкального образа как раз и заключается в том многообразии интонаций, мелодий музыкальных произведений, погружаясь в образный строй которых, раскрываются различные грани духовного мира человека: мы волнуемся, грустим, радуемся… На последующих уроках мы с вами будем знакомиться с удивительными образами вокальной и инструментальной музыки.

Домашнее задание - слайд

Наш урок подходит к концу, а в конце урока обычно выставляют оценки. Давайте помечтаем вначале учебного года об отличных оценках и на уроке «Музыки», и на других предметах. Попытайтесь представить, что у вас не просто «5», а самая красивая и нарядная оценка!

Итак, сегодня всем за урок «5». Ловите свои «5» и пойте вместе снами.

Исполнение песни «Нарядные пятерки» анс. «Акварель», припев все вместе. А эти «5» вам в подарок о нашем уроке. («5» - пряник)

- Первая строка. ОБРАЗ______________________________________

 - Вторая строка. ________________________________________________

 - Третья строка. ________________________________________________

 - Четвертая строка. _______________________________________________________________

 - Пятая строка. ________________________________________________.

- Первая строка. ОБРАЗ______________________________________

 - Вторая строка. ________________________________________________

 - Третья строка. ________________________________________________

 - Четвертая строка. _______________________________________________________________

 - Пятая строка. ________________________________________________.

- Первая строка. ОБРАЗ______________________________________

 - Вторая строка. ________________________________________________

 - Третья строка. ________________________________________________

 - Четвертая строка. _______________________________________________________________

 - Пятая строка. ________________________________________________.

- Первая строка. ОБРАЗ______________________________________

 - Вторая строка. ________________________________________________

 - Третья строка. ________________________________________________

 - Четвертая строка. _______________________________________________________________

 - Пятая строка. ________________________________________________.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.

Нарядные пятерки, нарядные пятерки 

Нам счастье прибавляют за труды 

И мы, расправив крылья, бежим учиться в школу, 

Учителю несем всегда цветы. 

Полученные знанья добавят всем старанье 

И в дальний путь помогут нам идти. 

И кружевом вскружится заветное желанье, 

Дорога света ждет нас впереди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по музыке "Удивительный мир музыкальных инструментов" 3 класс

Материал предазначен для проведения внеклассных занятий по предмету "Музыка"для обучающихся 3 класса. В доступной игровой форме знакомит с   ударными, духовыми и струными инструментами....

6 класс - Урок № 1 - Удивительный мир музыкальных образов

Цели: o      Показать на примере музыкальных произведений жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, инструментальная баркарола и родство музыкальной и разговорной речи.o...

Удивительный мир музыкальных образов Урок музыки в 6 классе урок 1

Данный урок по программе "Музыка" в 6 классе авт Сергеева ГП, Критская ЕД. Конспект дополнен презентацией с интерактивным кроссвордом.Тема урока. Удивительный мир музыкальных образов....

Удивительный мир музыкальных образов.

1 урок по музыке в 6 классе. Раздел "Мир образов в вокальной и инструментальной музыке"...

Удивительный мир музыкальных образов

laquo;Искусство, есть средство беседы с людьми», — говорил М. Мусоргский, а Н. Римский-Корсаков называл музыку «искусством поэтической мысли, которое сродни нашей речи...» Слу...